Данная работа посвящена исследованию концепта «одинокое дерево» в бурятской культуре. Предпринята попытка выявить концепт «одинокое дерево», исследовать его смысл и значение, установить причины появления этого концепта.
Автора интересует гипотеза: если у других народов концептом является конкретное дерево, то почему в бурятской культуре не вид, а именно одиноко стоящее дерево?
Основное содержание исследования составляет поиск концепта «одинокое дерево» у бурят. В результате данной работы автор пришел к выводу, что в бурятской культуре имеет значение не вид дерева, а его расположение. Буряты боялись одиночества, одобряли духов в виде деревьев. В качестве ключевого доказательства исследования используются методы опроса, беседы, изучение литературы.
Автором изучены научные труды исследователей Галдановой Г.Р., Жуковской Н.Л., Гомбоевой М.И., Михайлова В.А. В статье приведены их взгляды на концепт «дерево». Но, специальных исследований по этой теме нет, данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Вложение | Размер |
---|---|
4e_tsyrenzhapova_proekt.doc | 497 КБ |
4e_tsyrenzhapova_prilozheniya.doc | 787 КБ |
Оглавление
План исследований………………………………………………………………..стр 1-2
Глава I. Концепт «дерево» в культурах разных народов мира (на примере японской, русской и индийской культуры). ……………………………………….стр 3
1.1. Японская Сакура как символ японской культуры……………………….... стр 3
1.2. Русская Берёза как символ русской культуры………………………………стр 4
1.3. Индийская Бодхи как символ индийской культуры……………..…………стр 4
Глава II. Концепт «одинокое дерево» в бурятской культуре……………….стр 5
2.1. Наличие концепта «дерево» в традиционной бурятской культуре……..…стр 5
2.2. Концепт «одинокое дерево» в традиционной бурятской культуре………..стр 6
Заключение…………………………………………………………………….…..стр 9
Литература…………………………………………………………………….…..стр 10
Приложения
Концепт «одинокое дерево» в бурятской культуре
Цыренжапова Арюна Жаргаловна
Российская Федерация
Забайкальский край
Городской округ «Поселок Агинское»
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2»
7 класс
План исследования
В культурах разных народов можно найти много совпадений. Когда мы обсуждали на уроках русской литературы художественный образ березы как символа России в стихах Сергея Есенина, мы поняли, что на Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты, более того, на «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками, т.к это считалось знаком щедрости и доброты.
Если у русских - белая береза, то у японцев, как известно, сакура. Мне стало интересно, во всех ли культурах народов мира есть почитаемое издревле дерево? Какое же дерево почитается в моей родной бурятской культуре? Почему то об этом я ничего не слышала, хотя я часто общаюсь со своей бабушкой, которая живет в селе Сахюрта и ей 60 лет. Почему, по какому принципу люди выбирают то или иное дерево, чтобы сделать его объектом почитания? Зачем это нужно людям? Я решила найти на эти вопросы ответ.
Объектом моего исследования стали концепт «дерево» в культурах разных народов, а предметом – концепт «дерево» в бурятской культуре.
Цель исследовательской работы: выявление концепта «одинокое дерево» в бурятской культуре и исследование его смысла и значения.
Задачи:
Гипотеза нашей работы: если в бурятской культуре есть концепт «одинокое дерево», то оно, возможно, обусловлено тем, что:
- буряты - степные люди и они редко видят дерево в своей повседневной жизни, а то, что люди редко видят, то и почитают;
- буряты, будучи шаманистами, издревле почитали небо, а высокое одинокое дерево в степи – идеальное место для проведения традиционных обрядов;
- возможно, они просто выбирали дерево, потому что оно высокое, устремленное ввысь, к небу - к традиционному объекту почитания у бурят.
В ходе работы мы использовали следующие методы:
Новизна проекта: концепт «одинокое дерево» в бурятской культуре оказался недостаточно исследованным, специальных работ даже в виде отдельных статей мы не нашли, образ дерева без акцентирования его «одиночества» встречается в работах исследователей традиционной культуры, но в контексте изучения других тем.
