В данном проекте представленны особенности традиционных нанайских костюмов. Ведь в народном костюме заложена сама мудрость народа и тайна, особенно в орнаменте. Костюм может рассказать чем и как жили коренные жители Хабаровского края.Автор рассказывает, что обозначают символы на одежде и о традициях, связанные с одеждой нанайцев. Это необходимо знать для выполнения серии рисунков «Костюмы коренных жителей Хабаровского края».(Представленны рисунки автора - Слипецкой Дианы).
Вложение | Размер |
---|---|
diana_slipetskaya_prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.72 МБ |
Слайд 1
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Многопрофильный лицей им. 202-ой ВДБ» г. Хабаровска Проект по технологии Тема: «Костюмы коренных народов Хабаровского края» Автор проекта: Слипецкая Диана Руководитель проекта : Стеблич Людмила Геннадьевна учитель технологииСлайд 2
Актуальность проекта Выбирая тему проекта, меня заинтересовали особенности традиционных нанайских костюмов. Ведь в народном костюме заложена сама мудрость народа и тайна, особенно в орнаменте. Костюм может рассказать чем и как жили коренные жители Хабаровского края. Я решила узнать что обозначают символы на одежде и о традициях, связанные с одеждой нанайцев. Это мне необходимо знать для выполнения серии рисунков «Костюмы коренных жителей Хабаровского края». (Автор рисунков Слипецкая Диана)
Слайд 3
Цель проекта: Исследовать материал по нанайским народным костюмам и нарисовать коренных жителей в одежде с традиционным орнаментом. Задачи проекта: Познакомиться с различными видами орнаментов; собрать материал о символах и особенностях нанайского народного костюма; изучить материал глазами художника о нанайском народном костюме.
Слайд 4
Ход работы: 1. Изучить литературу по данному вопросу. 2. Посмотреть информацию в сети Интернет. 3. Изучить работы художника Геннадия Павлишина с изображением коренных жителей в традиционных костюмах . 4 . Выполнить серию рисунков «Костюмы коренных народов». 5 . Сделать отчетную презентацию и календарь. Объект исследования: костюмы коренных народов Хабаровского края; Предмет исследования : особенности традиционной одежды нанайцев.
Слайд 5
В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм. Но мы живем на Дальнем Востоке и должны знать особенности украшения национальной одежды коренных народов. Нанайцы- коренной малочисленный народ Хабаровского края. Слово " нанай " в переводе с нанайского означает "человек земли ". Одежда нанайцев отличается одновременным удобством и сложностью исполнения .
Слайд 6
ОДЕЖДА НАНАЙЦЕВ Вид одежды зависит от пола, сезона и назначения: повседневная, праздничная, промысловая, свадебная, ритуальная, погребальная. В зависимости от типа одежды для ее изготовления употребляется тот или иной материал: рыбья кожа, шкурки пушных зверей, выделанная кожа копытных животных, ткани различных видов, шелк, парча.
Слайд 7
Праздничная и свадебная одежда отличается своим украшением, мастерством выделки. Обязательным дополнением мужского костюма является пояс омол . Женские халаты отличаются по материалу, покрою и назначению. Значительный интерес представляют свадебные халаты сикэ , богато орнаментированные по всем частям кроя, особенно на спине. Одной из особенностей женского костюма является пришивной или съемный воротник монгосоко .
Слайд 8
ОРНАМЕНТ Художественное творчество нанайцев уходит корнями в глубину веков. Орнамент — один из ведущих компонентов декоративного искусства нанайцев. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира и человека. Многие века орнамент служил не столько декоративным средством, сколько древней знаковой системой, универсальным кодированным языком.
Слайд 9
Орнамент играет большую роль в нанайском костюме. Он несёт в себе смысловые значение. Различают растительный и геометрический орнаменты, а также личины животных (тигр, олень, медведь, дракон и т.д ) Его наносят с помощью росписи, тиснения, текстильной мозаики, вырезания или аппликации. Например, на свадебном сикэ невесты на обратной стороне изображено родовое дерево с птичками, которые являются душами ещё не рождённых детей .
Слайд 10
Произведения нанайского искусства, выполненные в различных материалах и техниках, служат свидетельствами тонкого чувства цвета и колористического мастерства. У нанайцев существуют три священных цвета: зеленый, красный и голубой. Они запечатлены на нанайском флаге и символизируют гармонию жизни.
Слайд 11
Основными материалами для орнамента и вышивки являются рыбья кожа, ровдуга , текстиль, шелк. Соответственно и нитки были из рыбьей кожи, сухожилий, ровдуги , позже появились хлопчатобумажные и шелковые нитки. Необходимые цвета получали, используя естественные красители. В технике декорирования изделий используются тиснение, художественная вырезка, аппликация, текстильная мозаика, плетение, простегивание и роспись.
Слайд 12
Украшение одежды. Фотографии нанайских национальных костюмов.
Слайд 13
Работы современных нанайских мастеров (Музей им. Н.И.Гродекова , г.Хабаровск )
Слайд 14
Перед тем как приступить к своей работе я изучила картины художника Геннадия Павлишина с изображением коренных жителей в традиционных костюмах. Геннадий Дмитриевич передаёт красоту узоров и богатство швов, которыми вышиты традиционные наряды нанайцев. Дракон, Мировое Древо ( Р одовое древо), образ птицы - являются традиционными мифологическими символами в орнаменте. Птица выступает как тотем некоторых нанайских родов. Изображение Родового дерева на женском халате, символизировало идею продолжения рода. Корни дерева символизировали прошлое рода (Нижний мир).
Слайд 15
По характеру и содержанию элементов орнамент нанайцев можно разделить на три основные группы: геометрический, растительный и спирально-ленточный . Цветовые решения всегда подчиняются неписаному правилу: цвет должен способствовать выявлению орнамента и обогащению эмоционально-художественной образности произведения . (Рисунки Г.Д.Павлишина )
Слайд 16
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Слайд 18
Календарь с авторскими работами
Слайд 19
Вывод: Национальный нанайский костюм является воплощением традиций и верований этого у дивительного народа. Изучать его можно бесконечно. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о наших коренных малочисленных народах, о их самобытной культуре и обычаях.
Слайд 20
Источники информации, использованные при выполнении проекта © https://www.livemaster.ru/topic/765773-ornamentalnoe-iskusstvo-nanajtsev Геннадий Павлишин . http ://amur-bereg.ru/threads/dalnevostochnyj-xudozhnik-gennadij-pavlishin.11563 / Хабаровский краевой музей имени Н.И.Гродекова - E- mall : postmaster @ phpv . khv . ru , www . Feam.info/ collect /narodnoe.htm Дальневосточный художественный музей - E - mall : edu - boss @ adm . khv . ru Киле А.С. “Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации. – Хабаровск: 2004 г . ( Рисунки выполнены Слипецкой Дианой )
Дымковский петушок
Развешиваем детские рисунки дома
Пчёлы и муха
Мост из бумаги для Киры и Вики
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды