Работа учащегося посвящена изучению истории создания Памятника «Самолет капитана Тарасова ЯК-7Б».
Ценность работы для учащегося состоит в обогащении знаний о Малой Родине. Немаловажным является практическое назначение: возможность использования материала на внеурочных занятиях, и перспективный план работы - создание интерактивного каталога Памятников родного города.
Исследовательская работа на тему:
История памятника трудовому подвигу жителей Ненецкого автономного округа в годы Великой Отечественной войны «Самолет капитана Тарасова ЯК-7Б»
в исторической секции «Патриоты России»
Выполнил:Артемьев Кирилл Александрович,
обучающийся 6 класса ГБОУ НАО "СШ №2"
Руководитель:Шалькова Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ НАО "СШ №2"
г. Нарьян-Мар
2020
Содержание.
1. "Всё для фронта, всё для Победы!"
2. Подвиг капитана Тарасова на именном самолёте Як-7Б.
3. Так кто же он, Алексей Кондратьевич Тарасов? (биография лётчика)
4. "Жизнь" истребителя «Як-7Б» после войны.
Каждый день люди нашего города спешат кто на учебу, кто на работу. Зачастую они проходят мимо памятников. Задумываются ли горожане, кем, когда и почему были сделаны памятники?
Возвращаясь с секции, я часто прохожу мимо памятника «Як-7Б» - советского истребителя времён Великой Отечественной войны, взмывающего в небо. Мы ходим к нему в День Победы, возлагаем цветы. Но я не знаю, почему памятник самолету, ведь на территории Ненецкого округа в годы Второй Мировой войны не было ни воздушных, ни наземных сражений. Кто был автором этого проекта? Я решил провести исследование и получить ответы на свои вопросы.
Цель моей работы: выявление причин возникновения памятника "Як - 7Б", а также привлечение внимания к этому памятнику.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: памятник "Як-7Б".
Методы, которые мы используем в работе:
Актуальностьработы заключается в том, что в канун празднования 75-летия Великой Победы мы должны помнить о наших предках за их героические поступки, за любовь к нашей Родине.. Ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше. Скоро останутся только воспоминания. Но нужно позаботиться о том , чтобы эти воспоминания не исчезли из нашей памяти.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что памятники воздвигаются не случайно, а по какому-то важному для всей страны, города поводу, посвящены историческим событиям, героям труда или войны.
Собранный материал имеет практическое значение: его можно использовать на классных часа, уроках истории, краеведения.
II. История Памятника трудовому подвигу жителей НАО в годы Великой Отечественной войны «Самолет капитана Тарасова ЯК-7Б»
1. "Всё для фронта, всё для Победы!"
Ненецкий национальный округ в годы Великой Отечественной войны являлся одним из районов советского тыла, причем тылом глубоким, отдаленным от фронтовых сражений. Несмотря на это, жители округа продемонстрировали свою готовность защищать свободу и независимость Родины своим мужеством на фронте и своей самоотверженностью.
В тылубыл трудовой лозунг: «Все для фронта, все для Победы».
С первых дней Великой Отечественной войны экономика округа работала по законам военного времени: ускоренно развивалось оленеводство, увеличились вылов рыбы и заготовка пушнины. Поголовье оленей за военные годы возросло и составило более 126 тысяч голов. Пушным промыслом в округе ежегодно занимались около 700 человек. Выловленную рыбу перерабатывали на рыбзаводах в округе, на фронт её выпускали мороженой, соленой, сушеной. В 1942 году на Печорском рыбзаводе начался выпуск рыбных консервов. Печорский лесозавод в конце 1942 года был переименован в судоверфь, и начал выпуск карбасов. Осенью этого же года для нужд фронта из округа было отправлено 114 лошадей.На территории округа для нужд Карельского фронта в конце 1941 года и в начале 1942 года было сформировано пять оленно-транспортных эшелонов, общей численностью более 600 человек и более 7000 голов ездовых оленей. В 1941 году для военных нужд в Нарьян-Маре был построен сухопутный аэродром протяженностью 900 м, в 1943 году аэродром был достроен и увеличен до 2000 м. В строительстве принимало участие всё трудоспособное население города.
В 1944 году рабочие и служащие судоверфи Нарьян-Мара собрали 81170 рублей на постройкусамолета-истребителя «Як-7Б». В июне того же года самолет поставили в Беломорскуювоеннуюфлотилию.7сентября 1944 года делегация представителей Ненецкого национального округа во главе с первым секретарем окружного комитета коммунистической партии Кузиным на аэродроме «Калиновка» под Архангельскомвручила боевой истребитель Як-7Б с почетным наименованием на борту «Нарьян-Марский судостроитель» Герою Советского Союза, капитану, Алексею Кондратьевичу Тарасову (Приложение 1).На митинге А. К. Тарасов поклялся увеличить счет боевых побед и не заставил себя долго ждать.
