Конь - это сокровище для бурят
Вложение | Размер |
---|---|
o_kone._serebryanaya_alfa.docx | 27.73 КБ |
Оглавление.
2. Основная часть:
а) дифирамбы коню;
б) все о лошади;
в) роль лошади во время ВОВ в Бурятии;
г) ценность конины, «живой крови»;
д) значение лошади в современной жизни.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы
Однажды я увидел прекрасную картину, когда ранним утром пасся табун лошадей с маленькими жеребятами. Красивые, гордые, статные, а жеребята такие симпатичные, обаятельные, что охота было погладить по маленькой головке. Иногда я вижу людей, едущих верхом на коне. И я любуюсь прекрасной статью лошади, восхищаюсь грацией. Как природа сотворила такое чудо?
В своем докладе я хочу рассказать, что значит для бурят лошадь, почему испокон веков мы почитаем и любим это животное.
Цель работы: рассмотреть значимость роли лошади в жизни бурят.
Задачи:
Методы:
Анализ литературы, сопоставление, сравнение.
2. Основная часть.
«Не наделив человека крыльями,
Небо взамен даровало ему лошадь»
(Из народной мудрости)
Мой конь, опережая ветер,
Ржет будто чутким ухом слышит
Зов кочевых времен прошедших
Гул эпохальных вех далеких
Мой конь, летящая словно птица,
Ржет, будто уловил в пространстве
Гул назревающих событий,
Через века услышав Время
Г. Базаржапова
Такими словами я начинаю свой доклад. Хочу рассказать о лошади, их роли в жизни бурят, их значении в современной жизни бурята в улусах.
Конь для бурята был и есть настоящим другом. Не зря говорят: «Морин эрдэни – конь -сокровище».
Народ воздавал ему заслуженную хвалу, слагал в честь друга дифирамбы. Буряты веками разводили пять видов скота (5 хушуун мал). Лошадь заключает в себе два смысла. С одной стороны, это ноги человека, это часть его – человек –всадник, человек-конь. С другой стороны, это космос кочевника, судьба человека неотделима от коня. В истории цивилизации и человечества лошадь верно и преданно сопровождает его и сегодня. Почти шесть тысяч лет прошло со времени приручении человеком дикой лошади и за это время в различных странах мира было выведено около 250 различных пород лошадей. О лошадях написаны тысячи книг – и научных, и художественных. О них сложены легенды, предания, сказки, песни, стихи и целые поэмы. И все это не случайно. Особенно ярко культ коня выступает в эпосе кочевников Азии. У всех кочевников Азии конь пользовался большой любовью, к нему относились как к близкому другу, коня лелеяли, холили. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила. У монголоязычных народов лошадь считается символом ума. В Бурятии встречаются лошади около 20 мастей. Типичные: вороной (хара), рыжий (зээрдэ), бурый (хурин), сивый (боро) и.т.д. В бурятском языке масти лошадей обозначаются символами: халюун, саган, соохор-хара. Возраст коня определяется по его 40 зубам. По возрасту новорожденный жеребенок называется унаган, 2-дааган, 3 – гунан. Коня, прожившего свыше 20 лет, называли «жалжагы гутал» (стоптанный башмак). Пожалуй, ни в одном языке мира нет столько слов, имеющих отношение к лошади, как в бурятском и монгольском. Только мастей у лошади около 500, а каждая масть имеет свои оттенки. Говорят, опытный табунщик может определить масть лошади по его копытам, сможет, глядя на жеребенка, сказать, какой конь из него получится. Недаром у бурят есть пословица «Хун болохо багаhаа, хулэг болохоо унаганhаа». В эпосе есть традиция - не престижно мужчинам ходить пешком или вообще не иметь коня. Она очень глубока. Кочевники это как кентавры. Поэтому было незыблемым обычаем погребать вместе с владельцем его любимого коня, чтобы не лишать его нормального существование в том мире. В давни е времена буряты верили, что с рождением сына - Батора (в тот же час и минуту) рождается и аргамак именно для него. Есть легенда, когда кочевники, прося сына у Солбон сагаан тэнгэри (Венеры) и его супруги (царицы Майлган) приносили им в жертву коня. Этот конь гулял на свободе до своей естественной смерти. На этом коне никто не ездил, его не заставляли работать. Привязывали специальную ленточку «Сэтэр». В старину считали, что Солбон сагаан тэнгэри дарует коней, а супруга – сыновей. Весной с наступлением теплых дней, появлением первой зелени, буряты, прежде чем выпустить лошадей на волю на все лето, снимали им хвост и гриву. Собранные волосы шли на изготовление всевозможных веревок для хозяйства: ошейники для телят, рыболовные сети, ковры. Даже говорили, что по такой веревке семье с неба спускается счастье и благодать.
Во время Великой Отечественной войны Монголия передала от госуджарства Советскому Союзу 500 тысяч лошадей, а монгольский народ – 32 тысячи лошадей как подарок. Это целых 6 дивизий. Во времена походов Чингис-хана лошадь была в центре всего. За сутки воины достигали громадных расстояний, что враги не ожидали. Они резко нападали. Во время Гражданской войны было 526 тысяч лошадей. В Монголии в сомоне Наран-булаг монгол по имени Бадма передал нашему государству 1600 овец, 6 верблюдов, 94 лошадей как помощь. Прозвали его потом «Фронт Бадма». Воины наши прекрасно отзывались о монгольских лошадях. Выносливые, сами находили пищу, сильные, терпеливые. Ветеран войны Дондуков Улзы-Жаргал Шойбонович рассказывает: в 1942году в январские морозы переправлялся по Эльбе. 5 коней поменял за этот период. Четверо были убиты от вражеских пуль. Однажды командир приказал подстричь гриву коня, он отказался. Когда переправлялись через Днепр недалеко упала бомба. Он слетел с лошади и потерял сознание. Гривой задела его лошадь, когда он был в воде. Он очнулся и схватился за гриву и остался жив. Вот так спасла его лошадь от неминуемой смерти. Еще один был случай. Когда был в Польше , он заблудился в лесу. Не мог найти дорогу. Тогда его верный конь указал дорогу.
С появлением мотора , механизмов утрачивается былая роль лошади. Конечно, она не исчезнет с лица земли. Еще долго лошадь будет использоваться в сельском хозяйстве, в геологических экспедициях, охотникам. Надолго сохраниться конный спорт: бега и скачки.
Я, конечно, понимаю: лошадей люди разводят не для того, чтобы любоваться на них. В мире много чудесных представителей флоры и фауны, которых человек использует для своих нужд, но он относится к ним бережно, любовно. Не утрачивает свое значение лошадь и как мясное животное. Наши предки, имея в своем распоряжении 5 видов скота, в начале зимы забивали именно коня. Хозяева, имевшие табуны, забивали яловых и необъезженных кобылиц, молодняк. Почему полезно есть мясо именно конины? В Монголии есть институт животноводства и ветеринарии. Ученные института выявили, что в конине есть важные вещества, которые нужны человеку. Это кальций, фосфор, железо, витамины группы «А» и «В». Печень и кровь содержат большое количество минеральных веществ, полезных для страдающих малокровием.
В настоящее время многие люди болеют раком. Главный источник – радиация, которая попадает в организм через различные источники (зараженный воздух, телевизоры, электронная аппаратура, компьютер). Именно конина выводит или нейтрализует ее в организме человека. Конина - отличный продукт для человека, который отправляется в дорогу, когда мы едим конину в холодном виде, она согревает человека. В 18 веке медицина начала интересоваться кумысом. Выявили, что кумыс лечит легкие и кишечные инфекции. Кумыс дает силы уставшему организму после стрессов, депрессию. Кумысом угощают дорогих гостей. В последние годы широко изготовляют различные биопрепараты и вакцины. Основой их является кровь лошади. «Живую кровь» употребляли в пищу с глубокой древности. В 18 веке Марко Поло писал, что каждый воин монгольского войска мог иметь для своих личных нужд до 18 лошадей. Во время быстрых походов, из-за отсутствия времени не жгли костры и не готовили еду, тогда пили кровь. Животное связывали, валили на землю, делали надрез вены вблизи шеи и сцеживали кровь в посуду, но иногда приникали губами к надрезу и пили кровь прямо из него. У животного можно брать 300 грамм крови за один раз. А через несколько оно эту потерю восстанавливает. Почетных гостей угощали раньше вареной конской головой.
В нашем улусе Хужиры по данным поселения более 500 голов лошадей. Много лошадей в личных подворьях Таряшинова Зоригто Жамсаевича, Батуева Жаргала Жамсаевича. Трудности заключаются в нехватке пастбищных угодий в улусе, но все лето они пасутся на альпийских лугах Хамар-Дабана. Без коня не обойдешься на охоте, на сенокосе, не поедешь за ягодой в Дарки, отдыхать на Шумаке. Конь везде пройдет. Ни один Сурхарбан в Бурятии и в Монголдии не пройдет без зрелищных конных скачек. Этим летом в Хужирах на Сурхарбане открылся клуб верховой езды. Это и ипотерапия. Т.е. дети инвалиды могут кататься и заодно лечиться. Этим большим ведает Ошорова Ольга Базыровна. Она вместе с сыном участвовала в республиканских соревнованиях «Серебряное копытце»
Заключение
Список использованной литературы:
За еду птицы готовы собирать мусор
Несчастный Андрей
Астрономический календарь. Февраль, 2019
А теперь — мультфильм
Машенька - ветреные косы