Влияние никотина на живые организмы
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 301.26 КБ |
vliyanie_nikotina.pptx | 438.17 КБ |
МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им. М. Д Цаганова»
Исследовательская работа на тему
«Влияние никотина на живые организмы»
Выполнила: Гомбожапова А.Ж.,
ученица 9 класса
Руководитель: Доржиева С.С.,
учитель химии и биологии
с. Верхний Ичетуй
2019 г.
Введение.
Табак приносит вред телу, разрушает
разум, отупляет целые нации.
О. Бальзак
Можно целиком и полностью согласиться с тем, что курение - одна из наиболее опасных привычек, которым подвержен человек. В Российской Федерации принят закон «Об ограничение курения табака», который регламентирует производство и потребление табачных изделий. Почему же, несмотря на многочисленные факты, свидетельствующие о вреде курения, число курильщиков не уменьшается?
Моя исследовательская работа полностью посвящена вреду курения. Именно поэтому я выбрала эту тему для исследовательской работы. И если хоть один человек, изучив мою работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, я буду считать свою цель достигнутой.
Цель: доказать обучающимся о вреде курения и попытаться изменить их отношение к курению.
Задачи:
Объект исследования – компоненты сигарет.
Предмет исследования – влияние никотина на живые организмы.
Выдвигаем гипотезу: если учащийся знает: состав сигаретного дыма, свойства никотина, последствия курения, то это приведет к изменению его отношения к курению.
Актуальность:
Место и сроки проведения исследования:
Все исследования были проведены в МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им. М.Д. Цаганова» села Верхний Ичетуй, в период с 15 декабря 2017 года по 27 января 2018 года.
Методы:
Практическая значимость исследования: раскрывает связь с жизнью, ориентирует на здоровьесберегающее поведение учащихся.
I. Теоретическая часть.
1.1.История возникновения табака
Впервые курение было обнаружено в 1492 году на одном американском острове, открытом Христофором Колумбом и получившем название Сан-Сальвадора. Жители острова курили листья растения табака, свернутые в трубочки и подсушенные на солнце. Местные жители называли их "сигаро". В 1493 году траву стали культивировать: порошок, полученный из сушеных листьев, стал называться табаком. [4]
В Европе впервые табак из семян вырастил Жан Нико (от имени которого и произошло слово "никотин"). В 1596 году табак стал использоваться при лечении головной боли, путем вдыхания запаха табака. Люди поверили в лечебные свойства табака, и он стал быстро приобретать популярность. Так, к концу 16 века курение распространилось практически по всей Европе. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. [6]
1.2. Компоненты, входящие в состав сигарет
В состав табачного дыма входит более 4000 самых разных компонентов и их соединений, из которых примерно 60 вызывают рак. Наиболее токсичными соединениями табачного дыма являются: никотин, окись углерода (угарный газ), канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы, соединения азота, металлы, особенно тяжелые (ртуть, кадмий, никель, кобальт и др.). Многие частицы табачного дыма, вступая в химические реакции, друг с другом, усиливают свои токсические свойства. [8]
Никотин- сильный нейротропный яд. Он нарушает обмен веществ, в том числе в нервных клетках дыхательного и сосудодвигательного центров. Никотин в малых дозах вначале повышает возбудимость коры головного мозга, а затем угнетает ее. У курильщиков бывают головные боли, головокружения, снижается память, ослабляется внимание и бессонница.
Табачный дёготь – это все то, что содержится в табачном дыме, за исключением газов, никотина и воды, это концентрат из жидких (органические кислоты, эфирные масла, анилин) и твёрдых (частицы углерода, канцерогены, полоний) веществ. Дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля. При охлаждении он конденсируется и образует смолу, которая оседает в дыхательных путях. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания легких.
Оксид углерода (II) табачного дыма приводит к снижению чувствительности нервных клеток сетчатки глаза, отчего курящие хуже видят, у них притупляется острота зрения. Кроме того, оксид углерода (II) вызывает образование стойкого соединения с гемоглобином – карбоксигемоглобина. Оксид углерода (II) повышает сахар в крови, чаще появляются нарушения ритма сердца. [9]
Цианистый водород или синильная кислота (HCN). Механизм ее воздействия на организм человека состоит в нарушении внутриклеточного и тканевого дыхания. В результате ткани не получают достаточного количества кислорода.
Оксиды азота (оксид азота (NO) и более опасный диоксид азота (NO2)) содержатся в табачном дыме в довольно высоких концентрациях. Они могут вызывать повреждения в легких. Он также усиливает действие канцерогенных веществ, способствуя возникновению злокачественных новообразований.
76 металлов имеются в табачном дыме, включая никель, кадмий, хром и свинец. Известно, что хром и его соединения достоверно вызывают развитие рака у людей. [12]
1.3. Статистика
В мире табак убивает 8 тысяч людей ежедневно. Исследования показали, что курение является причиной: - 98% смертей от рака гортани (98 из 100 умерших)
- 96% смертей от рака легких; - 30% всех случаев смерти от рака; - 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких, - 20% всех случаев сердечной смерти; - 25% умерших от ишемической болезни сердца погубили себя курением.В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год![2]
В дыме одной сигареты содержится:
Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни! [3]
Температура тлеющей сигареты 700 - 900 градусов. Легкие курильщика со стажем представляют собой черную, гниющую массу. [7]
1.4. Меры борьбы с курением.
Курение – небезопасное занятие. Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Регулярно проходят конференции Всемирной организации здравоохранения. Создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, отмечаем:
Поэтому не случайно в России в 2007 году был принят закон «Об ограничении курения табака».
