Наблюдая за ребятами в школе, мы заметили, что многие во время перемен сидят, не отрываясь от смартфонов и планшетов, при этом не обращают внимания на окружающих, не реагируют на происходящее вокруг. Они словно находятся в другом измерении, улыбаются или гримасничают по непонятной причине, не отвечают на приветствия и вопросы заданные им.
Размышления над этими фактами подтолкнули нас к выбору темы работы: "Здоровый образ жизни: проблема интернет зависимости у подростков".
Вложение | Размер |
---|---|
internet-zavisimost_man.docx | 297.93 КБ |
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»
Интернет зависимость подростков
Работу выполнила: Рыгина Марина Артемовна, ученица 8 класса МОУ «ШКОЛА № 113 Г. ДОНЕЦКА» Руководитель: МОУ«ШКОЛА № 113 Г.ДОНЕЦКА» Верещак Елена Ивановна |
Донецк – 2019
Содержание | |||||||||
Введение | 3 | ||||||||
1 | Теоретическая часть: интернет зависимость и её | 5-8 | |||||||
характеристика | |||||||||
1.1 | Понятие интернет зависимости | 5 | |||||||
1.2 | Симптомы интернет зависимости | 6 | |||||||
1.3 | Причины интернет зависимости у подростков | 7 | |||||||
1.4 | Последствия интернет зависимости на подростков | 8 | |||||||
2 | Практическая часть | 9-16 | |||||||
2.1 | Результаты тестирования учащихся 5-6 классов на предмет | 9 | |||||||
интернет зависимости | |||||||||
2.2 | Результаты | анкетирования | подростков по | определению | 10 | ||||
уровня | информированности | о | проблеме | интернет | |||||
зависимости | |||||||||
2.3 | Результаты | тестирования и | анкетирования | родителей по | 12 | ||||
определению уровня информированности о проблеме | |||||||||
интернет зависимости подростков | |||||||||
2.4 | Результаты эксперимента по отказу от использования | 15 | |||||||
Интернета на 1 день | |||||||||
Заключение | 17 |
2
Введение
как опасность, не предвидели возможный трагический конец, и не принимали никаких мер по спасению ребят от пагубной страсти.
Наблюдая за ребятами в школе, мы заметили, что многие во время перемен сидят, не отрываясь от смартфонов и планшетов, при этом не обращают внимания на окружающих, не реагируют на происходящее вокруг. Они словно находятся в другом измерении, улыбаются или гримасничают по непонятной причине, не отвечают на приветствия и вопросы заданные им.
Размышления над этими фактами подтолкнули нас к выбору темы работы: "Здоровый образ жизни: проблема интернет зависимости у подростков".
Актуальность выбранной темы в том, что современный мир невозможно представить без компьютеров, смартфонов, планшетов и прочих гаджетов. С помощью Интернета мы слушаем музыку, смотрим фильмы, узнаем новости, общаемся с друзьями, играем в игры, даже совершаем покупки, не выходя из дома. Интернет, несомненно, расширяет наши возможности, как в плане образования и саморазвития, так и в плане отдыха и приятного общения. Когда человек проводит слишком много времени в Сети, то это может вызвать привыкание, стать зависимостью. Интернет-зависимость уже успела получить название «чума XXI века» и
3
распространяется по всему миру. Социологи и психологи всех стран мира сходятся во мнении, что наиболее подвержены этой опасности дети и подростки. При этом большинство подростков и их родителей не понимают,
Цель работы: изучение интернет зависимости в подростковой среде школы и разработка рекомендаций для детей и родителей по профилактике интернет зависимости.
Задачи:
классов школы через тестирование;
3. Выявить уровень информированности подростков и их
родителей о проблеме подростковой интернет зависимости через
анкетирование;
Объект исследования: учащиеся 7-9 классов , пользующиеся Интернетом.
Предмет исследования: психологическая зависимость от Интернета.
Гипотеза исследования: возможно, что в нашей школе среди подростков есть учащиеся с интернет зависимостью, то тогда необходимо проводить работу с такими учащимися и их родителями, направленную на профилактику интернет зависимости и приобщение их к здоровому образу жизни.
Методы исследования: анкетирование, исследовательские методы, анализ информации в сети интернет - ресурсов по данному вопросу
4
I. Теоретическая часть: Интернет зависимость и её характеристика
Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом всё больше детей - представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, подавленностью и депрессией.
Возможно сейчас другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем их больше будет – тем лучше для мозга. Поэтому важно, чтобы дети исследовали мир
физически, а не виртуально. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям работы мозга. Какое может быть развитие у ребенка, если он уставший, у него болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?
1.1 Понятие интернет зависимости
Возникает вопрос: неужели при всей очевидной пользе сети Интернет им можно заболеть? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости. Так что же такое интернет зависимость?
Впервые термин «Интернет зависимость» появился в 1996 году. Ввел его психиатр Айвен Голдберг. В самом общем виде интернет зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом».
Поведенчески интернет зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают
5
отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности.
