О жизни и бытие Герасима Болдинского.
Вложение | Размер |
---|---|
gerasim_boldinskiy.docx | 34.54 КБ |
Исследовательский проект
Тема: «Преподобный Герасим Болдинский»
Еронова Софья
3 «А» класс,
МБОУ СОШ №2
г. Сафоново
Содержание:
I.Краткое описание проекта
II. Введение
III. Основная часть
IV. Список литературы
Приложение.
I.Краткое описание проекта
Цель: Изучить биографию Преподобного Герасима.
Задачи: Узнать где родился и жил Герасим Болдинский. Выяснить, почему он был причислен к лику святых. Узнать интересные факты из жизни святого.
Предмет: Преподобный Герасим Болдинский.
Гипотеза: Думаю, что Герасим родился и вырос с деревне Болдино. Возможно, он причислен к святым при жизни.
Методы исследования: работа с литературой и интернет-ресурсами, беседа со служителем монастыря.
Результаты: исследовательский проект.
Вывод: Преподобный Герасим, именуется Болдинским, не по месту рождения, а по первому основанному монастырю. Официально святой Герасим канонизирован был только в 2006 году, через 452 года после смерти.
II. Введение
Смоленская земля имеет очень богатую историю. Именно она первая принимала на себя удары врагов. Так Дорогобужский край был основным полем сражений между Русью и Литвой, Польшей, позже через нас шли войска Франции и Германии. В Болдинском монастыре, основанном преподобным Герасимом, русские, идя на врагов, получали молитвенную помощь от подвижников обители, их сердца наполнялись уверенностью к защите своей веры и Отечества.
III. Основная часть
Преподобный Герасим Болдинский (в миру Григорий), чудотворец, родился в 1488 году в Переславле - Залесском, небольшом городке теперешней Владимирской области. Родители его, Михаил и Мария, по замечанию жизнеописателя, «были праведны перед Богом и людьми и добродетельной жизнью богобоязненно украшены». С самых ранних лет Григорий рос непохожим на других детей. Капризы, своенравие, своеволие были совсем чужды ему; шутки и забавы, игры и шалости сверстников не занимали его. Он любил оставаться один и погружаться в свою душу, обдумывая и обсуждая то, что делалось вокруг него. Усердно посещая храм Божий, он выносил из него такие впечатления, от которых на душе становилось спокойно, легко и согласно. Постепенно он так свыкся с церковью, что жизнь вне храма, в доме родителей, перестала быть для него привлекательной. «Церковная служба стала для него пищей и питьем, без нее он также не мог жить, как птица без воздуха и рыба без воды».
В Переславле находился и теперь находится Горицкий во имя Пресвятой Богородицы монастырь, который отличался величием богослужения и строгой жизнью монашествующих. Сюда-то и стал приходить Григорий для молитвы. Посещая монастырь, привыкая к нему, он привязывался и к инокам, подвижникам обители. Среди них отличался своей строгой и праведной жизнью Даниил, производивший на всех богомольцев монастыря сильное впечатление. Он стал духовным наставником Григория. «И полюбил Даниилов монастырь, - говорит жизнеописатель преподобного, - больше дома родителей своих, и старца Даниила полюбил больше всех и прочих старцев полюбил больше родственников своих».
