Вложение | Размер |
---|---|
shpalozavod_i_voyna.docx | 966.71 КБ |
parabel_vystuplenie_wecompress.com_.ppsx | 1.07 МБ |
МБОУ «Шпалозаводская средняя школа»
Парабельского района Томской области
Мой поселок в годы войны
Выполнила: Колотовкина Полина, учащаяся 6 класса
Руководитель: Шатова Светлана Анатольевна, учитель биологии и технологии
п. Шпалозавод
2016 год
- 2 -
Введение.
Все меньше остается людей, которые помнят войну и предвоенные годы.
Настало время по крупицам собирать оставшееся, сохранить память о родной истории.
Наша страна отметила 70- летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. В борьбе с фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от утра до вечера, повседневно перенося лишения.
Руководство Советского Союза сумело обеспечить единство фронта и тыла, строжайшую дисциплину исполнения на всех уровнях, сосредоточенность основных усилий на самых важных, решающих участках. Стране удалось провести быстрый перевод экономики на военный лад, осуществить небывалую по масштабам переброску людей и промышленного оборудования из районов, которым угрожала немецкая оккупация, на восток. Хотелось бы выяснить, какую роль сыграл тыл для достижения победы в Великой Отечественной войне на примере нашего поселка. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Прошлое – страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы – уходит в историю. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к этому прошлому лишь в воспоминаниях свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Цель работы:
Задачи работы:
Методы исследования:
Практическая значимость :
- 3 -
22 июня 1941 года в поселок, раскинувшийся на берегу Оби, пришла страшная весть о войне с фашистской Германией. Великая Отечественная война вошла в нашу историю как небывалое по ожесточенности, трагизму и героизму сражение нашего народа. В этой жестокой войне приняли участие все шпалозаводчане: мужчины уходили на фронт, женщины, старики, дети оставались в тылу. Тяжелая ноша выпала на плечи тыловиков, которые самоотверженным трудом помогали фронту.
Важное место в годы войны занимала лесная промышленность. Несмотря на отток мужчин в армию, темпы работ не снижались, а наращивались. Были взяты повышенные социалистические обязательства. Нарымский шпалозавод выполнял план на 112-157%, план по лесозаготовкам постоянно выполнялся на 200%, по вывозке леса - на 150%. Так в 1942 году во время воскресника было выпущено 3770 штук шпал. Деньги, полученные за них, были переданы на формирование танковой колонны.
В течение всей войны у рабочих шпалозавода не было отпусков. Работали по 12-14 часов в сутки. Тяжелый физический труд, когда все приходилось делать вручную. Из воспоминаний З.П. Мельнечук: «С 1939 года я работала на заводе уже постоянно: выкатывала лес на лошадях, возила отходы на быках на пристань, воду возила, дрова резала. В войну на балансировке пилила лес. Условия были тяжелые. Дети мои первые умерли от таких тяжелых условий своей матери». При этом за сутки напиливали 1200 штук шпал, которые были необходимы для восстановления разрушенных железнодорожных путей и строительства новых. Помимо основной продукции был налажен выпуск лож для автоматов, полуавтоматов, пулеметов.
Все жители недоедали. Рабочие, при условии выработки нормы, получали 500 граммов хлеба в сутки. Со столовой иногда привозили похлебку из вареной мерзлой капусты с турнепсом или жидкую манную кашу.
Одежда и обувь были плохонькие. Зимой в лютые морозы ноги примерзали к обмоткам, либо к подошвам ботинок. Дома они отогревались со страшной болью в суставах. Счастливчиками были те, которые имели хоть какие-то валенки и телогрейки. Почти у всех женщин были малолетние дети, которые нередко оставались дома без присмотра, а материнское сердце разрывалось от беспокойства. Но, несмотря ни на что, женщины выстояли в это неимоверное время и вырастили своих детей.
Свою тяжелую вахту несли наши односельчане в годы войны, находясь в глубокой тайге, на валке леса. Валка леса длилась с ноября по март, без выезда домой, без выходных и праздников. Вся работа также велась вручную. Рабочий день начинался в пять часов утра и заканчивался порой в одиннадцать часов вечера. Норма хлеба 500-600 граммов, несмотря на каторжный труд. И в лучшем случае немного крупы, запаренной кипятком.
Из воспоминаний Зауэрс А.П. и Горн А.К.: « Нужно было очистить дерево от снега, подрубить, свалить, обрубить сучья и распилить лучковой пилой. Обед часто состоял из одного хлеба, воду грели из снега».
У многих односельчан трудовая биография в те годы началась в 13-14 лет. Подростки работали наравне со взрослыми, не было никаких поблажек на их детский возраст. Тот же рабочий день, та же норма хлеба, труд без выходных и отпусков. И те же самые законы: за 15 минут опоздания на работу судил народный суд, за 5 минут – товарищеский.
В годы войны применялись строжайшие меры по экономии электроэнергии и ресурсов. В 1941 году было затяжное наводнение. Жители обязаны были весь материал, данный им для нужд во время наводнения, вернуть обратно. В архивных записях можно прочесть: «Лица, у которых будут обнаружены данные материалы, будут привлечены к ответственности как за хищение государственной собственности». После ухода воды проводилась строгая зачистка аварийного леса. Не пропускалось ни одно бревно.
