В данной работе изучается история появления и развития деревни Старый Каинлык Краснокамского района РБ
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._vot_moya_derevnya.doc | 71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования имени Героя Советского Союза
Ш.С. Сулейманова с. Новый Каинлык» муниципального района
Краснокамский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа
по окружающему миру
«Вот моя деревня!»
Выполнила: ученица 2-го класса
Каримова Ильнара
Руководитель: учит-ца начальных классов
Закиева Зилия Шайгардановна
с.Новый Каинлык
2018 год
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………3-4 стр.
I глава. Теоретическая часть…………………………..………………5-8стр.
1.3. Лучшие люди деревни.
1.4. Деревня сегодня.
2 глава. Практическая часть………………………………………………9 стр.
Заключение………………………………………………………………… 10 стр.
Список использованной литературы……………………………………… 11стр.
Приложение 1.
Введение.
Мои дедушка и бабушка, Магасумьян и Фания Каримовы- коренные жители деревни Старый Каинлык. Дедушка-ветеран труда. Всю жизнь работал в колхозе. Был умелым плотником. Бабушка - ветеран тыла, тоже работала в колхозе. Прожили вместе 58 лет в мире и согласии. Вырастили 6 детей. К большому сожалению, бабушки нет в живых. Сейчас дедушке 86 лет и он живет с нами.
Когда я еще не ходила в школу, мы с дедушкой часто оставались дома одни. Он любил рассказывать мне про детство моего отца, про прошлое семьи, деревни. Дедушка так интересно рассказывал, что я часами могла сидеть и слушать. Его рассказы пробудили во мне желание узнать больше об истории родной деревни. Мне хотелось узнать, когда она появилась, почему ее так назвали и какие люди там живут. И я решила провести свое маленькое исследование.
Тема моей исследовательской работы «Вот моя деревня ».
Актуальность. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился и живёт. Родной край становится еще ближе и родней, когда знаешь его историю. Без знания прошлого, нет будущего.
Цель исследовательской работы:
-изучить историю появления и развития деревни Старый Каинлык.
Задачи:
- узнать когда и как появилась деревня Старый Каинлык.
- проследить историю развития Старого Каинлыка .
- узнать об известных людях нашей деревни.
Гипотеза:
Предполагаю, что в ходе работы обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родной деревне и людях. Родная деревня станет ещё ближе и родней.
Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала в библиотеке, архиве; беседы с учителями, старожилами, родителями; анализ материала; подведение результатов.
Объект исследования: деревня Старый Каинлык, жители деревни.
Для того чтобы выполнить поставленные цели и задачи, я изучила дополнительную литературу, находила полезную информацию, училась анализировать и делать выводы.
Для поиска ответов я обращалась за помощью к словарям и энциклопедиям, поговорила с родителями, с учителями, со сторожилами деревни, встретилась с работниками библиотеки, с главой сельского поселения Каламовой Зилей Рахматулловной, посетила сайты интернет.
Глава 1.
Об истории возникновенияи развития деревни я узнала из справочника А.З.Асфандиярова «История деревень и сел Башкортостана».
Там написано, что Деревня Каинлык до середины 18 в. называлась Каин-Гарей или Кангарей. В 1750 г. ее жители отдали крестьянам Сарапульской волости в оброчное владение рыбные ловли своей вотчины по р. Агидель.
В 1795 г. в 22 дворах проживало 133 человека.
Во второй половине 19 в. при р. Гнилой Танып возникла д. Новый Каинлык. С образованием деревни Новый Каинлык наша деревня, расположенная вдоль реки Аша-Ешь, получила современное название Старый Каинлык. Тогда в ней проживало 301 жителя
( 64 дома). Все жители были башкирами.
В деревне жил ветеран Отечественной войны 1812 г. Это — зауряд-есаул Рахматулла Файзуллин сын Сабаков, 1788 года рождения, участвовавший в боевых действиях 10-го башкирского полка против французов. Его сыновья Фаткулла, Янтуря.
В Башкирской энциклопедии написано, что тогда жители деревни занимались земледелием, скотоводством, лесным промыслом. В 1906 г. был зафиксирован хлебозапасный магазин. Была мечеть.
Из воспоминаний дедушки и старожилов (Зиязов Ахнаф бабай и Гильмуллина Халиса эби) я узнала, что после октябрьской революции здание мечети превратили в клуб. Там показывали концерты, ставили спектакли.
В те времена в деревнях магазинов не было. Был склад, где продавались соль, сахар, спички. За товаром в выходной день люди ездили в Андреевку (Илешевский район) на рынок. Так в 1938 году в выходной день, когда многие были на рынке, случился пожар. Мечеть сгорела до тла. Потушить пожар не смогли, так как в деревне оставались старики да дети.
Они также рассказали, что в деревне у жителя Шайхуллина Нуршаяха была ветряная мельница. Была школа.
Чтобы узнать об истории школы, я обратилась к учительнице Ахметовой Эльмире Мухаматнуровне.
Школа в деревне Старый Каинлык была построена в 1948 году и называлась «Начальная школа д. Старый Каинлык». Школа была деревянная. Первым учителем был Мусин Хабир Мусаевич. Обучались 4 класса детей. Количество учащихся: в 1класе-10, во 2классе -11, в 3 классе - 12, в 4 классе-12 учащихся. После Мусина Хабира Мусаевича работала Шарзиянова Фархана Ш. А на смену ей пришла дочь первого учителя Мусина Венера Хабировна. Она проработала в начальной школе д. Старый Каинлык до пенсионного возраста. А в связи с нехваткой учителей она проработала еще 5 лет до 1991 г.
Нынешняя Малокомплектная начальная школа в д. Старый Каинлык расположена в деревянном приспособленном одноэтажном здании. Школа построена в 1975 году во время работы учительницы Мусины Венеры Хабировны. А начиная с 1992 года по сегодняшний день учительницей и заведующей начальной школы д. Старый Каинлык работает Ахметова
( Миркамалова ) Эльмира Мухаматнуровна .
Наша школа это единственное бюджетное учреждение в нашей деревне и поэтому она играет важную роль не только в жизни учащихся, но и всей деревни. Все сходы граждан, все мероприятия проводятся в школе. Наша школа это и клуб, и фельдшерский пункт при необходимости. Школа в д. Старый Каинлык это единственный очаг цивилизации.
Мой дедушка рассказывал мне о лучших людях деревни. Чтобы узнать больше о них я обращалась главе сельского поселения Новокаинлыковский сельсовет Каламовой З.Р., библиотекарю Закировой Гульфисе Мирзаяновне. А с некоторыми я встретилась лично.
По соседству живет Гаянов Индус Хазимуллович. Он родился в 1945 году. После школы учился на курсах механизаторов в Николо-Березовке, работал в колхозе «Маяк». С 1967 года по 1969 года служил в Советской Армии. После армии работал трактористом в колхозе «Маяк». Передовой механизатор, многократный победитель социалистического соревнования. За трудовые заслуги награжден орденом Трудовой славы. Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан. Со своей женой Риммой вырастили 4-х детей. В настоящее время на пенсии, имеют 6 внуков, занимается личным подсобным хозяйством.ВВ
Сафиуллин Ильдус Тимерзагитович. Родился в деревне Старый Каинлык в 1965 году. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. После окончания работал агрономом в колхозе «Маяк». Затем председателем СПК «Красный Партизан. В настоящее время – директор ООО Агрофирма «Маяк». Правнук первого учителя деревни. Награжден Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан и Почетными грамотами администрации Краснокамского района.
Гильмуллин Разиф Мухаматнурович. Родился в 1957 году в д.Старый Каинлык. Окончил экономический факультет Башкирского сельскохозяйственного института. После окончания работал в колхозе «1 Мая». Работал главным экономистом, заместителем начальника управления сельского хозяйства по экономике. С 1997года по 2003 год работал председателем колхоза «Мир». С 2004 года –глава администрации Краснокамского района. Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В нашей деревне живут хорошие, добрые, трудолюбивые люди. Я горжусь своими земляками.
Большим событием для жителей деревни было открытие мечети. Большой вклад в строительство мечети внес Гильмуллин Разиф Мухаметнурович - глава Администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан, который родился в этой деревни. В мечети проводятся религиозные праздники такие как Ураза –байрам, Корбан –байрам.
В 2010 году состоялось торжественное открытие стелы, посвященной Великой Отечественной войне 1941-1945гг. На мраморных плитах список уроженцев деревни, погибших на фронте (44 фамилии) и список вернувшихся с Победой. Среди них мой прадед Каримов Гамиль Каримович и его брат Каримов Ямиль Каримович. Каждый год здесь на 9 Мая собираются односельчане, чтобы почтить подвиг и память тех, кто не склонился под гнетом фашизма и защитил Отчизну в эту страшную войну.
Говорят, что маленькие деревни спустя годы умирают, чего нельзя сказать о нашей деревне. Наша деревня процветающая. Проложены асфальтированные дороги, дома газифицированы. В настоящее время строятся новые красивые дома. Деревня с каждым годом становится все краше и краше.
Глава 2.
Перед началом своей работы я заготовила анкету и опросила учеников, родителей и просто жителей села об информации, которую они знают о селе. Всего участвовало 20 чел.
Подвели итоги своей предварительной работы
Опрос взрослых показал: (10 чел.)
3 (30%) жителей знают год рождения деревни
5 (50%) жителей знают, почему так названа деревня
4 (40%) жителей имеют представление об истории села
Опрос школьников показал: (10 обуч. 6-8 кл)
0% школьников знают год рождения деревни
50% знают, почему так названа деревня
20% школьников знают историю нашей деревни.
Вывод: отсюда следует, что большая часть жителей, не знает историю села, а школьники почти совсем не знают.
Я думаю, материалы моего исследования поможет моим друзьям, односельчанам заинтересоваться о прошлом родной деревни, больше узнать о ней.
Заключение.
В результате проведенной работы цель исследования достигнута.
Я много интересного узнала о прошлом своей родной деревни. Мне понравилось встречаться сторожилами, лучшими людьми деревни, слушать их рассказы, воспоминания.
В итоге изучения и анализа обработки информации пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей.
В дальнейшем я хочу глубже познакомиться с судьбой своей деревни, заняться изучением названий улиц; узнать, когда они образовались, почему так называются, с чем это связано?
Народная мудрость гласит: « Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Используемая литература.
Привередница
Свинья под дубом
Рисуем тыкву
Горка
Ночная стрельба