О творчестве Л.Тапхаева
Вложение | Размер |
---|---|
zhizni_stremitelnyy_beg.docx | 30.28 КБ |
Общая характеристика работы
Актуальность исследования: в данной работе я хочу исследовать особенности творчества нашего земляка, поэта с большой буквы, Лопсона Тапхаева, как носителя своеобразной культуры бурятского народа. Он выходец из нашего улуса. Нам надо знать о нем, о его поэзии.
Объектом исследования: является творчество бурятского поэта, члена литературного объединения «Мунко Саридак» Лопсона Тапхаева.
Предмет исследования: своеобразие поэтики Л.Тапхаева в этнокультурном ракурсе.
Материал исследования: лирические произведения Л. Тапхаева, стихотворения.
Цель работы: определение особенностей изображения предметов и явлений окружающего мира в творчестве Л. Тапхаева.
Практическая значимость: для чего мы изучаем творчество Лопсона Тапхаева?
Использование материалов для музея, для сопоставления с другими национальными поэтами. Великий сын бурятского народа, известный поэт Лопсон Тапхаев, потому и называется великим, что его имя в конце концов закономерно связуется с самыми обширными понятиями из жизни народа, с самыми масштабными событиями истории и времени.
Лопсон Тапхаев помогает нам разобраться в Тапхаеве – поэте и Тапхаеве – человеке, увидеть как тесно переплетены эти понятия, почувствовать всю глубину его души, в которой бережно хранятся воспоминания детства, живет беспредельная и страстная любовь к своей малой родине – Тунке, Хужирам. Искренность и чистота Тапхаевской ностальгии поражает, когда мы читаем стихотворение «Я пою о Тунке». Это действительно, литературный памятник, гимн своей Тунке. Это ода, это хвала Родине.
(Читает стихотворение)
Это доказательство справедливости этих слов, его душевной смелости и беспощадной искренности, ощущение своего предназначения – быть человеком, быть патриотом своей Родины, не забывать свою родословную.
«Я человека не встречал на свете,
Который бы хулил родной очаг.
Священна гордость рода
Я в ответе
За то, что отражается в очах»
Говорят и мы знаем, что мы все гости на этой земле. Приходим и уходим из этого мира. Это кармические законы, это цикл жизни, круг Сансары. Детство, юность, зрелость, старость. Когда Л. Тапхаев пишет про детские годы, он с гордостью говорит о своих сверстниках, о матери и отце, о великом уважении к старшим по возрасту, к родителям, о дружбе на все года, о поддержке близких. Это видно, когда читаешь строки из стихотворения «Дети фермы».
«И на белой пище сытной
Сильными растут и крепко сбитыми.
Вдаль идут по жизни, зная цену
Дружбы нерушимой дети фермы»
Я живу в местности Могой Горхон, где была молочно-товарная ферма. Моя бабушка рассказывает, что гурьбой рано уторм, подоив коров, помогая матерям, они бежали в Горхонскую школу, неся с собой запах силоса. Не боялись трудностей, не стыдились, шли всегда вперед. Все они стали хорошими людьми, дети фермы.
В цикле «Счастливая весна» поэт с чувством какой-то утраты, пишет о первой любви, что это счастливая пора быстро заканчивается. Они взрослеют, становятся старше, мудрее.
Когда читаешь стихи зрелого Л. Тапхаева, понимаем, что год за годомон становится мудрее, он размышляет о жизни, о друзьях, о семье, о детях и внуках.
«Мудрость придет – вспомянутся с грустью
Дни нашей юности, звон золотой!»
Когда человек проходит через такие циклы, как детство, юность, зрелость, старость, сквозным мотивом является мотив памяти. Он связывает прошлое и настоящее.
Война вошла в каждый дом. Тема войны не обошла и Л.Тапхаева. С чувством сопереживания мы читаем строки, когда автор ждет возвращения отца с фронта.
«Изнывая от голода, стою на дороге
Где же, где мой отец?
Какой солдат возьмет меня на руки
И скажет: «Я твой отец.»
И когда сказали: «Не вернется.-
Глаза матери наполнились слезами»»
Став уже взрослым, он осознает роль матери, которая несмотря ни на что поднимала детей.
«В те годы,
Звенящие надоедливым словом «Война»,
В те годы, богатые порохом и бедные солью,
Не знал я,
Что в суп из картошки
Капала соль материнской слезы»
Каждый человек в этой жизни в неоплатном долгу перед матерью. Л Тпахаев с сожалением, с грустью вспоминает, что он не до конца отдал свой матери, отцу. При жизни не сказал тех драгоценных слов, которые сын должен говорить матери.
«Если б можно было вспять повернуть
Круговерть этой жизни вселенской,
Старой матери вернул бы я своей
Молодость и радость прошлых дней»
Тунка славится гордыми пиками Саян. Если учитель говорит: «Нарисуйте картины малой родины» мы обязательно нарисуем горы Саяны. Это первый штрих. Раз мы горцы, мы должны подняться туда. Восхождение на вершину горы – это такой отрезок времени, когда надо передохнуть, отдышаться, и с высоты оглянуться назад: что ты сделал в этой жизни, что оставишь после себя, кем были твои друзья.
«Не скажу, что в жизни этой
Сделал что-то большое, весомое,
Не скажу на старости лет,
Что жил плохо и хуже других»
Отношение к Тунке как к малой родине особенное. Он на все смотрит философично. Что все приходит и уходи. Таковы законы бытия. Но в этой жизни надо быть нравственно чистым, совестливым. Это частичка большого, каждый человек как кирпичик в каком-то большом строении под названием народ.
Тапхаевские краски образуют многоцветную, щедрую на сочные тона и нежные оттенки радугу. Поэт использует цветовые сочетания всегда очень в меру, лаконично. Тапхаев великолепный знаток жизни природы. Он ощущает себя частицей великой природы, неразрывной связью с каждой растущей на земле травинкой.
«Каждое дерево, цветок у реки
Здесь все мне очень близки»
В тунке есть очень много мест почитания хозяев местности: это Бурхан Баабай, Тамхи баряаша, Хэрэнэй тэбхэр, родовые обоо – говорят об особом отношении к миру природы, как сакральным началам. Видна нерушимая связь человека и природы.
На этом я заканчиваю свой первый опыт исследования творчества Л. Тапхаева, народного поэта Бурятии, заслуженного работника культурыБурятии и России, члена Союза писателей России, Кавалера ордена Дружбы народов.
Список использованной литературы.
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем осенние листья
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
3 загадки Солнечной системы