Актуальности данной темы заключается в том, что жизнь и деятельность Ивана IV Васильевича уже на протяжении не одного десятка лет вызывают не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей русской истории. Данная тема имеет важное научно-историческое значение, так как личность Ивана IV Грозного является одной из самых ярких и противоречивых фигур русской истории, поэтому эпоху его правления изучали многократно и все время оценивали с разных точек зрения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ivan_groznyy_lichnost_i_epoha.docx | 99.24 КБ |
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Инновационная площадка Российской Академии образовании
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«В НАУКУ ПЕРВЫЕ ШАГИ»
История
ИВАН ГРОЗНЫЙ ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА
Нестеров Дмитрий
МБОУ «СОШ №11», 7б класс,
г. Альметьевск
Научный руководитель:
Губачева С.Н., учитель истории и обществознания
Набережные Челны
2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.1 Детство Ивана Грозного……………………………………………………...5
2.1 Причины проведения………………………………………………………..11
2.2 Методы проведения………………………………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.15
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальности данной темы заключается в том, что жизнь и деятельность Ивана IV Васильевича уже на протяжении не одного десятка лет вызывают не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей русской истории. Данная тема имеет важное научно-историческое значение, так как личность Ивана IV Грозного является одной из самых ярких и противоречивых фигур русской истории, поэтому эпоху его правления изучали многократно и все время оценивали с разных точек зрения. В настоящее время взгляды историков на прошлое также не однозначны. Поэтому попытка в данной работе объективно осветить личность и жизнедеятельность первого русского царя Ивана Васильевича Грозного на основании трудов современных историков, которые отражают различные точки зрения на исследуемую проблему, позволит в какой-то мере объединить и дополнить имеющиеся в этой области научные исторические знания, отделить мифы о царе от реальных событий.
Личность Ивана Грозного, на мой взгляд, самая яркая в истории России. Современникам Иван Грозный казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой он вошел и в историческую науку. Одни историки связывают имя Ивана Грозного с ужасами опричнины, называя его тираном, другие – гениальным политиком, основной целью которого было укрепление царской власти, государства. Некоторые даже сомневались в психическом здоровье царя. Такая противоречивая оценка еще раз доказывает, что личность Ивана IV Грозного – интереснейший предмет исторических исследований. В своей работе я попытаюсь исследовать личность Ивана Грозного, особенности его характера, которые повлияли на историческое развитие России.
Целью проектной работы «ИВАН ГРОЗНЫЙ – ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА» определить влияние личностных качеств Ивана IV Грозного на его политическую деятельность.
Задачи работы:
4
1.Изучить особенности личности Ивана Грозного, их взаимосвязь с политической деятельностью Ивана IV
2.Проведение социологического опроса по теме исследования
3.Формирование навыков исследовательской деятельности
Объектом исследования является Личность Ивана IV
Гипотеза исследования:
1.На основе изученной литературы, источников, знаний, полученных в школьном курсе истории, можно предположить, что личностные качества царя Ивана Грозного имели значительное влияние на его политическую деятельность.
2.Иван IV Грозный внес большой вклад в развитие и укрепление Российского государства.
3.Иван Грозный - умная, волевая личность, отличающаяся жестокостью.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.
Методы исследования: поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий.
5
1.1 Детство Ивана Грозного
Личность Ивана Васильевича это последствия воспитания в сложных условиях. В семилетнем возрасте он остался круглым сиротой, на руках бояр, которые мало заботились о нем. Через годы царь Иван пронес в душе тягостные воспоминания и обиды: «Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми». Г. В. Вернадский в книге «Московское царство» пишет, что он «не получил систематического образования, но с детства был жадным читателем исторических книг. Из Библии и иных источников он привык извлекать аргументы в пользу понятия о божественной природе и всемогуществе царской власти». Ведущая роль в жизни Ивана Грозного на определенном этапе принадлежала митрополиту Макарию. Митрополит Макарий пользовался уважением – даже у тех, кто не разделял его взглядов. При нем была открыта первая типография в Москве. О широте интересов святителя свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде первой ветряной мельницы на реке Волхов. Такой человек не мог не оказать благотворного влияния на юного Ивана Васильевича. Благодаря общению с этим великим священнослужителем Иван IV вырос человеком мыслящим, образованным.
С участием митрополита Иван IV решился в 1550 году на созыв первого Земского Собора. «На двадцатом году возраста своего, – говорится в Степенной книге, – видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда собрались выборные, Царь, говоря речь перед ними, с добрым словом обратился к митрополиту Макарию: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне
6
помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель».
