В данной исследовательской работе ученик раскрывает связь между игрой в шахматы и предметом математики.С помощью различных методов исследования ученик раскрывает влияние игры в шахматы на логическое мышление.
Вложение | Размер |
---|---|
ilya.docx | 200.58 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Исследовательская работа
Шахматы-верный путь к успеху.
Работу выполнил:
Муваракшин Илья,
ученик 3 «К» класса
Руководитель:
Белендир Е.В.
учитель начальных классов
г. Сатка
2016
“Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности”
Содержание
1 | Введение | |
1.1. | Тема, цели, задачи исследования | |
1.2 | Гипотеза, методы исследования | |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 | Теоретическая часть История возникновения шахмат Интересное в шахматах Шахматы гимнастика для ума Связь математики с шахматами | |
3 | Практическая часть | |
3.1 | Анкетирование учащихся | |
3.2 3.3 | Диагностика зависимости умения играть в шахматы и успехами в учебе Анализ зависимости между умением играть в шахматы и логическим мышлением
| |
| ||
4. | Выводы | |
5. | Литература | |
Введение.
Я научился играть в шахматы в 5 лет в детском саду. Меня очень заинтересовала эта игра ,и с тех пор ,я с удовольствием играю в нее. Большую любовь к шахматам мне привил мой папа. Мне нравится сидеть перед шахматной доской и искать правильное решение. Первая моя грамота получена была в школе за 1 место во 2этапе «Турнира выходного дня». Позже меня заинтересовал такой вопрос: влияет ли шахматы на успеваемость ученика в школе?
Объектом изучения являются учащиеся ,которые умеют играть в шахматы и учащиеся ,которые не играют в них.
Цель моей работы:
Узнать какую пользу приносят шахматы?
Проследить закономерность между шахматами и математикой.
Выяснить, почему полезно учить детей играть в шахматы?
Для этого поставил следующие задачи:
познакомиться с историей возникновения шахмат;
познакомиться с литературой и другими источниками информации по теме;
провести анкетирование;
определить особенности проявления и развития логического мышления
в школьном возрасте;
сравнить единицу мышления у детей-шахматистов и детей, которые не умеют играть в шахматы;
найти связь между шахматами и математикой;
Гипотеза: «шахматы - это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира».
При работе над докладом я пользовался следующими методами:
поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
метод анкетирования;
анализ полученных в ходе исследования данных.
Актуальность данной темы заключается в привлечении учащихся к игре в шахматы решению логических математических задач, повышении их интереса к математике.
2.Теоретическая часть
История возникновения шахмат.
История шахмат начинается в Азии, а родиной шахмат действительно считается Индия. Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э.
Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии.
После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата.
Затем пoсредством завоевателей-арабов игра попадает в Испании и вообще в Европу.
К восточным славянам (антам) шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.
Законченный вид, который игра имеет сегодня, она приобрела в XVI в.
Некоторые знаменательные даты из истории шахмат
1119 год - Состоялась первая партия по переписке между королём Англии
1791год-В России издана первая шахматная книга.
1878год - Сыграна первая шахматная партия по телефону.
1883 год - Первое использование шахматных часов с двумя циферблатами (Лондон,26апреля).
1888 год - Первый шахматный турнир по переписке.
1897 год - Первый международный женский турнир в Лондоне выиграла Мари Рудж.
1905 год - На турнире в Остенде впервые использовано звание «гроссмейстер».
1948 год - Увидела свет первая статья про компьютерные шахматы (автор - Клод Шеннон).
1970 год - Первый шахматный турнир среди компьютеров.
1976 год - Впервые на больших соревнованиях запретили курение.
1996 год - Впервые компьютер (Deep Blue) победил чемпиона мира при нормальном контроле времени.
1997 год - Впервые компьютер (Deep Blue) выиграл матч у чемпиона мира.
Впервые международный день шахмат отметили 20 июля 1966 года. Инициатива проведения международного дня шахмат принадлежит ФИДЕ, которая, кстати была основана в этот де день, 20 июля, но немного ранее – в 1924 году во Франции – в городе Париже.
Шахматный «Оскар» — награда шахматиста, который в течение минувшего года показал наилучшие результаты. Присуждается в результате голосования журналистов многих стран уже в течение 45 лет (с небольшим перерывом).
История шахматного оскара начинается в 1967 году.
Вот список всех девяти лауреатов шахматного оскара:
Гарри Каспаров рекордсмен по количеству оскаров
Таким образом, рекордсменом по получения шахматного оскара является Каспаров. Он 11-кратный лауреат. Лидерство в этом отношении ему обеспечено еще ,по крайней мере в течение восьми лет.