- 4 -
Следили, чтобы не было хищения. Из воспоминаний Четверговой Ф.Н.: «В военное время все щепочки подбирали для топки печей, ничего не пропадало, не валялось, а сейчас все окрестности завалены вывезенными от домов досками и бревнами. И при этом жалуемся на плохую жизнь. »
Основным производством в поселке был шпалозавод, а остальные учреждения нужны были, в основном, для обслуживания рабочих завода: Леспромторг (ОРС), клуб, медпункт, почта.
До 1944 года торговоснабженческие организации для обеспечения питания рабочих, снабжения их продуктами первой необходимости, назывались Леспромторгами. В их ведомстве находились магазины, столовые, пекарни – в рабочих поселках; лавки, ларьки – на плотбищах. Контора местного Леспромторга находилась в Нарыме. Перед войной в Нарыме была создана рыболовецкая артель. Леспромторг также обеспечивал продуктами рыбаков и занимался засолкой рыбы. Кроме рыбы солили мясо и овощи, т.к. в организации было свое подсобное хозяйство. В приемных пунктах принимали от населения заготовленные дикоросы: колбу, грибы, ягоды, боровую дичь. Часть заготовок шла на питание рабочим, а остальное – на фронт. На шпалозаводе выпускали клепку для изготовления бочек для засолки продуктов. В 1944 году Леспрмторги были ликвидированы и образованы ОРСы – отделы рабочего снабжения.
На Шпалозаводе была столовая, магазин, пекарня. При столовой выкармливали свиней. Кроме продуктов, спичек, холодных закусок, продаваемых на месте, на дом отпускали обеды с 5%-ой скидкой. Продукты и другие товары доставляли в поселки и на плотбища зимой – обозами, летом – паузками. За лошадьми в подсобном хозяйстве был особый уход. Каждая лошадь была на счету, для каждой свое стойло, своя бирка. Строго следили за рационом лошадей. Выдавалось по 6 кг зерна в сутки и сено, которое заготавливали подсобные рабочие. За перерасход кормов наказывали по законам военного времени.
В годы войны использовалось самообеспечение. В подсобном хозяйстве сажали овощи, держали коров, быков, лошадей. В целях быстрейшего производства заменителей жидкого горючего и смазочных масел были установлены два смолокуренных скипидарных завода (Рыбное, Песчановка). Работал еще с довоенных времен кирпичный завод. На нем трудились женщины, которые сидели дома с детьми и временно не были заняты на погрузке барж. Вспоминают Зауэрс А.П. и Горн А.К.: «Завод работал только летом. Глину брали здесь же, добавляли песок и эту массу месили в яме ногами, затем формовали, сушили и обжигали».
«У нас до сих пор печка сложена из кирпича - сырца»,- рассказывает Абакумова З.Е.
В годы военного лихолетья не забывали о будущем, а будущее – в детях. Поэтому школа не закрывалась, работала. Из воспоминаний Новосельцевой К.П.: «Зимой холодно, одежонка старенькая. Пока добежишь – окоченеешь. Зайдешь в школу – а там печки топятся. Тепло. Отогреешься. Учебников было мало, бумаги тоже, писали на старых газетах и на книгах. Писали перьями, чернил не хватало – разводили сажу с водой. За партой сидели по 3-4 ученика… Время было военное, голодное, и на больших переменах дежурные раздавали нам по кусочку хлеба. Всем хотелось корочку, чтоб не сразу съесть. На переменах в игры играли, песни пели. Тех, кто хорошо учился принимали в пионеры, собирались на пионерские огоньки у костра. Пионеры помогали взрослым, пожилым, вдовам».
- 5 –
Читая эти строки, думаешь о том, как часто мы жалуемся на то, что нам нечего надеть и как часто мы с пренебрежением относимся к куску вчерашнего белого хлеба.
Отдушиной от условий военной жизни жителей поселка, местом их общения и отдыха являлся клуб. Многие жители поселка были участниками самодеятельных коллективов. Руководителем драматического коллектива в годы войны был Семен Харитонович Мищук.
Координирующим звеном всей разносторонней жизни поселка, были партийная и комсомольская организации. Руководители партийной организации следили за решением задач хозяйственного и культурного развития поселка. Периодически проходили партийные собрания, на которых решались важные вопросы жизни поселка. Комсомольцы являлись зачинщиками многих дел, в т.ч. субботников и воскресников.
В суровые военные годы люди все отдавали фронту: силы, время, жизни… Трудно было, но верили: «Победа придет!». Приблизить Победу на полях сражений помогали и наши односельчане. Многим из них не суждено было вернуться домой. С полей войны не вернулись 164 шпалозаводчанина, из 235 ушедших на фронт.
Давно отгремела война, но память о тех, кто ковал Победу в этой войне на полях сражений и в тылу, бережно хранится в музейной комнате нашей школы и передается нам - их праправнукам.
В Сибири не было войны,
В её селеньях враг не рыскал.
