Районная научно-практическая конференция «Знание. Поиск. Творчество. Труд».
Секция «Иностранный язык»
История юбки-килт
Исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
История юбки-килт | 27.41 КБ |
Муниципальное казенное учреждение
«Закаменское районное управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цакирская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция «Знание. Поиск. Творчество. Труд».
Секция «Иностранный язык»
История юбки-килт
Исследовательский проект
Выполнила: Цыренова Евгения, 6кл
Руководитель: Дугарова Л.Н.,
учитель английского языка
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стерилизующей функции.
Моя исследовательская работа называется «История юбки-килт»
Моя работа заключается в изучении истории Шотландии. Традиции Шотландии имеют многовековую историю. И сегодня, пожалуй, каждый ассоциирует эту страну с волынкой, танцами, игрой в гольф, и, конечно же, с национальной одеждой, которую просто невозможно спутать с одеждой другого народа.
Любовь к национальной одежде – одна из наиболее известных и популярных традиций данной страны, и килты, благодаря современной моде, сейчас стали весьма популярны не только в родной стране, но и далеко за ее пределами. Какую же тайну и историю хранят в себе складки юбки-килт?
Целью данной работы является сбор информации об истории появления традиционной одежды юбки-килт.
Задачи: изучить исторические факты, влияющие на развитие национальной одежды юбки-килт; показать влияние национальной одежды на культуру и быт всего человечества.
Этапы исследовательской работы:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В последние несколько лет во всем мире и, в частности, в нашей стране, стала очень популярной клетчатая ткань различной окраски под названием «шотландка». Шотландку можно увидеть повсюду: скатерти и клеенки, юбки и блузы, наволочки, носовые платки, пледы…
Тартан - неотъемлемая часть шотландской культуры, один из наиболее ярких и общепринятых символов. Неудивительно, что сами шотландцы уделяют тартанам столько внимания.
Сейчас есть несколько типов тартанов: универсальные, клановые - особый вид тартанов, генеалогическое право на который имеют определенные кланы, территориальные, именные, и дамские.
Раннее упоминание о тартане относится к 1471 году. Вряд ли старинные тартаны были такими же яркими как современные. Ткацкое мастерство все же было не настолько развито, и расцветки определялись произраставшими в окрестностях растениями, из которых и делали краску для ткани. Когда появились искусственные краски, то и цвета тартанов стали более яркими и разнообразными. Поэтому, по-видимому, и появились тартаны, изначально относящиеся к определенной местности или клану. Иногда ветви одного клана, чтобы показать свою индивидуальность и отличие от соседних ветвей клана, вставляли в свой тартан полоску другого цвета. И таким образом, их тартан показывал одновременно и их родство с главным кланом и свою индивидуальность.
Стоит отметить, что первоначально одежду из тартана носили в основном горцы в качестве повседневной. Первые упоминания о чем-то, похожим на клановый тартан, появляются в 1587 году. Хотя каких-либо других документов о существовании клановых тартанов до 1746 года нет. Поэтому многие считают, что клановые тартаны появились во времена якобитских войн. После окончательного поражения якобитов в битве при Каллодене в 1746-м году английское правительство, пытаясь искоренить шотландский дух, издало акт, запрещающий ношение тартана. Хотя этот акт был отменен в 1782 году.
В 1822 году король Джордж IV посетил Эдинбург, и вождей кланов пригласили посетить собрания знати. По регламенту они должны были быть одеты в свои клановые тартаны. И сразу же тартан поднялся на пик популярности. Большой патриот своей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорджа IV в Шотландию и появился на королевском приеме в тартане.
Тартаны, которые используются сегодня, можно назвать старинными только потому, что они уже существовали 100 лет назад. Во второй половине 19-го века было опубликовано много книг с описанием тартанов и их изображениями, в которых авторы утверждали о подлинности и древности изображенных тартанов. Отличить настоящие от придуманных становилось все труднее и труднее. К концу 19-го столетия было изобретено много новых тартанов, но притязаний на старинное происхождение уже не поступало. Таким образом, те тартаны, которые встречаются сегодня, изобретены по большей части за последнее столетие, или в лучшем случае в начале 19-го века.
Килт — предмет мужской одежды, традиционная одежда горцев Шотландии. Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков; традиционно килт носится вместе со специальной сумочкой для денег и других небольших вещей, называемой спорран. Килт может быть «большим» или «малым». Исторически большой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготовляется из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос — тартаном.
