Тема работы «Откуда мы родом и кто мы такие»
Актуальность: Бурятская земля богата не только недрами, прошлой историей, красотой природы, она щедра талантливыми и знаменитыми уроженцами, прославившими малую родину.
Цель работы: узнать историю своего рода, о знаменательных событиях в его жизни, о знаменитых его представителях.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на районную НПК школьников | 211.05 КБ |
Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»
671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29
Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru
Тема:
«Откуда мы родом и кто мы такие?»
Работу выполнил:
Буралов Василий,
Ученик 8 класса
Руководитель:
Монголова Галина Степановна,
учитель бурятского языка и литературы
С.Улюн
2020г
Оглавление.
1.Введение _______________________________________________3 стр.
2.Основная часть
Откуда мы родом и кто мы такие ____________________________ 4-6 стр.
3.Заключение _____________________________________________ 7 стр.
4.Генеалогическое древо____________________________________8 стр.
Введение
История бурятского народа насчитывает не одно тысячелетие. Она и сложна, и интересна, и неоднозначна. Бурятский народ, разбросанный по регионам и странам, сумел сохранить свою самобытность. Буряты всегда чтили своих предков. В богатом и разнообразном мире бурят важное место занимает знание своей истории, родословной, истоков. Каждый ребенок должен знать потомков по нисходящей минимум до седьмого колена. Такие знания характеризуют человека как обладающего духовным богатством. Некоторые старики помнят свою родословную и перечисляют ее до 15 колена. Таких людей почитают и относятся к ним с уважением.
А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. И если человек не интересуется прошлым и даже не понимает, зачем ему нужно знать своих предков, то он лишается помощи и поддержки рода, силы, которая спасает от бед. Я же хочу рассказать о своем роде, который относится к одному из великих родов баргузинских бурят - роду Һэнгэлдэр.
Тема моей работы «Откуда мы родом и кто мы такие»
Актуальность: Бурятская земля богата не только недрами, прошлой историей, красотой природы, она щедра талантливыми и знаменитыми уроженцами, прославившими малую родину.
Почему человек должен знать свою родословную? Фамильная гордость, интерес к своей родословной - все ветви одного дерева. Без родственных, фамильных связей любая семья- ветка, которую отломили от родного дерева. Укрепляя и изучая свой род, мы становимся устойчивыми и уверенными людьми. Знание своей родословной обеспечивает знание истории своего рода, знаменательных событий в его жизни, лучших представителей, добрых дел, совершенных сородичами. Человек чувствует себя его частью, понимает свою ответственность перед ним, старается следовать лучшим поступкам и делам своих предков. Считается, что духи предков оберегают живых продолжателей рода от бед и несчастий.
Цель моей работы: узнать историю своего рода, о знаменательных событиях в его жизни, о знаменитых его представителях.
Задачи:
4) приложить все усилия для осознания чувства принадлежности к своим корням, истокам
Объектом моей работы является родословная.
Предмет – моя родословная.
Методы исследования:
Интервью у родственников.
Изучение семейных фотографий
Ознакомление с разными событиями из жизни представителей своего рода
Основная часть
Я родился в дружной семье, сохраняющей святые традиции и обычаи родного народа, почитающей свой род. Мои родители, Леонард Васильевич и Лариса Шапаевна, с детства учили с уважением и трепетом относиться к своим предкам, к своей родословной. Семья Бураловых относится к одной из восьми древнейших родов Баргузинской долины – к роду Һэнгэлдэр, Буура Һэнгэлдэр. Наш род славен во всей Баргузинской долине, имеет древнюю историю и дал миру много великих людей. Одним из блистательных сынов рода является Соодой-лама, признанный перерожденец индийского философа и йогина Нагарджуны.
Мой отец, Леонард Васильевич родился в большой и многодетной семье Бураловых Василия (Маюра) Будаевича и Санжидмы Эбхеевны(слайд). Дед – Василий Будаевич родился в 1933 году в семье Бураал Хабруевича и Дэжэдмы Буянтуевны Будаевых, был вторым ребёнком среди четверых детей. Это был долгожданный сын, наследник и продолжатель рода.
С ранних лет, оказавшись без отца, мой дед научился зарабатывать своим трудом на хлеб, кормил семью: маму и трёх своих сестер - с шести лет научился рыбачить, охотиться на белок, менял свою добычу на муку, чай у баргузинских промысловиков. Прабабушка, Дэжэдма Буянтуевна Арьяева, находясь в трудных материальных условиях, в тяжёлые послевоенные годы сумела дать всем своим детям образование. Дед окончил ветеринарное училище, стал ветеринарным врачом. Пользовался особым уважением односельчан как человек знающий своё дело. Старшая сестра Ханда Бураловна Цыренова – всю свою жизнь проработала главным редактором газеты «Баргузинская правда», Дарима Бураловна Гатапова – учителем английского языка и Надежда Арьяевна Раднаева - заместителем председателя Аргадинского сельского совета.
В нашем семейном фотоальбоме сохранилась очень интересная фотография. На ней запечатлена группа достопочтенных людей - офицеров в царских орденах и белоснежных перчатках, и среди них стоит молодой бурят.
Эта фотография давно вызывает у меня неподдельный интерес. Моё внимание привлекает молодой брюнет в царском мундире, с тонкими чертами лица, выдающего интеллигента, с узким монгольским разрезом глаз.
Ничем не отличается среди преподавателей и студентов знаменитого императорского Казанского университета бурят из баргузинской долины. Так выглядел мой прадедушка, дед моего отца - Бураал Хабруевич Будаев.
Бураал Хабруевич родился в 1890 году в обеспеченной семье в местности Ярикто Баргузинского аймака. Он окончил в 1914 году отделение связи Казанского университета по специальности «военный инженер – топограф». До революции работал В Баргузинской почтовой службе, а к 23 января 1920 году Бураал Хабруевич уже заведовал Карафтитским телеграфным отделением. К ноябрю 1937-го стал начальником районной почтовой конторы Баргузинского аймака. Бураал Хабруевич был инициатором и руководителем строительства, проведения и эксплуатации телефонно-телеграфных линий от Иркутска через Икатские хребты в Читу. В ноябре 1937 года, когда его внезапно арестовали как «врага народа», он был начальником районной почтовой конторы Баргузинского аймака. Жена - Дэжэдма Буянтуевна - осталась одна с малолетними детьми на руках без всяких льгот как жена «врага народа», а дети - «члены семьи изменника Родины» (ЧСИР). В том же страшном году был репрессирован его брат Будаев Данжаа (Дампил), лама Баргузинского дацана, получивший в Индии высшее духовное образование и сан ламы-философа – габжа. Честное имя Бураал Хабруевича было реабилитировано прокуратурой СССР в 1954 году, посмертно, а имя славного мастера духовной практики Данжаа габжа-ламы реабилитировано прокуратурой Республики Бурятия в 2004 году. Как просто сегодня сесть на поезд и проехать от Читы до Иркутска! Для меня же этот путь стал дорогой жизни и чести моего прадеда. В зной и холод, через хребты и реки, через разбойные места приходилось везти указы, письма, ценные посылки, пакеты, заодно выполняя долг топографа, инженера, наносить на карту местность; затем с требованием времени руководить эксплуатацией телефонно-телеграфной линии. Надо быть выносливым путешественником, метким стрелком, наблюдательным синоптиком, тонким психологом, инициативным, деятельным организатором, ответственным руководителем. И просто честным человеком.
Моя двоюродная сестра Надежда Гармаевна Хобракова - главный специалист Национального архива Республики Бурятия, нашла сведения о нашем прадедушке Бураал Хабруевиче Будаеве. Из описи дел: за скупыми словами Фонда Р-298 «Управление связи БМАССР» дела под №22 «документы (циркуляры, докладные записки, переписка) по строительству телефонно-телеграфных линий» стоят люди, которые валили лес, расчищали, прорубали просеки, устанавливали столбы, переходили вплавь и вброд реки, шли через горы, натягивая провода. В Фонде Р-1515с в рассекреченных документах «Баргузинский исполнительный комитет аймачного Совета депутатов трудящихся» есть списки неблагонадёжных людей. Критерии попадания в эти страшные бумаги обширны: и социальное происхождение, и образованность и род занятий до революции, религиозная приверженность и наличие большого количества скота, имущества, которое многими было заработано собственным трудом.
Наверное, поэтому в год начала сталинских репрессий не мог не попасться на глаза властям такой человек, как Бураал Хабруевич Будаев, отягощённый ещё тем фактом, что два его брата имели высшее духовное образование, один Данжаа-лама в сане габжа, другой – гэбшэ. Как рассказывает мой отец, дедушка Василий Будаевич всю жизнь мечтал выяснить о судьбе своего отца Бураал Хабруевича. Вот как дедушка рассказывал моему отцу о дальнейшей судьбе своего отца: «Вернувшийся в конце 1940-х раскулаченный Очиров Эрдэни, родом из Аргады, рассказал, что они с Бураал Хабруевичем были вместе на строительстве Беломорканала. Эрдэни выжил только потому, что был совсем молод, здоров и вынослив. А Бураал Хабруевич находился уже в возрасте, сказалась специфика работы инженера-топографа, здоровье было окончательно подорвано нечеловеческими условиями жизни, работы». По словам дедушки, похоронен мой прадед в общей могиле, где нет ни имени его, ни фамилии.
Мой отец всегда говорит, что в нашем роду высоко ценится светлый ум, образованность, работоспособность, трудолюбие, ответственность. И потому мои родители восхваляют тех, кто отличается сообразительностью, находчивостью, любознательностью. Они на примере моих предков, на нравственных заповедях воспитывают меня: беречь честь смолоду: «нэрээ хухаранхаар, яhаа хухара»; кем бы ты ни стал, учись всем наукам; стремись к лучшему: «эрдэмhээ дээрэ эрдэни үгы», «hураhан далай – hураагүй балай» говорят мои родители. И еще, у нас, у бурят считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до седьмого колена.
Например, hэнгэлдэр - Уулхан – Буура – Хабруу - Буда- Бурал –Маюр – Леонард – би (Василий). Родословную нужно знать еще и потому, что у нас запрещено строить семью с человеком своего рода ближе четвертого колена. Семья воспитывает во мне Семь моих «Я»: быть добродетельным, сострадательным, быть самим собой, иметь своё достоинство, беречь честь, уважать старших, любить своё тоонто, бережно относиться к природе, знать и следовать своим традициям.
Заключение
В заключение хочу сказать, что изучая историю своего рода, я очень много интересного узнал из жизни своих предков. А еще я понял, что если родословная будет вестись дальше, то мои потомки будут знать о том, как живу я. Это заставило меня задуматься о том, какой пример я подам своим будущим детям, внукам… В моем роду нет великих ученых и мировых знаменитостей. Однако в результате работы над составлением родословной у меня появилось чувство гордости за свой род, ведь мои далекие родственники – хорошие семьянины, работящие люди, настоящие патриоты своей Родины. Зная свою родословную, бережно храня святые страницы истории своих предков, человек учится беречь и хранить историю страны и родного края, приносить пользу делать жизнь лучше. Ведь простой бурят из Баргузинской долины, получивший в царское время высшее образование в императорском Казанском университете, сумел стать полезным для своего Отечества – не это ли великая честь для человека!
Как оказалось, моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я начинаю узнавать, откуда я и кто я. Моя семья – это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет я расскажу моим детям и внукам о истории нашей семьи и ее традициях, и они будут хранить её, как большую ценность. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда.
Разноцветное дерево
Нарисуем попугая цветными карандашами
Как нарисовать ветку ели?
Сочные помидорки
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна