Приезжая в город, страну, мы обращаем внимание на здания, постройки. Каждая страна имеет свое лицо, свой стиль, а также историю развития архитектурных сооружений, преобразование от одного к другому. В истории каждой страны можно выделить периоды появления новых архитектурных стилей.
Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства и страноведения. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках иностранного языка.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_katya.docx | 881.76 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №15»
Индивидуальный исследовательский проект
Готический стиль Великобритании
Работу выполнила: учащаяся МБОУ «СШ №15»9А класса Матвиенко Екатерина Максимовна Руководитель: Силаева Эльвира Рафаэлевна, учитель английского языка |
г. Нижневартовск 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………................................................................3
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Приезжая в город, страну, мы обращаем внимание на здания, постройки. Каждая страна имеет свое лицо, свой стиль, а также историю развития архитектурных сооружений, преобразование от одного к другому. В истории каждой страны можно выделить периоды появления новых архитектурных стилей.
Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства и страноведения. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках иностранного языка.
Цель: изучение особенностей формирования, развития и направлений готического стиля в Англии
Задачи:
1) расширить и углубить знания о готической архитектуре Великобритании
2) рассмотреть архитектурные особенности
3) провести анкетирование на знание готического стиля
4) проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля зданий в Великобритании и России
Объект исследования: архитектура готического стиля
Предмет исследования: готические соборы
Методы исследования: теоретический: изучение и обобщение научной литературы; практический: создание буклета.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания школьников к архитектуре Средневековья.
Глава 1. Возникновение готического стиля
Готика - художественный стиль, возникший в середине XII века во Франции и распространившийся в Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, уступив в XV—XVI вв. Возрождению.
Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни. Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.
Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви. Городской собор стал центром культуры и искусства готики.
Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари. Для того, чтобы определить эпоху Ренессанса от Средневековья. Период развития средневекового искусства на территории Западной, Центральной, Северной и Восточной Европы с 11-12 по 15-16 века. Готика пришла на смену романскому стилю. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Английская готическая школа возникла в период присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций, сохранив следы архитектуры той эпохи. Когда в XVII в. вся Европа была захвачена реформаторским течением нового искусства, Англия осталась верна традициям своей старой архитектуры.Развитие Английской Готики как стиля подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; «ланцетовидный стиль»); «декоративный», или «украшенный стиль» (1272-1349 гг.) и «перпендикулярный», или «вертикальный стиль» (1350-1539 гг.) - поздняя английская готика.
Период расцвета английского искусства приходится на XIV, XV и начало XVI вв. В этот период были построены готические части церквей в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, г.Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке.
Даже главное требование готики - устремлённость к небу - английские зодчие постарались выявить по-своему. Воздвигая соборы всё более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплётов с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием.
Английская конструктивная арка XIV в. — это нормандская стрельчатая арка с ее постоянной кривизной. В XV и XVI вв. ее заменяют пониженной стрельчатой аркой, которая названа была аркой Тюдоров. Подобно анжуйской архитектуре, английская архитектура увеличивает число нервюр(каменная арка).
До конца XIV в. она держится нормандской заостренной формы оконных переплетов с розетками, а в XV в. отказывается и заменяет их решеткой из вертикальных и поперечных брусков.Как и нормандская школа, она сохранила основанные геометрические формы.
Английская готика отличается от других большим рационализмом, простотой, тектоничностью. В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью, сложностью и богатством архитектурного декора. Устремлённость к небу, cтрельчатые арки, огромные окна с витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьба по дереву, устрашающие скульптуры- все это главные особенности готики.
В Англии наряду с уже более-менее знакомыми готическими формами находятся образцы совершенно иной, свойственной только этой стране готики. Наиболее выдающимися готическими сооружениями Англии являются: Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, Солсберийский собор, Собор в Глосте, Собор в Эксетере, Линкольнский собор.
Рассмотрим некоторые из них.
Кентерберийский собор (можно фото)— готический собор в Кентербери, главный англиканский храм Великобритании. Входит в список Всемирного наследия. Собор был основан в 603 году миссионером папы Григория Великого — Августином Кентерберийским.
