Есть люди, в биографии которых словно в зеркале отразились значительные исторические события. Именно к таким людям можно отнести Петра Григорьевича. В его жизни встречалось всё: подъемы, спуски, повороты и препятствия. Это частица жизни простого человека, связанная крепкими узами с историей судьбы нашей Родины, рассказывающая о трудовом и военном времени поколения XX века.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект | 238.9 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Агибаловская средняя школа"
Исследовательская работа к VI районной краеведческой конференции
Выполнила: Соломонова Ангелина Руслановна
17 лет, 11 класс МБОУ « Агибаловская СШ»
Руководитель: Зуева Е. Н.
учитель обществознания
высшей категории
МБОУ « Агибаловская СШ»
2.2. Жизнь на оккупированной территории. Участник Великой
Отечественной войны с фашистскими захватчиками ………… стр. 6
Список литературы……………………………………………………………………………………. стр.10
Поль Брюла
Актуальность темы исследования
В каждом городе, поселке, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Наша краеведческая конференция «Судьба России в судьбах земляков» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые жили, трудились, совершали подвиги.
Цель работы: рассказать о человеке интересной судьбы, показать основные вехи его жизненного пути, углубить и расширить свои знания об эпохе развития нашего района на основе судьбы простого человека.
Для достижения поставленной цели мной были реализованы следующие задачи:
Объект и предмет исследования:
Объект исследования: Григорьев Пётр Григорьевич, его личный пример, вклад в развитие современного общества.
Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.
Обзор литературы
Тема моей исследовательской работы узкая, она касается только одного человека – бывшего жителя деревни Ново - Ивановское Агибаловского сельского поселения. В своей работе я использовала материалы, предоставленные мне родными и близкими Петра Григорьевича и материал по краеведению, накопленный в школьном музее.
Источниками исследовательской работы стали:
Место проведения исследования: Смоленская область, Холм-Жирковский район, деревня Ново - Ивановское Агибаловского сельского поселения.
Методы исследования: теоретические и практические.
I. Теоретические:
II. Практические:
- поиск;
- описание;
- сопоставление;
- анализ;
- осмысление.
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что знание истории малой родины на примере людей, живших и живущих рядом с нами, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование их личности.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на школьных мероприятиях, классных часах, на уроках по изучению родного края и послужат основой для создания презентаций, а также собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
Из рассказа дочерей (Надежды Петровны Веселовой и Татьяны Петровны Марковой), соседки Жманковой Зинаиды Яковлевны я узнала, что по соседству со мной жил замечательный человек, добрый, отзывчивый папа, любящий дедушка, уважаемый, чуткий сосед и отважный солдат Григорьев Пётр Григорьевич.
Есть люди, в биографии которых словно в зеркале отразились значительные исторические события. Именно к таким людям можно отнести Петра Григорьевича.
В его жизни встречалось всё: подъемы, спуски, повороты и препятствия.
Это частица жизни простого человека, связанная крепкими узами с историей судьбы нашей Родины, рассказывающая о трудовом и военном времени поколения XX века.
II. Основная часть
В положенный срок Пётр поступил в 1 класс Дубровской начальной школы. Ходить в школу маленькому Пете приходилось в другую деревню, за несколько километров, учиться было сложно, но интересно. В 1935-1936 учебном году окончил её. Отец с матерью были малограмотными и всегда внушали детям, что учёба это главный труд, для того чтобы выбиться в люди и добиться уважения среди односельчан. Парень усвоил наставления родителей и через год стал обучаться в Сумароковской школе Издешковского района. В 1939 году окончил 7 классов этой школы и считался в своей деревне очень грамотным и умным.
Но Пётр не собирался останавливаться на достигнутом и в 1940 году поступает в Холмовскую школу для дальнейшего обучения. В 1941 году окончил 9 классов и мечтал поступить в Смоленское педагогическое училище. Юноша чётко знает, какому делу посвятит всю свою дальнейшую жизнь. Впереди мечты, планы, молодость, но…
2.2. Жизнь на оккупированной территории. Участник Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками.
Начало войны восприняли с ужасом, но все думали, что она быстро кончится. Война ворвалась в каждый дом похоронками, голодом, холодом, болезнями, ещё большей нищетой. В то же время она сплотила людей. Вместе оплакивали погибших, работали из последних сил, ждали весточку с фронта, провожали призывников. И помогали фронту все: и дети, и взрослые - каждая семья.
