Их руки, как крылья, как мостик к свободе,
как ключик к общенью, где нет недомолвок.
Их мир - море звуков, особых,
быть может, негромких, тягучих.
Но мир этот - полон!
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_azbuka_gluhonemyh.doc | 167.5 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дульдургинский Дом детского творчества»
Дульдургинское районное отделение «Российское движение
школьников»
Социальный проект
«Азбука глухонемых»
Автор проекта: Дабаева Саяна,
ученица 9 б класса
Руководитель: Джолдошева Цыцыгма Очировна,
руководитель районного отделения РДШ
с. Дульдурга
2018 г.
Название проекта: «Азбука глухонемых»
География проекта: МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Сроки реализации проекта: проект долгосрочный
Актуальность проекта
В современном мире очень важны духовность, человеколюбие, внимание и уважение друг к другу. Главное для современного общества – это бережное отношение к другим, это есть основа понимания мира. Мы настолько все разные, что толерантность и нравственность могут обеспечить сохранение права на собственное убеждение, естественного права на собственную уникальность, непохожесть на других, на право быть свободным в своём проявлении.
Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптация в обществе, взаимодействие и отношение общества к особенным детям является сегодня актуальной и очень серьёзной. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную политику в отношении детей-инвалидов.
Важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к детям с ОВЗ. Школа, дети, родители должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем детям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, начинают формироваться качества, не позволяющие эффективно взаимодействовать с социальной средой.
Наша жизнь порой жестока по отношению к тем, чью болезнь окружение не способно понять. И это неизбежно, потому что с этим может столкнуться каждый. Я, например, задумалась об этом, когда мама рассказала, что её подруга была глухонемой, но это не мешало ей останавливаться жизни, она так же продолжала учиться.
Данный проект посвящён слабослышащим, глухим и немым людям. Больно осознавать, что рядом с нами живут те, кому никогда НЕ УСЛЫШАТЬ пение птиц, шум моря, голос мамы, музыку, шум дождя… Я захотела разобраться в языке жестов глухих и этим показать, что мне не безразличны такие люди.
В настоящее время в России для глухонемых людей создаётся такая среда, благодаря которой они имеют обязательное среднее образование и профессиональные технические навыки. Но в жизни всё же сталкиваются со стереотипом неполноценности глухого, который в одиночку преодолевать трудно. Зачастую, таких людей незаслуженно обижают и недооценивают. Важно - взять долю ответственности на себя. Ведь даже при использовании слухового аппарата человек не может полностью слышать все звуки. Поэтому важно при общении с глухими:
- стоять лицом к собеседнику;
- при обращении смотреть на собеседника;
- слегка тронуть руку для привлечения внимания;
- находиться на небольшом расстоянии от собеседника;
- не кричать – это неприятно собеседнику, ведь он понимает вашу мимику;
- говорить чётко, медленно, но без преувеличений.
Введение
История создания
Достоверно неизвестно, кто стал создателем алфавита для глухонемых, но есть свидетельства, что пальцевые буквы были изображены ещё в латинской Библии. Это говорит об использовании языка глухонемых ещё в древности. Есть мнение, что первым обратил внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями речи итальянский лекарь Джером Кардан. Его работа послужила толчком для развития дактильной речи, и к концу 17-го века был создан алфавит с использованием букв «на пальцах».
В России же первая школа с сурдопедагогическим уклоном была открыта в 1806 году под Санкт-Петербургом. В России и США была использована французская методика, которая наложила существенный след в их общем развитии. В Москве такая же школа открыла двери почти через 60 лет.
Много сил на развитие языка жестов было потрачено выдающимися личностями: ведущим специалистом по дефектологии Г.Л.Зайцевой и судрдопреподавателем И.Ф.Гейльманом, который открыл первый в России техникум для слабослышащих и глухонемых.
Жестовая речь со временем стала одним из международных языков и приобрела название Жестуно. Он и его алфавит основаны на жестах, показываемых руками, мимикой и различными поворотами корпуса. Рассмотрим этот язык подробнее.
Жестуно в России не имело популярности, и на 100 глухонемых в России приходилось лишь 3 сурдопереводчика, тогда как на Западе таких 30 человек. Внесённые в 2012 году поправки в закон о защите инвалидов помогли развитию языка жестов. Помимо получения официального статуса начали обучение в соответствующих учреждениях для подготовки и переквалификации заинтересованных людей. В результате процент желающих учить жестуно резко возрос. Есть немало способов изучить жестуно. Один из них состоит в том, что на специальных занятиях проводится обучение. Получить необходимые знания можно следующими способами: в сообществах глухонемых, где предоставляются бесплатные занятия для всех желающих. Несколько месяцев помогут изучить базовые аспекты жестологии и опробовать имеющиеся знания практическим методом. Институты и колледжи нередко имеют в своих образовательных программах предмет, касающийся жестового языка. Чаще всего - это специальности лингвистика и социология.
Кроме перечисленных ранее методов, есть возможность для изучения жестуно с помощью самоучителя. Здесь помогут такие ресурсы: вебсайты, помогающие в изучении жестуно, самый популярный «Город жестов». Специально для мобильных устройств создаются приложения с азбуками и картинками по жестовому языку. Достаточно скачать программу и в свободное время работать с необходимой информацией. Основное достоинство в том, что материал многообразен, понятен и наглядно объясняется. Каждый человек самостоятельно выбирает тот или иной способ. Но большая часть людей, ввиду нехватки времени, предпочитает изучать жестовый язык самостоятельно.
День сурдопереводчика был учреждён в январе 2003 года по инициативе Центрального правления Всероссийского общества глухих. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) — самая многочисленная и старейшая в России общественная организация инвалидов по слуху, образованная ещё в 1926 году. Цель Дня сурдопереводчика — обратить внимание общества на проблемы глухих.
В 2012 году сурдоязык получил официальный статус, дающий возможность пройти подготовку или переподготовку преподавателям и просто заинтересованным лицам в специально образовательных учреждениях.
Использование азбуки глухонемых, в первую очередь язык жестов, необходим для людей, которые не могут в силу своих особенностей на равных общаться с членами окружающего их общества. Благодаря азбуке пальцев они имеют отличную возможность общаться друг с другом и близкими им людьми, получать желаемое образование и необходимую информацию.
24 октября Государственная дума РФ в первом чтении приняла законопроект, повышающий статус русского жестового языка. Благодаря поправкам в законы «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ» русский жестовый язык определяется теперь как язык общения при наличии нарушений слуха или речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка РФ.
Особое значение этого законопроекта в том, что официальное признание статуса русского жестового языка позволит создать необходимые условия в образовательных учреждениях для получения образования инвалидами по слуху с использованием жестового языка, выстроить систему подготовки и переподготовки преподавателей на базе средних и высших профессиональных учебных заведений
Жестовая речь, дактильная азбука, чтение с губ и письмо — таковы простейшие способы преодоления помех, создаваемых глухотой. Выбор того или иного способа зависит, как правило, от цели и условий общения с глухими.
Изучив данную литературу о поставленной проблеме, я поставила цель: Формирование опыта нравственного поведения обучающихся, повышение уровня общей культуры школьников, социализация в обществе слышащих.
Проект является не только социально-полезным, способствующим организации досуга детей и подростков, но и обучающим.
Задачи:
- познакомиться с научной литературой по предмету исследования;
- изучить виды жестового общения слышащих и не слышащих людей
- провести уроки с использованием языка жестов в нашей школе.
Целевая аудитория: учащиеся школы, педагоги.
Реализация проекта будет осуществляться на базе Дульдургинской средней школы учащимися, активистами районного отделения «Российское движение школьников», учителями, психологами, родителями и социальными педагогами.
Реализация проекта в экономическом отношении: Социальный проект «Азбука глухонемых» не требует финансовых вложений.
Планируемые результаты проекта:
- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность и их активное добровольное участие в ней;
- повышение интереса в ученической среде к толерантному отношению к детей с ОВЗ и осознанию нравственных ценностей.
Их руки, как крылья, как мостик к свободе, как ключик к общенью, где нет недомолвок. Их мир - море звуков, особых, быть может, негромких, тягучих. Но мир этот - полон!
Цветущая сакура
Одеяльце
Осенняя паутина
Рисуем осенние листья
Глупый мальчишка