Работа была представлена на научно - практической конференции, на муниципальном и региональном этапах Региональной олимпиады по избирательному праву, где заняла призовое место.
Вложение | Размер |
---|---|
privlechenie_molodezhi_k_uchastiyu_v_vyborah_rezhim_sovmestimosti_compressed.pdf | 991.61 КБ |
molodezh_npk.doc | 370 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Большеижорская школа»
Привлечение молодежи к участию в выборах
Участник конференции:
Михайлова Светлана Алексеевна,
Ломоносовский район Ленинградской области
МОУ «Большеижорская школа», 9 класс,
Научный руководитель проекта:
Шебалкина Татьяна Алишеровна
учитель истории и обществознания
Пгт Большая Ижора
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………. | стр. | 3-4 | |
I | Особенности проведения выборов в разных странах…………………………………………………… | стр. | 5-8 |
1.1 | Избирательное право и реализация его принципов в разных странах …………………………………..… | стр. | 5-8 |
1.2. | Электоральное поведение молодежи в выборах……….. | стр. | 8-10 |
1.3. | Опыт привлечения молодежи разных стран к участию в выборах………………………………….. | стр. | 10-14 |
II | Результаты участия молодежи в выборах…………… | стр. | 14-19 |
Заключение…………………………………………….. | стр. | 19-21 | |
Список литературы……………………………………. | стр. | 21 | |
Приложение……………………………………………. | стр. | 22 |
Введение
Одним из главных атрибутов демократии был и остается институт выборов. Хотя место и роль выборов в демократическом обществе оценивается неоднозначно, следует признать, что эффективность выборов зависит не только от политических факторов, но и от уровня образования, уровня доходов, национальных особенностей и даже от возраста электората.
Учитывая крайне низкий уровень политической активности населения, необходимо обратить внимание на основной электоральный резерв общества - молодежь. В настоящее время почти каждый четвёртый потенциальный избиратель — это человек до 30 лет. В Российской Федерации в этой группе избирателей около 26,1 миллионов человек, а это 23,7 % от общего числа избирателей. Таким образом, именно молодежь должна уметь в полной мере пользоваться своим конституционным правом и реализовать его на выборах, выражая свой гражданский долг.
От молодежи зависит главное - каким будет государство в будущем, кто окажется у власти, какие партии будут претворять в жизнь свои политические амбиции и интересы. Нежелание принимать участие в политической жизни страны, неумение пользоваться своими политическими правами приведет к политической инфантильности населения страны, а в дальнейшем - к ухудшению внутренних и внешних процессов государства, и, возможно, к его распаду.
Изучение опыта проведения выборов показало, что кандидаты на выборные должности в своих предвыборных программах традиционно уделяют особое внимание проблемам старшего поколения, делают акцент на социальную и экономическую поддержку этого слоя населения, рассчитывая на их голоса, и при этом абсолютно забывают про молодежь. Между тем активизация работы с молодежью, преодоление ее недоверия к институтам власти могут и должны стать тем инструментом, с помощью которого роль молодежи в выборах станет решающей.
Актуальность изучения данного вопроса обусловлена необходимостью повышения гражданского самосознания молодежи, формирования ее активной жизненной позиции через привлечение к участию в политической жизни страны, и, как следствие, к повышению уровня избирательной активности. В связи с выборами президента РФ.
Учитывая сравнительно небольшую по сравнению с другими странами практику проведения выборов и участия в них молодежи, было бы, на мой взгляд, полезным обратиться к опыту зарубежных стран. Тема моей работы – «Привлечение молодежи к участию в выборах».
Цель работы:
Привлечения молодежи к участию в выборах.
Задачи:
1.Исследовать и изучить технологии привлечения молодежи к выборам в различных странах;
2. Обобщить опыт привлечения молодежи к выборам;
3. Провести анкетирование;
4. Разработать предложения по формированию положительного электорального поведения молодежи в выборах.
1.1. Избирательное право и реализация его принципов в различных странах
Избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов власти или местного самоуправления. Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.
Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов. Первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.