Теоретическая и практическая значимость данной работы. В результате данного исследования мы выявили интересную информацию о роли и значении концепта «одинокое дерево» в традиционной культуре бурятского народа. Из-за недостаточности сведений об этом феномене бурятской культуры в исследовательской литературе результаты данной работы могут представлять интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане. Содержание данного исследования может быть использовано в проектировании содержания этнокультурного образования в образовательных организациях региона.
Концепт «одинокое дерево» в бурятской культуре
Цыренжапова Арюна Жаргаловна
Российская Федерация
Забайкальский край
Городской округ «Поселок Агинское»
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2»
7 класс
Научная статья
Глава I. Концепт «дерево» в культурах разных народов мира (на примере японской, русской и индийской культуры)
По определению Ю.С. Степанова, концепт – это сгусток культуры в сознании человека, поэтому естественен интерес людей к определению концептов своей культуры, тем более через выявление концептов своей культуры можно понять глубинные смыслы и ценности своей родной культуры [1].
Сакура – самый известный символ Японии, ее изображения украшают интерьеры дома, предметы быта, используются в декорации одежды. Сакура занимает достойное место в творчестве японских поэтов, писателей и музыкантов. Цветы сакуры у японцев символизируют хрупкость и быстротечность человеческой жизни. Согласно легенде, Бог Нинига, спустился с высоких Небес на острова Японии и совершил одну большую ошибку, не выбрал скалу в вечные спутницы жизни и благодаря этому жизнь его детей и внуков, всех японцев, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет прекрасной, но недолговечной — как весеннее цветение [2].
В буддизме цветущая сакура – символ бренности жизни и непостоянства бытия. В поэзии - ушедшая юность и любовь. Сакура часто встречается в музыкальных произведениях - анимэ.
Существует следующая легенда о судьбе ребенка: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта, затаил смертельную обиду на жалобщика. Он тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовыми цветами, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры [3]. Подобные грустные легенды придают сакуре особую значимость и загадочность.
Кроме того, японская сакура - традиционный символ женской молодости и красоты. Изображение цветка символизирует пять главных пожеланий - удачу, благоденствие, долголетие, радость и мир (приложение I).
Берёза - самое распространённое дерево на Руси, ее всегда связывали со словом “белый”. Русские видели в этом дереве чистоту и начало, береза воплощала в себе женское начало.
Берёзу использовали в обрядах, которые носили характер замужества. Известны старинные гадания, когда девушки, надеясь найти суженого, пускали по течению реки берёзовые венки. Согласно поверью, им помогали русалки, которые сидели именно на берёзах, что растут у берегов прудов, озёр и рек (Приложение II).
Береза - солнечное и чистое дерево, приносящее счастье, свет и радость в каждый дом. Береза возьмет на себя любые ваши болезни. Она помогает пробудить интуицию. Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии [4].
Образ белой березы получил свое воплощение в художественных произведениях русских художников, поэтов и писателей: С.А. Есенина, А.А. Фета.
Таким образом, береза является символом России, с виду простая, но глубокая, содержательная и неотъемлемая часть русской души и культуры.
Дерево Бодхи — один из главных символов в буддизме, является центром мира, т.к. под его сенью произошло просветление Сиддхартхи Гаутамы, произошло рождение Будды - спасителя всего человечества, как считают буддисты. Оно имеет и священное, и символическое значение.
На протяжении веков паломники развозят семена и отростки дерева Бодхи в свои дома и монастыри. Так потомки священного дерева распространились и по всей Индии, и по окрестным странам [5].
В Бодхгайе Дерево Бодхи является излюбленным местом для практики медитации. Особенным благословением считается, если упадет сорванный ветром лист с дерева на человека. Это означает, что человеку суждено достигнуть просветления (Приложение III).
Из вышеизложенного делаем вывод, что почти во всех культурах разных народов встречается концепт какого-либо конкретного вида дерева. В каждой культуре дерево имеет символическое, священное, культовое значения.
Итак, рассмотрев известные концепты «дерево» (в японской - сакура, в русской – береза, в индийской – бодхи), я задумалась: а какое же дерево почитается в нашей бурятской культуре? В чем его символический смысл и значение? Можно ли по этому символу определить какие-то новые для меня ценности в культуре своего народа?
Глава II. Концепт «одинокое дерево» в бурятской культуре
2.1. Наличие концепта «дерево» в традиционной бурятской культуре
Решив по такому же принципу выявить значение концепта «дерево» в бурятской культуре, я начала искать вид дерева, который может стать символом бурятской культуры. Мои поиски в разных источниках привели к появлению нескольких вариантов.
Первый вариант – это сосна (нарһан). В бурятской культуре есть легенда о Цырик-Нарасун (сосны-воины) в Кункурской степи. Это удивительный бор сосен, издали напоминающий войско. По легенде, узнав о приближении многочисленной вражеской армии, Агинские буряты за одну ночь посадили лес из могучих сосен. Завоеватели, приняв сосны за войско, повернули назад. Также в некоторых источниках говорится о том, что «кости умерших шаманов у бурят вмуровывались в специально выбранную шаманскую сосну, которая становилась обиталищем его души» [6]. А после долгих ритуальных обрядов, как я выяснила, недалеко от места погребения шамана, сооружали коновязь (сэргэ). Это место называлось «бариса» (от слова «бариха» - дарить, преподносить) и даже случайный путник, проходя мимо бариса, должен был хоть что-то положить в качестве жертвы духу шамана, иначе, как полагали, случится какая-то неприятность [7].
Второй вариант – берёза (хуһан). Хори буряты трепетно относятся к берёзе, олицетворяющей коновязь - символ рода. По легенде, жена Хоридойя, надев лебяжью одежду, улетев, больше не возвращалась на землю. Чтобы дети не испытывали тоску по маме, Хоридой воздвиг 12 коновязей, чтобы его жена могла повесить на них своё оперение при встрече с детьми. С тех пор появилось у хори-бурят присловье: «Праматерь наша – Лебедь, а коновязь наша – берёза» (Приложение IV). Предполагаем, что с той поры наши предки и начали почитать берёзу как тотемно-родовое дерево хоринских бурят, то есть «уничтожение или разрушение сэргэ было равнозначно уничтожению рода, исчезновению всех его потомков» – писал исследователь XIX века В.А. Михайлов [8].
Третий вариант – лиственница. Могла ли стать деревом почитания лиственница? Буряты с просьбой даровать детей (үхибүү үгыш), долголетие, выбирали молодую, крепкую лиственницу, опоясывали лентой, зажигали лампадку и обходили несколько раз вокруг дерева, излагая свои просьбы. А согласно представлениям бурят, лиственница связана с жизненностью человека (hүлдэ) [9]. Наверняка это связано с тем, что изделия из лиственницы долговечны и прочны.
Четвертый вариант – кедр, ель (хуша, хасуури). Особо строгими были запреты по отношению к Мүнхэ модон - «вечным деревьям» - кедру, ели [9]. И это неудивительно. Для древнего человека это было частью его материального и духовного мира. Лес обеспечивал человека дичью, древесиной для постройки юрт, являлся материалом для изготовления орудий труда и дровами, а ещё прикосновение к дереву сулило здоровье [9]. Но, несмотря на это, эти деревья тоже не «тянули» на роль единственного символа культуры.