Но сколько все же белизны
В её кудрях от обелисков.
Фашист кровавых рук не мыл
В её воде, но в зорях звонких
Казался красным ржавый ил,
Когда вёз катер похоронки.
Берез сибирских белизны
Не рвали пули и снаряды.
Со звоном падали они –
Из них готовили приклады.
Не знали женщины штыков,
Им рыть траншей не приходилось…
Валили лес за мужиков
И сами в снег без сил валились.
- 6 –
Выводы:
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.
1. Труженики нашего поселка внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 13-14-летнего возраста.
3. Они занимались заготовкой леса, производством шпалы и деталей для оружия, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов.
4. Вносили в фонд победы деньги, продукцию подсобного хозяйства, дикоросы.
5. Несмотря на тяготы военной жизни, школы и учреждения культуры продолжали свою работу.
5. Самоотверженный труд жителей поселка в годы войны - прекрасный пример для нас.
Заключение
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы.В нашем поселке уже нет в живых ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Все меньше остается и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему. Нам есть чему у них поучиться.
Мой проект – это призыв, это напоминание молодым о том, чтобы больше внимания уделяли своим дедушкам и бабушкам, прадедушкам и прабабушкам. Учились у них силе и твердости духа, активной жизненной позиции, любви к Родине.
- 7 -
Список литературы
1. Материалы Музейной комнаты Шпалозаводской СШ
2. Газета «Нарымский вестник» №117, 2000 г.
3. Земля парабельская. Сборник научно-популярных очерков к 400-летию Нарыма / Отв. Редактор Я.А.Яковлев. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1996 г.
3. Мезенцева Л.В. Нарым. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1984 г.
Приложения:
Слайд 1
МБОУ « Шпалозаводская средняя школа» Парабельского района Томской области Работу выполнила: ученица 6 класса Колотовкина Полина Руководитель: учитель биологии Шатова С.А.Слайд 2
«МОЙ ПОСЕЛОК В ГОДЫ ВОЙНЫ»
Слайд 3
Цель работы: Заключается в выявлении роли нашего поселка в достижении победы в войне; Способствовать воспитанию патриотизма через сопричастностьк истории своего поселка. Задачи работы: Изучить условия жизни народа в военные годы; Проанализировать и обобщить полученные данные; Привить любовь к родному поселку; Расширить кругозор учащихся. Методы исследования: Работа с материалами периодической печати; Работа с материалами, хранящимися в музейной комнате школы. Обобщение собранного материала. Оформление работы. Практическая значимость : возможность использования его результатов для проведения классных часов, уроков истории, обществознания
Слайд 4
В 1931 году был введен в строй шпалозавод и он же дал название нашему поселку.
Слайд 5
«Если завтра война, если враг нападет, Если темная сила нагрянет,- Как один человек, весь советский народ За свободную Родину встанет !»
Слайд 6
План по лесозаготовкам выполнялся на 200% Неупокоева Прасковья Михайловна Татабаева Анна Федоровна Никулина Ирина Кузьминична Никулин Яков Стратонович Шатских Петр Митрофанович Серякова Мария Яковлевна Серяков Иван Иванович Трушкин Иван Николаевич Суздалев Иван Иванович Агеев Петр Иванович Полищук Федр Петрович Прибыткова Ольга Степановна Костомаров Яков Иванович Денисенко Софья Андреевна Веснякова Варвара Ивановна
Слайд 7
Трушкина Екатерина Трофимовна Васькова Агафья Кузьминична Седельникова Елизавета Николаевна Грабовская Галина Гавриловна Седельникова Федосья Ивановна Четвергова Федосья Николаевна Меленчук Зоя Попоновна Михайлова Клавдия Никандровна Грядюшко Елена Ивановна Нитягина Ульяна Ивановна Шатова Анна Федоровна Прончатова Вера Михайловна Сазонова Ольга Георгиевна Шарп Гермина Христиановна
Слайд 8
Доставка продуктов и других товаров осуществлялась паузками.
Слайд 9
1 класс 1941 года Из воспоминаний Новосельцевой К.П.: «Зимой холодно, одежонка старенькая. Пока добежишь – окоченеешь. Зайдешь в школу – а там печки топятся. Тепло. Отогреешься. Время было военное, голодное, и на больших переменах дежурные раздавали нам по кусочку хлеба. Всем хотелось корочку, чтоб не сразу съесть. На переменах в игры играли, песни пели».
Слайд 10
Самодеятельный украинский хор
Слайд 12
В Сибири не было войны, В её селеньях враг не рыскал. Но сколько все же белизны В её кудрях от обелисков. Фашист кровавых рук не мыл В её воде, но в зорях звонких Казался красным ржавый ил, Когда вёз катер похоронки. Берез сибирских белизны Не рвали пули и снаряды. Со звоном падали они – Из них готовили приклады. Не знали женщины штыков, Им рыть траншей не приходилось… Валили лес за мужиков И сами в снег без сил валились.
Фильм "Золушка"
Где спят снеговики?
Снежный всадник
Что такое музыка?
Прекрасное далёко