Но есть очень большая вероятность, что «Малышу» Магнусу Карлсену удастся побить рекорд великого предшественника.
Забавный факт, что практически все обладатели шахматного Оскара являлись чемпионами мира (кроме Бента Ларсена).
В 80-е гг. «Шахматный Оскар» присуждался и лучшей шахматистке. Четырежды он достался Майе Чибурданидзе (СССР) и по одному разу Ноне Гаприндашвили (СССР), Пие Крамлинг (Швеция) и Юдит Полгар (Венгрия).
Восточная притча
Один математик изобрел шахматы и решил показать их правителю своей страны. Правителю настолько понравилась эта игра, что он захотел заполучить их любой ценой, и предложил их изобретателю любое вознаграждение на свой выбор. Тогда математик попросил раджу дать ему рис в обмен на свое изобретение. Но только при одном условии — раджа будет выкладывать зерна риса на шахматную доску в следующей последовательности: на первой клетке должно было лежать одно зернышко риса, на второй клетке — две рисинки, на третьей клетке — четыре зернышка и т.д. То есть на каждой следующей клетке количество зернышек должно было удваиваться по правилу геометрической прогрессии.
Раджа обиделся на математика, но был вынужден согласиться. Однако получить игру и отдать обещанное вознаграждение изобретательному шахматисту раджа так и не смог. Ведь по хитроумной схеме математика, уже на 64 клетке доски правитель должен был выложить 460 миллиардов тонн .
Чемпионами мира по шахматам становились:
Вильгельм Стейниц - австриец, первый чемпион мира по шахматам (1886-1894).
Эмануэль Ласкер - немецкий шахматист, второй чемпион мира (1894-1921).
Хосе Рауль Капабланка - кубинский шахматист, третий чемпион мира (1921-1927).
Александр Алехин - русский шахматист, четвертый чемпион мира по шахматам.
Махгилис (Макс) Эйве - нидерландский шахматист, пятый чемпион мира (1935-1937).
Михаил Ботвинник - советский шахматист, шестой чемпион мира по шахматам.
Василий Смыслов - советский шахматист, седьмой чемпион мира по шахматам.
Михаил Таль - советский шахматист, восьмой чемпион мира (1960-1961).
Тигран Петросян - 9-й чемпион мира по шахматам (1963-1969).
Борис Спасский- советский и французский шахматист, 10-й чемпион мира.
Роберт Джеймс (Бобби) Фишер - 11-й чемпион мира по шахматам (1972-1975).
Анатолий Карпов - 12-й чемпион мира по шахматам.
Гарри Каспаров - советский и российский шахматист,13-й в истории чемпион мира.
Владимир Крамник- российский шахматист, абсолютный чемпион мира (2006-2007).
Вишванатан (Виши) Ананд- индийский шахматист, чемпион мира (2007-2013).
Магнус Карлсен- норвежский шахматист, действующий чемпион мира с 22 ноября 2013 года.
Шахматы гимнастика ума.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.
Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу чемпиона мира Александра Алехина: "С помощью шахмат я воспитал свой характер".
Словом, польза от шахмат - огромная, а затраты на них - минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Ибо эта игра - своего рода уникальная, волшебная "таблетка", которая показана всем без исключения детям - физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим.
Игра в шахматы в большей степени способствует развитию у детей представлений, формирует произвольность действий по доброй воле самого ребенка, организует его чувства, нравственные качества. Получая представление о шахматной игре, обретая навыки ходов фигурами, ребята постепенно втягиваются в незаметную для себя корректировку и совершенствование психических свойств. В этом изумительное, уникальное достоинство шахматной игры. Шахматы развивают ум, логику и математические способности. Для решения этой проблемы, прежде всего, разберёмся, как шахматы связаны с логикой и математикой? Математика нужна не только для того, чтобы решать задачки с цифрами и числами. Практически всё, происходящее в нашей жизни, так или иначе, связано с математикой. При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации. В шахматах тоже приходится строить различные комбинации и находить новые решения задач.
Интеллектуальное развитие начинающих шахматистов неразрывно связано с общим школьным уровнем развития. При овладении шахматными знаниями, практикой игры усиливается уровень интеллектуального развития:
- наблюдательность;
- внимание;
- память;
- воображение;
- логическое мышление;
- интуиция.
Жизнь - своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового. Играя в шахматы, таким образом, можно научиться:
I. Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим постоянно размышляет шахматист:
"Если я продвину эту фигуру, каково будет преимущество моего нового положения? Какую пользу из этого извлечет мой противник, чтобы досадить мне? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и защититься от его нападений?"