В молодые годы государь вместе со своими избранными советниками повел смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было: с одной стороны - привести в порядок законодательство, устроить областное управление и привлечь к нему выборных людей из различных сословий, с другой - расширить границы государства на Востоке и Западе, добиться берега Балтийского моря, укрепить связи с Западной Европой.
К концу 40-х годов при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. К власти пришла новая группировка, которая вошла в историю под названием Избранной рады (1549 г.). Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной раде». Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России претерпело столь сильные изменения, какие не происходили за целые века спокойного развития.
За это время, во-первых, сформировалась развитая система приказов (органы центрального управления). Каждый из приказов отвечал за определенную сферу управления: так, например, Посольский приказ - за дипломатическую службу, Разрядный приказ - за большую часть военных дел, Челобитный приказ - за контроль над остальными приказами. Во-вторых, в 1550 году был введен в действие новый Судебник (свод действующих законов), расширенный, систематизированный, включающий все новое, что накопилось в судебной практике со времен введения старого Судебника в 1497 году. В-третьих, было реорганизовано местное управление. Власть наместников, которые раньше назначались великим князем на определенное время, была заменена властью выборных земских органов. В-четвертых, церковный собор 1551 года привел к единообразию все обряды, поставил задачу улучшить нравы духовенства.
7
Наконец, наиболее целенаправленным изменениям подверглось военное дело. Было подготовлено и принято Уложение о военной службе, в котором определялось, с какого количества земли (поместья) воин должен был выходить в поход “конно, людно, оружно”. Под Москвой была выделена земля для привилегированных дворян, из числа которых впоследствии назначались воеводы, “головы” (низшие офицеры), дипломаты и администраторы. Возник корпус первого русского постоянного войска – стрельцов, получавших из казны жалованье, вооружение и обмундирование. Все эти преобразования совершались одновременно с впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами.
Одной из главных черт характера Ивана IV стала неспособность сдерживать себя в чем-либо, неспособность ставить своим желаниям и планам разумные пределы. С течением времени царь стал подвержен приступам гнева, во время которых он терял над собой контроль. Через четверть века в состоянии такого припадка ему суждено было убить своего сына Ивана. Придя в ярость в споре с сыном, царь ударил того в голову жезлом. Царевич от раны заболел и умер, родитель его «рыдал и плакал», придя в себя и осознав содеянное, да было поздно.
В отношении Ливонии рада считала предпочтительными мирные переговоры или боевые действия в ограниченных масштабах. «Избранную раду» поддерживала значительная часть аристократии, но Иван IV настоял на своем и мог счесть себя правым, поскольку в начале войны с Ливонским орденом русские воевали успешно. В годы Ливонской войны в стране уже чувствуется нарастающее истощение сил и средств из-за военных тягот. Бояре были заинтересованы в оборонительных войнах, в отстаивании южных рубежей от набегов татар. Напротив, низшая часть дворянства - выступала за продолжение наступательной войны с западными соседями. Это и понятно: по сравнению с землевладельцами-аристократами дворяне значительно хуже были обеспечены землей. Эта война представляла собой желанный источник
8
обогащения: за счет военной добычи и, возможно, за счет получения новых земельных участков в присоединенных областях. Стремление дворянства совпадали с крупными завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью, но они противоречили чаяниям боярства, не видевшим смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением налогов и повинностей. Пока в войне царским войскам сопутствовал успех, это противоречие не было столь очевидным, но как только начались серьезные неудачи, царь перешел к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление бояр.
Трагедия исторического момента заключалась в том, что воля умного, энергичного, но необузданного государя вступила в противоборство с волей целого сословия, притом самого могущественного в русском обществе. Эта борьба нанесла государству непоправимый ущерб.
3 декабря 1564 года Царь со всей семьей под охраной отряда дворян выехал из Москвы в Александровскую слободу, где объявил о своем отречении от престола, и откуда отправил два послания. В первой грамоте государь обвинял князей, бояр, воевод в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну.
Содержание второй грамоты состояло в том, что на москвичей гнева и опалы царя нет. Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством». Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу, уговаривая его, вернутся на престол. Делегация согласилась на все условия возврата царя, из которого вырос чудовищный эксперимент, называемый “опричниной”.
9
Для того, чтобы нагляднее представить основные факты, полученные в данной работе, предлагаю таблицу, в которой представлена характеристика Ивана Грозного.
| Иван Грозный |
Детство и юность | 1) Потеря отца в детстве, а именно в 3 года; 2) Борьба за власть между Шуйскими и Бельскими на глазах ребенка; 3) Тяга к знаниям и изначальное самообразование; 4) Жена Анастасия – единственный человек, который мог сдерживать гневные порывы; 5) После смерти жены разгульный образ жизни и 7 браков. |
Отношение к церкви | 1) Называл себя верующим человеком; 2) Провел ряд мер для уменьшения влияния церкви; 3) Появление Земских Соборов. |
Внутреннее устройство государства | 1) Организация Боярской Думы; 2) Появление приказов; 3) Зарождение абсолютизма; 4) У свободных, но не знатных людей появляется возможность участвовать в управлении |
Военные преобразования | 1) Раздача земель «служилым людям» за несение службы; 2) Появление регулярного войска – стрельцов; 3) Введение военных уставов |
Внешняя политика государей | 1) Южное направление- борьба с Крымским ханством; 2) Западное направление- Ливонская война 1558-1583гг. Цель- выход к Балтийскому морю; 3) Восточное направление - присоединение Казанского ханства, Астраханского ханства и поход Ермака в Сибирь. 4) Увеличение территории |
10
Отдельные факты о правителях | 1) Убийство наследника престола, своего сына Ивана; 2) Разделение страны на две части: опричнину и земщину; 3) Раздвоение личности: Царь Всея Руси Иван Грозный и князем Иван Московский; 4) Первый Царь Всея Руси |
Политическая обстановка в стране после смерти |
Смута |
Таким образом, воображение было развито у Ивана особенно сильно. Еще одним отличием Ивана было его преувеличенное мнение о своих способностях, хотя оно самым курьезным образом сочеталось с недоверием к самому себе и ко всем окружающим. Иван же считал себя обладателем если и не всех, то многих талантов. Он изображал из себя представителя чуждой на Руси расы завоевателя, и в этом своем происхождении он видел свое превосходство над простыми смертными. В глазах же Ивана монарх стоит выше своей державы и представляет собой нечто вроде какой-то божественной ипостаси.
Важнейшую деформирующую роль в становлении идентичности Ивана сыграли стрессы, полученные в раннем возрасте в ходе притеснений со стороны правящей элиты и бунтов, сопровождавшихся истреблением их родственников и представителей ближайшего окружения. Однако можно утверждать, что для Ивана все сложилось гораздо хуже, так как определяющей чертой его психики становится базальная тревожность. Иван же в раннем возрасте оказался в чуждом окружении, испытывая унижения и оскорбления со стороны бояр, не дававших ему свободы действий. Именно этот сверхконтроль препятствовал развитию у Ивана положительных качеств начальных стадий жизни – автономии, инициативы, трудолюбия, вместо этого
11
приведя к закреплению сомнений в собственной значимости, стыду, чувству
вины и неполноценности. Династия Романовых не могла похвастаться древностью, к тому же являясь избранной, а не «природной». Нельзя отрицать, что к концу века авторитет царской власти значительно укрепился, однако в целом в этот период в России складывается ситуация, отдаленно напоминающая западноевропейскую – правитель был вынужден более гибко выстраивать свои отношения с подданными.
2.1 Причины проведения
Итак, было проведено небольшое исследование, проведена работа с различными источниками и теперь мне бы хотелось привести результаты моего опроса, которые раскрывают отношение молодежи к данному вопросу. Действительно хотелось выявить отношение моих сверстников к великому правителю и узнать их отношение к реформам Ивана Грозного. Мой опрос так и называется: «Иван Грозный».
2.2 Методы проведения
Были опрошены 30 человек, в возрасте 13-14 лет. Мы видим, что все школьники, которые прошли курс обучения в школе и ориентируются в российской истории. Были предложены всего 5 вопросов, которые дают возможность составить общее впечатление о мнении молодежи. Опрос выглядел следующим образом. Социологический опрос по теме: «Иван Грозный» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
2.3 Анализ опроса
Итак, подводя итоги опроса, можно сказать, что полученные данные удовлетворительные. Многие затруднялись ответить на вопрос, можно ли назвать Ивана Грозного жестоким человеком. Ведь этот реформатор очень многое сделал для страны, а победителей не судят, значит, неважно какими
12
методами все это проводилось. Как правило, большее внимание при изучении
правления этого человека уделяется именно опричнине, а его светлое начало не учитывается, поэтому мнения поделились почти пополам. Таким образом, многие придерживаются стандартного мышления, которое закладывается из учебников истории, где очень часто, точнее практически всегда, выражены оценки различных деятелей. Даже если она ошибочна, подростки воспринимают ее как данную, не делая попыток что-либо изменить, возможно боясь, что их точка зрения не будет принята. Были различные ответы, некоторые заинтересовались данными вопросами, и думаю, что им будет над чем поразмыслить.
Иван Грозный– одни из самых интересных деятелей в истории России. Жизнь и деятельность нуждается в подробном изучении и анализе, так как, на мой взгляд, только по отдельным историческим фактам невозможно составить цельной картины. Важно иметь свою точку зрения, основанную на изучении не одного, а нескольких источников, избегать субъективизма отдельных историков-исследователей, не давать однозначных оценок и тем более не навязывать их другим.
Проведя данное исследование, приходишь к заключению, что деятельность этого правителя оставила неизгладимый след, который можно рассмотреть и в XXI веке. Со времени правления Ивана Грозного утекло немало воды, но сознание людей осталось прежним, более усовершенствованным, но все же таким же, как было много, много столетий назад.
Чем больше изучаешь историю, тем лучше понимаешь нынешнюю действительность. Я считаю, что абсолютно все происходящее имеет корни где-то глубоко, так сказать, в дебрях истории. И если бы люди поняли это и научились извлекать уроки из прошлого, то думаю, была бы огромная вероятность того, что многие современные ошибки можно было бы избежать, не допустить потери преемственности и традиций, изменить нашу жизнь в
13
лучшую сторону. Нужно учиться на опыте прошлых поколений, зачем же придавать современные очертания уже произошедшим оплошностям, и совершать их снова?! Нужно гордиться своей историей, уметь анализировать опыт прошлых лет и не нужно воспринимать общее представления как единственно верные, нужно вырабатывать свое понимание всех процессов.
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив основные исторические аспекты личности и деяний Ивана Грозного можно сделать некоторые выводы. Хотя следует отметить, что сложность и противоречивость толкования личности царя различными источниками объясняется тем, что о его времени осталось очень мало исторических материалов, поэтому составить объективную картину характера и жизнедеятельности царя, практически, невозможно.
Таким образом, при всем разнообразии исторических концепций правления Ивана Грозного все они сводятся к двум основным направлениям - дискредитирующему и апологетическому. В основе первого взгляда лежит оценка Ивана IV с точки зрения общечеловеческой нравственности и морали, в основе второй - оценки его и его правления с точки зрения государственных успехов, достигнутых при нем. Вторая точка зрения неизбежно приписывает успехи, достигнутые Россией, личности ее монарха, но, что более важно, сводима к другой нравственной системе - этнической. Успехи России являются абсолютным благом вне зависимости от средств, коими они достигнуты. И все-таки время правления Ивана Грозного, да и сама опричнина, эмансипированная от его личности, легко вписалась в общую канву русской истории, оказалась связана и с общим направлением и с традициями предшествующих царствований и дала толчок дальнейшему развитию страны. Таким образом, на мой взгляд, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но
без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нём и после
15
него. Бурное время наложило своеобразный отпечаток на характеры и судьбы исторических деятелей. Иван Грозный был порождением этого времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бушков А. Иван Грозный: Кровавый портрет. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. -- 576 с
2.Дзюбенко П. Очерк истории становления московского государства XII - первая треть XVI в. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. - 117 с
3.Карамзин Н.М., История государства Российского. – М.: Эксмо, 2009. – 1024с
4.Мельник А. Г. Иван Грозный и святой Никита Переславский // Родина. - 2011. - № 12. - С. 67-69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социологический опрос по теме: «Иван Грозный»
1.Что вы знаете об Иване Грозном?
А- убил сына
Б- был царем
В- расширил границы Руси
Г-был тираном
Д- ничего
2.Период правления
А-сер.XVI-XVII век
Б- XVI век
В-1533-1584
Г- ничего
3.Реформы Ивана грозного
А- опричнина
Б- судебник
В-незнаю
4.Что такое опричнина?
А- деление земли
Б- мера укрепление власти
В- события принесшие плохие последствия
Г- незнаю
5.Характеристика личности
А- жестокий
Б- грозный
В- сильный
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Что общего у травы и собаки?
Лиса-охотница
Осенняя паутина