Тема: Кукольный театр самый древний вид театрального искусства
Объект исследования: Кукольный театр
Предмет исследования: Появление кукольного театра
Цель: Выяснить, кукольный театр придумали дети или взрослые.
Задачи: 1. Как зарождался театр?
2. Как развивался театр в России?
3. Кукольный театр существует для детей или взрослые тоже смотрят кукольный театр?
Гипотеза: Кукольный Театр появился в результате игры детей с куклами.
Сфера исследования: Татр кукол.
В процессе работы над проектом были использованы следующие
методы исследования:
- анкетирование учащихся МБОУ СОШ № 303;
- посещение музея кукол
- изучение дополнительной литературы и интернет ресурсов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 95.5 КБ |
prezentatsiya_kukolnyy_teatr.ppt | 2.27 МБ |
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно эстетического цикла имени Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Исследовательская работа.
Тема: «Кукольный театр самый древний вид театрального искусства».
Автор работы:
Скачкова Светлана, класс 5 «с»
Руководитель:
Перевалова Надежда Викторовна,
Должность учитель технологии.
Т. 8 911 736 21 99.
Pnv321@yandex.ru
г. Санкт- Петербург
2016г
Кукольный вертеп.
Балаганное искусство, скоморохи.
Петрушка - народный кукольный герой
Появление кукол марионеток на Руси.
Что такое кукольный театр сегодня
Академический Центральный театр им. Образцова.
4. Заключение
5. Список литературы.
1. Введение
Тема: Кукольный театр самый древний вид театрального искусства
Объект исследования: Кукольный театр
Предмет исследования: Появление кукольного театра
Цель: Выяснить, кукольный театр придумали дети или взрослые.
Задачи: 1. Как зарождался театр?
2. Как развивался театр в России?
3. Кукольный театр существует для детей или взрослые тоже смотрят кукольный театр?
Гипотеза: Кукольный Театр появился в результате игры детей с куклами.
Сфера исследования: Татр кукол.
В процессе работы над проектом были использованы следующие
методы исследования:
- анкетирование учащихся МБОУ СОШ № 303;
- посещение музея кукол
- изучение дополнительной литературы и интернет ресурсов.
Однажды, на юбилейном вечере в драматическом театре я услышала фразу, «К нам пришел поздравить нас наш младший брат кукольный театр!». И у меня родилась мысль: «Как появился кукольный театр?».
Отсюда родилась вопрос или объект для исследования
«Какой вид театрального искусства самый древний»,
Гипотезы для работы;
1. Кукольный Театр появился в результате игры детей с куклами или взрослые играют для детей куклами.
2. Что предшествовало появлению кукольного театра.
3. Кукольный театр только для детей или взрослые тоже смотрят кукольные преставления.
Мне стало интересно, что думают по этому вопросу мои одноклассники и сверстники. Для ответа на этот вопрос, я сделала анкету и провела опрос среди учащихся своей параллели. И выяснила, что из 40 опрошенных мною все любят кукольный театр и все, его посещают, но в основном со школой мало кто ходит с родителями. 100% со школой, и 20% из них еще посещают с родителями. Наибольший интерес у меня был к ответу на вопрос «Как вы думаете появился кукольный театр?». Вот тут мнение моих сверстников разделилось ровно пополам 50% думают, что кукольный театр придумали дети, и 50% думают, что взрослые сами придумали оживить кукол. Никто не предложил мне своей версии появления театра. Я очень растерялась, глядя на такие результаты.
Для ответа на этот вопрос я решила посетить наш музей кукол, расположенный на Василеостровском острове. Возможно там я найду ответ на мой вопрос. Музей меня удивил своим многообразием кукол. Я очень долго гуляла по его залам. В первом зале было показано чаепитие двух девушек, во втором маскарадные маски и экспозиция по мотивам сказки Пушкина «Руслан и Людмила». Но больше всего меня удивил «Волшебный сказочный лес»! Обитатели этого зала персонажи народных сказок Леший и Кикиморы обитатели лесного и подводного царства. И здесь же были герои сказок Буратино. Было очень интересно общаться с экскурсоводом. Это, даже не столько рассказ о куклах, сколько добрая беседа хранители музея и детей пришедших на экскурсию. На мой вопрос, что появилось раньше кукла или театр Анна Степановна рассказала много интересных историй и легенд.
Например, первая легенда была о том, что когда-то в Китае шла гражданская война и жители одного города, разуверившись в победе, решили сдаться. Однако мудрец города дал императору совет, который заключался в том, чтобы император сделал кукол, которые были бы похожи на самых красивых девушек, и поставил их на крепостной стене. Император все выполнил. На следующий день войска отступили. Мудрец рассказал, что благодаря разведчику он узнал, что у нападающего императора очень ревнивая жена. Увидев красивых девушек, она дала приказ мужу отступить от этого города. Куклы уберегли город от нападения.
