"Организация голосования избирателей с ограниченными возможностями" работа была представлениа на муниципальном уровне региональной олимпиады по избирательном праву.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ
РЕФЕРАТ
На тему «Организация голосования избирателей с ограниченными возможностями»
Выполнила: Ерохина Анастасия Дмитриевна,
Ломоносовский район Ленинградской области
МОУ «Большеижорская школа», 9 класс,
Научный руководитель:
Шебалкина Татьяна Алишеровна
учитель истории и обществознания
Ленинградская область
2018
Оглавление
Введение …………………………………………………………………3
Избирательное право и люди с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………………….……5
Политические права инвалидов ………………………………………..
Проблемы организации голосования избирателей с ограниченными возможностями …………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………
Приложение ………………………………………………………………
Введение
Проблема людей с ограниченными возможностями широко обсуждается в современном мире в связи с высокой численностью инвалидов, слабой защищенностью этой социальной группы на рынке труда, в образовании и других сферах жизнедеятельности.
Статистика инвалидов в мире, на начало 2017 г. примерно составляет 23% от всего населения планеты. Это более 1 млрд. людей. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается. Причины роста количества людей с ограниченными возможностями:
В странах, где люди живут 70 лет и более, многие люди в пожилом возрасте становятся недееспособными. Среди детей, молодежи и людей среднего возраста 80% инвалидов проживает в развивающихся странах, где у населения низкий уровень жизни и доходов. На картинке показано, сколько процентов инвалидов от общего количества жителей, в странах Европы[1].
По данным Росстата, в начале 2017 г. в России проживало 12,9 млн. инвалидов (9,3% от общей численности населения), что более чем в 3 раза превысило показатель 1990 г. При этом увеличение показателя имело неравномерный характер: неоднократно наблюдались «скачки» в численности инвалидов. (Приложение №1)
В таблице показана статистика инвалидов по зрению, слуху и другим проблемам со здоровьем на 2014 год.
Вид инвалидности Количество людей из данной категории в стране (тыс.):
Минтруд ведет также статистику инвалидов ВОВ. По их данным граждан, ставших недееспособными в результате ранений во время Великой Отечественной войны, на сегодняшний день осталось в живых 22 365.
Таким образом, цель нашей работы:
Найти решения проблемы организации голосования избирателей с ограниченными возможностями.
Задачи:
Избирательное право – это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата.
Из определения мы видим, что в выборах участвуют граждане. В России, «выборы всеобщие равные, прямые, при тайном голосовании» - так говорится в Конституции – основном и главном законе нашей страны. А значит, с наступлением совершеннолетия, каждый россиянин, получая полную дееспособность, получает и политические права.
К сожалению, сегодня общество однозначно относится к людям с ограниченными возможностями. Долгое время они оставались без внимания и защиты государства. ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не затрагивала политические права людей с ограниченными возможностями.
В России государственная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Вместе с тем, поворотным стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. В Законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики.
Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а “обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ”. Тем самым, новый Закон декларировал подход к инвалиду, сформулированный мировым сообществом.
В 1996 г. был законодательно оформлен переход от назначения инвалидности в зависимости от степени трудоспособности индивида к присвоению статуса на основе ограничений его жизнедеятельности. Существенно изменилась и структура инвалидности по группам:
Еще в 2003 году в РФ инвалиды по зрению сталкивались с проблемой отсутствия специальных бюллетеней. Хотя в некоторых странах СНГ, например в Украине, специальных бюллетени на тот момент были обычной практикой. Раньше слабовидящих посещали на дому члены комиссии с переносной урной. Позже, они смогли приходить на избирательные участки и голосовать.
Этот закон изменялся, дополнялся, и только после подписания в 2008 году Конвенции ООН[2] «Конвенция о правах инвалидов» на политические права инвалидов обратил внимание президент Российской Федерации Д.Медведев. «России необходимо кардинально менять отношение к инвалидам. Это очень трудная тема, особенно для нашей страны, где, к сожалению, культура общения с инвалидами на очень дремучем уровне» - сказал Д.Медведев 5 мая 2008 г. во время рабочей встречи.