Храм был изначально посвящён Христу Спасителю. После норманнского завоевания частично разрушенная церковь была перестроена архиепископом Ланфранком в духенормандской романики. Ансельм Кентерберийский поднял строительство на новый уровень, дошедшая до наших дней обширная крипта(подземная церковь). В 1174 году собор сгорел. При восстановлении к храму была пристроена грандиозная по тем временам Троицкая капелла. Северо-западная башня в романском стиле в XVIII веке угрожала обрушением и была разобрана; в 1830-е годы на её месте выросло новое сооружение, стилизованное в духе “перпендикулярной” готики. Часть пристроек погибла в марте 1942 года во время налёта люфтваффе, целью которого был сам собор. Собор вытянут в длину (160 м) и невысок, ровная линия кровли прервана устремляющейся вверх центральной башней и более низкими западными башнями. Внутрь собора ведет роскошно декорированный портал на южной стороне. При Генрихе VIII и позднее, при Кромвеле, неф Кентерберийского собора лишился своего богатого убранства и ярких красок, он все еще великолепен.
Солсберийский собор — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается одним из лучших образцов ранней английской архитектуры, которая начиналась с готики, стремящейся к небесным высотам. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века. 123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый. Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров “Великой хартии вольностей”.Создатели английской готической архитектуры ставили перед собой не столько технические, сколько эстетические задачи, стремясь разработать как можно более привлекательный декор стен, сводов и окон. А поскольку cветлый известняк контрастирует с тонкими пилястрами, подоконниками и капителями, изготовленными из темного, блестящего, похожего на мрамор, вещества материалов добавлялись яркая роспись профилей арок и сводов и красочные витражи, то неудивительно, что интерьер английского храма производил поистине великолепное впечатление Если считать только шпили, выстроенные ранее 1400 года, выяснится, что шпиль Солсберийского собора — самый высокий среди уцелевших. Но не только высотой славен этот собор — это ещё и самый большой храм Великобритании, он занимает территорию в 80 соток.
Глава 2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительными? Сравнительная характеристика готического стиля Великобритании и России
Чтобы проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля зданий в Великобритании и России, я провела анкетирование среди одноклассников на знание данного стиля.
Сколько вам лет? | Известен ли вам готический стиль, если да, то назовите страны/города, где находятся такие постройки? | Какие особенности этого стиля вам известны? |
15-16 | Да/Нет Франция (г.Кутанс), Рим, Англия, Германия (Кельнский собор), Италия. | Черный цвет, на фасаде присутствуют скульптуры, крупное окно в центре здания, узоры, металлик, острые углы, строгие формы, заостренные вершины, темные тона, множество окон, остроконечные крыши. |
ВЫВОД:
По результатам анкетирования я сделала вывод, что ребята незнакомы с готическим стилем, лишь 4 ответили на 2 поставленных вопроса, и 10 ответили на один из вопросов. Всего опрошенных-26. В ответах моих одноклассниках я заметила ошибку, так как металлик не является особенностью данного стиля, о чем следуют следующие утверждении
Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках, как эпоха процветания рыцарских турниров. В 1770 г впервые попытались создать готические постройки Ю. М. Фельтен по заказу Екатерины II выстроил в диковинных для Петербурга формах Чесменский путевой дворец и церковь при нём, а В. И. Баженов по её заданию занялся проектированием обширной Царицынской усадьбы под Москвой.
В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко. В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность. О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.
Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Таких храмов было построено множество на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева.
Церковь святого Александра Невского – Петергоф
Ласточкино Гнездо – Ялта
Храм Пресвятого Сердца Иисуса – Самара
Храм Преображения Господня - Красноярск
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи – Санкт-Петербург
На ряду с приведенными мною примерами, можно ознакомиться и с другими готическими сооружениями, построенными в России. Центром таких построек является – Санкт-Петербург
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На мой взгляд, готика - один из самых красивых стилей в архитектуре. В готике есть что-то загадочное, мистическое... Может, поэтому этот стиль и притягивает!
Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.
Я с интересом отнеслась к выбранной мною теме. Познакомилась с описанием знаменитых храмов и историей развития Эпохи Готического Стиля Великобритании
Я считаю, что я достигла поставленных мною задач и цели!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Щелкунчик
Спасибо тебе, дедушка!
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
У меня в портфеле