Речка "Ичетуйка"
Вложение | Размер |
---|---|
Речка "Ичетуйка" | 62 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Джидинский район
МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им. М.Д. Цаганова»
Тема: «Речка «Ичетуйка»»
Автор: Ванчикова Камила, ученица 5 класса
Руководитель: Доржиева Сэсэгма Санжиевна,
Телефон: 89503967216
dorzhieva-sesegma@ mail.ru
улус Дэдэ-Ичетуй
2019 г.
Содержание
3. Данные, полученные в результате исследования речки Ичетуйка………………..………..7
Введение.
Все начинается с малого.
В Российской Федерации около 2,5 млн. малых рек, которые формируют крупные реки и озера.
Озеро Байкал – Жемчужина нашей страны. В озеро впадает 336 рек. Самая большая из них – Селенга. Эта река протекает по территории двух государств: сначала Монголии, а потом – России. Своим многоводьем она обязана притокам: Джиде, Темнику, Оронгою, Уде и другим рекам. А наша маленькая, быстрая речка Ичетуйка впадает в Джиду, потом в Селенгу и в озеро Байкал и действительно все начинается с малого. Если мы сохраним свои речки, то сохраним наше бесценное озеро.
Цель работы - выяснить экологическое состояние речки Ичетуйка.
Основные задачи:
1. Выявить физико - географические особенности речки Ичетуйка.
2. Изучить физический и химический состав воды.
3. Построить таблицу данных, полученных при исследовании реки за несколько лет наблюдений.
Объект: речка «Ичетуйка».
Предмет: экологическое состояние речки «Ичетуйка».
Гипотеза: если мы сохраним наши речки, то сохраним наше бесценное озеро Байкал.
Методы: аналитический, сравнительный, статистический, картографический.
Основная часть.
Название речки «Ичетуйка» или «Учөөтэй», этимологически раскрывается апеллятивной основой бурятского слова «Yшөөhэн», означающего «тальник, ива» (Yшөөhэн гүльгэлөө — ива распустила почки (см. Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1973. — С.520). Действительно, речку на всем её протяжении украшает роща «гигантских» кустарников.
Методика исследования.
1.Определение ширины и глубины русла реки.
Для определения ширины реки используется рулетка и определяется длина мостика, который перекинут через реку. Глубину реки можно измерить при помощи ручного лота, состоящего из шнура с делениями и груза на его конце. Деления идут через 10 см. Промеры производятся по линии, перпендикулярной направлению течения, через равные расстояния.
2.Определение скорости поверхностного течения.
Для определения скорости течения используем поплавки. Для этого находим на реке участок с ровным руслом и через равные расстояния размечаем на нём 4 створа: первый по течению створ- пусковой, второй- верхний, третий- главный, четвёртый –нижний. У створов расставляются наблюдатели, один из них (у главного створа) имеет секундомер. Поплавки (из пробки, пенопласта) забрасывают поочерёдно, каждый на разном расстоянии от берега. Место их выброса - пусковой створ, поэтому к моменту, когда поплавок приплывёт к верхнему створу, он успеет приобрести скорость течения воды в реке. Время прохождения поплавком верхнего створа по сигналу стоящего здесь наблюдателя засекает по секундомеру наблюдатель у главного створа, потом он фиксирует время прохождения поплавка через свой створ и нижний, когда ему подаст знак находящийся там наблюдатель. Время прохождения поплавка до нижнего записывается под порядковым номером поплавка в полевой дневник. Затем путь каждого поплавка (верхний створ- главный - нижний) делится на время его движения и таким образом вычисляется скорость поплавка в м/ сек. Сумма скоростей всех поплавков делится на их число, что даёт величину средней поверхностной скорости воды.
Определение запаха воды.
В стеклянную коническую колбу с пробкой налить исследуемую воду до 2/3 объёма и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Затем открыть колбу и отметить характер и интенсивность запаха. При оценке результатов определяем:
а) признаки запаха:
Естественного происхождения | Искусственного происхождения |
Развитие и отмирание водных растений, водорослей (запах герани, рыбный, огуречный и др.). | Загрязнение воды промышленными и хозяйственными сточными водами ( запах гнилостный, ароматический и др.). |
б) сила и характер запаха по пятибалльной шкале:
Балл | Степень | Характер запаха |
0 | Нет запаха | Запах совсем не ощущается |
1 | Очень слабый | Запах обычно не ощущается |
2 | Слабый | Запах обнаруживается |
3 | Заметный | Запах легко замечается |
4 | Очень сильный | Запах резко выраженный |
Определение цветности воды.
Цветность можно определить, сравнивая исследуемую воду с дистиллированной. Наблюдаемый цвет может разного оттенка: голубоватый, зеленый, серый, желтый и т.п. Это показатель определенного вида загрязнения. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.
Определение прозрачности.
Для определения прозрачности используется белый диск. Диск опускается на верёвке, которая имеет на конце груз. Глубина на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды.
Исследование мутности.
В стеклянную пробирку налить воду, предварительно взболтав её Высота столбика воды в пробирке 10 см. рассмотреть воду на свету, определить уровень мутности. Мутность воды может быть слабая, заметная, сильная.
Исследование осадка воды.
В стеклянную пробирку налить речную воду и рассмотреть исследуемую воду на свету. Осадок воды характеризуется количественно - по толщине слоя к объёму пробы воды: ничтожный, незначительный, заметный, большой. Качественно - по составу: аморфный, кристаллический, илистый, песчаный.
Для описания русла и берегов реки определяем характер и извилистость русла, размыв берега, образование отмелей.
Использование, охрана реки выявляются при осмотре, а же при опросе местных жителей.
Результаты исследования экологического состояния реки заносятся в таблицу, которая отражает изменение физико-химических свойств воды в реке за несколько лет.
2. Данные, полученные в результате исследования реки Ичетуйка.
Длина речки Ичетуйка приблизительно — 125 км.
Питание реки - смешанное. Зимой она питается подземными водами, весной - талыми, летом и осенью дождевыми и подземными. Водный режим отличается неравномерностью в течение года. Многолетние наблюдения показывают, что в среднем подъём воды весной составляет 0,5 м. Летом наблюдается межень. Река покрывается льдом в конце ноября, и ледостав длится около 105 дней. Длина реки 105 км, уклон реки 4см/км, средняя скорость 0,3 м/сек.
Оценка результатов исследования экологического состояния
речки Ичетуйка
Показатели | 2007 г. | 2018 г. | 2019 г. |
Ширина | 8,2 м | 7,9 м | 7,7 м |
Глубина | 85 см | 84см | 82см |
Прозрачность | 52 см | 50 см | 48 см |
Мутность | Заметная | заметная | Заметная |
Осадок | илисто- песчанный | заметный илистый | заметный илистый |
Цвет | Зеленоватый | зеленоватый | Зеленоватый |
Запах | водных растений 2б. | заметный гнилостный 3б. | заметный гнилостный3б |
На основе анализа полученных данных делается вывод об экологическом состоянии реки.
Вывод: Анализ полученных данных говорит о том, что прослеживается тенденция изменения физико-химических свойств воды в негативную сторону. Вода в реке достаточно мутная, обладающая запахом, как естественного, так и искусственного происхождения. Цвет воды с зеленоватым оттенком, дно илистое. Река поросла ряской и другой водной растительностью. Река год от года мелеет. Побережье правого берега реки превратилось в пастбище для крупного рогатого скота, поэтому правый берег реки сильно выбит, а водопой - дополнительный источник загрязнения. Во время весеннего таяния снега, сильных дождей в реку стекают дорожные стоки, насыщенные нефтепродуктами, отходами личного подворья.
Всё это говорит о том, что антропогенная нагрузка на реку за последние годы увеличилась.
Заключение.
Отрадно отметить, что в последнее время в нашей стране, республике, районе проблемам экологии уделяется внимание, например, 2017 год –был объявлен годом Экологии.
Я теперь считаю, что первое, на что должна быть направлена наша, молодого поколения деятельность, спасение нашей планеты Земля. Тогда мы будем иметь хоть какое-то право на то, что дает нам матушка-природа. Мы губим сами себя, и это ужасно!
При проведении исследований я пользовалась книгой Б. С. Добржицкого «Знакомство с профессиями в обучении географии», где автор знакомит с профессией гидролога и благодаря методам, описанным в данной книге я научилась исследовать воду. При выполнении данной работы также я пользовалась Интернет- ресурсами.
Обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению материала, по данной теме не так уж и много, поэтому в основу данной работы положены личные исследования и наблюдения.
Все начинается с малого.
Список литературы
1. Б. С. Добржицкого «Знакомство с профессиями в обучении географии», М.: 2009 г.
2. «По родным просторам» под редакцией Ф.Н.Милькова. Издательство БГУ, 1992.
3. Интернет-ресурсы.
Как нарисовать небо акварелью
Всему свой срок
Зимний лес в вашем доме
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Барсучья кладовая. Александр Барков