Существуют основные принципы избирательного права[1]:
Рассмотрим, как применяются принципы избирательного права в разных странах. Так, например, после окончания Второй мировой войны во многих странах Европы начался процесс снижения избирательного возраста. В Великобритании возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет Законом о народном представительстве 1969 г., в ФРГ - путем изменения ст. 38 Основного закона в 1970 г., в США - первоначально Законом об избирательных правах в 1970 г., а затем XXVI поправкой к Конституции в 1971 г., во Франции - Законом от 5 июля 1974 г. N 74-631, в Греции - Законом 1982 г. Снижен возрастной ценз в Италии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Канаде, Австралии и других странах. Такие меры привели к существенному расширению избирательного корпуса и явились примером реализации прямого избирательного права.
Первоначально избирательное право зарубежных стран было только "мужским" и совершенно не распространялось на женщин. Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. В 1893 г. этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих десятилетий, а особенно после Второй мировой войны, - в большинстве стран. Небезынтересно напомнить, что США предоставили избирательные права женщинам в 1920 г., Великобритания - в 1928 г., Франция - в 1944 г., Италия - в 1945 г., Греция - в 1956 г., Швейцария - в 1971 г.
В некоторых странах лишены избирательных прав военнослужащие (обычно рядовые и младший командный состав).
В некоторых странах применяются различного рода "моральные цензы". Так, ст. 48 Конституции Италии предусматривает возможность ограничения избирательного права "в случаях недостойного поведения, указанных в законе"; законодательство штатов Алабамы, Коннектикута и Луизианы (США) требует, чтобы избиратель имел "хороший характер".
Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего, для кандидатов на выборные должности повсеместно (за очень редкими исключениями) устанавливается более высокий возрастной ценз (23 - 25 лет - в нижнюю палату, 30 - 40 лет - в верхнюю). При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости, и носит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляются и дополнительные требования, связанные с неизбираемостью или несовместимостью должностей.
Право избирать и быть избранным в полной мере реализуются в статье 60 Конституции РФ, которая гласит, что «гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Следовательно, и избирательными правами граждане РФ обладают с 18-ти летнего возраста. Однако это является базовым условием только для реализации права избирать. Возрастной критерий для реализации права быть избранным зависит от уровня выборов. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, депутатом Государственной Думы – гражданин РФ, достигший 21 года.
Независимо от того, будет ли гражданин России реализовать свое активное или пассивное избирательное право, прежде всего, он должен прийти на избирательный участок, чтобы отдать свой голос и проявить свою гражданскую позицию.
1.2.
Электоральное поведение молодежи в выборах
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, но ограничивает ее в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 30 годами[2].
Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая такими социально-психологическими качествами, как неустойчивостью психики, внутренней противоречивостью, низким уровнем толерантности, стремлением выделиться. Все эти качества зачастую не только не помогают, а зачастую мешают формированию у современной молодежи гражданско-патриотических качеств. Соответственно, работа с такой сложной частью электората должна быть построена особым образом.
Социологи, изучая проблему участия молодежи в выборах, выделяют несколько моделей негативного электорального поведения молодых людей[3]:
Первая модель - «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Это объясняет неучастие молодёжи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы - это циничный процесс, их порядок проведения, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей - и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.
Вторая - «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодёжи в выборах объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные представлять и реализовать интересы молодёжи, что неизбежно ведёт к неверию молодых людей в собственные силы. С одной стороны, эта часть молодёжи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку уже всё давно решено, с другой стороны, молодые люди уверены, что один голос -это всего лишь капля в море, и их неявка никак не отразится на результате голосования.
Третья - «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодёжи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Это удобная формула, за которой скрывается первая или вторая модель поведения.
Имеется ещё один негативный фактор, повышающий негативное отношение к выборам - это использование молодёжи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодёжь активно вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода технологии, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о них до следующих выборов.
В выборах молодёжь может принимать участие как избиратель, так и как кандидат. Как избиратель молодёжь имеет право проголосовать за партию, которая поддерживает его интересы. Это не займёт много времени и усилий. Но вот для того, чтобы быть кандидатом, молодой человек должен потратить много сил и времени.
