ТЕМА ПРОЕКТА:
Влияние интернета на речь учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
nastya_dolgusheva_proekt.docx | 99.89 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Черномужская основная школа
Секция : Русский язык и литература
ТЕМА ПРОЕКТА:
Влияние интернета на речь учащихся
Выполнила:
ученица 8 класса
Долгушева Анастасия
Научный руководитель:
учитель русского языка
и литературы,
Матюкова Виктория Сергеевна.
Д. Черномуж . 2017г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………..................2
Основная часть: описание исследования……………………………………………………………….…..4
Заключение…………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………......14
Приложение …………………………………………………………………..15
Введение
Интернет – это источник информации. Благодаря быстроте и доступности связи между пользователями Интернет используется не только как инструмент познания, но и как средство общения и развлечения. Основными способами общения в интернете являются форумы, чаты, личные страницы. За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос.
Актуальность проблемы: Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего учащиеся допускают много ошибок как в устной, так и в письменной речи.
Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки
Объект исследования -язык социальных сетей.
Цель работы: изучение и анализ влияния социальных сетей на общение.
Мы считаем, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто на уроках и переменах ученики, даже не замечая этого, употребляют сленговые выражения.
Гипотеза
Если мы проанализируем переписку учащихся в социальных сетях, выявим ошибки, которые допускают учащиеся, обратимся к словарям сленга, то мы докажем, что использование сленга, смайлов и графических сокращений при общении в социальных сетях негативно влияет на общую грамотность учащихся. Мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Посетить различные сайты, на которых часто общаются ученики;
2.Провести опрос учащихся;
3.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;
4.Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок.
Новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Хочется, чтобы люди задумались над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Также материал следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ литературы и Интернет – источников;
2.Практический анализ информации в социальных сетях;
3.Социальный опрос, анкетирование;
4.Классификация ошибок;
5.Анализ причин допущенных ошибок;
6.Сбор и анализ информации.
Общая характеристика Интернета как средства общения
Сегодня сложно переоценить роль Интернета в организации течения потоков всевозможной информации, а также в организации общения. Однако с появлением интернета, общение вышло за рамки одного дома, города и даже страны. Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (такие как почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета.
Следует согласиться с тем, что в настоящее время Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телефон или телевизор.
В настоящее время существует большое разнообразие способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты и многое другое.
Однако, противники виртуального общения утверждают, что социальные сети убивают коммуникабельность и даже культуру слова.
Слово - это орудие человеческого творчества. Слово имеет в своем основании и опирается на добрые духовные начала, осветляет нашу жизнь и окружающий мир. А лексика, которая используется при виртуальном общении, не оказывает такого воздействия, так как лишена своего «духа и души», в ней есть лишь тело - информационно-содержательный блок.
При визуальном общении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальном общении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Если человек будет общаться только в социальных сетях, наступит момент, когда общение «вживую» покажется ему сложным и неудобным, а природа все-таки создала человека для жизни среди людей.
Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:
Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных
средств: тембра речи, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой. В связи с эти, широкое распространение в виртуальном общении получили "смайлики" .Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.
Помимо "смайликов" в виртуальном общениичасто используется так называемый "капс" блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее заглавными буквами, который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, "традиционно русской лексикой" (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров.
Исследование языка социальных сетей
Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет - общения на грамотность подростков, я исследовала сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и сделала следующие выводы.
Специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимность пользователя, дающую большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность лексики и некоторая безответственность участников общения.
Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаря именно Интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.
Русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, диктующего свои правила общения в сети. Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых эмотиконов («смайликов»). Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени - это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.
Язык интернета - это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.
Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.
Результаты анализа социологического опроса учащихся
Чтобы узнать отношение подростков к данной проблеме, нами был проведен опрос пользователей сети – Интернет.
Учащимся пятых- девятых классов были предложены вопросы.
Исходя из результатов проведенного опроса, мы пришли к следующим выводам:
-учащиеся 5-9-х классов больше общаются в жизни, нежели в социальных сетях . Однако 90 % опрошенных предпочли бы общение в контакте, и лишь 10 % чтение книги.
70% опрошенных при общении в социальных сетях стараются придерживаться норм русского языка, но при этом используют смайлы - 100%,
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.
-100% не могут отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёме словарного запаса. (Приложение4)
на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Ответили «да» - 50%, и 50% «нет».
Результаты социологического опроса учащихся дают нам возможность утверждать, что при общении в социальных сетях не все учащиеся 5-9 классов используют орфографические правила, но большая часть опрошенных старается их соблюдать; выражению мысли учащиеся предпочитают смайл, что делает речь учащихся скудной. Раньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих не сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.
Таким образом, интернет-общение способствует развитию безграмотности .
Я стала замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «падем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть»-«мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. Еще я заметила, что некоторые мои знакомые , здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет».
Таким образом, интернет - сленг активно приживается в речи подростков
Классификация ошибок, допускаемых учащимися при общении в сети Интернет
Сделав скриншоты переписки учащихся в социальных сетях, мы проанализировали слова, используемые учащимися во время переписки и пришли к выводу, что общаясь в социальных сетях, учащиеся изменяют слова, что приводит к ошибочному употреблению этих слов и к снижению грамотности учащихся, на основании этой переписки мы создали словарь Интернет-общения. Анализируя словарь участников интернет-общения мы выделили способы создания новых слов в социальной сети.[3]
1.Подражание детской речи. Употребление слова«сибки»вместо«спасибо»фонетически придаёт некую детскость. Можно встретить и сокращения такого типа: “Я тя лю”(«Я тебя люблю»), что напоминает детский лепет. Как один из вариантов влияния детской речи—появление приветствия «ку» (детская игра в прятки: «Ку-ку, привет, я здесь!»).
2.Сокращение слов. Из-за постоянно убыстряющегося темпа общения в Интернетепоявляется необходимость передать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюся посредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается в использовании большого количества аббревиатур, сокращений и звукоподражательных слов: «норм» – нормально, «оч» – очень, «чз» – через, «м-ду» – между, «инфа» – информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «ахахах» - очень смешно и др. [6]
3.Влияние английского языка. Написание«прифки» (привет)встречается в разных вариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки»—и отражает на примитивном уровне подражание английскому языку. С этой точки зрения интересно объяснение «ку» как приветствия. «Ку» - «Re», набранное в русском режиме клавиатуры, — от «Response» — 12
ответ (англ.). При ответе на электронное письмо в качестве темы подставляется «Re: тема
прошлого письма». Если не использовать эту подстановку, можно написать это выражение вручную. Можно забыть переключить раскладку (или специально не переключать), и получится «Ку». Также может означать «Respect» — уважение (англ.)
4.Игра в словотворчество. Возникновение некоторых слов(например, «пасяб»-«спасибо») нельзя объяснить никакими законами языкового словотворчества, это стремление выделиться, соригинальничать.
Проанализировав скриншоты переписки учащихся на сайтах я выявила следующие ошибки:
1)Замена букв Буква «б» меняется на букву «п» Спасип
2)Сокращения (привет-при)
3)Звукоподражания (Ха-ха. УУУ, ОУУ)
4)Написание слов по произношению (нормально - нармас)
6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)
7)Написание имён собственных с маленькой буквы (маха мы с тобой)
8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)
(9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок.
Влияние интернет-общения на лексику современного подростка
Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, мы выделил как положительные, так и отрицательные его аспекты.
Положительные стороны интернет-общения.
Отрицательные стороны интернет-общения.
1.Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).
2.Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.
3.В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.
4.Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.
Заключение
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
Подростки стремятся в виртуальном пространстве по-новому представить себя, в том числе и через речь, активно используют знаки для выражения эмоций.
Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что интернет-общение отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся
Список использованной литературы
1. Белкин И., Амзин А. Полный превед // http:lenta.ru/articles/2006/02/28/preved/
2. Буторина Е. А. Интернет как лингвистический феномен // http://www.gramota.ru/ 21 октября 2007.
3. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва // http://lib.rus.ec/b/150412/read
4. Подлесная О. О чем кричит Интернет // Московские новости № 43/2006.
5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002.
Список используемых сайтов
ПРИЛОЖЕНИЕ
Где вы больше общаетесь в социальных сетях или в жизни?
Чем вы займётесь в свободное время- чтением книги или общением в Контакте?
Где вы больше общаетесь в социальных сетях или в жизни?
Используете ли вы в общении графические обозначения, смайлики?
Используете ли вы в общении в социальных сетях сокращения и замену слов?
Можете ли вы отказаться от использования смайликов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях?
Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?
Заяц, косач, медведь и весна
Л. Нечаев. Яма
Как зима кончилась
Как нарисовать ветку ели?
Снежная сказка