В сентябре 2008 года Россия подписала международную Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно положениям статьи 29 указанной Конвенции государства-участники гарантируют инвалидам право и возможность голосовать и быть избранными и обязуются обеспечивать возможность полноценного участия этой категории граждан в избирательном процессе, используя «…процедуры, помещения и материалы для голосования…», которые в достаточной мере являются для них «…подходящими, доступными и легкими для понимания и использования»[3].
С этого момента начали активно предпринимать меры по включению людей с ограниченными возможностями во все сферы жизни общества.
Для обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями территориальной избирательной комиссией, общественные организации должны проводить определенные работы.
В соответствии с законом, Пенсионный фонд РФ обязуется предоставлять соответствующей избирательной комиссии дважды в год сведения о численности проживающих на территории избирателей, являющихся инвалидами, с указанием групп их инвалидности.
При организации обучения членов участковых избирательных комиссий предусматривается специальные темы, связанные с особенностями подготовки ко дню голосования и организацией голосования избирателей, являющихся инвалидами. Участие в обучении принимают и представители общественных организаций инвалидов. Также отдельно от обучающих семинаров с участковыми избирательными комиссиями
проводится обучение актива общественных организаций инвалидов, работников органов социальной защиты населения, которые будут задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими на дому избирателей, являющихся инвалидами.
На основании полученных и уточненных сведений участковые избирательные комиссии организовывают работу по выявлению желания избирателей с ограниченными возможностями, проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка.
В целях максимальной доступности помещений для голосования для избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников, на избирательных участках используется специальные кабины для тайного голосования (места для тайного голосования), позволяющие заехать на коляске, а также обеспечено сопровождение инвалида от входа в помещение избирательного участка до кабины тайного голосования.
Для инвалидов по зрению на избирательном участке используют бюллетени с азбукой Брайля, на которых есть прорези на месте квадратов, находящихся справа от фамилии кандидатов, для проставления знака. (Приложение №2)
Большая часть инвалидов данной категории, отдает свой голос вне помещения для голосования. Заявление с просьбой проголосовать на дому через общественность, родных и знакомых они передают непосредственно на избирательный участок по месту их регистрации.
В 2009 году Центральный Избирательный комитет рекомендовал избирательным комиссиям сформировать рабочие группы, которые бы проводили мероприятия по уточнению списков избирателей, их местонахождения, характера инвалидности.
Так же ЦИК рекомендовал политическим партиям, участвующим в выборах 2007-2008 годов, изготавливать агитационные материалы для слепых и слабовидящих избирателей в аудиоформате, с использованием крупного шрифта, а для глухих или слабослышащих – видеоролики с субтитрами или сурдопереводом.
В 2010 году была спроектирована программа «Дорога на избирательный участок»[4]. Центризбиркомом совместно с общественными организациями инвалидов и органами соцзащиты населения, должны были в рамках этой программы выявлять проблемы (отсутствие пандусов, светофоров со звуковыми сигналами, тактильных указателей и прочего) и помогать в их решении.
Такое нововведение, как индивидуальный паспорт избирателя-инвалида кажется крайне полезным: схемы движения на избирательные участки составляются для каждого инвалида с подробным описанием маршрута (Приложение №5).
Подводя итог, хотелось бы отметить, что Конвенция ООН о правах инвалидов, 50 статей которой подробно описывают гражданские и политические права этой категории граждан, была подписана Россией в сентябре 2008 года.
Люди с ограниченными возможностями активно работают и готовы вносить вклад в развитие страны, вопреки ложному мнению об их ущербности.
Главное – сделать так, чтобы нормы Конвенции о правах инвалидов, которые уже претворяются в жизнь, не остались на бумаге. Более того, необходимо менять не только законы, но и подход общества к людям с ограниченными возможностями.