Для начала необходимо сделать следующее:
Дальше предстоит собрать команду, составить план работы, разработать стратегию избирательной команды. Конечно, необходимо зарегистрироваться.
1.3.
Опыт привлечения молодежи разных стран
к участию в выборах
Для того чтобы привлечь молодёжь к выборам, каждая страна выбирает свои способы и методы. Рассмотрим опыт разных стран по привлечению молодежи к участию в выборах.
Институт исследования общественной политики Великобритании выяснил, что если молодёжь обязать приходить на первые в жизни выборы, то это может повысить гражданскую ответственность юношей и девушек в будущем. Предложение было внесено учёными в рамках разработки программы повышения избирательной явки. Если это правило будет введено, то правительству надо будет позаботиться о политических предпочтениях всех молодых людей, даже тех, кто не доверяет никому из предложенных кандидатов. В избирательный бюллетень необходимо будет включить графу «против всех». За неявку на выборы предлагается ввести небольшой штраф.
Министерство внутренних дел Греции решило предоставить избирателям широкие возможности для ознакомления с результатами муниципальных выборов и выборов в префектуры впервые в 2002 году. Для этого была обеспечена доступность результатов не только через Интернет, но также через SMS-сообщения. Эта система стала одной из первых в Европе, с результатами голосования ознакомились более 150 млн. человек.
Корейская Республика в 2005 году планировала стать первой азиатской страной, где голосование на всех политических выборах проводилось электронным способом. В опытном режиме новая система голосования начала функционировать уже в 2003 году.
- Австралия, Великобритания – призывают к тому, чтобы обязать молодежь приходить на первые в их жизни выборы, за неявку же предлагается ввести небольшой штраф.
Но это требование вступает в противоречие с Конституцией, так как участие в выборах – это политическое право граждан, а не обязанность.
- США, страны Европы, Азии – предлагают использовать сеть Интернет, как просветительскую и дискуссионную площадки, призывают к распространению электронных SMS, проведение Интернет-голосования.
Уже к моменту выборов президента США в 2000 году Интернет стал важным фактором выборной кампании. К этому времени существовало множество порталов, сайтов с предвыборной информацией, специализированных сайтов для определенных групп населения - женщин, молодежи, национальных меньшинств. В период президентских выборов в США в 2000 году было проведено с помощью интернета более 200 различных референдумов в 42 штатах, что позволило увеличить количество избирателей, в том числе и в возрасте до 30 лет.
Официальное введение Интернет - голосования в избирательную практику зарубежных стран сопровождалось масштабными предварительными социологическими исследованиями, направленными на выяснение готовности различных групп населения использовать Интернет в качестве канала для голосования. Наиболее показательные результаты были получены в Эстонии. Именно в этой стране впервые в мировой практике было разрешено голосовать через Интернет на выборах в национальный парламент. Основным достоинством Интернет - голосования, которое предопределило их решение голосовать при помощи интернета, эстонские избиратели назвали удобство, легкость, новизну.
Исследованиями было установлено, что Интернет в качестве канала для голосования наиболее активно используется молодежью. Именно молодежь и люди в возрасте до 40 лет используют Интернет в качестве постоянного коммуникационного средства - для них Интернет не является технологической новинкой, используется активно и повсеместно как для учебных (служебных) целей, так и в повседневной жизни.
В настоящее время государством сделано много шагов в политико-правовом воспитании молодых граждан: издаются законы, разрабатываются программы. Однако следует отметить, что должного результата они не дают. Согласно исследованиям, большинство молодежи в возрасте 20-25 лет по-прежнему мало интересуются политикой.
Не случайно в выступлении 5 апреля 2016 года в Кремле на торжественном совещании, посвященном вопросам патриотического воспитания граждан и празднованию Дня Победы, В.В.Путин отметил: «Патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но, прежде всего, органичной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе, к ответственности за ее будущее и главное — верят в нее». Именно ответственность, участие в выборах молодого поколения и активная политическая деятельность, направленная на работу с молодежью, даст положительный результат, подъем патриотизма, уверенность в завтрашнем дне.
