Проект
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_shvartsa.docx | 152.69 КБ |
Исследовательский проект «Что расскажет анализ крови»
Когда мы приходим на приём к врачу с жалобами на разные недомогания, чаще всего первое, что рекомендует нам доктор - сдать кровь на анализ.
Замучил кашель - нужен анализ крови. Кружится голова? Нужен анализ крови. Боли в животе? Снова идём сдавать кровь. Даже совершенно здоровые люди при прохождении медицинских осмотров отправляются «колоть пальчик». Вот и мы, всем классом, не так давно прошли эту, не совсем приятную, процедуру. Казалось бы, булавочный укол - а вызывает столько переживаний
Я задумалась: Почему анализ крови назначают и больным и здоровым людям? Что может «рассказать» доктору результат исследования крови? И что означают эти непонятные буквы и цифры в распечатке анализа?
Попробую разобрать в этих вопросах и найти ответ на них.
Актуальность исследования:
Анализ крови помогает оценить состояние здоровья, а здоровье - самое ценное, что есть у человека.
Тема исследования: Что расскажет анализ крови
Объект исследования: кровь
Предмет исследования: анализ крови
Цель исследования: выяснить, как анализ крови «отражает» состояние здоровья человека.
Гипотеза: возможно, что в крови человека появляются микробы, а их наличие говорит о том, что человек нездоров.
Задачи:
Методы исследования: анализ, беседа, сравнение, наблюдение, интервью, анкетирование, экскурсия, эксперимент.
В детских энциклопедиях [1,3,4,5], Интернет- сети [9,10] я нашла огромное количество информации по теме исследования. Я даже не предполагала, сколько научных загадок таит в себе кровь.
Попробую их разгадать!
Важную для меня информацию стала записывать в дневник исследователя, который так и назвала- «Загадки крови»
Загадка № 1. Что такое кровь?
Организм человека пронизан клетками сосудов: капилляров, артерий и вен. По ним непрерывно движется самая удивительная жидкость в мире – кровь. Она движется по замкнутой системе кровеносных сосудов и никогда не покидает кровеносное русло. Благодаря ей, человеческий организм насыщается кислородом, получает полезные вещества и сохраняет тепло.
Свежая кровь – это красная непрозрачная жидкость. Кровь считают жидкостью, наравне с водой, но воды в ней всего 50%. На самом деле- это соединительная ткань, такая же кости, хрящи, только в жидком виде.
Сама кровь не может двигаться по организму человека, ее «заставляет» двигаться сердце.
Почти 2 тысячи лет ученые пытались разгадать, как работает сердце. И только в XVII веке английский ученый Уильям Гарвей доказал, что сердце работает, как живой никогда не останавливающийся насос для перекачки крови. Сердце работает день и ночь, не переставая.
Сердце – это мышца, которая находится в левой части груди, размером примерно с кулак. Сердечная мышца обеспечивает циркуляцию, т. е. круговорот, крови в организме человека. Иногда человек слышит, как бьется его сердце. Можно несколько раз ритмично сжать в кулак и разжать ладонь, примерно так сжимается и расслабляется сердечная мышца, проталкивая через себя кровь.
Загадка 2. Какие функции выполняет кровь?
Функции крови:
ТРАНСПОРТНАЯ
Кровь доставляет кислород в органы, забирает из них образовавшийся углекислый газ и переправляет его в лёгкие, развозит по всему организму питательные вещества; доставляет ненужные вещества к выделительным органам- почкам
ЗАЩИТНАЯ
Врагов, от которых она защищает не увидеть- они слишком малы. Ведь это проникающие в организм бактерии и возбудители инфекционных болезней. Но в крови есть клетки, которые всегда начеку, постоянно ведут бой с непрошенными гостями.
ТЕРМОРЕГУЛЯТОРНАЯ
Кровь регулирует температуру тела. Нагреваясь в органах (мышцах, печени), кровь переносит тепло к другим органам и коже. Именно поэтому наше тело всегда приятно тёплое.
Загадка 3. Какой состав имеет кровь?
В этом вопросе мне помогла разобраться учитель биологии Наталья Вадимовна.
Кровь состоит из плазмы и из форменных элементов, т.е. клеток крови.
Чтобы запомнить состав крови, можно выучить стихотворение:
Эритроциты (от греч. ἐρυθρός — красный и κύτος — вместилище, клетка) также известные под названием кра́сные кровяны́е тельца́, впервые с помощью микроскопа увидел голландский ученый Антони ван Левенгук.