Сейчас стало уже очевидно, что курение приносит огромный вред не только курящему, но и всем окружающим, и поэтому оно запрещается в общественных местах — на транспорте, в театрах, столовых. В перспективе курение будет считаться верхом бескультурья.
Выводы по теоретической части: В результате теоретического изучения материала темы, было установлено, что курение - одна из наиболее опасных привычек, которым подвержен человек. В состав табачного дыма входит более 4000 самых разных компонентов и их соединений, из которых примерно 60 вызывают рак. Наиболее токсичными соединениями табачного дыма являются: никотин, окись углерода (угарный газ), канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы, соединения азота, металлы.
Курение является основной причиной многих видов раковых заболеваний: рак легких, трахеи и бронхов (90%), рак гортани (84%), рак ротовой полости, включая губы и язык (92%), рак пищевода (78%), рак поджелудочной железы (29%), рак мочевого пузыря (47%), рак почек (48%).
II. Экспериментальная часть.
2.1. Анкетирование "Курить – здоровью вредить"
Цель: Выявить, как относятся учащиеся нашей школы к курению.
Процедура проведения: опрос учащихся школы, подведение итогов.
Инструкции для учащихся: Мы с вами проведем анкетирование. Мы раздадим вам листы бумаги и попросим вас ответить на несколько вопросов (приложение 1).
Таблица 1. Общие данные анкетирования
Вопросы | Общие данные 2017-2018 уч. год |
1.Курят ли дома родители? | 61 % - «нет» 39% - «да» |
2.Пробовал ли курить сам? | 95% - «нет» 5% - «да» |
3.Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым? | 95% - «нет», 5% -«да» |
4.Как ты думаешь, почему люди начинают курить? | из-за стресса, из-за нервов |
5.Что ты знаешь о вреде курения? | рак легких |
6.Взрослые курят только тогда, когда ……….. | у них проблемы, переживают |
7.Сигарета в руке – это показатель … | стресса, зависимости |
8.Не курить – это значит … | быть здоровым человеком |
9.В моей семье курит лишь … | никто не курит; папа |
10.Курение в нашей семье – это … | это негатив; это вредно. |
Результаты проделанной работы: в анкете были представлены вопросы, ответы на которые позволили проанализировать отношение учащихся к курению. В результате опроса можно проследить, что часть обучающихся понимают какой вред может приносить курение. Уже сейчас они задумываются о влиянии курения на здоровье.
2.2. Исследование влияния никотина на растения
Оборудование: семена укропа, сигареты.
Выводы: Из проведенного опыта "Влияние никотина на рост семян укропа" следует, что в первой тарелочке семена взошли быстро и были вполне развиты для дальнейшего роста. Пожалуй, во второй- семена так и не взошли. Их развитию помешал никотин. Он выделял яд, который впитывал в себя все нужные для роста вещества (Приложение…).
2.3. Исследование влияния никотина на органы дыхательной системы.
Оборудование: штатив, груша, вата в сосуде, сигареты. (Опыт проводили под тягой.)
Ход исследования:
Вывод: В дыме одной сигареты содержится: 6 мг никотина, 1,6 мг аммиака, 25 мг угарного газа, 0,03 мг синильной кислоты, 0,5 мг пиридина, формальдегид, радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут, смолы и деготь и др. Легкие курильщика со стажем представляют собой черную, гниющую массу. А при выкуривании всего трех сигарет белая-белая вата становится желтой и именно вышеперечисленные вещества оказываются в легких человека и вызывают различные заболевания (Приложение …).
Заключение
Освоенные методики и проведенный эксперимент позволили не просто оценить влияние курения на живой организм, но и помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.
Своей работой мы доказали обучающимся нашей школы, что курение отрицательно влияет на растущий организм. Это проявляется и в ухудшении здоровья.
Наглядным экспериментом мы показали, что сигареты губительны для всего живого.
Курение и школьник не совместимы, так как школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного.
Поэтому целью нашего исследования стала проблема курения. Провели анкетирование учащихся нашей школы, и мы убедились, что эта проблема рядом с нами. Наши сверстники курят, и говорят, что это безобидно для человека. Но это не так.
1. Курение оказывает отрицательное воздействие на жизненные процессы любого живого организма.
2. Культура знаний оказывает существенное воздействие на отношение людей к курению. Недостаток знаний по биологии и химии способствует формированию неправильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
3. Наиболее эффективным методом убеждения является открытый эксперимент на основе химических знаний.
4. У каждого человека есть выбор: курить или нет. Но этот выбор зависит от уровня знаний, понимания происходящих процессов, а главное от воздействия их последствий на организм.
Как много вреда здоровью людей приносит курение. Как много человеческих жизней забирает курение… Свою работу нам хотелось бы окончить словами Ф. Г. Углова, академика, АМН СССР: «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты».
Список использованной литературы
Интернет – источники
Иллюстрации:
Приложение 1.
Анкетирование "Курить – здоровью вредить"
Таблица 1.1. Анкетирование "Курить – здоровью вредить" (приложение 2)
Вопросы | Ответ |
1.Курят ли дома родители? | А) да Б)нет |
2.Пробовал ли курить сам? | А) да Б)нет |
3.Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым? | А) да Б)нет |
4.Как ты думаешь, почему люди начинают курить? |
|
5.Что ты знаешь о вреде курения? |
|
6.Взрослые курят только тогда, когда … |
|
7.Сигарета в руке – это показатель … |
|
8.Не курить – это значит … |
|
9.В моей семье курит лишь … |
|
10.Курение в нашей семье – это … |
|
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Разноцветное дерево
Философские стихи Кристины Россетти
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Как нарисовать ветку ели?