Слова, которыми мы пользуемся в нашей жизни, образуют очень интересный мир, имеющий свои особенности и закономерности.
Язык — это одно из самых важных и самых древних общественных явлений.
Известно, что язык изучает специальная наука — языкознание, или лингвистика. Языкознание — это сложная наука, отвечающая на самые различные вопросы. Среди этих многочисленных вопросов языкознания есть и такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе?
Если внимательнее присмотреться к разным словам — то можно увидеть, что в одних случаях ответить на вопрос об их происхождении можно. А в других случаях происхождение этих названий совершенно непонятно. Например, каждому знающему русский язык ясно, как произошли слова лётчик (летать), свисток (свистеть), (паровоз (пар и возить).
Но происхождение слов луна, лопата или ложка не может быть объяснено так же просто, так как ни одно из них не имеет очевидных лексических связей в русском языке — как, например, в случае летать — лётчик. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология. Этимология это отдел науки о языке, изучающий происхождение слов. Греческое слово etymos означает ‘истинный, верный’, a logos — ‘смысл, значение’.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_etimologiya.pptx | 1.5 МБ |
Слайд 1
Народная этимология Работу выполнил: ученик 3 «А» класса Коршенков Евгений Научный руководитель: Кауфман А.О.Слайд 2
«Тьма немалая царит в лесу, где нужно ее отыскивать, и нет проторенных дорог там, куда хотим мы проникнуть, а на тропинках немало разных препятствий, которые могут задержать идущего». Варрон об этимологии
Слайд 3
Цель исследовательской работы: Определить разницу между «народной » и научной этимологией.
Слайд 4
Задачи исследовательской работы: проанализировать понятия «этимология» и «народная этимология», рассмотреть происхождение слов, провести социолингвистический эксперимент по выявлению народной этимологии, обобщить результаты исследования . Методы исследования: анализ словарных определений, сравнительный анализ. Объект исследования: н ародная этимология. Предмет исследования: и спользование народной этимологии.
Слайд 5
Рабочая гипотеза: Среди учеников начальной школы широко представлена народная (наивная этимология ).
Слайд 6
Этимология это отдел науки о языке, изучающий происхождение слов. Греческое слово etymos означает ‘истинный, верный’, a logos — ‘смысл, значение’.
Слайд 7
Выдра без шерсти Однажды в гардеробе театра познакомились и разговорились между собой два человека. После жалоб на плохую погоду разговор зашёл об одежде собеседников. «Скажите, ваш воротник, кажется, из выдры?» — спросил один из них. «Да», — ответил обладатель выдрового воротника. «А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?» — последовал ещё один вопрос. «Я над этим как-то не задумывался», — признался собеседник. «Дело в том, — начал объяснять его новый знакомый, — что при обработке шкурки этого зверька из неё полностью выдергивается шерсть, остаётся только подшёрсток. Таким образом, выдра — это шкурка, у которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено и на самого зверька».
Слайд 8
На самом деле, выдра — очень древнее слово, имеющее гораздо более глубокие корни. Слово это встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках. Литовское слово ‘выдра’, древнеиндийское udras ‘водяное животное’, древнегреческое hydra ‘гидра, водяная змея’ — вот некоторые из ближайших «родственников» нашего слова, которые позволили учёным установить, что первоначально слово выдра имело значение ‘водяное (животное)’.
Слайд 9
О народной этимологии Г удильник (будильник), С троганок (рубанок), Копатка ( лопатка) С пинжак (пиджак), П олуклиника (поликлиника )
Слайд 10
«Я сама Ра!» Согласно легенде, бежала с востока на запад малая речка, а с севера ей наперерез мчала свои волны могучая река Ра (древнее название реки Волги). «Посторонись! — кричит большая река малой речке, — уступи мне дорогу- ведь я — Ра!» «А я сама — Ра», — невозмутимо отвечает речка и продолжает свой бег на запад. Столкнулись друг с другом два потока — и уступила величественная река Ра своей малой сопернице: вынуждена была и она повернуть своё течение к западу. От слов сама Ра и получила название река Самара.
Слайд 11
Народная этимология и этимологические ошибки Этимология слов часто увлекает людей, не имеющих представления о языкознании. Не обладая соответствующими знаниями, никто не решится высказывать своих суждений по сложнейшим вопросам физики, математики, химии. О происхождении слов свои мнения высказывают, по сути дела, все желающие.
Слайд 12
Перечень слов Правильное толкование Неправильное толкование кувшинка-девушка с кувшином 16 8 намаз-процесс намазывания бутербродов 0 24 окурки-остатки съеденной курицы 12 12 ползунки-дети, не умеющие ходить 7 17 портянки-корабли в порту 0 24 катафот-фото кота 0 24 кинолог-режиссер кинофильма 1 23
Слайд 13
Перечень слов Правильное толкование Неправильное толкование оперативный 4 20 антилопа 18 6 бойкот 15 9 отзывчивый 6 18 симптом 10 14 страховать 8 16 утопия 1 23 этикетка 13 11 земляника 22 2 опенок 17 7 корова 21 3 копейка 18 6 ожерелье 19 5
Слайд 14
Результаты исследования Р езультаты исследования показали, что школьники, не зная правильного значения слов, пытались придумать свои значения. И это уже народная этимология. Например: намаз-это бутерброд с сыром; отзывчивый-тот, кто много говорит; о перативный-это оператор мультиков; к увшинка-это предмет из глины.
Слайд 15
Гипотеза Таким образом поставленная в данной исследовательской работе гипотеза: “Среди учеников начальной школы широко представлена народная этимология” – нашла своё подтверждение в исследовании.
Слайд 16
Заключение Этимология-наука сложная. Она всегда будет требовать творческого подхода. Однако творческий характер этимологии совсем не говорит о том, что она может быть произвольной наукой. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПИРАЕТСЯ НА СТРОГИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Слайд 17
Используемая литература: 1. Откупщиков Ю. В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии . 2. Колесов В. В. История русского языка в рассказах . 3. Шанский Н. М. Занимательный русский язык . 4. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
5 зимних аудиосказок
Никто меня не любит
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Как нарисовать ветку ели?
Рисуют дети водопад