Вторая легенда гласит:
У одного короля умерла жена. Он очень тосковал по ней. Тогда мудрец решил помочь королю и сказал, что король сможет каждый день видеть свою жену, но при этом он не должен был заглядывать за ширму. С тех пор король ежедневно видел и разговаривал с женой. Но однажды он не вытерпел и снял ширму. За ней стояла обычная фигурка из бумаги. Рассердившись, он велел повесить мудреца. Но узнав, что мудрец сделал точную копию его жены с помощью фигурки, и расспросил всех, как разговаривала королева, о чем она говорила, король остыл и отменил казнь. После этого он приказал организовать в каждом городе театры теней.
И мне стало еще интересней получить более достоверный ответ на вопрос, что же было как появились куклы и театр кукол. Для чего я дома стала искать ответ на этот вопрос в интернете и литературе, получила интересный результат. Я нашла для себя много интересного.
2. Как появился кукольный театр, что ему предшествовало
Ведь когда-то давным-давно, не имея ни каких знаний, наш предок первобытный человек не знал, как описать происходящие вокруг явления природы. Отправляясь на охоту, люди просили милости у неба яркого солнца, ласково ветерка. И если все было именно так, они были счастливы и довольны. Но если долгое время лил дождь или шел снег, ураган или засуха люди считали, что это кто - то находящийся, высоко над ними в небесах, разгневался или обиделся на них. И тогда они решали принести ему жертву.
Долгое время обращаясь к небесам однажды человек решил вырезать образ того, кто, по его мнению, сидит и следит за ним с небес, так появилась первая кукла идол к которой теперь стало обращаться с просьбами и мольбами все племя. Тем самым многим стало понятно, почему в природе происходят катаклизмы, потому что мало молились и просили о помощи. Но человек пошел дальше, и ему захотелось, чтобы идол игрушка начал двигать и как реагировать на мольбу о помощи. И мастер придумал примитивные способы передвижения куклы, что приводило сородичей в большой восторг. Скорее всего, это и было первоначальным театрализованным представлением, но обратите внимание кукольным, так как главный персонаж была кукла идол.
Шли годы развивалось община и она переросла в общество, но по- прежнему нуждалось в поддержке высших сил во многих странах при церквях были свои театральные кукольные труппы, но сцены, которые они разыгрывали носили религиозный характер.
Историческая справка гипотез появления кукольного театра.
Первые исследования о происхождении театральной куклы были предприняты в 19 в. Французский писатель Ш.Нодье в1842 выдвинул гипотезу «детского» происхождения куклы. Согласно Нодье, первую куклу изобрела «Первая Девочка» в силу своего материнского инстинкта; эта кукла стала прообразом марионетки, а ее взаимоотношения с девочкой – прообразом всего театрального искусства.
Вторая гипотеза несколькими годами позже археолог Ш.Маньян выдвинул альтернативную гипотезу: театральная кукла возникла благодаря попыткам человека «оживить», сделать подвижным изображение бога. Обе гипотезы вызвали многочисленные дискуссии и споры. Но лишь в 20 в. развитие культурологии позволило внести в них существенные коррективы и переложить основные акценты на обрядовые корни возникновения куклы, – как и театра в целом.
Обращаясь к изучению ранних обрядов, первобытного мышления, мифологии, исследователи установили, что кукла, несмотря на ее кажущийся «игрушечный» характер, – это существо, связанное с иным, потусторонним миром. Практически у всех народов (славянских, африканских, азиатских, древне-европейских, австралийских, североамериканских индейцев и т.д.) кукла изначально принадлежала к миру духов, в ней отражались взаимоотношения с ушедшими предками; ей разрешалось делать то, что не дозволено делать здесь, в мире живых. Эта принадлежность к «иному» миру подчеркивается внешними признаками кукол: они зачастую уродливы, «разговаривают» странными пронзительными голосами (что достигается с помощью специального приспособления – пищика).
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.
3.Как развивался кукольный театр в Росси.
Кукольный вертеп в России.
Первым Кукольным театром в России можно считать вертеп старинный народный кукольный театр, возникший в России в 18в. Устроителями и исполнителями Вертепа были воспитанники духовных училищ и семинарий двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.
Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.
Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением.
Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить.
Балаганное искусство, скоморохи.
Балаганный театр - так называемый театр для народа. Игрался в "балаганах" - временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях профессиональными актерами за деньги. Имеет те же тексты и то же происхождение, что и народный театр, но в отличие от него не имеет фольклорной формы существования текста. Вместо мифологической значимости, содержанием его становится зрелищность. За небольшим исключением - явления массовой культуры (зрелищность - товар). Все тексты балагана в той или иной степени - авторские, в обязательном порядке проходили цензуру. Отчасти проникая обратно в деревню, в казармы и на корабли, иногда обретали вторую фольклорную жизнь.
Балаганный театр возникает в период Петровских реформ.
В послереволюционные годы была попытка монополизировать зрелище и создать "красный балаган", от этих попыток остались "агитбригады" и современные парады и шоу. Другим лицом многоликого балагана стало кино, а позже и телевидение. Многие элементы балагана "ушли" на эстраду и в цирк, в театр.
Петрушка народный кукольный герой
Сохранилось много описаний этих уличных представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.
Но не все было просто. Считалось, что кукольные представления не настоящее искусство, поэтому не только в здания театров, но и в дома дворян и знати вход кукольникам был закрыт. «Вход петрушечникам и тряпичникам воспрещен», - такую надпись можно было прочитать на многих петербургских домах.
И так как в театрах устраивать представления не разрешалось, Петрушка м его собратья – куклы все время находились в дороге. Веселый и острый язычок Петрушки часто был слышен на ярмарочных площадях. Он высмеивал чиновников, попов, знатных людей и просто людскую глупость. Простой народ очень любил эти представления, и вокруг незамысловатой ширмы всегда собиралась толпа.
Декораций к спектаклям не было. Все зарабатываемые крохи уходили на ночлег, ремонт кукол и на их изготовление. Но слава о веселых куклах и талантливом рассказчике часто опережала актеров, и во многих городах зрители с нетерпением ждали его представления, а иногда и сами зазывали его к себе в город и долго не отпускали. Так актеры – кукольники задерживались то в одном, то в другом городе, и ни одна ярмарка не проходила без их веселых представлений.
С наступлением XX века "Комедия о Петрушке" начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка и нравственности раздражали крамольное содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед "благовоспитанной" детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком.
Петрушка не выдержал такого насилия. Лишившись главных черт своего характера, потеряв своих основных партнеров, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен. Его попробовали возродить в агитационных спектаклях первых послереволюционных лет, затем - в воспитательных представлениях для детей. Но его "данные" не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилось.
Появление кукол марионеток на Руси.
Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождалась, скорее всего, после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется.
На первых порах этих неизвестных в России кукол называют "выпускными", но вскоре в русский язык входит слово "марионетка".
Вчитываясь в найденные объявления и афиши, можно отметить следующее: во-первых, марионеточные спектакли до середины XIX века дают иностранцы; во-вторых, они играют разговорные пьесы, иногда дополняя их "балетами"; в-третьих, для своих представлений они снимают театральные залы и помещения в городских домах.
Как входили в жизнь российского народа марионетки, как из иноземной диковинки они превратились в русские народные куклы, можно лишь предполагать, так как более подробных описаний до конца XIX века не встречается. Однако к концу прошлого века представления марионеток можно было увидеть уже на любой ярмарке России, на народных гуляньях, устраиваемых не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах. И давали их российские актеры.
О самом последнем этапе народного марионеточного театра в России мы знаем из рассказов самих кукольников - последних балаганных актеров и из рассказов, видевших их спектакли первых советских кукольников.
Что такое кукольный театр сегодня
Первые государственные кукольные театры в нашей стране появились после 1979 года, с образованием Советского Союза.
Раньше считалось, что кукольный театр может быть только детским, взрослым же такие спектакли неинтересны. Но, как показало время, взрослые не менее любят смотреть кукольные представления, чем дети.
Сегодня у каждого кукольного театра есть свое здание, и актерам не приходится таскать мешок с куклами за плечами. Да и сами актеры стали совсем другими. Это уже не самоучки, а целая труппа хорошо обученных специалистов. У них есть помощники. Это художники, которые рисуют декорации; композиторы, которые пишут музыку к спектаклю; сценаристы, которые на основе любимых вами произведений создают пьесы; мастера – кукольники, которые делают куклы; и наконец, режиссеры, которые и ставят кукольные спектакли. И сами куклы стали намного интереснее и сложнее, чем были. Хотя озорник Петрушка не забыт и часто участвует в современных представлениях.
Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.
Академический Центральный Театр кукол был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, художник, литератор - Сергей Владимирович Образцова за несколько лет театр становится настолько популярным. Символом театра становиться ладонь с шариком на указательном пальце. В 1940 году театр ставит "Волшебную лампу Аладдина" - самый красивый спектакль театра, завораживающий волшебством чудесных превращений.