II. Осмотрительности, умению изучать шахматную доску, или поле действия, взаимоотношения различных фигур и положений, опасность, которой подвергается каждая в отдельности фигура,
III. Осторожности, умению делать свои ходы не очень поспешно. Это правило лучше всего подтверждается строгим выполнением законов игры, как, например:
"Если вы дотронулись до фигуры, вы должны ею ходить; если вы ее куда-нибудь поставили, то пусть она там стоит".
Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели - победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути отказывался играть.
С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию, а следовательно и к самовоспитанию.
Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать.
Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями - благодаря которым человек может владеть собой.
Правила игры в шахматы содержат в себе ряд требований от игрока:
1. Играть надо молча, не спеша.
2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).
3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.
4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.
5. Нельзя мешать партнеру думать.
6. Нельзя подсказывать игрокам.
7. Не следует вслух произносить "шах" и "мат" (впрочем, на первых порах мы это разрешаем).
8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: "Поправляю" и поставить ее поаккуратнее.
9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.
10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это дань уважения партнеру.
12. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям).
13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.
Работая с шахматным материалом ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.
Связь математики с шахматами.
Одной из закономерностей шахмат является симметрия.
«Симметрия, как бы широко или узко мы ни понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» — так писал немецкий математик Герман Вейль. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с теми или иными мотивами симметрии. Орнаменты, мозаика, декоративные узоры восхищают наш взор симметричным расположением рисунка. Разнообразные мотивы симметрии встречаются и на шахматной доске. С одной стороны, речь может идти о симметрии естественной, т. е. возникающей в процессе шахматной партии, а с другой стороны, — используемой в шахматных задачах и этюдах.
Шахматная доска – это квадрат, разбитый на 64 квадрата, а любой квадрат имеет 4 оси симметрии, значит, шахматная доска тоже имеет 4 оси симметрии.
Горизонтальная ось и вертикальная разбивают нашу шахматную доску на симметрические фигуры, только квадратики будут иметь разную окраску. Оси, проходящие через диагонали шахматной доски, разбивают ее на симметричные фигуры с одинаковой окраской.
Все эти оси пересекаются в одной точки, а это точка называется центром симметрии.
При игре в шахматы я заметил, что некоторые необычные шахматные партии и позиции, связанны с симметрией. Симметрией обладает исходное расположение шахматных фигур.
Чётность и нечётность
Следующая закономерность - Чётность и нечётность.
Число – одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения. Со временем люди научились не только называть числа, но и обозначать их цифрами (условные знаки для обозначения чисел).
Цифры 0, 2, 4, 6, 8 называются четными, а цифры 1, 3, 5, 7, 9 нечетными. Из признака делимости на 2 следует, что натуральные числа, которые делятся на 2, называются четными, остальные – нечетными.
На шахматной доске так же есть и четность, и нечётность, тут она связанна с номером хода.
При каждом ходе король меняет четность клетки, на которой он стоит. Например, первый ход – нечётный, второй – чётный и т.д. Одновременно с этим король меняет цвет клетки, на которой он стоит.
Система координат
Система координат – это описание того, где расположен тот или иной объект (предмет, место).
В речи взрослых мы можем слышать такую фразу: «Оставьте мне свои координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека и по этим данным его можно найти.
Именно в этом и состоит суть координат или как обычно говорят системы координат – правило, по которому определяется положение того или иного объекта.
Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, мы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта) и т.п.
Система координат используется и в шахматах. Горизонтали на шахматной доске обозначаются латинскими буквами, а вертикали – цифрами.
3.Практическая часть.
1.Анкетирование.
В анкетировании участвовали учащиеся 2к класса(25чел.)и учащиеся 3к класса(20чел.). Всего 45 человек. В анкете были следующие вопросы:
1.Умеешь ли ты играть в шахматы?
2.Где ты этому научился?
3.Умеют ли играть в шахматы ваши родственники?
4.Чем являются шахматы?
А)спорт б)развлечение в)шахматы для развития логики.
Результаты анкетирования занесены в диаграмму.
Вывод: Большинство детей научились играть в шахматы в детском саду или в школе. Многие из них играют в шахматы со своими родными дома. Многие учащиеся считают, что шахматы развивают мышление, а также являются видом спорта и это является правильным утверждением.
2.Диагностика зависимости умения играть в шахматы и успехами в учебе.
Были проанализированы результаты учеников 1-4 классов.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | |
1 место | 9 | 2 | 2 |
2 место | 1 | 8 | 2 |
3место | 5 | 4 | 1 |
В январе 2016 года в нашей школе прошел турнир «Быстрые шахматы». Я решил проанализировать результаты данного турнира и сопоставить с оценками по предмету математике. У меня получились следующие результаты:
Вывод: Мои предположения подтвердились: успеваемость школьников-шахматистов значительно выше, чем у других детей.
3.Анализ зависимости между умением играть в шахматы и логическим мышлением, которое так необходимо при решении сложных вопросов по предметам.
Учащимся 3 и 4 классов были предложены задания на логическое мышление по математике и русскому языку. Для этого была выбрана группа учащихся , которые хорошо играют в шахматы и ученики, которые не особо интересуются данной игрой.
Были предложены 3 задания на логическое мышление:
1задание: Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив гласную букву в начале?
А)лень б)кол в)стул г)кран д)корь
2 задание: Лёля и папа бодаются и мычат. Папа говорит «Мы быки». Ляля говорит: «Нет, мы мыки» . Папа отвечает : «Тогда я -як». Лёля говорит: «Нет, ты -…».
А)бык б)тык в)вык г)рык д)мук
3 задание: Реши задачу
В каждую клетку квадрата 3х3 необходимо
2 | ? | |
1 | 2 |
вписать одну из цифр: 1, 2 или 3. Каждая цифра
должна встречаться в каждой строчке и в
каждом столбце. Три клетки уже заполнены.
Какую цифру нужно поставить вместо
вопросительного знака?
Ответ:
В третьем эксперименте участвовали 21 ученик. (11 учеников умеющих хорошо играть в шахматы и 10 учеников, которые плохо играют и вовсе не интересуются данной игрой).
Результаты третьего эксперимента представлены в таблице:
Хорошо играют в шахматы | Плохо играют в шахматы или вообще не играют | |||
Справились с заданием | Не справились с заданием | Справились с заданием | Не справились с заданием | |
1 задание | 9 | 2 | 1 | 9 |
2 задание | 4 | 7 | - | 10 |
3задание | 9 | 2 | 1 | 9 |
Не справились с заданием
Справились с заданием
Вывод: Находчивость, изобретательность, высокий интеллектуальный уровень развития, внимательность, целеустремленность – далеко не полный перечень того, что несет в себе игра за шахматной доской. Польза шахмат для развития ребенка велика.
Вывод:
Шахматы - одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
Шахматы – это интеллектуальная игра, которая способствует развитию памяти, творческого и аналитического мышления, воображения, внимательности, воли и усидчивости. Кроме того, игра полезна для гиперактивных детей, которые не могут удерживать свое внимание на одном и том же занятии длительное время. Поведение гиперактивных детей, которые регулярно играют в шахматы, меняется – они становятся более усидчивыми и учатся концентрировать свое внимание, что для них крайне важно. Шахматная школа помогает ребенку научиться анализировать свои действия и прогнозировать поведение соперника, что способствует общему развитию ребенка, учит мыслить стратегически.
Выполняя данную работу, я познакомился с историей шахмат. Опережая школьный курс математики, узнал, что такое симметрия, четность и нечетность, система координат. Научился решать много интересных, занимательных задач. Безусловно, изучение школьных предметов и активные физические нагрузки – неотъемлемые части всестороннего развития детской личности. Но шахматы – тот связующий элемент, который помогает взрастить успешную интеллектуально развитую личность, закладывает в ребенка фундаментальные основы для роста и развития его индивидуальности сейчас и во взрослой жизни. Неоднократные исследования психологов из разных стран сводятся к одному и тому же выводу: польза этой игры в развитии личностных способностей очевидна. Чем раньше человек начинает обучение шахматам, тем полнее раскрывается его творческий потенциал. Как свидетельствуют результаты экспериментов ученых -польза шахмат для ребенка велика.
Успеваемость школьников-шахматистов значительно выше, чем у других детей. Поэтому я считаю, что связь между шахматами и математикой – существует.
Литература:
1.Е. Я. Гик. Шахматы и математика. - М., Наука, 1983.
2. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны – М., Наука, 1978.
3. С. Ллойд. Математическая мозаика – М., Мир, 1984.
4. А.П. Савин. Энциклопедический словарь юного математика – М., Педагогика, 1989.
5.А.Кентлер «Шахматный букварь-раскраска»(СПб,1998г. Изд. «Образование-культура»).
6.Г.М.Зенков «Первый шаг» ( «Пласт»,1993г)
Любили тебя без особых причин...
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Зимний дуб
Волшебная фортепианная музыка