Пример реализации социального проекта в форме проведение деабтов по поводу социально значимой проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
ip_10.docx | 529.63 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением
математики» города Магнитогорска
Индивидуальный проект по обществознанию
Дебаты на тему: «Мы с террористами разговоров не ведём»
Социальный проект
Автор:
Витушкина Александра Сергеевна,
обучающаяся 10 «Б» класса
МОУ «СОШ № 5 УИМ»
г. Магнитогорска
Наставник проекта:
Шишина Валентина Валерьевна,
Учитель обществознания и истории
МОУ «СОШ № 5 УИМ»
г. Магнитогорска
Магнитогорск, 2020
Содержание
Введение …………………………………………………………………................3
Глава 1. Технологический и информационный этап подготовки дебатов……...5
1.1.Технология построения дебатов ………………………………………………5
1.2.Терроризм, как явление 21 века ……………………………………………….6
1.3.Теракт в Беслане: факты и отражения………………………………………...7
Глава 2. Проведение дебатов……………………………………………………..10
2.1.План реализации проекта …………………………………………………….10
2.2. Описание процесса создания проектного продукта………………………..11
2.3.Анализ мероприятия………………………………………..............................11
Заключение………………………………………………………………………...13
Список источников ….…………………………………………………………...14
Приложения………………………………………………………………………..15
Введение
Современное общество является информационным. Информация выступает как основной ресурс всех сфер общественных отношений. Источниками информации в современном мире являются: телевидение, СМИ, газеты, интернет ресурсы. Моя заинтересованность этой темой началась с просмотра документального фильма Юрия Дудя про события в Беслане. Позже я посмотрела множество других исторических программ и интервью, связанных с актом терроризма в Беслане, я начала интересоваться этой темой. Мне хотелось добраться до истины. Именно в тот момент мне пришла идея проведения дебатов на тему терроризма в Беслане, которая может быть проведена между старшеклассниками нашей школы, так как такая форма дискуссии им уже знакома. Я выбрала именно эту форму проекта потому что, предполагаю, что люди не хотят мыслить, раздумывать над проблемой, искать пути её решения, они воспринимают информацию буквально, не задумываясь. Выбор формы проектного продукта соответствует требованиями ФГОС к ученикам средней школы, а именно: готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, навыки сотрудничества с другими людьми, умение продуктивно общаться в процессе совместной деятельности.
Тема проекта вызвана не только личным интересом. Проблема терроризма является одной из глобальных проблем современного мира (Боголюбов). Согласно статистике, количество террористических актов в год за 2018 год увеличился с 8584 до 15,3 тысячи[6] (Ее изучению посвящены публикации российских и зарубежных исследователей. В период со 2.09.2019 по 2.12.2019 видео Юрия Дудя про террористический акт в Беслане набрал более 18 млн просмотров[1].
Актуальность темы среди старшеклассников нашей школы определилась в ходе опроса, который показал, что 38 человек из 45 опрошенных считают проблему терроризма актуальной и только 14 человек либо не интересуются данной темой, либо затрудняются ответить.
Идея нашего проекта состоит в том, чтобы провести дебаты на тему «Мы с террористами переговоров не ведем» и заставить задуматься старшеклассников нашей школы о возможных путях решения этой трудной проблемы.
Целью проекта является проведение дебатов в стенах школы «МОУ СОШ №5 УИМ» среди старшеклассников.
мы поставили перед собой следующие задачи:
Целевой аудиторией нашего проекта станут учащиеся 10-11 классов МОУ «СОШ №5 УИМ» города Магнитогорска.
Проектным продуктом будут дебаты, организованные между старшеклассниками в соответствии с правилами проведения дискуссий.
Глава 1. Технологический и информационный этап подготовки дебатов
1.1.Технология построения дебатов
Для подготовки и реализации нашего проектного продукта мы использовали пособие Тихонова С. Е. «Риторика? Риторика…Риторика!».
Курс «Дебаты» содержит как практические занятия, реализующие технологию дебатов, так и теоретические, на которых обучающиеся учатся формулировать темы и проблемы дебатов, логически выстраивать аргументацию высказываний, проводить риторический анализ.
Основной характеристикой формальных дебатов является наличие правил. Командам не только необходимо выступить с речами, но и парировать аргументы другой стороны, сравнить свою позицию с позицией оппонентов и, таким образом, убедить судью в своем превосходстве. [7]
Существует несколько типов дебатов, но мы остановились именно на политических дебатах.
На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции. Утверждающая данную тему сторона (команда) предлагает особый план для достижения цели, указанной в теме. И доказывают, что этот план намного эффективнее, чем другие. Например, команда «за» может предложить какую-то конкретную программу изменения определенной социальной политики. У команды "против" есть несколько возможностей ответа:
1. Они могут заявить, что изменения нежелательны, то есть, что сохранение статуса-кво вполне приемлемо в отношении данной проблемы.
2. Они могут заявить, что предложенный план - нецелесообразен план и продемонстрировать, что его недостатки перевешивают достоинства.
3. Команда "против" может предложить лучший план для решения проблемы. Если доказательства в Дебатах Линкольна-Дугласа носят философский и литературный характер, в политических дебатах они основаны на практических и статистических данных. [7]
Непосредственная подготовка к дебатам предполагает проведение информационной встречи. По нашему мнению, это необходимо для того, чтобы ученики смогли грамотно подготовиться к защите любой из сторон. С помощью этой информационной встречи они смогут выделить главные аргументы для подтверждения любой из сторон и воспользоваться ими непосредственно на самих дебатах.
1.2.Терроризм, как явление 21 века
Раньше в 19-20 веках, терроризм велся в сторону конкретных личностей из-за желания изменений во внутренней или внешней политике. Терроризм XXI века – это один из множества способов (или инструментов) ведения войны. И если армейская операция обеспечивает захват новых территорий, то терроризм обеспечивает дискредитацию власти, страх и панику в рядах противника. В любой войне есть два типа целей: стратегические и тактические. Стратегические – конечные цели, например, победа в войне, смена власти, изменение экономических рынков и т.д. Тактические – это локальные или промежуточные цели, например, захват города, проведение какой-либо операции или дискредитация правительства. Терроризм, по своей сути, преследует только тактические цели: дискредитировать власть, показать ее бездействие, посеять страх и панику и т.д.
В этих целях, соответственно, самый большой ущерб может быть нанесен террористическим актом в наиболее людном или «болезненном» для любого общества месте (больницы, школы, церкви, детские сады, метро и т.д.) [6]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что терроризм является проблемой не только современного общества.
Террористы в современном понимании – это мастера манипуляции нашим сознанием. Не смотря на то, что количество жертв в среднем намного меньше чем из-за автомобильных аварий или болезней, они все же умудряются запугивать миллиарды людей и сотрясать такие громадные политические конструкции, как ЕС и США. Для терроризма страх – главное оружие, и можно также заметить сильное несоответствие между реальной силой террористов и страхом, который они вызывают. На что же надеются террористы? Они рассчитывают, что, когда власти обрушит на них всю свою мощь, поднимется такая мощная военная политическая буря, какую сами террористы вызвать не в состоянии. А во время бури возможны и военные ошибки, и военные преступления. Проблема терроризма захватила СМИ, которые в свою очередь делают террористам бесплатную «рекламу» тем, что раздувают и приукрашивают каждое событие хоть как-то связанное с терроризмом. А после включается и наше воображение, которое незаметно для нас вселяет ужасающий страх. [8]
Таким образом, успех или провал терроризма зависит от нас самих. Мы считаем, что, если позволить террористам захватить наше воображение, а затем начнем неадекватно реагировать на собственные страхи, терроризм победит. Если мы освободим свое воображение от террористов и будем отвечать на их атаки сдержанно и хладнокровно, терроризм проиграет.
1.3. Теракт в Беслане 2004 г. Факты и их отражение
1 сентября 2004 года боевики захватили и в течение трех дней удерживали в заложниках более 1200 учеников и учителей школы №1 в Беслане. В результате террористического нападения и последовавшего штурма 3 сентября погибли 334 человека, 186 из них – дети. Ответственность за теракт взял на себя один из лидеров чеченских боевиков Шамиль Басаев.
События в Беслане по-разному отражаются в различных источниках информации.
Глава 2. Проведение дебатов
2.1.План реализации проекта
Для реализации нашего проекта мы составили календарный план, учли возможные риски и необходимые ресурсы.
Дата/№ | Содержание | Cроки | Отметка о выполнении |
1 | Выбор темы проекта | 5.09-30.09 | |
2 | Оформление введения | 30.09-10.10 | |
3 | Защита введения | ||
4 | Формирование теоретической части | 20.10-1.12 | |
5 | Подготовка информационной встречи | 1.12-12.12 | |
6 | Проведение информационной встречи в 10а и 11б | 12.12 | |
7 | Проведение дебатов | 20.12 | |
8 | Оформление практической части | 25.12-14.01 | |
9 | Создание презентации | ||
10 | Защита проекта |
В ходе работы над планом реализации проекта нами были обозначены возможные риски проекта:
После проведения информационной встречи мы определили требования к проектному продукту:
1. своевременная организация проектного продукта;
2. должен быть запечатлен на фотокамеру/камеру телефона;
3. все участники должны быть готовы информационно защищать свою позицию.
На этапе проведения информационной встречи мы определили группы участников дебатов. Ими стали Группы обучающихся из 10 «А» и 11 «Б» классов которые были непосредственными участниками дебатов и целевой группой.
Самым сложным пунктом из нашего календарного плана для нас оказался пункт №4 «Формирование теоретической части», он потребовал наибольшее количество времени и информации.
Для реализации проекта нам были необходимы такие ресурсы как:
Наш проект не противоречит следующим документам: Конституция РФ, а так же Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Устав МОУ «СОШ №5 УИМ».
2.2. Описание процесса создания проектного продукта
Проведя две информационной встречи в 10А и в 11Б классах о произошедших событиях в Беслане 1-го сентября 2004 г. и договорившись с учителями о времени, была назначена дата проведения дебатов. Дебаты были организованы между двумя группами, где одни участники считали, что с террористами нужно вести переговоры, а другие не видели в этом необходимости. Группы были смешанные, в каждой группе присутствовали 2 спикера от 10-го класса и один из 11-го класса. Сами дебаты были оживленными, хоть и немного не хватало фактов из информационной встречи. Мы предполагаем, что если бы ребята записывали то, о чем им рассказывали на информационных занятиях результаты были бы успешней. Кроме речи спикеров было задано много интересных и, вводящих в тупик, вопросов, что несомненно улучшило качество дебатов. Победа осталась за командой, отстаивавшую точку зрения, что с террористами не нужно вести переговоры. Они предоставили бОльшее количество фактов, и их аргументы были более сильными. Речь последнего спикера, как заключительная часть, после которой уже нельзя задавать вопросы, была ключом к победе команды утверждения. Посадив на место третьего спикера человека, умеющего вспомнить все основательные аргументы и факты, тем самым еще раз доказав свою правоту, они буквально вырвались вперед в этой устной борьбе и убедили судей.
2.3.Анализ мероприятия
Проведение дебатов предоставило мне опыт организации мероприятия для группы свыше 20 человек, а также опыт управления группами подростков. Проводить дебаты было не так легко, потому что именно от куратора зависит в какое русло уйдет дискуссия, тем более, что информационная оснащенность тоже зависела от качества проведенной мною информационной встречи. Также риском являлась возможная неподготовленность учеников к проведению дебатов. К счастью и 10-ти-классники, и 11-ти-классники хорошо показали себя, имели доказательные аргументы и интересные вопросы. У них получилось вести диалог и спорить. Положительным эффектом также является заинтересованность всех участников в теме дебатов и в отстаивании своей точки зрения. Что более удивительно, некоторые участники не желали знать в какой команде они будут (оппозиции или утверждения), тем не менее смогли остаться в теме и активно участвовали в дебатах. Судей убедила больше команда оппозиции, то есть те, которые не поддерживали ведение переговоров с террористами. Их аргументы показались судьям более весомыми, а ответы на вопросы более точными
Заключение
В заключении мы можем сказать, что все поставленные задачи были реализованы. В выполнении первой задачи мне помог опыт предыдущих дебатов, которые были проведены у параллели 10-х классов в 1-ой четверти. Так же реализовать первую задачу я смогла с помощью пособия для учителей Тихонова С. Е. «Риторика? Риторика…Риторика!». Вторая задача была выполнена с бОльшим трудом, так как информации про терроризм в наше время много и не вся она имеет подтверждение. Однако, моя заинтересованность в этой теме началась именно с просмотра документального фильма про террористический акт 2004 года в Беслане. Реализацией третьей задачи оказалось лишь представление информации из предыдущей задачи 10-ому и 11-ому классу, но только в более компактном виде, расставляя все факты, как возможные аргументы для обеих команд. Именно техника проведения дебатов помогла мне правильно распределить информацию и подать её именно в такой форме, в какой обучающимся будет легче её обратить в подтверждение своей точки зрения. Договорившись со всеми преподавателями, о проведении 30-ти минутной информационной встречи, мы подготовили всю необходимую информацию и провели это мероприятие.
Поставленная нами цель была достигнута с помощью пошаговой реализации каждой из задач, а также сопоставление наших действий с составленным календарным планом реализации проекта.
Список литературы
Приложение 1
Фото 1.
Фото 2
Горка
Загадочная система из шести экзопланет
Сладость для сердца
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Отчего синичка развеселилась