Общество развивается, и избирательная система тоже должна идти в ногу со временем. Это интересный опыт политического воспитания молодежи и привлечения её к выборам, так как молодежь является активным пользователем Интернета. Интернет-голосование также важно и для привлечения молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Я считаю, что такая форма голосования вызовет доверие у этой части молодежи, а в связи с бурным развитием коммуникационных технологий может стать действенным ресурсом, позволяющим привлечь к участию в выборах молодежь электорального возраста.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что проблема привлечения молодежи к участию в выборах является актуальной не только для Российской Федерации, но и для многих стран мира, имеющих многовековой опыт демократии. Следовательно, необходимо разработать такие механизмы работы с молодежью, чтобы привлечь эту часть электората к активному участию в выборах.
I I
Результаты изучения молодежи в выборах
В первой части нашей работы мы пришли к выводу, что проблема привлечения молодежи к участию в выборах актуальна для всех стран. Для решения вопроса повышения избирательной активности молодых людей необходимо выяснить причины такого поведения, изучить методы воздействия на него, а потом предложить пути решения этой проблемы в соответствии с планом:
1.Встретились с председателями участковых избирательных комиссий 2х поселений с целью выявления степени активности молодежи в выборах 2012 - 2018 годов.
2.Разработали анкету для проведения опроса электората с целью выявления причин низкой активности молодежи.
3.На основе результатов анкетирования сделали выводы и внесли предложения по формированию положительного электорального поведения молодежи в выборах;
4.Проверили наши предложения на выборах Президента РФ 18 марта 2018 г.
Познакомившись с председателем участковых избирательных комиссий поселений Ломоносовского района, мы узнали примерные результаты явки людей возраста 18-25 лет на выборы и выяснили, что самая высокая явка молодежи отмечалась на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году и составила 17-21% и 2018 году 25-28% пришедших на выборы.
На выборах в Законодательное собрание явка составила 13-15%, на выборах в органы местного самоуправления – 3-4% избирателей.
Возможно, это связано с недостаточно хорошо организованной агитационной программой кандидатов и партий. Выборы президента довольно хорошо рекламируются. Все средства массовой информации подробно, иногда даже слишком навязчиво рассказывают об участниках, их политических программах. Но выборы местного значения, как правило, происходят довольно спокойно, без излишней агитации и шумихи. Основную информацию о кандидатах люди получают устно, друг от друга, или же из листовок, флайеров, газет, которые печатаются на деньги кандидатов и распространяются своими силами.
Перед выборами Президента мною было опрошено некоторое количество школьников, с целью выяснить, что они знают о выборах. О выборах президента, о том, что необходимо идти голосовать знали все с 1 класса.
После выборов, за территорией избирательного участка нами были опрошены избиратели. Ответы получились неоднозначны. Молодежь, в большинстве высказывали патриотические чувства, говорили о политическом праве и желании участвовать. Пожилые люди говорили о ответственности перед детьми и внуками, о том, что от выбора зависит в какая будет страна. А вот большинство избирателей в возрасте 35-45 лет отрицательно отозвались о выборах.
Я провела анкетирование с целью изучения уровня политической активности молодежи в п.Большая Ижора Ломоносовского района Ленинградской области. Результаты исследования показали, что молодые люди не ходят на выборы, так как их не интересует политика (43,4%), они не могут разобраться в предвыборных программах кандидатов (14,6%), 13% партий не предлагают понятных программ; не верят в честность проведения выборов 47,2%, результаты выборов, по мнению 42,2%, предсказуемы и заранее известно, кто победит; 43% респондентов не голосуют, так как не верят в то, что выборы реально изменят жизнь страны, города, поселения. 25,4% отметили, что не доверяют политикам, а 42,2% считают, что результаты выборов известны заранее. Молодежь также отталкивает использование административного ресурса (17,9%), и в молодежной среде считается, что на выборы ходят одни карьеристы (5,1%). Тем не менее, результаты анкетирования показали, что 7,7% респондентов считают, что тот, кто не голосует, не является патриотом, так как участие в выборах - долг каждого гражданина.
Результаты анкетирования представлены диаграммой (Приложение № 3).
Существует прямая зависимость от того, насколько обдуманно сделан выбор молодого человека. В целом молодежь нашего поселения проявляет достаточно средний уровень политической активности. Это видно из ответов на вопрос №4 анкеты. (Приложение №4)
Для того чтобы выяснить причину такого поведения молодежи, нами были заданы вопросы № 5,9,12,14,15. Результаты показали, что на отношение к политике влияют больше всего СМИ и результаты проводимой государством социальной политики. Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений.
Например, к социальным условиям, влияющим на активность молодежи, относится низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п. Так, например, люди с наименьшими доходами - они не живут, а выживают. К тому же, почти повсеместное платное образование делает невозможным получение знаний молодежью из малообеспеченных семей. Уровень социального положения молодых людей и их семей также оказывает влияние на их отношение к избирательному процессу.
В вопросе №12 больше респондентов указали ответы «нет достойных кандидатов», потому что программы, которые они предлагают не могут решить наболевших вопросов избирателей. Помимо этого из вопроса №15 видно, практически все респонденты считают, что на выборах используются недопустимые «грязные технологии», а значит, результаты выборов заранее определены. Но желание есть у молодых людей участвовать в выборах, если будет проведена просветительская работа, будут использованы интернет ресурсы. Это указано в вопросе №14.
Если говорить о желании и планировании участия в выборах молодого поколения, то из ответов на вопросы №6, 7, 17 мы видим, в диаграмме только ответы молодежи в возрасте 14-25 лет, во всех 3 вопросах примерно одинаковое количество ответов дали респонденты, еще не определившиеся со своими политическими взглядами, с сомнениями в отношении необходимости своего участия в политической жизни общества.
При этом на вопрос №13 о необходимости участия молодежи в выборах, с большим перевесом ответили утвердительно и скорее да, чем нет. Соответственно, молодежь понимает значение своего голоса и влияния на исход выборов, но на практике видит обратное.
Также нами были добавлены вопросы:
В ходе анкетирования мы задавали вопрос о мотивации молодежи к участию в выборах. Ответы были следующие:
Это были наиболее популярные предложения среди молодежи.
Таким образом, мы видим, что в Российской Федерации проблема участия молодежи в выборах так же актуальна, как и в зарубежных странах. Причины ее низкой активности одинаковые, а значит, и методы мотивации будут схожи.
Какие же технологии используют зарубежные страны, чтобы привлечь как можно больше молодежи? В Германии решили повысить явку избирателей, понизив возрастной ценз с 18 лет до 16. Соответственно, увеличив число избирателей, и используя наиболее активную часть населения.
В Греции решили вопрос информирования, результаты выборов рассылались с помощью SMS-оповещения, а не только через интернет.
В Корее было разрешено голосовать электронным способом.
В США и Эстонии использовали интернет-голосование.
Одни и те же проблемы каждая страна решает по-своему. Проведя исследовательскую работу, мы можем выделить не только причины невысокой активности молодежи на выборах в разных странах, но и предложить меры по привлечению молодых людей к участию в выборах.
Заключение
Участие в выборах – это не просто конституционное право, но и событие, требующее от избирателя высокой степени политической зрелости и ответственности. Чтобы быть готовым к таким серьёзным решениям, нужно хорошо ориентироваться в политической обстановке своей страны и мира. Политическое воспитание должно начинать закладываться в первую очередь в семье. Если родители по разным причинам не принимают участия в политической жизни страны, то и их дети не будут проявлять политическую активность.
Выбирать – это значит сопоставлять, сравнивать, изучать деятельность, программы и взгляды различных кандидатов и партий, делать вывод о том, кто в большей степени будет полезен обществу. А для этого нужно хорошо разбираться в данной сфере.