В результате эксперимента - возник в 1946 году самый знаменитый шедевр Мастера кукольных дел, "Необыкновенный концерт» занесенный в книгу рекордов Гиннеса, как спектакль показанный более 10 тысяч раз это очень смешной спектакль я посмотрела его в записи и мне было интересно.
Я спросила родителей они тоже его смотрели и им понравился. Я решила провести еще опрос, через анкетирование родителей одноклассников для того, чтобы понять смотрят ли взрослые кукольный театр или только водят туда своих детей. Вопросы в анкете были следующие:
(ответ 90% сказали да)
Вывод
Мне очень понравилась моя тема исследования о кукольном театре, и так же общаться с работниками музея. Я увидела, как отличаются современная кукла Барби от тех кукол, которые были раньше. Когда я была в музее мне казалось, что и куклы как живые и смотрят на меня и очень хотят рассказать мне свою историю. Особенно куклы военного времени и настоящие театральные куклы ведь, наверняка у них потрясающая история. И кукла Барби теперь воспринимается как пустая с холодными глазами пластмасса.
Изучив вопрос появления кукольного театра с помощью интернета, я пришла к выводу: кукольный театр появился не в результате того, что дети играли в куклы, а в результате того, что взрослые решили оживить с помощью игры куклой идолом обрядовые службы. Так и появился первое кукольное представление. То есть моя гипотеза о том, что кукольный театр придумали дети, не подтвердилась.
Кукольный театр стал народным, пройдя путь от вертепа, далее по балаганам и ярмаркам с Петрушкой озорным и острым на язык. Теперь кукольники имеют свои отдельные здания, с режиссёрами, звукооператорами, бутафорами и конечно же зрителями.
Кукольный театр в Росси является одним из любимых и хорошо посещаемых зрелищ. Он любит не только детьми, но и взрослыми тоже, так, например, «Необыкновенный концерт», «Лампа Алладина» и многие другие постановки, ставшие классикой кукольного театра для взрослых. Я сделала этот вывод на основе анкетировании проведенного мою среди родителей моих одноклассников.
Можно сделать однозначный вывод: что кукольный театр — это отнюдь не младший брат, а самый старший в эволюционном развитие претерпевший значительные изменения прошедший путь от обрядовых действий до петрушечные выступлений и на сегодняшний день, занимающий свое достойное почетное место на ряду с другими видами театрального искусства.
И даже такое новое достижение ХХ века как телевидение, не сумеет заменить зрителю радость встречи с театральными подмостками, куклами, кукловодами и самое главное со сказкой, которой всегда есть место в нашей жизни.
Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра. Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Но все-таки в календаре есть праздник с 21 марта 2003 года официально утверждена дата праздника Международного дня актера-кукловода
Мне очень понравилась тема моего проекта, я тоже сделала свою театральную куклу перчатку. Для этого мне понадобилось то что называется бросовым материалом: капроновые колготки, газеты, остатки шерстяных нитей, и ткань. Она очень красивая и необычная я назвала её Чудик!!!
И еще мама сказала, что мы вместе обязательно сходим в ближайшее время в кукольный театр, я очень люблю ходить с мамой в театр, жаль не всегда ей хватает времени, но она тоже любит театр. Я показала родителям маленький спектакль с моим Чудиком им тоже понравилось они смеялись!
Список литература.
http://4461.ru/t/kukolnyiy_teatr_kitaya_-_vozniknovenie_i_razvitie_kukolnyih_teatrov
https://otvet.mail.ru/question/10436639
http://byelorussia-theater.ru/istoriya-kukolnogo-teatra.html
Слайд 1
Кукольный театр самый древний вид театрального искусстваСлайд 2
Цель : выяснить как можно больше о том, как появлялся и развивался кукольный театр . Задача : 1)Как зарождался театр? 2)Как развивался театр в России? Гипотеза : Театр кукол появился в результате игры детей с куклами.
Слайд 3
Анкета 1.Вы ходите в кукольный театр? А) с родителями, Б) со школой, В) не хожу. 2.Вы любите кукольный театр? А) Люблю, Б)Не люблю. 3.Как вы думаете появился кукольный театр? А)Дети сами придумали кукольный театр. Б) Взрослые придумали оживить кукол и стали сами играть. В)свой вариант_________________________
Слайд 4
С кем вы ходи те в кукольный театр?
Слайд 5
Петербургский музей кукол
Слайд 11
«Необыкновенный концерт»1946г Занесен в книгу рекордов Гинесса!
Петушок из русских сказок
Валентин Берестов. Аист и соловей
Сказка об одной Тайне
Сказка об осеннем ветре
Что такое музыка?