Эта работа посвящена старообрядцам (семейским), проживающим на территории нашей республики и сохранившим Древлеправославие
Вложение | Размер |
---|---|
staroy_very_hraniteli.docx | 19.7 КБ |
СТАРОЙ ВЕРЫ ХРАНИТЕЛИ
Три века их гнали… Они насмерть стояли в своей вере, храня ее в глухих лесах, спасались суровым климатом, скрывались за рубежом или, не дрогнув шли в тюрьмы и лаагеря. Триста лет прошло, а они все такие же: подпоясанные мужики носят бороды, женщины повязывают на голову платки и ходят в сарафанах, молятся по старым книгам и блюдут древние церковные каноны, широко крестятся и приветствуют друг друга поклоном со словами «Доброго здоровия!»
Не такие как все?
Их дети – такие и не такие как все. На улице их и не отличишь от общей массы молодежи: те же джинсы и модные куртки, та же молодежная речь. Правда, кока-колу не очень жалуют, да не курят, говорят, большой грех. «Молодой старообрядец», - скажете, абсурдно звучит?
Древлеправославная церковь – часть российского общества. Для нее характерны те же социальные особенности: основной костяк старообрядчества – женщины среднего возраста, мужчин меньше. В последнее время стало довольно много молодежи. Во-первых, подросли дети и внуки прихожан. Это – коренные старообрядцы. Во-вторых, интерес к старообрядческой церкви стали проявлять молодые люди «извне», ранее не верующие, у кого религиозных корней не было – изучают историю церкви, которая предшествовала и сопутствовала расколу 1653 года, взвешивают ее, делают для себя выводы, после чего уже осознанно приходят в храм, принимают крещение и становятся полноправными членами Христовой церкви, сторонниками «древнего благочестия».
Само слово «старообрядцы» появилось еще во времена Екатерины Великой, а при Николае Втором термин был юридически закреплен. Кстати, начало 20 века считается «золотым веком» староверия. В это время когда сторонники древней веры получили полную свободу – в Забайкалье функционировало 81 культовое здание – церкви, часовни, молельные дома. После Октябрьского переворота их осталось уже 48, к 1935 году – 21 культовое заведение, а к началу 1942 года на забайкальской земле не осталось ни одного храма.
Сегодня старообрядцы причисляют себя к исконному православию, считают, что именно они является Русской Православной Церковью, но вынуждены называться старообрядческой Церковью, чтобы, как отметил митрополит Андриан в одном из интервью, «соблюсти самоидентификацию». Бережно хранят они древнехристиансткие формы богопочитания – двуперстие, трехпогружательное крещение (в отличие от обливательного крещения во многих храмах Русской Православной Церкви), хождение во время свершения таинств крещения. Венчания и в крестных ходах посолонь (по солнцу), молитвы совершают по крюковому пению (Крюки – древние ноты, которые спеть «с листа» без знания их невозможно – никакое музыкальное образование не поможет), пишут имя Иисус с одной «и». Кстати, эта особенность – удвоения букв в именах, пошла на Руси после церковной реформы 17 века. В ходе реформы, утверждают староверы, патриарх Никон внес столько масштабных изменений в книги, что мало осталось молитв, которые произносились бы одинаково старообрядцами и сторонниками «нового обряда» (РПЦ). Говорят, изменения никоновской реформы зафиксированы и составляют свыше двухсот томов.
От староверов вы никогда не услышите «спасибо», только «Спаси Христос». Они не делают для себя послаблений ни в постах, ни в молитвах, ни в службах. Сегодня в России насчитывается свыше 2 миллионов старообрядцев. Впрочем, цифра эта весьма условная, ибо многие общины, находящиеся в труднодоступных местах, в контакты с миром так и не вступили. В наши дни живут сторонники древней веры в Румынии, Италии, Болгарии, Канаде и США, Австралии, Аргентине, Уругвае, Бразилии, Турции.
В последние годы старообрядчество стало молодеть. Эта тенденция, конечно, больше касается городских приходов. Деревенских общин староверов хотя и больше, но активность их низка. Городские общины есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Томске и Казани.
В общинах много молодежи, регулярно проходят занятия в воскресных школах. Сибирские старообрядцы славятся своими церковными хорами. Например, новосибирский хор даже выступать приглашают.
Оживают сегодня и Верхнеудинский приход. Было время когда староверы, проживающие в Улан-Удэ, не могли открыто служить богу, молиться в своем храме. Семейские, проживающие в поселке Новая Комушка требы свои исполняли у уставщика, проживавшего на поселке. После его смерти некоторые обряды проводила его супруга, на сегодняшний день в городе строятся храмы, молельные дома, некоторые службы проводят в отреставрированном храме на Верхней Березовке.
В храме святителя Николы в летнее время собираются на богослужение члены Верхнеудинской старообрядческой общины Улан-Удэ. Служба здесь проходит без литургии. Местная община ведет строительство храма на улице Ткацкой.
Рано утром 2 июня 2007 года, на улице Ткацкой Улан-Удэ, состоялась закладка и освящение первого камня в строительство храма Рождества Христова Русской Древлеправославной церкви. Патриарх Московский и всея Руси РДЦ Александр, в сослужении епископа Сибирского Сергия, заложил внутрь камня капсулу с посланием к потомкам и горсть земли из Архангельской области с места мученической кончины священномученика протопопа Аввакума.
Работа кипит, а кирпичная кладка рисует силуэт нового строения. 24 метра в длину и 18 в ширину – таким запроектировали будущий храм Рождества Христова. До завершения строительства ещё далеко, но уже сегодня значимость его велика. На большие праздники и соборные молитвы будущий храм смогут посещать до 500 верующих одновременно.
Традиции, конечно, передаются. И преемственность поколений ощущается. По словам священников. Главное – дух церкви жив. «А пока он жив – будут к нам приходить и молодые люди, значит и вера наша будет продолжаться», - добавляет батюшка.
В сентябре 2001 года общине выделен участок земли в 40 квартале города (в районе бывшей сенобазы) под строительство храма во имя Преображения Господня. Тогда же преосвященный владыка Силуян освятил место под строительство нового храма и
установил на том месте поклонный крест.
Недавно христиане Древлеправославной Церкви Белокриницкой иерархии провели торжественное богослужение на месте, где в скором времени вырастет новый старообрядческий храм.
Место под его строительство администрация Улан-Удэ выделила Верхнеудинской старообрядческой общине на улице Лимонова, близ супермаркета «МегаТитан». Строительство деревянного храма во имя святителя Николы уже началось. Храм будет построен по всем канонам древлеправославного зодчества. Так, предположительно высота куполов храма будет достигать 14 метров.
Компас своими руками
Философские стихи Кристины Россетти
Сказка "Морозко"
Щелкунчик
Мальчик и колокольчики ландышей