Другое определение интернет зависимости это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line». Иными словами, это навязчивое стремление выйти в Интернет, и как можно дольше оставаться там.
1.2 Симптомы интернет зависимости
Общими чертами интернет зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, гаджетами, невозможность остановиться и выйти из Интернета, увеличение количества времени, проводимого в Сети, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения, когда человек не в Сети, проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
Перенапряжение мышц, сухость в глазах, головные боли, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна.
Первые симптомы интернет зависимости у подростков выглядят следующим образом:
смартфоном;
6
1.3 Причины интернет зависимости у подростков
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». В подростковом возрасте у человека формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. И от того, где и какие ответы на эти вопросы он найдёт, будет зависеть, какие социальные установки у него сформируются. Самый доступный способ найти ответы на любые вопросы – зайти в Сеть. В Интернете подростков привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота.
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся:
плохие оценки в школе, ссоры с друзьями, проблемы с родителями, он будет пытаться хоть как-то реализовать себя, и найдёт этот способ в компьютерных играх;
7
Так же одной из немаловажных причин возникновения интернет зависимости у подростков является безответственное отношение к этому родителей. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, а это прямой путь к тому, чтобы стать интернет зависимым.
1.4 Последствия интернет зависимости у подростков
Интернет зависимость причиняет значительный ущерб подростку:
Интернет зависимый не обращает внимания на свои повседневные жизненные заботы, интересы близких, становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его желание использовать Интернет.
Физическое здоровье при этом так же страдает:
Малоподвижный образ жизни может вызывать различные заболевания
( остеохондроз, ожирение, заболевания глаз и др.). Нарушение режима дня
способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной
системы. После этого вероятность какого-либо заболевания резко
повышается.
И все-таки самое главное последствие интернет зависимости – ассоциальность. То есть, подростку уже незачем встречаться с друзьями, если можно поговорить с ними по скайпу, незачем куда-то звонить, если можно отправить e-mail, незачем ходить в магазин, если можно заказать
8
через интернет. Чем больше он сидит в интернете, тем быстрее теряет навыки реального общения, а значит, ему сложнее сходится с незнакомыми людьми, сложнее жить в реальном мире.
Вторым шагом исследовательской работы было анкетирование и тестирование учащихся нашей школы и их родителей.
Место проведения анкетирования и тестирования: МБОУ СОШ №1.
Время проведения: январь-февраль 2017 года.
Количество участников анкетирования и тестирования:
Учащиеся 5-6 классов- 45 человек и родители – 25 человек.
Количество участников эксперимента: 5 человек
2.1 Результаты тестирования учащихся 5-6 классов на предмет
интернет зависимости
Для тестирования учащихся 5-6 классов на предмет интернет зависимости использовался письменный вариант опроса, разработанный психологом Кимберли Янгом.
После обработки и интерпретации результатов теста были получены следующие результаты, представленные в таблице 1и диаграмме 1.
Таблица 1- Результаты тестирования на интернет зависимости среди учащихся 5-6 классов
Количество | Количество баллов | |||||
Меньше | 20 – 49 | 50 – 79 | Больше | |||
20 баллов | баллов | баллов | 80 баллов | |||
10 | (22%) | 11 (25%) | 17 (38%) | 7 (15%) | ||
9
Уровень интернет зависимости | нет интернет | |||
зависимости | ||||
ты можешь себя | ||||
контролировать | ||||
15% | 22% | средняя | ||
интернет | ||||
зависимость | ||||
сильная | ||||
38% | 25% | интернет | ||
зависимость |
Диаграмма 1 - Уровень интернет зависимости среди учащихся 5- 6 классов (%)
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Так же проанализировав ответы тех, кто имеет среднюю и сильную интернет зависимость, было выявлено, что среди имеющих зависимость от Сети 38 % (9 человек) – девочки, и 62 % (15 человек)- мальчики (Диаграмма 2).
Состав интернет зависимых подростков
38%
девочки
мальчики
62%
Диаграмма 2 – Состав интернет зависимых подростков (%)
2.2 Результаты анкетирования подростков по определению уровня информированности о проблеме интернет зависимости
10
Для того чтобы определить знают ли подростки, что такое интернет зависимость, каковы её симптомы, можно ли избавиться от этой вредной привычки, было проведено анонимное анкетирование по теме ««Что ты знаешь об интернет зависимости?».
Обработка результатов анкетирования (результаты представлены в диаграммах 3-6) показала следующее:
подростки.
до 3 часов в день. Так же предлагалось:
Что такое интернет зависимость?
82% | 18% | знают | ||
не знают | ||||
Диаграмма 3 – Уровень информированности подростков об интернет
11
зависимости (%)
78% | у любого | ||
человека | |||
9% 13% | у взрослых | ||
Диаграмма 4 – Возможность распространения интернет зависимости среди населения (%)
Можно ли самостоятельно избавиться от
интернет зависимости?
85%
да
нет
15%
Диаграмма 5 – Мнение подростков о возможности самостоятельно побороть интернет зависимость (%)
Способы профилактики интернет зависимости
знают
не знают
75% 25%
Диаграмма 6 – Уровень информированности о мерах профилактики интернет зависимости
2.3 Результаты анкетирования родителей по определению уровня информированности о проблеме интернет зависимости подростков
Анализ результатов тестирования и анкетирования показал (Диаграммы 7- 11):
12
- 68% используют интернет для поиска информации для выполнения домашних заданий,
- 60% - бесцельно бродят по сайтам, - 40%- играют в он - лайн игры; - 80% - общаются в социальных сетях.
информацию, заходить на некоторые сайты, не разрешают бесконтрольно скачивать и устанавливать программы);
Результаты тестирования родителей на компьютерную зависимость детей представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты тестирования родителей на компьютерную зависимость детей
До 5 | 5-6 | 7-9 | 10 положительных |
положительных | положительных | положительных | ответов |
ответов | ответов | ответов | |
7 человек | 7 человек | 6 человек | 5 человек |
28% | 28% | 24% | 20% |
13 |
Таким образом, из таблицы результатов следует, что:
∙ У 20% подростков выявлена интернет зависимость. У них стирается интерес к реальной жизни и необходимо срочно принимать меры;
4% | Используют Интернет | несколько | ||
12% | ||||
раз в день | ||||
ежедневно | ||||
84% | 1-2 раза в | |||
неделю |
Диаграмма 7- Частота использования Интернета детьми (%)
Цели использования Интернета | ||||
68% | поиск | |||
информации для | ||||
60% | 80% | д/з | ||
40% | ||||
бесцельно бродят | ||||
по сайтам он-лайн игры
Диаграмма 8 – Цели использования Интернета подростками (%)
Ограничения по использованию Интернета
подростками родители не
28% ограничивают
72%
Диаграмма 9 – Ограничения использования Интернета (%)
14
Стоит ли ограничивать пребывание подростков
52% в Сети?
40% | затруднились | |||
ответить | ||||
8% | да | |||
Диаграмма 10 – Мнение родителей по ограничению использования Интернета подростками
Интернет зависимость подростков
( по результатам тестирования родителей)
нет зависимости
20% | 28% | имеются | некоторые | ||
24% | симптомы | ||||
средняя | степень | ||||
28% | интернет зависимости | ||||
интернет зависимы | |||||
Диаграмма 11 - Интернет зависимость подростков (по результатам тестирования родителей)
При сравнении результатов тестирования самих подростков на интернет зависимость, и данных полученных при тестировании родителей видно, что данные отличаются незначительно.
Таким образом, можно сказать, что от 15% до 20% подростков нашей школы имеют признаки сильной интернет зависимости, и от 24% до 38% имеют среднюю интернет зависимость.
2.4 Результаты эксперимента по отказу от использования Интернета на 1 день
После того, как было выявлено, что среди учащихся 5-6 классов есть интернет зависимые ребята, мной было предложено одноклассникам провести эксперимент по отказу от использования интернета на 1 день. Эксперимент проходил так:
1.Ребятам в классе было предложено поучаствовать в эксперименте «Один выходной день без Интернета», разъяснена его суть, цели, задачи, и
15
выданы бланки, для фиксирования результатов. Для участия в эксперименте вызвались 5 добровольцев.
фиксировали все, чем занимались (никаких условий по пользованию
Интернета не ставилось). Результаты представлены в таблице 3.
После обработки результатов было выяснено, что все участники эксперимента пользовались интернетом с разными целями (играли в он - лайн игры, общались в социальных сетях, смотрели фильмы, искали информацию для выполнения домашних заданий). В среднем в Сети было проведено по 3 часа 48 минут.
никакими другими делами в свободное время заниматься ему не хотелось;
занимались в течение дня своими обычными делами, а так же отметили, что смогли больше времени уделить подготовке домашних заданий, общению с родными и прогулкам.
Таким образом, эксперимент показал, что в результате отказа от излишнего увлечения Интернетом, появилось время, которое можно потратить с пользой для своего образования, здоровья и общения. Отказаться от «сидения в Сети» нетрудно, если человек знает, чем занять своё свободное время, если у него есть увлечения и люди, с которыми можно провести это время.
16
Заключение
В ходе работы над данным исследовательским проектом
поставленные цели и задачи были достигнуты:
Изучена литература по теме интернет зависимости, рассмотрены
понятие «интернет – зависимости», её виды, причины, последствия, меры
профилактики;
Проверено существование Интернет – зависимости в подростковой среде, на примере учащихся 5-6 классов нашей школы, выявлен уровень информированности подростков и родителей о проблеме подростковой интернет зависимости.
Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась – в нашей школе среди подростков есть учащиеся с интернет зависимостью.
Для того чтобы снизить количество интернет зависимых подростков,
17
18
Астрономический календарь. Май, 2019
Почему Уран и Нептун разного цвета
Всему свой срок
Рисуем подснежники гуашью
Сверчок