краеведческий материал
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_respubliki_buryati1.docx | 31.55 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Еравнинский район»
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Республиканская НПК «Шаг в будущее»
Секция: Краеведение
Сила земли родной
Автор: Нимаева Номин-Туяа Дугаровна,
8 «б» класс Сосново-Озерской сош №2
Руководитель: Цырендоржиева Наталия Николаевна,
учитель биологии Сосново-Озерской сош №2
2020г.
Содержание:
1. Введение ___________________________________________________3
2. Географическое положение поселения Улхасааское______________4
3. Лечебные свойства аршана ____________________________________4
4. История аршана______________________________________________5
5. Воспоминания старожилов____________________________________8
6. Заключение _________________________________________________9
7. Приложения _________________________________________________11
8. Использованная литература____________________________________17
Возрождение национальной культуры – это восстановление материальных и духовных ценностей, оздоровление нравственных ценностей. Ведь только возрождая собственную культуру, будет жив сам народ. Вся культурно-просветительская работа на территории нашего села Гонда ведется по проекту «Береги и умножай наследие культуры, духовных истоков родного народа и страны».
В своей работе я описала историю открытия и восстановления аршана hэбхүүлтэ, расположенного в долине реки Алтабал.
Актуальность этой темы заключается в том, что в последнее время уделяется особое внимание местам отдыха, паломничества. Через свою работу я хочу популяризировать источник, привлечь внимание туристов, людей, желающих поправить свое здоровье, или просто насладиться красотами нашего края. Также хотелось бы разбудить чувство патриотизма у населения, чтобы сохранили красивейшие уголки своей родины, соблюдали традиции и обычаи своего народа по отношению к природе.
Поэтому объектом нашего исследования мы взяли уникальный источник-аршан hэбхүүлтэ.
Цель исследования: изучить прошлое, настоящее и будущее аршана.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Методы: поиска, исследования, изучения специальной литературы, реферирования.
Практическая значимость: объект будет представлять интерес для населения Еравнинского района, жителей республики и иностранных туристов.
Место исследования: окрестности села Гонда Еравнинского района Республики Бурятия.
Сельское поселение «Улхасааское» расположено на территории Еравнинского района в 25 километрах западнее районного центра села Сосново-Озёрское. Поселение включает в себя один населенный пункт – село Гонда, единственное село в районе, где проживают только буряты. До Октябрьской революции, наши предки жили обособленным хозяйством «үмсэ». Гонда – эвенкийское название. Означает – засуха, сухое место.
На территории поселения проходит федеральная автомагистраль Улан-Удэ- Чита. Село Гонда находится в 3 километрах от автодороги. Площадь поселения составляет 43,7 тысяч гектаров.
Река Алтабал в этом месте едва заметна среди болотного разнотравья. Ширина всюду такая, что можно перешагнуть, но в том месте, где люди черпают воду для ванн, мочажина имеет длину и ширину около 1,5 метра. Глубина составляет 50-80 см. На вкус вода не отличается от обыкновенной питьевой, но после ее употребления на языке долго ощущается жжение.
Радоновые воды весьма ценны в лечебном отношении и имеют очень широкий спектр воздействия на организм. После подогрева до соответствующей температуры радоновые ванны показаны для больных с заболеваниями органов движения, нарушениями периферической нервной системы и обмена веществ, сердца, сосудов. Эффективны также для лечения гипертонических заболеваний и заболеваний щитовидной железы, кожи и последствий полиомиелита.
В 100м. севернее радонового источника по левому берегу реки Алтабал находится глазной аршан. Вода в нем молочного оттенка. Минеральная вода выступает в небольшом каменном углублении размером 30х40 см., глубиной 20 см.
У мест выхода источников на деревьях и кустах привязано множество нарядных лоскутков тканей, означающих, что это священные места – «обоо». Данный водный объект имеет рекреационно-оздоровительную ценность.
В 7 км. на северо-западе от села Гонда в долине реки Алтабал, в местности Хэбхүүлтэ, находится радоновый источник, именуемый народом Хойто аршан, т.е. северный аршан, или Алтабал, или Улхасаа.
Һэбхүүлтын аршаан в местности Алтабал был обнаружен в 1948-1949 годах прошлого века. В то время работавший директором промкомбината Цыден-Еши Тулмачеевич Цыренов (приложение №1) отправил туда двух человек на переработку древесной смолы, уроженца села Гонда Баторова Цыдыпа (в молодости его звали Шара хүбүүн) и Чимитова Цыбен (бывший жүдэй аграмба лама). (Из статьи Ц-Е.Т.Цыренова «Улхасаагай Һэбхүүлтын аршааниие ологшод» - Ярууна – 22.05.1997г.).
По рассказам старожилов: «Цыбен Чимитович – уроженец Аги, как бывший лама находился здесь на поселении после ссылки, его в нашем селе почтенно звали «Хүгшэн ахай», что он помогал людям, особенно семьям, где не держались дети, благословлял и давал имена.
Они обнаружили в нескольких местах находящиеся между камнями воду беловато-молочного цвета и варили чай, еду и убедились, что это не простая вода, а целебный источник-аршан и, приезжая в село рассказывали о его лечебных эффектах. После данных событий стали сюда приезжать люди поправить свое здоровье. В первое время дедушка Цыдып разогревал горячими камнями деревянную ванну-торхо и помогал немощным больным, были случаи, когда люди после приема ванн уезжали, оставив костыли, трости. В первые годы источник пользовался большой популярностью. За сезон источник принимал более 2000 человек. Минеральные воды благоприятно влияют на опорно-двигательный аппарат и быстро заживляют раны.
Из рассказа Гармаева Дэлэг – Даши Цыбеновича 1933 г.р., об этом источнике: «В конце 40-х годов в этих местах работала бригада Еравнинского промышленного комбината: производили канифоль, деготь. Среди рабочих был лама. Он скрывал свое образование – такое было время. Он и обнаружил, что это не простая вода, а аршан. На то указывали разные признаки: источник вытекал в сторону солнца, находившегося в полдень, да и четки указывали на то же. После смерти Сталина лама осмелился обнародовать свое открытие». (Из статьи Ефиркина Г.В.)
Здесь есть неоценимая заслуга Жигжитова Сэдэн Сэсэковича (приложение №2) – бывший габжа лама Эгитуйского дацана в благословении этой местности как целебный аршан. Высокообразованный буддийский Учитель в этих местах совершал затворничество для достижения высших стадий реализации в своей практике. В 1956 году построил мунхан, домик для бурханов (приложение №2). По его инициативе при бытности председателей колхоза «Путь Социализма» Цыдып Цыбикова, Марханай Бадмаевича Цыдыпова был построен дом, деревянные ванны. К сожалению, весной 2003 года во время лесных пожаров сгорели дома и кухня-сарай. Интересно то, что «мунхан» - святилище аршана, которое находится посреди леса, ни в какой пожар никогда не горит, хотя лесной пожар подбирается буквально вплотную. Рядом со святилищем находится второй выход аршана, считающегося лечебным для глаз.
Жигжитов Сэдэн Сэсэкович родился в местности Зэрлигтэ, 1895 году в многодетной семье. Когда ему было 6 лет, отец отдал его в Эгитуйский дацан. Он учился у ученых лам и сильно отличался от своих сверстников талантом и любознательностью. Совсем молодым, в возрасте двадцати с лишним лет получил высшую духовную степень габжа.
В грозные годы разрушения дацанов, гонения и ссылки служителей в 1939 году Сэдэн габжа в числе 600 лам Эгитуйского дацана был отправлен в лагерь. Работал как все ссыльные ламы на строительстве Иркутского аэропорта. Когда всех остальных отправили в Красноярский край, по воле судьбы он остался в Иркутске, работал на мотороремонтном заводе, где случился несчастный случай, потерял пальцы руки, стал инвалидом.
Вернувшись в родные края, несмотря на запретные для религии времена он помогал людям, нескончаем был поток людей к нему. Его все почтенно звали «Абга». Сэдэн абга не обзавелся семьей, всю свою жизнь нес высокий сан гэлэн ламы для блага всех шести живых существ.
Чтобы добраться до источника нужно по трассе Улан-Удэ – Чита доехать до отворота в Гонду, затем доехать до северо-западной окраины села и продолжить путь по полевой дороге, труднопроходимой для легковых автомобилей, особенно в дождливую погоду, но 2014году силами земляков, была проложена хорошая дорога.
В 2007 году на аршане был построен сарай для ванн, сарай-поварня, туалет. Сельская администрация из года в год благоустраивает аршан, перевезен с гурта дом, построены сени к дому, печь, каждый год проводится текущий ремонт.
В 2014 году 26 июля, 30-го числа по лунному календарю в местности Һэбхүүлтын аршаан состоялось открытие-арамнай субарги «Чойнпрул Чодден», который посвящался Сэдэн габжа ламе и другим ламам прошлого Эгитуйского дацана, выходцам Улхаса-Гонды (приложение №3). Субарга, возведенный у аршана, обладает огромной силой не только исцелять, но и подавлять негативное воздействие любых вредоносных сил. Не случайно, что из восьми видов субарганов был выбран именно субарган «Чойнпрул Чодден» - ступа великих 15 чудес Будды Шакьямуни.
Параллельно со строительством субарги еще построили гостевой дом-юрту-восьмистенку. Из года в год увеличивается число отдыхающих, поправить свое здоровье. Рядом расположена поварка, где отдыхающие могут приготовить себе пищу. Около источника был построен ванный корпус из 7 кабинок сколоченных из досок, в которых установлены городские ванны. Вода подогревается на костре в объемных чанах и вручную наливается в ванны.
Летом 2019 года на аршане был построен дом с печкой. Кабинки ванного корпуса, сколоченные из досок, заменены на кабинки из бруса (приложение №4). А на лето 2020 года запланировано построить целый комплекс юрт для гостей. А деньги за пользование целебными водами не берут. Отдыхающим надо самим поддерживать чистоту и порядок.
Из рассказа моего дедушки Ринчинимаева Чимит-Доржо Эрдынеевича (82 года): «На источник съезжались десятки и сотни людей, желающих вновь обрести силу в ногах и руках. Приезжали издалека на лечение. Останавливались на 3-5 дней, ставили палатки, если мест в домиках не хватало. Обычно на источник приезжают перед сенокосом, но еще лучше, издавна говорят люди, после сенокоса, во время восхождения на небе звезды Риха. Тогда источник по-особому силён. Люди нагревали воду из Аршана и принимали лечебные ванны».
Вода Аршана имеет целебные свойства и излечивает многочисленные болезни: суставов, артрит, женские болезни и др. Поистине эта вода обладает оживляющим действием. Приняв курс лечения, в котором предусматривались сероводородные ванны, можно было надеяться на стопроцентное излечение от хронических болезней.
А вот, из рассказа Чимитовой Цыбиг Жамсарановны (91 год): «Люди, приехавшие на костылях, уезжая, выбрасывали их за ненадобностью. Настолько велика была сила этой святой воды».
Дамбаева Хама-Цырен Лупиловна (93 года): «Мы с семьей каждый год лечились на аршане. Там были деревянные ванны (торхо), нагревали аршан в котлах, камни нагревали и принимали ванны. Жили в деревянном доме, наподобие летника, некоторые ставили палатки. Принимали аршан от 3 до 5 дней. До сих пор на здоровье сильно не жалуюсь».
Дабаева Дагмидма Цыденжаповна (75 лет) вспоминает: «Когда я была маленькая, то мы с эжы и баабай каждый год лечились и отдыхали на этом аршане. Туда можно было проехать только на лошадях, дорога была плохая. Принимали торхо. Он действительно многим помогает, а моя семья только там и лечится».
Цырендоржиева Наталия Николаевна (48 лет): «Я тоже бывала на этом аршане, правда еще в детстве. Ездила со своей бабушкой. Там были деревянные ванны – торхо. Воду нагревали в котлах, наливали в торхо и еще опускали туда горячие камни, чтобы аршан не остыл и лучше действовал. Торхо закрывали сверху покрывалом или брезентом и сидели там несколько минут. Это было интересное и веселое время, беззаботное. Взрослые играли в лото, карты, а дети играли на улице, гуляли в лесу. Сам воздух был целебный. Аршан тогда пользовался популярностью у жителей Еравны».
На источнике приносят подношения хозяевам местности, чтобы они помогли улучшить здоровье.
В ходе работы над докладом мы узнали еще больше интересного об аршане. Воссоздали богатую и интересную историю аршана. Активные жители и выходцы села Гонда являются инициаторами и руководителями по возрождению и восстановлению аршана.
В связи с тем, что санаторно-курортное лечение доступно не всем жителям района, приходится чаще обращаться к местным источникам. Наряду с известными курортами республики, земля Еравны богата целебными источниками. И данный источник – аршан является уникальным местом для лечения и профилактики многих заболеваний.
Еравнинская земля всегда гостеприимно встречает гостей, туристов, которые хотят окунуться в целебные воды аршана, набраться сил и здоровья, прикоснуться к духовному наследию буддийской культуры.
Мы все должны беречь и сохранять такие уникальные места. Любить свой край, ведь каждый уголок природы по-своему неповторим и прекрасен.
А изготовленный нами буклет познакомит гостей и жителей нашего района, республики с нашим уникальным источником. И мы будем ждать вас в гости.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Что такое музыка?
Серебряное копытце
Заколдованная буква
Как я избавился от обидчивости