Эритроциты имеют двояковогнутую форму. Эритроциты красные, потому что они содержат особое вещество – гемоглобин, в состав которого входит железо. Именно оно придает эритроцитам (и крови) красный цвет.
Это – клеточки-почтальоны. Они переносят кислород из лёгких к тканям тела и транспортируют углекислый газ в обратном направлении.
В 1 мл крови содержится до 5 млн. эритроцитов. Они рождаются в самом надежном и защищенном месте – внутри костей, в так называемом красном костном мозге.
120 дней – срок службы каждого эритроцита. Процесс образования и разрушения этих клеток происходит непрерывно.
1.2. Клетки крови. Функции клеток крови
Эритроциты (от греч. ἐρυθρός — красный и κύτος — вместилище, клетка) также известные под названием кра́сные кровяны́е тельца́, впервые с помощью микроскопа увидел голландский ученый Антони ван Левенгук.
Эритроциты имеют двояковогнутую форму. Эритроциты красные, потому что они содержат особое вещество – гемоглобин, в состав которого входит железо. Именно оно придает эритроцитам (и крови) красный цвет.
Это – клеточки-почтальоны. Они переносят кислород из лёгких к тканям тела и транспортируют углекислый газ в обратном направлении.
В 1 мл крови содержится до 5 млн. эритроцитов. Они рождаются в самом надежном и защищенном месте – внутри костей, в так называемом красном костном мозге.
120 дней – срок службы каждого эритроцита. Процесс образования и разрушения этих клеток происходит непрерывно.
Лейкоциты (от др.-греч. λευκός — белый и κύτος — вместилище, тело) - белые кровяные клетки, по размеру больше эритроцитов. Они способны изменять свою форму и самостоятельно двигаться даже против тока крови, поэтому их называют блуждающими.
Лейкоциты способны выходить через стенки кровяного сосуда в органы и ткани, которым грозит опасность, их задача – оберегать нас от микробов. Лейкоциты обычно овальной формы, но если в организме начинается какой-нибудь воспалительный процесс, лейкоциты тут же выпускают ложноножки и активно передвигаются к очагу инфекции. Можно сказать, бегут со всех ног. Как только микробы через ранку или во время болезни появляются в крови, лейкоциты целыми отрядами атакуют их и уничтожают. В этой борьбе многие лейкоциты гибнут, именно тела скопившихся лейкоцитов образуют гной.
В 1 мл крови содержится от 6 до 8 тысяч лейкоцитов.
Тромбоциты-(от греч. θρόμβος — сгусток и κύτος —клетка)- бесцветные клетки крови. кровяные пластинки. Это самые маленькие из клеток крови. Они помогают крови свёртываться, когда человек повреждает кожу.
Как только у нас образуется ранка, тромбоциты спешат к ней, и, жертвуя собой, затягивают её.
Прибыв к месту повреждения, они погибают, и при гибели образуется вещество, фибрин, которое, как сетка, покрывает рану. В той сетке «запутываются» другие клетки, образуется тромб, закрывающий ранку, и кровотечение прекращается. Значит тромбоциты выполняют защитную функцию, участвуя в свертывании крови.
Срок жизни тромбоцитов- около 4 дней.
Нормальное содержание тромбоцитов в крови от 150 до 400 тыс в 1 мл.
Обобщим полученную информацию:
Название клеток крови | Внешний вид | Особенности строения | Содержание в 1 мм3 крови/ срок службы | Функция клетки |
Эритроциты (от греч. ἐρυθρός — красный и κύτος — вместилище, клетка) | Красного цвета, имеют форму двояковогнутого диска, содержат гемоглобин | 5 млн / 120 дней | Транспортная (перенос кислорода и углекислого газа) | |
Лейкоциты (от др.-греч. λευκός — белый и κύτος — вместилище, тело) | Белые, крупнее эритроцитов, овальной формы, способны менять форму тела | от 6 до 8 тысяч / 8-12 дней | Защитная (защищают организм от болезней и борются с инфекциями, атакуют и убивают микробов, поглощая их ) | |
Тромбоциты (от греч. θρόμβος — сгусток и κύτος —клетка) | Самые маленькие из клеток, бесцветные кровяные пластинки | от 150 до 400 тыс/ около 4 дней. | Защитная (закрывают собой рану и останавливают кровотечение) |
Я рассмотрела клетки крови под микроскопом. Лучше всего были видны эритроциты, т. к. их больше всего в крови они самые яркие (красные).
Итак, подведём промежуточный итог.
1. Кровь - жидкая соединительная ткань.
2.Кровь выполнят транспортную, защитную и терморегуляторную функции.
3. Кровь состоит из плазмы и плавающих в ней клеток крови (лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов).
А что происходит с кровью , сданной для анализа?
Возможно, путешествие с капелькой крови поможет ответить на главный вопрос.
Продолжим исследования.
1. 3. «Путешествие капельки крови»
1 этап. Кабинет забора крови
Свое путешествие капелька крови начинает в кабинете забора крови. Лаборант делает прокол пальца скарификатором (для малышей используют ланцет) и кровь попадает в пробирку - микровету. В ней находится специальное вещество, которое не даёт крови свернуться.
На микровете и на направлении пациента ставят одинаковый номер, чтобы не перепутать пробы.
2 этап.
Пробирки с кровью помещают в контейнер и перевозят на машине в клинико-диагностическую лабораторию ЦГБ.
3 этап. Клинико-диагностическая лаборатория.
Перед исследованием крови каждую пробирку встряхивают, т.к. за время поездки кровь отстаивается и разделяется на 2 слоя: прозрачный (плазма) и густой красный (клетки крови).
Лабораторный техник подносит пробирку с кровью к игле пробозаборника гематологического анализатора (См приложение 1)., нажимает на клавишу и через минуту «умная машина» выдаёт распечатанный результат анализа.
Для определения СОЭ кровь из микроветы смешивают с лимонной кислотой, чтобы кровь не свернулась, набирают в градуированный на 100 делений капилляр Панченкова (См. приложение 1), ставят в специальный штатив строго вертикально. СОЭ учитывают через 1 час и выражают в миллиметрах.
Весь «путь капельки крови» можно представить так:
1.4. Что такое общий анализ крови
Взяв интервью (см. приложение №3) у врача клинико-диагностической лаборатории Поляковой Алевтины Ивановны узнала:
1. Общий (клинический) анализ крови – это один из самых распространенных методов обследования, который позволяет врачу:
2. Здоровым людям анализ крови назначается для того, чтобы своевременно обнаружить болезнь, не дать ей развиваться в серьезное заболевание.
3. Для проведения общего анализа крови обычно берут капиллярную кровь из пальца, или кровь из вены.
4. Общий анализ крови не требует специальной подготовки. Как правило, анализ проводят в утренние часы, натощак (либо через 2 часа после приема пищи).
Пора переходить к главному- научиться «расшифровывать» анализ крови!
Глава 2. Что расскажет анализ крови
2.1 Интерпретация общего анализа крови
Фельдшер школы, Припорова Любовь Германовна объяснила:
Нормы показателей в детском возрасте:
Возраст | Эритроциты | Гемоглобин | Тромбоциты | Лейкоциты | (СОЭ), |
1 месяц | 5,0-5,8-6,0 | 215-180 | 273-309 | 30-12 | 2,5-2,8 |
1-12 мес. | 4,6-4,7 | 178-119 | 280-290 | 10-10,5 | 4-7 |
2-3 года | 4,6-4,7 | 117-126 | 280-290 | 10,5-11 | 7-8 |
4-5 лет | 4,6-4,7 | 126-130 | 280-290 | 10-11 | 7-8 |
6- 12лет | 4,7-5,0 | 127-130 | 280-290 | 8,2-9,7 | 7-8 |
название клеток:
Отклонения от нормы показателей крови может многое рассказать о здоровье человека ( см. приложение 2).
Что мы и решили сделать.
2. 2. Исследования результатов общего анализа крови.
О чём же расскажет мой результат анализа?
Исследование 1. Результат собственного общего анализа крови.
показатели | мои результаты | норма |
Эритроциты х 1012 | 4, 9 | 3,5 - 5,5 |
лейкоциты х 109 | 7, 8 | 4,0 - 10 |
Тромбоциты х 109 | 282 | 100,0 -300,0 |
Гемоглобин г/л | 134 | 110,0 – 170,0 |
Вывод: я здорова, т.к. количество лейкоцитов, тромбоцитов, гемоглобина, в норме.
Исследование № 2 Результаты общего анализа крови одноклассников.