Для обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями территориальной избирательной комиссией, общественные организации должны проводить определенные работы.
При формировании плана мероприятий должны быть предусмотрены все этапы подготовки избирательной кампании и
При организации обучения членов участковых избирательных комиссий предусматривается специальные темы, связанные с особенностями подготовки ко дню голосования и организацией голосования избирателей, являющихся инвалидами. Участие в обучении принимают и представители общественных организаций инвалидов. Также отдельно от обучающих семинаров с участковыми избирательными комиссиями
проводится обучение актива общественных организаций инвалидов, работников органов социальной защиты населения, которые будут задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими на дому избирателей, являющихся инвалидами.
На основании полученных и уточненных сведений участковые избирательные комиссии организовывают работу по выявлению желания избирателей, являющихся инвалидами, проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка.
В целях максимальной доступности помещений для голосования для избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников, на избирательных участках используется специальные кабины для тайного голосования (места для тайного голосования), позволяющие заехать на коляске, а также обеспечено сопровождение инвалида от входа в помещение избирательного участка до кабины тайного голосования.
Для инвалидов по зрению на избирательном участке используют бюллетени с азбукой Брайля, на которых есть прорези на месте квадратов, находящихся справа от фамилии кандидатов, для проставления знака. (Приложение № 2)
Особенности голосования вне помещения для голосования определены ст. 66 Федерального закона. Так, из буквального толкования п. 1 ст. 66 Федерального закона следует, что проголосовать вне помещения для голосования законом предоставлена возможность только тем избирателям, которые:
Расширительного понимания приведенное положение закона не предусматривает.
Из диаграммы «распределение инвалидов по полу и возрасту» на 2015 год мы видим, что наибольшая часть инвалидов старше 18 лет, т.е.обладают политическими правами и имеют конституционное право принимать участие в выборах как избирателем, так и кандидатом. Помогают им отстаивать права гражданские организации нашей страны.
В России представители общественных организаций входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в их отношении.
Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов.
Люди с ограниченными возможностями сегодня включены в общественную деятельность: отстаивают свои интересы и интересы других перед лицом несправедливости, организуют культурные и спортивные мероприятия, выступают от имени инвалидов за признание и реализацию их гражданских прав.
Вместе с тем как общество в целом, так и сообщество инвалидов готовы к сближению, к более полному и активному участию во всех сферах жизни общества. Эти позиции наиболее ярко проявляются в вопросах о доступности жизненной среды для людей с ограниченными возможностями. Необходимо признать, что формирование доступной среды жизнедеятельности является чрезвычайно сложной и важной задачей для Российской Федерации.
Поэтому, государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни, восстановлению способностей инвалидов к социальному функционированию и независимому образу жизни.
Сегодня есть свидетельства того, что учреждения образования, здравоохранения, социальные службы постепенно приобретают новое видение своей миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным нормам прав человека, признание мировых стандартов качества обслуживания. Есть заметный прогресс и в сфере высшего образования инвалидов: при поддержке правительства, регионов, отечественных и международных донорских организаций развиваются современные программы в крупнейших вузах страны, хотя образовательный выбор абитуриента с инвалидностью все еще весьма узок.
Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Обеспечение доступности является одним из наиболее острых вопросов в контексте прав человека. Все, что делается доступным для инвалидов, удобно и комфортно и для остального населения.
Обеспечение доступности физической и информационной среды, создает предпосылки для реализации потенциала людей с ограниченными возможностями и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
Список литературы
Приложение №1
Группы инвалидов | Численность инвалидов по годам | ||||||||||||
11970 | 11980 | 11990 | 11995 | 22000 | 22005 | 22008 | 22010 | 22011 | 22012 | 22013 | 22014 | 2015 | |
тыс. человек | 346 | 426 | 765 | 1347 | 1109 | 1799 | 966 | 893 | 842 | 805 | 754 | 729 | 695 |
на 10 000 человек населения2) | 26,6 | 30,8 | 51,7 | 91,5 | 98,5 | 156,9 | 83,3 | 76,6 | 72,2 | 69,1 | 64,8 | 62,7 | 59 |
В процентах от общей численности инвалидов: | |||||||||||||
инвалиды I группы | ... | ... | ... | 11,3 | 12,6 | 10,7 | 10,5 | 15,3 | 15,6 | 15,9 | 16,5 | 16,6 | 18,0 |
инвалиды II группы | ... | ... | ... | 74,2 | 63,3 | 59,9 | 52,2 | 43,9 | 41,9 | 40,9 | 40,1 | 39,8 | 37,7 |
инвалиды III группы | ... | ... | ... | 14,5 | 24,0 | 29,4 | 37,4 | 40,8 | 42,5 | 43,2 | 43,4 | 43,6 | 44,3 |
Из общей численности инвалидов - инвалиды в трудоспособном возрасте: | |||||||||||||
всего, тыс. человек | ... | ... | ... | 507,0 | 552,7 | 565,9 | 431,8 | 441,0 | 417,2 | 395,2 | 364 | 345,7 | 325 |
в процентах от общей численности инвалидов | ... | ... | ... | 37,7 | 49,8 | 31,5 | 44,7 | 49,4 | 49,5 | 49,1 | 48,3 | 47,4 | 46,8 |
1) До 2000 г. - в возрасте 16 лет и старше, с 2000 г. - в возрасте 18 лет и старше.
2) За 2003-2010 гг, показатели рассчитаны с использованием численности населения c учетом итогов ВПН-2010.
3) Без учёта сведений по Крымскому федеральному округу.
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
На 2017 год
Приложение №5
[1] http://vawilon.ru/statistika-invalidov-v-mire/
[2] Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
[3] «Конвенция о правах инвалидов» Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
[4] «DIz life» от 14.12.2010 г. Елена Чинкова из интервью с членом ЦИК РФ Людмилой Демьянченко.
Слайд 1
« ОРГАНИЗАЦИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» Работу выполнила: ученица 9 класса МОУ «Большеижорская школа» Ерохина Анастасия Научный руководитель: учитель истории и обществознания Шебалкина Татьяна АлишеровнаСлайд 2
ДОЛЯ ИНВАЛИДОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Слайд 3
Цель работы: Найти решения проблемы организации голосования избирателей с ограниченными возможностями. Задачи: 1. Изучить информацию по данной теме; 2. Выявить проблемы участия инвалидов в выборах; 3. Определить решения проблемы организации голосования избирателей с ограниченными возможностями.
Слайд 4
Избирательное право – это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата.
Слайд 5
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНВАЛИДНОСТИ ПО ГРУППАМ: Среди впервые признанных инвалидами выросла численность инвалидов III группы, сократилась численность инвалидов II группы при несущественных колебаниях доли инвалидов I группы. 1) До 2000 г. - в возрасте 16 лет и старше, с 2000 г. - в возрасте 18 лет и старше. 2) За 2003-2010 гг, показатели рассчитаны с использованием численности населения c учетом итогов ВПН-2010. 3) Без учёта сведений по Крымскому федеральному округу. Росту численности инвалидов и изменению состава инвалидов способствовало не только ухудшение здоровья населения и демографических показателей, но и экономические кризисы, институциональные изменения в стране и изменения законодательства, регулирующего положение инвалидов.
Слайд 6
БЮЛЛЕТЕНИ С АЗБУКОЙ БРАЙЛЯ
Слайд 7
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ПО ПОЛУ И ВОЗРАСТУ
Слайд 8
ВЫВОД
Слайд 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Ребята и утята
Астрономический календарь. Май, 2019
Бородино. М.Ю. Лермонтов
3 загадки Солнечной системы