2. Подвиг капитана Тарасова на именном самолёте Як-7Б
26сентября 1944 года командир 3- эскадрильи, капитан А.К. Тарасов, в составе 30 истребителей поднял свою эскадрилью для прикрытия 24 штурмовиков ИЛ-2, наносивших удары по морским коммуникациям противника в районе морского порта Вадсё, расположенном на южном берегу полуострова Варангер в Норвегии. Наши самолеты в небе над Вадсё встретили 20-ть фашистских самолетов Фокке-Вульф-190и Мессершмит-109. Германские самолеты пилотировали недавние выпускники ускоренных летных курсов, унтер-офицеры люфтваффе. Противопоставить опыту закаленных в предыдущих жестоких боях за родину нашим летчикам, однополчанам Тарасова А.К. фашистам было нечего. К 1944-му году немецкое командование люфтваффе столкнулось с той же проблемой, что и советские военно-воздушные силы в начале войны, а именно,с нехваткой подготовленных летчиков, имеющих боевой опыт. Ведь немцы начали воевать еще в 1939-м году, вторгшись 1 сентября в Польшу, а затем в 1940 году в Бельгию и Францию. А до этого отрабатывали свой опыт в гражданской воине, в Испании в 1938 году, на стороне фашистского режима Франко. В завязавшемся воздушном боюзаместитель командира эскадрильи 20-го истребительного авиационного полка, 14-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота,капитан Алексей Тарасов на именном Як-7Б сбил 2 вражеских самолёта Фокке-Вульф-190.Этот бой со слов Алексея Тарасова был описан в газете так: «Их было двое над полем боя: ведущий летчик-истребитель Алексей Тарасов и его боевой друг ведомый Павел Сахаров. Они заметили в небе едва различимые точки — вражеские истребители. Приблизившись, фашисты напали на советских летчиков. Замысел врага сводился к тому, чтобы разъединить Тарасова с Сахаровым и бить их по одиночке. Тарасов разгадал этот маневр. Заметив, что его все время увлекает в сторону один «фокке-вульф», Тарасов выбрал удобный момент и дал несколько очередей из пулемета. От меткого огня немецкий самолет загорелся.
Не прошло и минуты, как из облаков вынырнули два вражеских истребителя. У советского летчика Тарасова было одно преимущество — дерзость. Он смело ринулся навстречу врагу. Завязался ожесточенный бой. Отважный летчик направил свой самолет в лоб фашистскому истребителю. Не выдержав дерзкой атаки, немецкий пилот свернул в сторону. Но пулеметная очередь все же догнала стервятника. Окутанный дымом, он уходил».
Всего в этом бою, ценой двух сбитых наших самолетов удалось вогнать в воды Варангер-фьорда пять немецких самолетов Фокке-Вульф-190. Задача по уничтожению немецких коммуникаций была выполнена.
3. Так кто же он, Алексей Кондратьевич Тарасов?
(биография лётчика)
Так кто же он, Алексей Кондратьевич Тарасов? Лётчик родился 22 марта 1922 года в деревне Гаврильцево, ныне Собинского района Владимирской области в крестьянской семье. В 1938 году окончил 8 классов Собинской средней школы. После школы уехал в город Иваново и поступил в индустриальный техникум. В это же время учился летать в ивановском аэроклубе, который окончил в 1939 году.
В 1940 году поступил в Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. Когда началась Великая Отечественная война, курсант Алексей Тарасов в числе первых досрочно сдал экзамены и в 1941 году направлен на фронт.
В летный полк после училища Алексей Тарасов прибыл в звании сержанта. Его боевая работаначалась в августе 1941 года на Западном фронте, под городом Смоленском.Летал на старом истребителе 30-х годов И-153.Онвыполнил 20 боевых вылетов. В 1942 году вступил в коммунистическую партию Советского Союза. С мая 1942 года воевал во 2-й эскадрильи в 20-м истребительно-авиационном полку на Ленинградском фронте, подгородом Волхов.Осенью 1942 года вместе с полком переведён на Северный флот, где стал морским лётчиком.Летал на истребителях Як-1 и американском "Аэрокобре", полученного от союзников по ленд-лизу.Летал в паре со своим ведомым Павлом Сахаровым.В июле 1944 года командованием назначен на должность заместителя командира эскадрильи 20-го истребительного авиаполка. Кэтому времени совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Тарасову Алексею Кондратьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»за № 4339.