Сегодня большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, в то время, как повседневно его носит достаточно малое количество людей. Скауты надевают килт для парадов; во многих местах Шотландии килты можно увидеть во время спортивных соревнований горцев или как музыкальных, так и танцевальных выступлений. В британской армии, килт до сих пор является частью военной формы.
Самое древнее описание килта в горной Шотландии датируется 1594 годом. «Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, одевающимся через ноги.»
Слово килт происходит от англо-шотландского kilt, означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древне - скандинавского kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов, у которых была подобная, но c тартаном, складчатая одежда.
В Верхней Шотландии, с ее дождливым климатом и гористым рельефом, килт был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, килт можно было легко сбросить и нестись в атаку, так сказать, без штанов. Так, знаменитая битва кланов в 1544 году между Фрайзерами, Макдоналдами и Камерунами получила название Blar-na-Leine, чтo в переводе означает «Битва Рубашек».
Хоть килт и является традиционной шотландской одеждой, частью их общенациональной культуры он стал сравнительно недавно. Только в середине 19-го века килт стал популярен среди шотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы: ирландцы, валлийцы, жители острова Мэн, тоже приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).
Большой килт
Этот предмет одежды представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9 ярдов (примерно 4,1—8,2 м), однако наиболее распространённая длина — 6—7 ярдов (5,5—6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня. Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща; или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него; или же накрывать плечи и голову при плохой погоде. Большой килт обычно надевался поверх длинной шерстяной рубашки, у состоятельных людей было принято надевать ещё одну короткую рубашку из льна тонкой выделки, а в случае королевской одежды, вероятно (хотя по условиям реальной торговли, сомнительно) даже из шёлка. Также большой килт использовался в качестве покрывала. В описании 1746 года сказано: «Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен как для жизни в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах.»
Малый килт
Под словом килт современники обычно понимают именно малый килт. По сути он представляет собой нижнюю часть большого килта; кусок шерстяной ткани оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на ремешках с пряжками. Полы закрепляются спереди специальной булавкой. Предположительно малый килт был изобретён в 1725 году.
В начале XIX века мода открыла шотландской клетке зеленую улицу. Ее носили и в Англии, и на континенте, правда, в основном в одежде для отдыха. Клетка стала излюбленным узором и в детской одежде. В конце XIX – начале ХХ века популярность клетки пошла на убыль, но в 70-е годы ХХ века начала возрождаться мода на шотландские мужские юбки. Национальный шотландский костюм все больше очаровывает современных англичан, особенно молодежь.
Шотландский модельер Эдвард Дункан начал борьбу за то, чтобы мужчины во всем мире носили шотландские юбочки. «Оставим брюки женщинам, – заявляет Дункан. – Юбку придумали мужчины, и юбка в любом отношении лучше».
Килт послужил образцом для различных вариантов женских юбок, заложенных в складку. Обычно они также шьются из клетчатой ткани (шотландки), сзади и по бокам укладываются складки, спереди — запах, край полотна нередко кончается бахромой. Запах закрепляется большой декоративной булавкой или ремешками с пряжками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии и физиологии. Изучение истории развития костюма и моды даёт нам ключ к познанию нравов и обычаев как ныне существующих, так и существовавших ранее народов.
С самых древних времён люди жили как физической, так и духовной жизнью. Потребности тела создали необходимость в прикрытии его от непогоды и ненастья.
Назначение одежды всегда зависело от условий быта, климата, в которых проживали люди, их социального статуса и вероисповедания.
Данная работа показывает, что появление клетчатой шотландской ткани, юбки-килт, предметов национальной одежды практически любого народа могут оказать существенное влияние на культуру и быт всего человечества.
Я считаю, что материалы нашей исследовательской работы могут быть использованы на уроках английского языка, истории во всех классах. Поскольку эта тема интересна и актуальна, я продолжу свою исследовательскую работу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иностранные языки в школе. Журнал 1994г. №4. Культура Шотландии.
2. Большой Российский Энциклопедический словарь, научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Москва, 2008г.
3. www. wikipedia.ru – материалы свободной энциклопедии
4. www.tartandreams.ru – сайт, посвященный тартанам.
5. www.osh.ru – сайт, посвященный историческому костюму.
Филимоновская игрушка
Сверчок
Стеклянный Человечек
Лист Мёбиуса
Чья проталина?