Зачем ребёнку знать свои права?
Что такое право? Право – это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения. А кто же такой ребёнок? Ребёнок – это лицо, не достигшее 18 лет.
Права ребёнка закреплены в таких нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав ребёнка.
Конституция – это основной закон государства, провозглашает и гарантирует права и свободы граждан (в том числе и ребёнка), устанавливает их обязанности. Она была принята 12 декабря 1993 года.
Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. В ней утверждается, что права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании. Однако Декларация носит лишь рекомендательный характер, её нормы не обязательны для исполнения.
Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она обязательна для исполнения всеми, кто к ней присоединился. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права.
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_rebyonku_znat_svoi_prava.doc | 30 КБ |
Зачем ребёнку знать свои права?
Что такое право? Право – это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения. А кто же такой ребёнок? Ребёнок – это лицо, не достигшее 18 лет.
Права ребёнка закреплены в таких нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав ребёнка.
Конституция – это основной закон государства, провозглашает и гарантирует права и свободы граждан (в том числе и ребёнка), устанавливает их обязанности. Она была принята 12 декабря 1993 года.
Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. В ней утверждается, что права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании. Однако Декларация носит лишь рекомендательный характер, её нормы не обязательны для исполнения.
Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она обязательна для исполнения всеми, кто к ней присоединился. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права.
Какие же права имеет ребёнок? Самыми основными правами ребёнка являются право на жизнь, право на имя и право на гражданство. Например, при рождении каждый ребёнок обязательно получает имя и не может остаться без него. Также он получает гражданство. А в силу его права на жизнь никто не вправе прекратить его биологическое существование.
Конечно, многие положения Конвенции являются для нас новыми. Нам еще предстоит привыкнуть, что ребёнок имеет право на выражение собственного мнения, право создавать ассоциации и мирные собрания (но реализация данного права не связывается со школой).
Возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребёнка в различных регионах и государствах не одинаковы. Но правительства многих стран и международные организации делают всё возможное, чтобы помочь детям, чтобы защитить их права.
Так зачем же ребёнку знать свои права? В первую очередь, чтобы чувствовать себя защищенным. Известно, что дети – самая зависимая и незащищенная категория социума. Не зная своих прав, ребёнок может делать то, чего он делать не должен или лишиться того, на что он имеет право. Поэтому, если ребёнок заинтересован в собственной защите, в торжестве справедливости, в знании своих реальных возможностей, он обязательно должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Кроме того, ребёнок должен знать свои права, чтобы чувствовать себя свободным. Знание своих прав и обязанностей обеспечивает бесконфликтное существование в обществе, помогает выявить и устранить неправомерные ситуации в повседневной жизни. Так, например, по мере взросления подростки иногда попадают в конфликтные ситуации и не знают как себя вести и как себя защитить. Им трудно разобраться в том, что можно, а что нельзя. И все это потому, что зачастую им неизвестны их права.
Если ребёнок не знает свои права, то, по сути, это означает, что у него их просто нет. При этом следует не просто знать список своих прав, но и иметь чёткое и ясное представление о том, где и как они применяются. Из этого вытекает другая проблема современного российского общества – проблема правового воспитания в системе школьного образования. Известно, что предмет «Права человека» не относится к обязательной программе для преподавания в школе. Возникает вопрос: «Почему так?» Ребёнок является полноценным членом общества и заниматься его правовым воспитанием, на мой взгляд, следует как можно раньше, возможно даже в детских садах, но, конечно же, в игровой форме.
У прав ребёнка есть свои враги – нарушения прав. К сожалению, права и свободы ребёнка нарушаются нередко и видов этих нарушений немало. Богатство и нищета по-прежнему соседствуют в мире. На планете миллионы бедных детей. Многие обречены на физическое увядание, умственную отсталость, голодную смерть. Далеко не везде дети получают полноценное образование, приобщаются к сокровищам мировой культуры. Остры проблемы детской преступности, наркомании, проституции. В настоящее время вопросы защиты детства являются довольно актуальными в России, несмотря на все меры, предпринятые органами власти для решения данной проблемы.
Итак, каждый ребёнок должен знать свои права. Это позволит ему узнать своё место в обществе, свой социальный статус, понять в чём происходит нарушение его прав и учиться отстаивать свои интересы, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной ситуации.
Рисуем зимние домики
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Медведь и солнце