Петру Григорьевичу к началу войны было 15 лет. Из воспоминаний его дочери известно следующее: «Первый раз немцы появились в деревне осенью. Приехали на мотоциклах, стреляли гусей, кур и селились в домах, а сами деревенские жили в сарае. В обязанности хозяев домов входили чистка сапог, стирка белья солдат. Кроме того русские должны были кормить немцев. Фашисты очень боялись тифа и больных.
Пётр осенью долго ходил босиком, не было обуви, и у него на ногах образовались волдыри, они лопались и чесались. Немцы ругались на него и не разрешали выходить из сарая. Лекарств не было, лечились травами и другими своими средствами, одевались, кто во что мог.
Долгое время семья, как и все односельчане, находилась на оккупированной территории. Наступил новый режим. Главное ограничение прав для всех деревенских было передвижение: запрещалось под страхом расстрела ходить из деревни в деревню и движение разрешалось только днём, причём часто проверяли документы».
После освобождения Смоленщины в 1943 году вступил в ряды РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия) и уже в марте 1943 года был отправлен на фронт. В 18 лет молодому юноше пришлось защищать нашу землю от фашистских захватчиков. Служил он в воинском звании - рядовой. Зачислен был в пехотные войска. В январе 1944 года принял участие в Кировоградской наступательной операции Красной Армии по освобождению Правобережной Украины. Как впоследствии вспоминал события тех дней: во всех частях со всем офицерским, сержантским и рядовым составом проводили занятия, на которых изучались вопросы наступления и обороны, все тактические занятия проводились в поле, на боевой материальной части, в любую погоду, днем и ночью.
Но недолго ему пришлось воевать. В январе 1944 года Пётр Григорьевич был тяжело ранен и направлен в госпиталь, а затем находился на излечении в городе Кисловодске. Оттуда и вернулся домой в мае 1944 года инвалидом Великой Отечественной войны II группы и с медалью на груди «За отвагу» (см. приложение №2).
2.3. Послевоенные годы жизни и деятельности.
По возвращении домой устраивается на работу учителем (см. приложение №3), а летом 1944 поступает в Смоленское педагогическое училище и в 1948 году оканчивает его. Петру Григорьевичу присваивают звание учителя начальных классов (см. приложение №4).
С 1944 года началась трудовая деятельность Григорьева, работал учителем начальных классов в разных уголках Смоленщины Холм – Жирковского района (см. приложение №5). Особенно заполнилось место работы в деревне Ивашково Холм-Жирковского района, где он был и учителем, и директором начальной школы. Много внимания Пётр Григорьевич уделял трудовому воспитанию младших школьников. В школе был земельный участок, на котором дети сами выращивали картофель. На деньги, вырученные после продажи картофеля, покупали для школы чай, сахар, печенье, баранки и школьные принадлежности: тетради, ручки, учебники и т.д. Сами школьники принимали участие в косметическом ремонте своего класса, поддерживали в нём чистоту и порядок.
В деревне был построен клуб, в выходные там собиралась вся молодёжь, играли в разные игры, пели под гармонь, танцевали вальс, страдания, цыганочку. Особенно любили зимние забавы на Рождество и Масленицу (см. приложение №9).
В 1950 году познакомился со скромной девушкой Базановой Галиной Александровной и в ноябре1951 году они поженились (см. приложение №6). По меркам того времени семья считалась сельской интеллигенцией, муж - учитель школы, жена - медсестра. Два уважаемых человека в деревне, к которым прислушивались и приходили за советом. Они были образцом советской семьи того времени.
С 1960 года семья живёт в деревне Ново – Ивановское Агибаловского сельского совета. Пётр Григорьевич с этого года и по 1964 - секретарь партийной организации колхоза «Прогресс» и заместитель председателя колхоза. Занимаемые должности - серьёзные и ответственные, но ему вся работа по плечу. Однако любовь к детям пересиливает, и он возвращается в школу.
В последние годы своей педагогической деятельности Григорьев работал воспитателем в Агибаловской школе-интернате (см. приложение №7,8). В школе всегда уделялось внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения (см. приложение №11).
Родители учеников, односельчане и жители соседних деревень уважали и ценили Петра Григорьевича за чуткое и внимательное отношение к их детям. В числе его учеников были и собственные дочери: Надежда 1952 года рождения, Наталья - 1956 года рождения и Татьяна 1959 года рождения (см. приложение №6).