Изучив большой объем информации, мы можем выделить методы повышения политической активности молодого поколения (Приложение №2):
• просветительско-информационная работа по разъяснению Конституции, законодательных актов Российской Федерации;
• формирование электоральной культуры молодых избирателей;
• ознакомить молодых избирателей с их конституционными правами и обязанностями, привить интерес к праву;
• обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано молодыми избирателями в их повседневной жизни обыкновенными гражданами, не имеющими специального юридического образования;
• заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких, как права человека, правовое государство и других, лежащих в основе Конституций, законов, правовой системы и общества в целом;
• способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы;
• развивать базовые навыки, включая практическое мышление, умение общаться, разрешать проблемы.
Начинать проводить такую работу необходимо уже в школе, чтобы у гражданина постепенно формировалось чувство ответственности перед своей страной.
По-моему, участие в выборах некомпетентного избирателя принесёт больше вреда, чем пользы. Выбирая кандидата на какой-либо пост, мы должны помнить, что наделяем своего избранника властными полномочиями и передаем свое право управлять своим государством данному человеку. И от того, как он воспользуется данной ему властью, зависит судьба всей страны.
Список литературы
Схема №1
Схема №2
Рисунок №1
Почему молодежь не ходит на выборы?
Приложение №4
Анкета
для граждан РФ в возрасте от 14 лет
Анкета анонимная. Можно выбирать несколько вариантов ответов.
1. Сколько Вам лет? ______________
2. Ваш пол: а) Муж. Б) Жен.
3. Ваш род занятий: а) учащийся б) студент в) служащий г) временно неработающий
4. Интересуетесь ли Вы политикой?
А) интересуюсь б) не интересуюсь в) затрудняюсь ответить
5. Что больше всего влияет на вашу политическую позицию?
А) политическая позиция родителей
б) политические взгляды друзей и знакомых
в) взгляды учителей и преподавателей
г) СМИ
д) иное__________________________
6.Считаете ли вы себя человеком с твердыми политическими убеждениями?
А. Да, считаю и живу в соответствии с ними
б. У меня есть убеждения, но они мало влияют на мою повседневную жизнь
в. Мои убеждения находятся в стадии формирования
г. У меня нет политических убеждений и я не испытываю в них ни какой необходимости
д. Нет ответа
7.Рассматривали ли вы когда-нибудь возможность собственного участия в политической жизни (как пассивное, так и активное)?
А. Да, я активно участвую в политической жизни
б. Да, у меня есть планы на этот счет
в. Конкретных планов нет, но я не исключаю, что в дальнейшем буду так или иначе участвовать в политической жизни
г. Никогда этим не занимался и не собираюсь
д. Нет ответа
8.С какими из приведенных утверждений вы бы скорее согласились?
А. Выборы – важный механизм, с помощью которого я могу оказать влияние на формирование органов гос. Власти и принятие важнейших для общества решений
б. Выборы – это большой фарс, и мой голос ничего не значит
в. Выборы могли бы быть механизмом, помогающим мне влиять на жизнь общества, но злоупотребления властных и финансовых элит мешают выборам выполнять эту функцию
г. Выборы – это один из путей моего влияния на власть, но одного его не достаточно, чтобы влияние было эффективным
д. Выборы – это не тот путь, который способен привести к реальным изменениям в обществе. Необходимы более радикальные меры
е. Выборы – это одна из «игр в демократию», но демократическое политическое устройство не согласуется с российскими традициями
ж. Нет ответа
9.С какими из приведенных утверждений вы готовы согласиться?
А. Государство должно проводить активную социальную политику и осуществлять цензуру СМИ
б. Государство должно проводить активную социальную политику, но цензура СМИ не допустима
в. Социальные программы – это слишком большая нагрузка для бизнеса, налоги должны быть низкими, но цензура СМИ не допустима
г. Социальные программы – это слишком большая нагрузка для бизнеса, налоги должны быть низкими, а цензура СМИ допустима
д. Нет ответа
10. Вы пойдете на выборы потому что:
а) Это возможность выразить свое мнение;
б) Надеюсь на изменение к лучшему;
в) о необходимости участия в выборах говорят известные люди;
г) не хочу, чтобы моим голосом воспользовались;
д) считаю, что это мой гражданский долг.
11. Как Вы считаете, решают ли выборы что-нибудь в нашей стране?
А) да
Б) скорее да, чем нет
В) скорее нет, чем да
Г) нет
12. Как Вы считаете, почему молодежь сегодня не ходит на выборы?
А) выборы её не интересуют
Б) много дел и не успевают прийти на голосование
В) политика – грязное дело
Г) нет достойных кандидатов
Д) результаты выборов известны заранее
Е) государство мало уделяет внимания молодежной сферы.
13. Как Вы считаете, необходимо ли молодёжи принимать участие в выборах (как активное, так и пассивное)?
А) да
Б) скорее да, чем нет
В) скорее нет, чем да
Г) нет
14. Как Вы считаете, что может привлечь молодежь к участию в выборах (как активному, так и пассивному)?
А) Проводить просветительско-информационную работу по разъяснению Конституции, законодательных актов Российской Федерации;
Б) Повышать электоральную (политическую) культуру молодых избирателей;
В) Ознакомить молодых избирателей с их конституционными правами и обязанностями, привить интерес к праву;
Г) Обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано молодыми избирателями в их повседневной жизни;
Д) Заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких, как права человека, правовое государство и других, лежащих в основе Конституций, законов, правовой системы и общества в целом;
Е) Способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции;
Ж) Обязать приходить на первые их выборы под угрозой административного штрафа;
З) Активно использовать интернет и смс оповещение (рассылки) с информацией о кандидатах, партиях, напоминании и результатах выборов;
И) Использовать электронный способ голосования (интернет ресурсы).
15. Как Вы относитесь к применению «грязных» технологий во время избирательной борьбы?
А) допускаю и принимаю в полной мере
Б) не одобряю, выборы должны быть честными
В) мне все равно
16. Обсуждаете ли Вы дома выборы и участие в них?
А) да
Б) скорее да, чем нет
В) скорее нет, чем да
Г) нет
17. Намерены ли Вы в будущем принимать участие в голосовании на выборах?
А) да
Б) нет
В) пока не определился
Спасибо! Ваше мнение очень важно для нас!
таблица №4
Сводная таблица ответов опрашиваемых по группам
Вариант ответа | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | ||||||||||||||||||||
Возр.гр. №вопроса | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. | 14-18 | 18-25 | 26 и ст. |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
15 | 6 | 3 | 8 | 10 | 8 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
19 | 1 | 0 | 1 | 12 | 1 | 0 | 6 | 8 | 0 | 0 | 2 | |||||||||||||||||||
13 | 3 | 9 | 11 | 5 | 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||
4 | 0 | 0 | 5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 11 | 0 | 7 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||
7 | 0 | 5 | 5 | 0 | 3 | 4 | 3 | 0 | 7 | 1 | 2 | 3 | 0 | 0 | ||||||||||||||||
0 | 0 | 2 | 5 | 0 | 2 | 9 | 4 | 2 | 10 | 3 | 4 | 0 | 0 | 2 | ||||||||||||||||
2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 1 | 6 | 3 | 6 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 0 | 4 | 1 | 0 | ||||||||||
8 | 0 | 2 | 3 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||
5 | 1 | 2 | 10 | 1 | 4 | 0 | 0 | 0 | 4 | 0 | 3 | 4 | 1 | 2 | ||||||||||||||||
4 | 0 | 5 | 1 | 4 | 7 | 3 | 2 | 4 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||
12 | 3 | 7 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 | 1 | 0 | 3 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||
12 | 2 | 6 | 7 | 3 | 4 | 4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||
4 | 0 | 4 | 4 | 0 | 1 | 6 | 3 | 1 | 3 | 0 | 3 | 1 | 0 | 4 | 1 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | ||||
1 | 0 | 0 | 3 | 4 | 11 | 8 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||
3 | 0 | 4 | 6 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 12 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||
20 | 1 | 10 | 6 | 1 | 0 | 2 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||||||
[1] http://www.grandars.ru/college/sociologiya/principy-izbiratelnogo-prava.html
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Молодёжь
[3] Сербин М.В. МЕТОДОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Домик зимней ночью
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Пока бьют часы
Как нарисовать зайчика