В 13 лет он решается оставить мир навеки и жить для Бога. «Пришел Григорий и припал к ногам святого старца Даниила и начал молить его со слезами, чтобы постриг его в иноческий образ. Старец возражал ему, говоря: «Сын мой, не слишком ли ты юн, чтобы смог понести труды иноческой жизни? Потому что много терпения требуется от человека в иноческом образе». Григорий же продолжал молить Даниила, от ног его не вставая. Богомудрый старец провидел, что юноша, со слезами и на коленях умоляющий его о принятии в иноческий сан, будет великим подвижником и прославит святую церковь. Он постриг Григория в монашество и нарек ему имя Герасим. Самое главное его послушание состояло в изготовлении обуви для «божедомных людей», поэтому среди братии Горицкого монастыря он и назывался «кожешвец» (сапожник). Помимо необыкновенного трудолюбия и готовности во всякое время дня и ночи сделать нужное для каждого, Герасим отличался редким добронравием, кротостью и мягкостью. Ни одно резкое или грубое слово не выходило из его уст. Он не мог сделать ничего, что бы обижало или раздражало ближнего. Благодаря этим качествам, он приобрел любовь всех живших вместе с ним в обители. В одной келье с великим старцем Даниилом преподобный Герасим прожил 20 лет, ежедневно и ежечасно видя пред собой пример строгой, чистой и богоугодной жизни подвижника. Преподобному Герасиму, хотевшему самой совершенной жизни, явилась мысль уйти в какое-нибудь пустынное место, чтобы там, вдали от мира и его суеты, отдать всю свою жизнь на служение Богу. Видя непреклонное желание своего ученика, зная твердость его характера и тяготение к чистой жизни, Даниил решил не удерживать его более в стенах обители. В последний раз он напоминает ему о трудностях пустыннической жизни, но отпускает на новые тяжелые подвиги со словами: «Да будет, сын мой, благословение Божие на тебе и Пречистая Богородица да будет во всем тебе Помощницей и Заступницей. Мужайся и крепись на ополчение врагов видимых и невидимых. Много будет у тебя искушений от исконного врага рода человеческого и злых людей, желающих нанести тебе тяжелые скорби, но сила их немощна против помощи Божией.
После ухода из Данилова монастыря преподобный долго искал места для своих святых подвигов. Он побывал во многих пустынных местах, посетил немало глухих дебрей и лесов, пока не пришел в окрестности Дорогобужа 25 марта 1528 года. Смоленская дорога проходила через дремучий лес. Только здесь, на этой дороге, и можно было видеть присутствие человека, в глуши же леса свободно бродили звери и пресмыкались ядовитые змеи. По сторонам дороги были притоны разбойников, которые грабили и убивали путников. Здесь, невдалеке от Смоленской дороги, преподобный поставил себе «келейцу малу», повесил на дерево «кузовец» для сбора милостыни и начал подвижническую жизнь в тишине и безмолвии, удаленный от людского жилья. На отшельника стали нападать разбойники, которые видели в нем человека, бывшего для них живым укором за их нечистую и порочную жизнь. «Однажды проходившие мимо свирепые люди, не боящиеся Бога, ругались на Преподобного, зло били и влачили его». Людям была не по нраву святая жизнь Герасима. На преподобного воздвигали гонение и поселяне. Считая лес своей собственностью, они видели в святом Герасиме чужанина, который, поселившись в их пределах, пожалуй, станет спорить с ними из-за владения землей. Чтобы прогнать его с занятого места, они издевались над ним, били его, связывали веревками и даже покушались утопить. Но святой все сносил с терпением и без ропота. В этих гонениях, поруганиях и побоях он видел испытания, которые укрепляют веру в Бога, надежду на Его помощь и вселяют охлаждение ко всему земному, греховному. У подвижника не было самого необходимого: пищи, одежды, обуви, защиты от зверей и непогоды. Однажды ночью, когда святой Герасим молился, он «ясно услышал невдалеке от своей хижины в высшей степени приятный и стройный звон как бы множества колоколов, искусно подобранных один к другому». В следующие две ночи благовест повторился. Преподобный отправился в ту сторону, откуда в ночной тиши раздавался звон. Идя все в одном направлении по лесу, Герасим прибыл на довольно большую поляну: на одной стороне её извивалась речка, позднее получившая название Болдины. «Середина поляны была гладка, суха, возвышенна, как бы приподнята; от этого возвышения к речке местность спускалась отлогим скатом. На возвышении рос величественный дуб, разделявшийся вверху на три мощные ветви, до того густой и покрытый листвой, что капли дождя не могли промочить человека, который пожелал бы укрыться под его сенью. Эта поляна с речкой и могучим дубом, окаймленная густым девственным лесом, весьма понравилась отшельнику, и он решил устроиться здесь навсегда».
С посохом в руке и котомкой за плечами, призвав на свой путь благословение Божие, Преподобный отправился пешком в Москву бить челом великому князю о дозволении построить монастырь. Он был милостиво принят, получил разрешение на устройство обители, и ему приказано было отпустить из великокняжеской казны «необходимое на создание монастыря». Сотворив по обычаю молитву и призвав на будущую обитель милость Отца Небесного, иноческое братство под руководством Герасима принялось рубить лес и носить его на плечах к месту построек. Был воздвигнут храм во имя Живоначальной Троицы, придел во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и необходимое число келий. 9 мая (по ст. ст.) 1530 года храм был освящен, положив основу Свято-Троицкому Болдину монастырю. «Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зерна, пек хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою, спал очень мало и никогда не ложился. Неоднократно отправлялся он по монастырским делам в Москву и в Переславль-Залесский. Передвигался пешком, в то время когда сопровождавшие его ученики ехали в телеге или санях». Мало-помалу умножалось братство в обители; стала заметна нужда в новых кельях. Спустя немного времени явилась нужда в теплом храме с трапезою, который и был выстроен в память Введения во храм Пресвятой Богородицы. Согласно гипотезе П. Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Федор Конь, который спасался в этой обители в конце XVI века от преследований опричников. Обитель славилась иконописными мастерскими и умельцами, которые отливали прекрасные колокола. Вскоре после своего основания Болдинский монастырь превратился в богатейшую и влиятельнейшую обитель не только Смоленской земли, но и всей земли Русской.
В поисках нового места для уединенной жизни преподобный с несколькими учениками оставил Болдинский монастырь и поселился на берегу реки Бебри, в лесу, на окраине Вязьмы. По словам святого, там был сход пьяниц и съезд разбойников, где совершались многочисленные душегубства. В 1542 году Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна Васильевича на основание мужской обители. В 1543 году был построен Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь. Устроив обитель и поставив в нем игуменом своего ученика Симеона, преподобный Герасим вернулся в Болдино.
Но вскоре, ища уединения, он вновь уходит из Болдинской обители и поселяется в Брынском лесу, нынешней Калужской губернии, на месте впадения реки Бредни в реку Жиздру. Преподобный Герасим срубил себе келью, начал рубить лес и на своих плечах сносил его в одно место, возвел несколько построек и тем положил основание новому - Жиздринскому Троицкому монастырю. За небольшое время около него собралось братии до сорока двух человек, была выстроена церковь во имя Живоначальной Троицы с пределами Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Устроив монастырь и поставив в нем игуменом своего ученика Петра (Коростелева), преподобный Герасим возвратился в Болдин монастырь.
В с. Свирковы Луки, на левом берегу Днепра ( в 40 км. от Болдинского монастыря и в 36 км. от Дорогобужа), на месте небольшой запустевшей обители, преподобный возобновил Сверколуцкий БогородицеРождественский монастырь. Местный землевладелец Я.А.Салтыков пытался оказать ему сопротивление, т.к. он использовал пустовавшие монастырские постройки для ночлега во время охоты. Тогда преподобный отправился в Москву и получил от Ивана Грозного жалованную грамоту на выбранное им под монастырь место. Когда в Сверколуцкой обители собралось 35 монахов, строителем в ней Герасим поставил своего ученика Сергия, сам же вернулся в Болдинский монастырь. Во всех основанных обителях преподобный установил строгий общежительный порядок и посещал их. Болдин монастырь был как бы «лаврой», а остальные – дочерними.
Перед смертью преподобный Герасим призвал к себе в Болдино настоятелей и насельников, из всех монастырей, числом 127, рассказал им о своей жизни, указал – кому в каком монастыре быть настоятелем, священником, диаконом, чтецом, певцом, и дал им последние наставления.. В нем выделяются две композиционные части — автобиографическая и уставная. Автобиографическая часть играет роль исповеди, в которой Герасим останавливается на наиболее значительных фактах своей жизни, передавая основанные им монастыри преемникам из числа учеников. Завещание-устав Герасима Болдинского в отражает характерные особенности содержания и стиля произведений этого жанра, а также саму ситуацию составления текста: зафиксировано не только то, что сказал Герасим, но и то, что происходило при этом: вопрос учеников, назначение Герасимом игуменов в монастыри. В конце XVII в. была составлена редакция завещания-устава Герасима Болдинского, в тексте которой упорядочена форма изложения, преодолена «протокольность» записи, сглажен документальный характер, а также включено литературное поучение о духовной любви: «Молю вас: сохраните слова мои, чтобы жить по отшествии моем в мире и любви по Заповедям Господним… И всё бы было общее, в любви и без вражды и без робости всякое дело сотворяти.» Преставился преподобный Герасим 1 (14) мая 1554 года, на шестьдесят шестом году жизни, в этот день и празднуется память преподобного.