В дальнейшем Надежда и Татьяна стали педагогами высшей категории, за плодотворный труд награждены грамотами Министерства образования РФ, нагрудным знаком «Почётный работник общественного образования РФ». В выборе их профессии, конечно же, сказался личный пример отца – Григорьева Петра Григорьевича.
Пётр Григорьевич неоднократно выступал на митингах, посвящённых памяти павшим героям Великой Отечественной войны (см. приложение №10), был редактором сельской и школьной стенгазеты, сочинял стихи, фельетоны на злободневную тему дня, вёл активный образ жизни, участвовал во всех мероприятиях, проводимых в школе и в деревне.
Его жизнь и деятельность была примером для подражания.
После выхода на пенсию трудно было привыкать к новому ритму жизни, когда не надо каждый день спешить на работу. Особенно трудно чувствовать свою невостребованность, одиночество.
Именно поэтому, будучи на пенсии, продолжал свою трудовую деятельность, оказывал посильную помощь и поддержку участникам Великой Отечественной Войны, был председателем районной организации Всероссийского Общества инвалидов.
За долголетний и добросовестный труд Григорьев Пётр Григорьевич был награждён медалью «Ветеран труда» (см. приложение №12).
7 августа 2000 г. участник Великой Отечественной войны, житель деревни Ново-Ивановская – Григорьев Пётр Григорьевич скончался, но память о нём жива.
III. Заключение
Изучив историю судьбы своего земляка - соседа, я убедилась, что жизнь этого удивительного человека отражает историю нашей Родины.
Каждая веха, десятилетие, время, выдвигает своих героев. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют о себе и своих делах что-то важное, то, благодаря чему их будет помнить другое поколение.
В исследовательской работе были отмечены биографические события ветерана, педагога школы, Григорьева Петра Григорьевича, в довоенное, военное и мирное время. Его жизненный путь должен стать примером для подрастающего поколения, стать нравственным ориентиром в непростом современном мире.
Считаю, что поставленная цель выполнена: в работе показаны основные вехи жизни Григорьева Петра Григорьевича. Занимаясь исследованием, я расширила знания об истории родного края на примере одного человека, связанного с историей судьбы нашей Родины, рассказала о трудовом и военном времени поколения XX века.
Приобрела первые навыки поисково - исследовательской работы, подготовила сообщение с презентацией для своих одноклассников "Дорога, длиною в жизнь"
Надеюсь, что моя работа послужит примером и хорошим начинанием для моих сверстников, и они будут узнавать историю своего края, военное прошлое на примере жизни жителей нашего района. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего.
Список литературы
1. Воспоминания:
- Веселовой Надежды Петровны, старшей дочери Григорьева Петра
Григорьевича;
- Жманковой Зинаиды Яковлевны, соседки Григорьева Петра
Григорьевича;
- Марковой Татьяны Петровны, младшей дочери Григорьева Петра
Григорьевича.
2. Документы:
2.1. - автобиография Григорьева Петра Григорьевича;
2.2 - выписка Григорьеву Петру Григорьевичу из приказа №113 по Холм –
Жирковскому району отделу народного образования Смоленской
области от 30 августа1965 года;
2.3. - заявление Григорьева Петра Григорьевича в районный отдел;
народного образования о принятии на работу от 20 июля 1944 года;
2.4. - копия аттестата Григорьева Петра Григорьевича №338;
2.5. - копия паспорта Григорьева Петра Григорьевича;
2.6. - справка о стаже Григорьева Петра Григорьевича от 20 ноября 1948
года;
2.7. - личный листок по учёту кадров Григорьева Петра Григорьевича;
2.8. - справка Григорьеву Петру Григорьевичу отдела Народного
образования от 25 августа 1949 года №25-02;
2.9. - справка Григорьеву Петру Григорьевичу Смоленского Областного
Института усовершенствования учителей от 9 июля 1966 года;
2.10. - справка Григорьеву Петру Григорьевичу из районного военного
комиссариата Холм - Жирковского района Смоленской области от 11
сентября 1969 года;
2.11. - удостоверение «ВЕТЕРАН ТРУДА» Григорьева Петра Григорьевича
от 12 ноября 1980 года;
2.12.- удостоверение инвалида Отечественной войны Григорьева Петра
Григорьевича Серия Р №618827 от 29 сентября 1997 года.
3. Фото из семейного архива
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Загадочная система из шести экзопланет
Для чего нужна астрономия?
Две лягушки
Астрономический календарь. Октябрь, 2018