Отказавшись от этих версий, мы решили опросить носителей традиционной культуры – Идамжапову Должид Балдановну, Балданову Жаргал Самбуевну, Доржижапову Мэдэгму, Батоева Алдар Цыбиковича, Цынгуеву Дулмажаб Дугаржаповну. Некоторые затруднились ответить на вопрос, а другие выдвинули версию, что это возможно Бодхи (Боди-модон). Это теплолюбивое растение не растет у нас. В наши края в свое время он был завезен из Индии Пандидо Хамбо ламой Жамбал-Доржи Гомбоевым. Дерево Бодхи буряты начали почитать только с принятием буддизма около 300 лет назад. Это небольшой отрезок времени по сравнению с тысячелетней традицией шаманизма. Поэтому буряты назвать это дерево концептом своей культуры не могут. Так отпала пятая версия возможного ответа. Я пришла в тупик и решила пока оставить эту идею.
Как-то раз, проезжая по федеральной трассе поселка Агинское, мои родители сделали подношение (копейки) одинокому дереву (Приложение V, фото 1). Меня это не удивило, так как я давно это наблюдала, но в данном случае в связи со сложившимися обстоятельствами, связанными с моим исследованием, я обратила на это особое внимание. На мой вопрос «зачем они это делают?» ответили коротко: «все так делают». Тут я задумалась, почему именно это дерево–тополь стало объектом поклонения людей?
Когда я выяснила, что подобные (почитаемые) деревья находятся еще в других местах нашего региона, и все они разного вида (Приложение V, фото 2), я подумала, может быть, у бурят не вид дерева имеет значение, а место расположения дерева? А почему именно так? Чем дальше, тем становилось интереснее, и я решила провести опрос людей, которые могли бы мне помочь. Но и мои опросы не сразу привели к нужному ответу. Оказалось, что многие наши старейшины тоже не могут объяснить этот феномен.
Рассмотрев разные виды деревьев, не могли прийти к единому мнению. Не нашли конкретное дерево. Но Должид Балдановна (заслуженный учитель бурятского языка) и Дулмажаб Дугаржаповна (кандидат культурологических наук) подтвердили, что не вид какого-либо дерева, а именно место расположение дерева играло важную роль.
2.2. Концепт «одинокое дерево» в традиционной бурятской культуре
Определив, что в концепте «дерево» имеет значение не вид дерева, а его местоположение, мы решили выяснить, а какое значение имеет концепт «одинокое дерево», почему в бурятской культуре почитали именно одинокое дерево? Что таит в себе образ одинокого дерева? Или, говоря образно, о чем «молчит» одинокое дерево – как предмет почитания в бурятской культуре, транслируемой испокон веков и до наших дней? Любой концепт культуры как инвариант народной культуры, как его ядро больше всего выражен в устном народном творчестве, потому что в них фиксируется человеческий опыт и отношение народа к миру и к себе.
Мы нашли несколько пословиц, в которых содержится ключевое слово «одиночество» (Приложение VI).
Также у бурят есть примета: при топке печи, если оставляешь одно полено, то можешь остаться один. Поэтому буряты стараются не оставлять одно полено.
Г.Р. Галданова приводит легенду, иллюстрирующую это положение: «Жили когда-то муж с женой. Каждое утро муж уходил на охоту, а вечером возвращался с добычей. Только мясо всегда с одного края было надкусано. Жена решила узнать. Выследила мужа. Она увидела, как муж обошёл вокруг одиноко стоящего дерева и превратился в медведя. Ушёл в лес. Женщина в отчаянии срубила дерево. Вечером медведь вернулся и увидел, что лиственница лежит на земле. Медведь заплакал и ушёл обратно в лес – он не смог превратиться в человека, потому что жена, «срубив дерево, срубила его жизненную силу» (hүлдын тайраа). Шаманы могли превращаться в животных. И это происходило не без помощи одинокого дерева (Приложение VI).
Наш информатор Алдар лама утверждает, что «одинокое дерево» издревле не почитали, а, наоборот, остерегались. Предки считали, что обида одинокого дерева может быть страшной, как обида одинокой женщины (ганса эхэнэрые бү гомодхоогты), так как её обида может быть очень сильной. По мнению служителя дацана, в давние времена, когда не было дорог и машин, люди перемещались на лошадях по бездорожью. Кочевой народ, проходя мимо приметных мест, отрывали клочок материи или же конский волос, метили путь, чтобы возвратиться обратно или не заблудиться. Приметными местами могли стать возвышенные места – горы, деревья. Чтобы разглядеть свой путь, человек поднимается на гору или же на высокое дерево, поэтому горы, одинокие, причудливые, заметные деревья становились координатой бурят в местности.
В традиционной бурятской культуре всегда культивировалась мысль о единстве, целостности мира. У бурят существовала развитая система «Ёһо» — этика соприродной гармонии, система табу, фиксирующая и регулирующая взаимосопряженность человека в природе. Например, согласно этой системе табу, человек, срубивший одиноко растущее дерево, рискует всю жизнь пребывать в одиночестве, или, еще хуже, внезапно расстаться с жизнью. У этнографа Галины Ринчиновны Галдановой есть статья, где показана прямая связь дерева и души человека [12].
Жуковская Наталья Львовна считает, что одинокое дерево — традиционный символ неприкаянности и одиночества [13]. Одинокий человек – это кара божья, самое большое несчастье для бурят, у которых всегда главенствовала ценность семьи, детей, солидарность с многочисленными родственниками. Так культивировался общак: «хототой шуһа, хотоороо эдихэ, далын мяха далан хүн эдихэ» (вареную кровь в желудке животного едят селом, а мясо лопатки едят 70 человек).
В шаманизме по представлениям наших предков деревья обладали особой силой. Срубить без причины дерево, считали шаманисты, значит, укоротить жизнь себе и потомкам [14]. Предки бурят искренне верили, что поваленные в бурю деревья влекли гибель людей (олон хүн гараха); видеть во сне поваленную лиственницу - к смерти кого-либо из родственников, если это дерево было маленьким - к гибели ребёнка [9].
Знаком "неприкосновенности" отмечалось дерево с "хозяином" (эзэтэй модон), т.е. дерево, в котором живёт какой-то дух. Поэтому болезнь или смерть человека стали объяснять тем, что он срубил дерево, имеющее "хозяина", которое нельзя было трогать. Эзэтэй модон - это обычно одиноко стоящее дерево. По предположению Галдановой Галины Ринчиновны, этот термин возник в связи с обычаем погребать прах шамана в дереве, в результате чего, появлялся дух-хозяин. Прах шамана замуровывали обычно в сосне, поэтому выражение "нарhанда мүргэхэ" (молиться) - означает "молиться шаманскому духу" [9].
Примечательно, что Чингисхан перед боями поднимался на высокую гору или поклонялся одиноко стоящему дереву. Просил помощи у духов.
Таким образом, приведённые выше аргументы позволяют нам утверждать, что в концепте «одинокое дерево» важно не само дерево, а одинокое. Со слов наших информаторов нам стало ясно, что буряты, являясь степными людьми, почитали все, что возвышалось над степью: горы, деревья. Издревле предки знали, что мы бессильны перед грозной Природой, находили защиту в лице разных покровителей, и одно из них – «одинокое дерево». Прозвучала и другая версия, что из-за того что, наши предки кочевали, запомнить эти места помогали возвышенные места и деревья, на которых вывешивали яркие ленточки, которые служили координатой. И это простое явление позже стало концептом почитания «одинокого дерева», которое сохранилось до наших дней.
Из вышесказанного также можно утверждать, что буряты сильно боялись «одиночества», остерегались этих деревьев. Но в тот же момент – почитали. Об этом много сказано в устном народном творчестве, в стихах и в обрядах. Даже осина, являясь отверженным (нищим) деревом для бурят, почиталась, при условии, если она росла одна.
Итак, одинокое дерево – это традиционный символ неприкаянности, одиночества. Символ непрерывности жизни, цикличности смены поколений и их связь.