После награждения лётчик продолжал воевать на Северном флоте. К концу войны совершил более 300 боевых вылетов, более 50 из них — на разведку в тылу противника. Всего провёл 50 воздушных боёв и довёл счёт сбитых вражеских самолётов до 12.За боевые заслуги награждён орденам Ленина (29.10.1944), двумя орденами Красного Знамени (17.09.1943, 29.10.1943) и орденом Отечественной войны 1-й степени (26.03.1943.
После окончания войны Тарасов А.К. ещё 11 лет служил в морской авиации. В 1945 году отважный лётчик-североморец окончил Высшие офицерские курсы военно-воздушных сил морской авиации, в 1953 году — Военно-воздушную академию. Затем служил в авиации военно-воздушных сил Тихоокеанского Флота в должностях помощника и заместителя командира авиационного полка. Неся службу по охране воздушных рубежей страны неоднократно поднимался на перехват воздушных целей. В 1956 году подполковник Тарасов А. К. ушел в запас,переехал на постоянное место жительства в город-герой Ленинград, где работал преподавателем в училище Гражданской авиации.Умер прославленный летчик 29 октября 1984 года. Похоронен на Южном кладбище г. Санкт-Петербурга.
Его бюст в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов,на территории Музея Краснознамённого Северного Флота, открытой 29 октября 1968 года в посёлке Сафоново города Североморск Мурманской области.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы представители землячества Ненецкого АО в Петербурге прибыли на Южное кладбище для благоустройства захоронения Алексея Тарасова. Выяснилось, что более 10 лет могила никем не посещалась, находилась в запущенном состоянии. Родственников летчика найти не удалось. Поэтому было принято решение найти средства для благоустройства захоронения. Землячество Ненецкого автономного округа в Петербурге приняло участие в конкурсе социально ориентированных проектов и получило субсидию из бюджета Ненецкого автономного округа на благоустройство места захоронения летчика Алексея Тарасова. В июле 2015 года работы по созданию памятника, достойного Героя Советского Союза, были завершены. В церемонии открытия принимали участие курсанты роты почетного караула Военного института Железнодорожных войск и военных сообщений Санкт-Петербурга под командованием старшего лейтенанта Ивана Матюненко.
4. "Жизнь" истребителя «Як-7Б» после войны.
Что же стало с истребителем «Як-7Б»? 1 октября 1946 года он на дизель-электроходе «Гогланд» был доставлен в Нарьян-Мар. 20 ноября 1946 года самолёт был передан окружному музею как экспонат, и затем установлен на невысоком деревянном постаменте в городском сквере напротив морского порта как памятник советским людям, трудившимся в тылу. (Приложение 2) На фюзеляже самолёта был нарисован портрет Алексея Тарасова, а надпись гласила:
«На этом самолете в Советском Заполярье воевал Герой Советского Союза капитан Алексей Кондратьевич Тарасов — член всесоюзной коммунистической партии большевиков. За время Великой Отечественной войны он сбил 12 самолетов противника».
С момента установки до начала 1950-х годов, пока за самолётом ухаживали, он находился в хорошем состоянии. Но в последующие годы отношение к памятнику резко изменилось. Боевой истребитель стал игрушкой для детей, и к весне 1956 года самолёт превратился в руины (Приложение 3).
15 июня 1956 года на заседании горисполкома было принято решение списать самолет марки Як-7Б, установленный в городском сквере, так как «он пришел в полную непригодность и дальнейшему ремонту не подлежит, деревянные части все сгнили, металлические части проржавели». Решение о списании самолёта было согласовано с горкомом и окружкомом КПСС. Вскоре, несмотря на то что полуразрушенный истребитель ещё вполне можно было восстановить, рабочие городского коммунального хозяйства на глазах горожан разбили самолёт кувалдами, а обломки вывезли на свалку.
19 фронтовиков написали письмо в защиту памятника, призывая восстановить боевую машину, построенную на средства жителей округа. Только через год, в июле 1957 года, пришел сухой ответ заведующего отделом пропаганды и агитации Архангельского обкома КПСС Матвеева: «Ненецким окружкомом приняты меры по приведению моторной части самолета в соответствующий вид для экспонирования в окружном краеведческом музее г. Нарьян-Мара». Мотор привезли со свалки и установили около здания окружного музея. От прекрасной реликвии осталось лишь одно сердце - его «пламенный мотор» - Памятник халатности и равнодушию.
В 2009 году в Ненецком автономном округе по инициативе Федерации сверхлегкой авиации Ненецкого автономного округа прошла акция «Помоги вернуть городу крылья», направленная на сбор средств на восстановление боевого самолета «Нарьян-Марский судостроитель». Эта инициатива была поддержана губернатором округа И. Г. Фёдоровым. Был объявлен сбор средств на установку памятника. Необходимая денежная сумма была собрана жителями и предприятиями округа в кратчайшие сроки. Работы, касающиеся изготовления и установки макета самолета, получили благословение церковных служителей Нарьян-Мара, так как памятник планировали установить напротив Богоявленского собора.
Руководителем работ по воссозданию памятника стал авиаконструктор из Москвы Георгий Шаркутов. Макет самолёта создавался постепенно, так как особую трудность вызывали размеры, которые должны были точно соответствовать действительности. Памятник полностью выполнен из стеклопластика с применением композитных материалов. Декоративный слой самолета был сделан из высокопрочныхморозоустойчивых материалов, не боящихся ультрафиолетового излучения.
8 мая 2010 года в центре города, на пересечении улиц Смидовича и Ленина состоялся митинг, на котором памятник был торжественно открыт. Рядом с памятником установлен двигатель от утраченного в 1956 году самолета Алексея Тарасова.
На открытии памятника глава администрации Ненецкого автономного округа Игорь Федоров сказал: «Этот боевой самолёт отныне является не только символом боевого истребителя, но памятником всем ветеранам войны, тем, кто дожил до Победы, и тем, кто назад так и не вернулся, это памятник тем людям, кто отдавал последние крохи для того, чтобы самолёт «Нарьян-Марский судостроитель Як-7Б» взмыл в небо» (Приложение 2).
III. Заключение.
В результате проделанной работы цель достигнута – удалось исследовать историю возникновения памятника«Самолет капитана Тарасова Як-7Б». Также мы узнали много нового из истории нашей Малой Родины.
Собирая материал, мы пришли к выводу, что знание истории Памятников помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям, которые трудились и воевали для Победы, для того чтобы мы могли жить лучше и счастливее на своей земле. Надо помнить: то, что сделано руками и энергией не одного поколения людей, нужно бережно охранять и приумножать.Я думаю и надеюсь, что у памятника есть будущее, ведь памятники сближают людей разных поколений.
Этот проект имеет своё продолжение. Во-первых, рассказываем о памятнике "Як-7Б" на классных часах, посвященных Великой Отечественной войне. Во-вторых, изучив историю одного памятника, мы планируем продолжить работу, и в год 75-летия Победы создать интерактивный каталог Памятников моего родного города Нарьян-Мар.
Список используемой литературы:
1. Все Асы Сталина 1936—1953 гг.. М. Ю. Быков. — Научно-популярное издание. — М.: ООО «Яуза-пресс», 2014. — 1392 с. — (Элитная энциклопедия ВВС)↑ Герасименко Д. Я. и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982.
2. Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937—1945. М.: Воениздат, 1977.
3. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с.
4.Земли Владимирской богатыри. Нагорный А. Ф., Травкин В. В. - Ярославль. 1967.
5. Владимирцы - герои Советского союза.А.Ф. Нагорный, В.В. Травкин.1963 год.
6.«Краснофлотец». Газета № 206 от 30.08 1944г.
7. «Североморский летчик».Газета № 204 от 27.08 1944г.
8. "Вынгы вада" ("Слово тундры"). Журнал № 3(8) 2010г. Стр. 10-11.
9. Позывные памяти 41-45г.Сухановский А.Ф. - Издание 12.04.2005г.
10. 70 лет полет нормальный.Автор-составитель Ю.В. Канев, Историко-литературный сборник. Посвященный 70-летию Объединенного Нарьян-Марского авиационного отряда.- изд. 2016 год. Стр. 75-79.
Приложение3.
Состояние самолета в 1950-е годы.
В настоящее время.
Приложение1.
Алексей Кондратьевич Тарасов.
Приложение 2.
Слайд 1
История памятника трудовому подвигу жителей Ненецкого автономного округа в годы Великой Отечественной войны «Самолет капитана Тарасова ЯК-7Б». Выполнил: Артемьев Кирилл Александрович, ученик 6 «А» класса ГБОУ НАО СШ №2 г. Нарьян-МараСлайд 2
Задачи работы : 1) изучить историю, связанную с созданием Памятника ; 2) собрать и систематизировать информацию о Памятнике из разных источников.
Слайд 3
Трудовой лозунг: «Все для фронта, все для Победы»
Слайд 4
В 1944 году рабочие и служащие судоверфи Нарьян-Мара собрали 81170 рублей на постройку самолета-истребителя «Як-7Б».
Слайд 5
Городской сквер г. Нарьян-Мара
Слайд 6
Состояние памятника в 50-е годы 20 века
Слайд 7
От прекрасной реликвии осталось лишь одно сердце - его «пламенный мотор» - Памятник халатности и равнодушию
Слайд 8
8 мая 2010г. состоялось торжественное открытие памятника «Самолет капитана Тарасова «Як-7Б»
Слайд 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Юрий Алексеевич Гагарин
Весенняя гроза
Музыка космоса
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Снеговик