Святой Герасим был погребен в Болдинском монастыре у южной стены Троицкого собора, рядом с приделом преподобного Сергия Радонежского. По-видимому, в игуменство Иосифа Краснописца (1554 - не позднее 1567) мощи преподобного были перенесены в соборный храм и помещены в деревянную раку. Крышкой служила икона святого. В конце XVI в. мощи Г. были перенесены в новопостроенный каменный Троицкий собор, помещены в деревянную резную позолоченную раку».
3 февраля 2016 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви был канонизирован для общецерковного почитания в числе других подвижников, которые почитались, но не были прославлены общецерковно.
С каждым годом всё больше людей приезжает помолиться святому Герасиму об исцелении, спасении от бед и всяких напастей. Накопилось большое количество свидетельств чудотворной силы мощей. Исчислить и описать все было бы трудно и едва ли возможно по их многочисленности. «За время, прошедшее со времен угодника до настоящих дней, силу его чудесного влияния испытало на себе множество людей. Царь и его советники, бояре и простолюдины, иноки и послушники, горожане и поселяне, воры и разбойники, нищие и странники - все так или иначе пленялись этой силой. Люди всех сословий, возрастов, того и другого пола чувствовали на себе неотразимую мощь и небесное величие подвижника, когда устремляли на него взоры». «Чудеса от мощей были, есть и сейчас. - говорит архимандрит Антоний, - Исцеляются бесноватые, женщины, которые были бесплодны, успешно родили…» Интересна история колодца на территории обители. Москвичке Оксане Ткаченко, никогда раньше не бывавшей в Болдино, приснился Преподобный Герасим и указал место, где когда-то им самим был вырыт колодец. Тогда Оксана с мужем приехала в монастырь и нашла это место. Колодец восстановили. Сегодня он питает целительной влагой и паломников, и братьев монастыря. Многочисленные чудотворения, явленные св. Герасимом после кончины, - самое лучшее доказательство силы этого небесного света, света веры и правды.
Накануне Светлого праздника Вербного Воскресения наша семья отправилась в Болдинский монастырь. От Сафонова ехать всего 40 километров, на автомобиле дорога занимает около 30 минут. Всем нам немного волнительно перед встречей с тихой и величественной обителью, со святыней земли Русской. За свою многовековую историю Болдинский монастырь многое пережил. В 1812 году он был разорен наполеоновскими войсками, после революции в монастырских зданиях организован историкохудожественный музей. В 30-е годы монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме — колхозный сырзавод, в часовне — сепаратор для переработки молока. Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. При отступлении немцы заминировали и взорвали 31 старинные постройки — Троицкий собор, Введенский храм и колокольню. В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви. Почти полстолетия монастырь лежал в руинах. На сегодняшний день он полностью воссоздан и является жемчужиной Смоленщины. Обитель встретила нас тихо. Заходим в ворота монастырской стены, и взору открывается великолепный белоснежный Свято-Троицкий собор, увенчанный пятью позолоченными главами, на 32 остриях которых высятся кресты. К храму ведет широкая дорожка, по сторонам которой растут высокие темно-зеленые ели. Внутреннее убранство собора и Введенского храма завораживает. Все стены и свод в росписях, над которыми работают реставраторы. Мы поклонились мощам преподобного Герасима и пошли осматривать окресности.
Нас радушно встречает отец Пётр. Его доброжелательность и готовность помочь ободряют. Объясняем цель своего приезда. Нас интересует преподобный Герасим Болдинский… Заготовленные вопросы быстро заканчиваются, а хочется спрашивать и спрашивать – так интересно рассказывает отец Пётр. Он показал нам отросток того самого дуба под которым жил преподобный Герасим и разрешил сделать фото.
На территории монастыря установлен памятник преподобному Герасиму. Создается ощущение, что всё здесь происходит под его взглядом. Образ старца вызывает трепет.
IV. Список литературы
Разноцветное дерево
Простые новогодние шары из бумаги
Ручей и камень
Этот древний-древний-древний мир!
Пока бьют часы