Заключение
Наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости и здоровья. Чтобы сохранить и приумножить наши богатства, мы должны знать и использовать многовековой опыт своего народа, его культуру, экологические традиции. В языковой культуре бурятского народа всегда существовал концепт «природы», «дерева». В культуре бурятского народа был и остается самый древний концепт- концепт «одинокое дерево». Таким образом, мы можем утверждать, что в концепте «одинокое дерево» не само дерево важно, а то, что оно ОДИНОКОЕ.
По всей территории нашего округа, в каждой деревне есть одинокое дерево, на ветках которого развешаны ленты, лоскутки новых тканей. Одиноко стоящие деревья, по воззрениям бурят, также являются сакральным объектом, проезжая мимо которого обязательно делается остановка, совершается ритуал подношения даров в виде всевозможных кушаний и разноцветных полос ткани. В том случае, если с собой не было ничего из названных даров, то привязывали несколько волос из хвоста или гривы своего коня.
Концепт «одинокое дерево» в бурятской культуре означает:
Таким образом, мы можем говорить, что концепт «одинокое дерево» относится к бурятским национальным концептам, который сохранив историческое ядро, обогатился новыми понятиями: обиталище духа; путь, дорога, по которой осуществляется магическая связь человека с потусторонним миром; одиночество и неприкаянность.
Литература
Информаторы:
Приложение I
Легенда о сакуре
Бог Нинига, спустился с высоких Небес на острова Японии. Бог гор предложил ему в жёны на выбор своих дочерей. Нинига выбрал младшую сестру по имени Цветущая, а старшую, Высокую Скалу, отослал отцу. Оно показалась ему некрасивой. Отец девушек разгневался и разочаровался решением новоиспечённого зятя. Если бы Нинига выбрал себе в супруги Скалу, жизнь его потомков была бы подобно горам и камням — вечной и прочной. Но Нинига совершил неправильный выбор. Потому жизнь его детей и внуков, всех японцев, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет прекрасной, но недолговечной — как весеннее цветение.
Хокку о сакуре
Сакура символизирует непрочность и скоротечность бытия. Согласно легенде, всё произошло по вине бога Нинига. Когда он спустился с высоких Небес на острова Японии, бог гор предложил ему в жёны на выбор своих дочерей. Нинига выбрал младшую сестру по имени Цветущая, а старшую, Высокую Скалу, отослал отцу.
Оно показалась ему некрасивой. Отец девушек разгневался и разочаровался решением новоиспечённого зятя. Если бы Ниниги выбрал себе в супруги Скалу, жизнь его потомков была бы подобно горам и камням — вечной и прочной. Но Ниниги совершил неправильный выбор, и потому жизнь его детей и внуков, всех японцев, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет прекрасной, но недолговечной — как весеннее цветение.
Приложение II
Легенды о русской березке
Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу.
В поверьях восточного Полесья рассказывается о том, что берёзы – это дочери Адама – первого человека на земле, - которые вросли в землю своими длинными косами, а сок берёз – это их слёзы.
Белый цвет ствола берёзы в поверьях объясняется тем, что когда Иуда захотел повеситься на ней, она побелела от страха. В других преданиях повествуется о том, что сок берёзы – это слёзы дерева. Легенды гласят, что слёзы берёз имеют лечебные свойства и помогают от всех болезней.
Ещё в Древней Руси существовало большое количество обрядов и обычаев, связанных с этим изящным деревом. Если в доме рождался ребёнок, то около входа во двор непременно сажали берёзу. Считалось, что этот обряд обязательно сделает новорождённого счастливым, а дом и семью, живущую в нём, дерево будет защищать от несчастий и бед.
А вот в Полесье всё было с точностью до наоборот. Здесь веровали в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает у его обитательниц женские болезни, а наросты на стволе дерева – это результаты наведения порчи. В некоторых деревушках берёзовыми ветками накрывали тело умершей женщины.
Приложение III
Дерево Бодхи
Священное для буддистов дерево, именно под ним достиг просветления Будда Шакьямуни. Дерево бодхи растет в Непале, на Шри-Ланке, встречается в Южном Китае и в Индии.
Дерево Будды не напрасно называют деревом просветления, ведь именно под его сенью Гаутама получил окончательный ответ на вопрос о своем предназначении. По преданию, он с рождения чувствовал, что внутри живет небывалая и сверхъестественная сила и энергия. Гаутама решился проверить свое предположение и пошел к дереву Бодхи. Прежде чем начать молитву, Гаутама 3 раза обошел дерево Бодхи, а потом сел на землю под его сводами. Произнеся обет, он принялся медитировать. Начались муки и страдания, пройдя через которые, Будда Гаутама убедился в своем предназначении. В первом испытании Гаутаме предстояло отражать атаки бесов, которые напоминали ему людей, встречавшихся ранее на его жизненном пути. Будда излучал яркий священный ореол, и поэтому, достигая его, стрелы и камни чудесным образом превращались в цветы. Но это было только начало. Чтобы искусить Гаутаму, к нему были посланы дочери Мары, но и тогда он смог выстоять, и не подался соблазну. Медитируя, Будда провел под деревом 7 недель, по прошествии которых началась небывалая буря. Но Гаутама смог выдержать и это испытание. От сильнейшего потока дождя его укрывал Царь-Змей – Мукалинда. Через 7 дней буря утихла, и Мара спустился к Будде. Он хотел забрать его в мир иной, но тот сказал, что до ухода ему нужно оставить после себя учеников, чтобы передать свой ценный дар, и лишь после этого уходить.
Согласно следующей легенде, жена короля Ашоки приказала уничтожить бодхи, потому что ей надоело смотреть, как ее муж, верный последователь учения Будды, ежедневно ходит к дереву молиться. Когда Ашока узнал о случившемся, приказал огородить бодхи заборчиком и поливать коровьим молоком Через некоторое время от корней старого дерева выросло новое. Именно это бодхи и считается с тех пор единственным в мире деревом со знаменитой родословной, - рассказывает Алла Намсараева.
Ламы говорят, что в зависимости от того, как выглядит и чувствует себя дерево, можно судить о состоянии общества в целом.
Приложение IV
Легенда о Хоридойе и Лебедице
Жил на берегу Байкала Хоридой. Был он хорошим охотником и рыбаком. Однажды он после охоты на берегу Байкала, решил отдохнуть. Тут откуда ни возьмись, прилетели белых лебедя, сели на воду. Хоридой потихоньку спрятался и затаился. А лебеди вдруг скинули свои крылышки и обернулись прекрасными девушками и стали в воде резвиться, плескаться. Хоридой от такой красоты чуть не ослеп. Пробрался он потихоньку к крыльям, схватил одну пару и опять спрятался. Девушки, наигравшись, прибежали надевать крылья. Тут самая красивая девушка закричала, заплакала: крылья пропали. Обегали, обыскали всё вокруг, ничего не нашли. Причитали, горевали девушки, делать нечего, улетели лебеди, оплакивая свою сестру. А самая красивая, оставшись одна, прикрылась длинными волосами до пят и сказала громко: — Если тот, кто крылья мои взял, в отцы мне годится, то буду я тебе дочерью послушной, старость твою украшу. Если в мужья мне годитесь, стану я женой примерной. Если ты девушка, стану я тебе верной сестрой. Выйди! Вышел тут Хоридой. Протянула руки к крыльям своим девушка, но Хоридой не дал. Так и стала девушка-лебедь женой охотника. Богато и весело зажили. И детки пошли у них, один друг друга краше и здоровее. Что ни попросит жена, Хоридой всё сделает. Только как она ни просила, крыльев он ей не отдавал, боялся, что улетит.
Стал Хоридой старый, одиннадцать сыновей его уже подросли, сердце отца радовали. Девушка-лебедь тоже состарилась, но всё так же на небо с тоской поглядывает. Однажды попросила она старого Хоридоя: - Время моё ушло, уж не летать мне, видно, никогда. Дай напоследок на крылышки мои поглядеть. Сильно любил жену Хоридой, не смог отказать. Достал крылья и протянул жене. Обрадовалась жена, крылья на себя набросила и вмиг обернулась лебедем. Схватил Хоридой её руками, запачканными в саже, за ноги, но вырвалась жена, лишь лапки почернели (поэтому у всех лебедей лапки черные). Вылетела она из юрты и крикнула: - Прощайте, детки. Прощай, муж! Не ругайте меня, я домой возвращаюсь! А вы без меня уж не пропадёте! Плакали дети, ругал-корил себя старик Хоридой. Стали потомки Хоридоя называть себя одиннадцатью хоринскими родами. И ещё начали тогда хори почитать птицу-лебедь. Буряты говорят: предок наш - лебедь, берёза - коновязь. Как увидят, что лебеди, так брызгают вслед молоком, деву-лебедь свою благодарят, молятся. Бить лебедя - дело последнее, нечестивое. Поэтому бурятские шаманы во время ритуала произносят: “Хун шубуун гарбалнай, хуһан модон сэргэмнай» означает «Мы произошли от Лебеди-матери». «Хуһан модон сэргэ» – Хоридой мэргэн привязывал свою жену к березовой привязи для лошадей, говорится в легенде.
Приложение V
Фото 1
Одинокое дерево на федеральной трассе возле моста в поселке Агинское
Фото 2
Одинокое дерево на трассе «Агинское-Чита»
8 километр от Агинска
Приложение VI
Пословицы:
В собрании Ветерана труда Д-Ц. Намжилова нашли поговорку:
Галзууд хүн гайтай, Ганса модон эзэтэй (Человек рода Галзууд необычный, а одинокое дерево с хозяином [11].
Баабгай хүн
Урда нэгэ сагта нэгэ хүн үдэртөө агнахамни гэжэ ой ошодог байгаа. Асарhан мяханиинь нэгэ таладаа хазаатай байдаг байба. Һамганиинь ехэ гайхадаг болобо. Нэгэ үдэр энэ үбгэнэйнгээ иигээд гарахада, хойноһоонь ошожо гэтэбэ.
Ошоһон харгыгаарань тээ хойноһоон дахажа ябаад, нэгэ болдогой саана орожо хоргодоод һууба. Харахадань, үбгэниинь талын ори ганса модоной хажууда хүрэһөөр буугаа хаяад, модоо гурба тойрожо нара буруу гүйгөөд, баабгай болоод ой руу гүйжэ ябашаба.
Һамганиинь үдэшэ болотор хараад һууба. Үдэшэ болоходо, баабгай модон coohoo гүйжэ ерээд, тэрэ модо нара зуб гурба эрьеэд, хүн бэеэ бэелээд, гэртэлбэ. Һамганиинь үбгэнһөө урид гэртээ ошобо.
Хойто үдэрынь үбгэнөө дахаад, баабгай болоод ой руугаа гүйшэхэдэнь, тэрэ модыень таһа сабшажа унагаажархиба.
Үдэшэ болоходо, ой coohoo баабгай гүйжэ ерээд харахадань, талын ганса модон таһа сабшаатай хэбтэбэ. Баабгай тэрэ модоёо тойроод хэдышье гүйбэшье, хүн бэеэ бэелжэ шадабагүй. Бархирһаар баабгай ой тээшээ гүйшэһээр тэрэ гэһээр ерэбэгүй.
Человек-медведь (Баабгай хун). - Записала ЛП… Борхонова в 1959 г, от С.С Халудорова, 31 года, в с. Торы Тункинского р-на Бурятской АССР. - РО БИОН, инв. № 2868, п. 1, тетр. 1, с 109 - 113. Публ. [6, с 367-3681 Перевод B.Ш. Гунгарова
Как нарисовать портрет?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Хризантема и Луковица
Сорняки
Пчёлы и муха