Исследование было проведено с разрешения родителей одноклассников:
Вывод: у 74% одноклассников (20 человек) показатели в норме,
у 22% ( 6 человек)- повышенный уровень лейкоцитов ( можно предположить идет какой то воспалительный процесс в организме ( См. Приложение 2),
у 4% ( 1 человек)- пониженный гемоглобин ( скорее всего анемия ( См. Приложение 2).
Проанализировав результаты анализа крови одноклассников выяснили
параметры оценивания крови | незначительные отклонения от нормы | значительные отклонения от нормы |
лейкоциты | 5 чел. (от 10,5 до 11,6 при норме 4,0-10,0) | 1 чел (21,7 при норме 4,0-10,0 ) |
гемоглобин | 1 чел. ( 108г/л при норме 110 г/л) | 0 чел |
Всем одноклассникам, у кого были отклонения от нормы в показателях крови, фельдшером школы были выданы направления к участковому врачу для дополнительного обследования.
Результаты после дополнительного обследования врачом:
После дополнительного обследования врачом выяснилось :
Повышенный уровень лейкоцитов -
(как объяснила фельдшер школы- возможны 2 причины повышения лейкоцитов:
1. существует понятие стресс-лейкоцитоз (возможно дети сильно волновались перед сдачей крови);
2. усиленные занятия спортом.
При опросе этих одноклассников подтвердилась первая причина-страх перед предстоящей процедурой.
Пониженный уровень гемоглобина:
Но однокласснице Д., у которой количество лейкоцитов превышало норму более чем в 2 раза, направление выдано не было, т. к. она в тот день не пришла в школу. По результату анализа можно было предположить, что в её организме идёт воспалительный процесс (см. приложение 2). Ей обязательно нужно сходить на приём к врачу.
Исследование № 3. Изучение результатов общего анализа крови учащихся начальных классов МАОУ СОШ №16
Вывод: 80% учащихся не имеют отклонений в показателях крови от нормы,
у 18% - повышенный уровень лейкоцитов;
у 1% - пониженный гемоглобин ;
у 1%-пониженный уровень тромбоцитов.
Подведём итоги:
Выдвинутая мною гипотеза не подтверждена. Анализ крови содержит информацию о количестве клеток крови, а не о наличии микробов.
Изменение количества клеток (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), их увеличение или уменьшение, информирует доктора о здоровье человека.
Но на этом исследования не закончились.
Результат: при повторном анализе крови через 1 месяц гемоглобин 115 г/л .
Конечно, гемоглобин не повысился намного, всего на 7 единиц, но стал в норме.
Оказывается , что всего лишь употребляя вкусные продукты и достаточно гуляя, можно стать здоровой.
Своими знаниями я решила поделиться с одноклассниками.
Для начала провела анкетирование (См. приложение 4), с целью проверить, что ребята знают о крови.
Результаты анкетирования:
Вывод: никто из ребят не знает какой состав имеет кровь, 12 человек мыслят правильно, что по анализу крови можно определить здоров или нет человек,
но никто не знает , что обозначают буквы и цифры в распечатке анализа.
С классным руководителем мы провели с ребятами занятие-исследование «Что расскажет анализ крови…», на котором:
1. Рассказали, что такое кровь, познакомили с её составом, функциями клеток крови;
2. Раздали личные результаты анализов каждому ребёнку;
3. Раздали «Памятки-инструкции » (См. приложение 5), в которых объясняется, что означают буквы и цифры в анализе;
4. Ориентируясь на памятку , каждый сделал вывод- здоров он или нет.
Ребятам очень понравилось занятие, теперь они знают, как важно регулярно сдавать кровь.
С ребятами мы «раскрыли секрет здоровья» , а следовательно и здоровой крови:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я узнала много нового и интересного:
Анализ крови – это своеобразное «окошко», через которое можно заглянуть в организм человека и оценить его жизненные силы. Он отражает состояние нашего здоровья.
Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза « наличие микробов в крови говорит о том, что человек нездоров» не подтверждена.
Анализ крови содержит информацию о количестве клеток крови. Изменение количества клеток ( эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), их увеличение или уменьшение, информирует доктора о здоровье человека.
Поставленная мною в начале исследования цель- выполнена.
Во время исследования столкнулась с понятием «группы крови».
Мне хочется продолжить исследования и узнать что это такое.
Снежная сказка
Яблоко
Сказка "Морозко"
Пейзаж
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью