Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.doc | 78.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МО «Еравнинский район»
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Создание сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций Еравнинского района как важный фактор инновационного развития экологического образования детей
Выполнила: Жамбалова Дашима, ученица 11 класса
Сосново-Озерской средней обшеобразовательной школы №2
Руководитель: Цырендоржиева Наталия Николаевна,
учитель биологии
2017г.
Содержание
Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда – в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.
Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе.
Актуальность. Экологическая деятельность в Еравне осуществляется уже не первый год и сделано немало, но, к сожалению, как и по всей стране, она потеряла свою злободневность. Почти все мероприятия проводятся по инерции, они перешли в разряд обыденных, рутинных действий. А этот переход особенно в России грозит формальным подходом к решению экологических проблем, как со стороны власти, так и граждан. Очень важно, чтобы эта работа проводилась с активным участием местного населения, особенно детей, потому что экологическое воспитание начинается с того, что ребенок видит вокруг. Привлечь детей к экологическому движению в защиту природы, продолжить исследовательскую, природоохранную деятельность, оказывать практическую помощь природе. Только личное участие в экологическом движении формирует те качества, которые позволяют человеку любить и понимать природу.
При помощи простых шагов можно оказать значительную помощь природе, а также помочь всем узнать и полюбить ее не абстрактно, а, например, в виде растений в зеленой комнате или чистого пляжа. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения, и целью данного проекта является: формирование и воспитание экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.
Задачи:
Сроки реализации проекта: апрель-ноябрь 2017г.
Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» сказал: «Есть такое правило: встал, умылся, привел себя в порядок — приведи в порядок свою планету». Чтобы привести в порядок край, где мы живем, хотим реализовать наш проект, который включает в себя мини-проекты.
Суть мини-проекта состоит в создании интерактивной карты Еравнинского района, которая делится на сектора среди участников проекта - общеобразовательных учреждений. Согласно сетевому плану мероприятий участники направляют в координационный центр отчеты с фото- и видеоматериалами. Каждое природоохранное мероприятие, проведенное участниками акции и подтвержденное отчетом, окрашивается на карте частью участка в зеленый цвет. Задача участников – сделать «зеленой» всю территорию, отведенную участнику на карте.
Наша школа является ресурсным экологическим центром района. Мы сотрудничаем с учеными БНЦ, ВСГУТУ. На базе нашей школы на протяжении более 10 лет действует летний экологический лагерь «Индола». Особенностью такой организации лагеря является изучение природных объектов- животных, растений, экосистем- в их естественных условиях существования, в различные сроки.
«Узнай! Исследуй! Сохрани!» - это летняя экологическая школа, где учащиеся школ района занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Исследовательская и проектная деятельность в природе способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, нацеленного на самообразование и стремящегося понимать и решать экологические проблемы. Цель мини-проекта: воспитание у детей ответственного, бережного отношения к природе Еравны, формирование контингента обучающихся, искренне заинтересованных в охране окружающей среды, формирование навыков исследовательской деятельности детей и ответственного отношения к природе в процессе полевых исследований. По итогам экологической школы будет организована НПК.
2.3.Третий мини-проект «Детские экологические бизнес - проекты»
С целью создания условий и мотивации школьников на использование знаний в решении актуальных экологических проблем своего края мы решили реализовать проект «Детские экологические бизнес-проекты». На эту мысль натолкнула инициатива 5 «б» класса в изготовлении тетради из чистых страниц уже использованной тетради.
При создании этого мини-проекта мы исходили из необходимости привлечения внимания общества и молодежи к проблемам экологии, создания условий и мотивации школьников на использование знаний в решении актуальных жизненных и экологических вопросов, активизации использования проектных методов в познании мира и обучении. Целью данного проекта является формирование у учащихся системы практических умений и навыков по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды, обеспечению реальных действий по эколого-экономическому образованию, а также повысить уровень самооценки и способностей к самообразованию. В ходе реализации проекта дети научатся использовать знания и опыт для решения практических жизненных вопросов. Будет создана диалоговая площадка для обсуждения проблем эколого-экономического образования и воспитания в районе. По результатам конкурса будут проведены пресс-конференции, ярмарки-выставки, обучающие семинары.
2.4.Подведение итогов: районный экоквест – фестиваль.
Окружающая нас природная среда прекрасна и хрупка. И детям, и взрослым, нужно знать больше о том, как сохранить и защитить природу, ведь это источник нашей жизни. Наш образ жизни должен измениться. Мы должны осознать ответственность перед будущими людьми.
В сентябре будут подведены итоги работы по реализации проекта. Фестиваль пройдет в виде квеста. Участники фестиваля пройдут по маршруту экологической тропы, обойдут тематические станции, посоревнуются в спортивном ориентировании. Будут проведены экологические акции и конкурсы. В конце фестиваля планируется праздничный концерт, подведение итогов, награждение лучших школ. И, самое главное, намечаются новые задачи и новые проекты.
Путем экологического воспитания и образования подрастающего поколения Еравнинского района активизируется экологическое движение в районе. Улучшится экологическая ситуация в районе. К экологическому движению присоединится взрослое население, прежде всего родители, общественность. Реализация проекта окажет влияние на формирование активной гражданской позиции у молодого поколения.
Что бы вы ответили на вопрос: «Какой бы вы хотели видеть окружающую природную среду?»
Вероятно, вы назовете чистую воду, чистый воздух, богатый растительный и животный мир. А какова реальная ситуация? Думаю то, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим. Существует старинная китайская поговорка: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Нам необходимо пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде, изменить взгляд на экологическую проблему. Ведь наши ценности меняются по мере осознания проблемы. Поступая в соответствии с пересмотренными ценностями, мы будем изменять и экологическую ситуацию.
Станем людьми эко-поколения!
Приложение №1
Примерный сетевой план-график функционирования сети
Пути реализации проекта | Примерные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
Создание координационного совета с привлечением представителей ОУ Еравнинского района, власти, общественности. | -Создание проектной группы; -Переговоры с властью, общественностью; -Создание координационного совета. | Апрель | Иочис В.Д. Жалсобон Т.Б. |
Разработать положение о сетевом взаимодействии образовательных учреждений Еравнинского района по экологическому образованию детей. | -Разработка положения и нормативных документов о сетевом взаимодействии; -Рассылка объявления по ОУ о создании сети по экологическому воспитанию; - Ознакомление ОУ с положением о сетевом взаимодействии по экологическому воспитанию школьников. | Апрель | Иочис В.Д. Жалсобон Т.Б. |
Определение границ ответственности каждого ОУ. | Разделить на сектора территорию поселения | Апрель-март | Руководители ОУ района, учителя, ученический совет |
Определение основных проблемных точек. | Определение болевых точек, экологических проблем по поселениям | Апрель-март | Руководители ОУ района, учителя, ученический совет |
Согласовать сетевой календарный учебный график функционирования сети образовательных учреждений по экологическому образованию детей. | 1.Мини-проект «Покрасим Еравну в зеленый цвет» -экологические акции -уборка берега озера -посадка саженцев -утилизация мусора и т.д. | На весь период реализации проекта | Цырендоржиева Н.Н. |
2.Мини-проект «Узнай! Исследуй! Сохрани!» -летняя экологическая школа -НПК по итогам экологической школы | Июнь Ноябрь | Цырендоржиева Н.Н. | |
3.Мини-проект «Детские экологические бизнес-проекты» -изготовление тетрадей; -сбор макулатуры; -выращивание рассады; -новинки из корзинки; -цветочный бизнес и др. | Апрель-август | Цырендоржиева Н.Н. | |
Создание интерактивной карты района. | По мере выполнения работ закрашиваются участки на карте | Апрель | Цырендоржиев Н.Д. |
Размещение результатов работы в открытом Интернет-ресурсе. | Фото-отчеты, видеоматериалы высылаются на открытый интернет-ресурс | Апрель-сентябрь | Цырендоржиев Н.Д. |
Проведение итогового мероприятия. | Эко-квест – фестиваль - экологическая тропа - экологические акции - спортивное ориентирование -экологические конкурсы, игры. | Сентябрь | Жалсобон Т.Б. Цырендоржиева Н.Н. |
Лепесток и цветок
Фокус-покус! Раз, два,три!
Денис-изобретатель (отрывок)
Дымковский петушок
Две лягушки