О творчестве нашего земляка Гомбо Цыденжапова в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_v_vov_tsydynzhapova_g.docx | 33.3 КБ |
МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»
Научно-практическая конференция,
посвященная 115-летию со дня рождения народного артиста СССР Г.Ц.Цыдынжапова
Секция «История моей Родины»
Творчество Гомбо Цыдынжапова
в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Тугутова Бэлигма,
учащаяся 7 класса
МБОУ «Хилганайская СОШ им.Э-Д.Ринчино»
Научный руководитель: Тыхеева Саяна Николаевна, учитель бурятского языка
МБОУ «Хилганайская СОШ им.Э-Д.Ринчино»
2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Биография Гомбо Цыдынжапова .…………………………………………………...4
Глава 2. Творческая деятельность Гомбо Цыдынжапова……………………………………6
2.1. Творческая деятельность в годы Великой Отечественной войны ……………….6
2.2. Послевоенные годы………………………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………………………..10
Список литературы
Приложения
Введение
«Я считаю, что Бурятии повезло в том, что у истоков зарождения профессионального искусства стоял человек такого масштаба, как Г.Ц.Цыдынжапов. Велик его вклад в развитие бурятского национального искусства. И хотелось бы, чтобы потомки знали и помнили его»…» - так пишет о Цыдынжапове народная артистка СССР, советская и первая профессиональная бурятская балерина, педагог Л.П.Сахьянова.
Гомбожа́п Цыдынжа́пович Цыдынжа́пов — бурятский советский актёр, театральный режиссёр, театральный педагог, драматург, общественный деятель. Народный артист СССР (1940). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Один из основателей бурятского профессионального театра.
Цель работы: исследование творческого пути знаменитого бурятского актера Гомбо Цыдынжапова и привлечение интереса учащихся к музыкальной культуре, в частности к театральному искусству.
Задачи:
Актуальность темы своей работы я вижу в том, что в век новых технологий знание творчества наших земляков помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, родному краю и друг к другу. Считаю, что материал моей работы может вызвать интерес к творчеству знаменитых земляков, музыкальной культуре Бурятии. Мы, к сожалению, мало знаем об этом, так как у современной молодёжи другие интересы и ценности.
В ходе исследовательской работы использованы следующие методы: изучение научно-исследовательских и литературных источников, описание, наблюдение, метод опроса и сравнительного анализа, фотофиксация.
Практическая значимость: проделанная работа будет полезна для учащихся, учителей и тех, кто интересуется историей родного края. Материалы можно использовать на уроках музыки, истории Бурятии, для проведения классных часов.
Глава 1. Биография Гомбо Цыдынжапова
Село Улюкчикан расположен в Баргузинской долине у подножия священных гор Гольмакта и Шастын ундэр уулы. Это 350 км севернее г.Улан-Удэ, на автотрассе регионального значения Улан-Удэ – Новый Уоян.
До 1900 года Улюкчикан назывался Лугшахаан и делился на два маленьких улуса Буктэр и Дагальжин. С приходом Советской власти вплоть до 30-х годов 20 века буряты жили родовыми поселениями (бууса), состоявших из отдельных усадеб.
Местность Дагальжин и Буктэр заселяли в основном следующие рода: hэнгэлдэр оторшо шоно, тумэнтэй шоно, тохой баяндай, Основным занятием у них было скотоводство. В то время каждая семья имела земельный участок: зимник и летник, посевную площадь до половины десятины, крупный рогатый скот, овец и лошадей. Хозяева жили друг от друга на расстоянии от 1 до 2 и более километров, жили в небольших домах, печи были сложены из сырых кирпичей. Большинство населения жили бедно, имели 2-3 коровы, кто имел одну лошадь, а кто ни одной.
Гомбожап Цыдынжапов родился в 1905году 3 мая в семье ламы. В раннем возрасте был отдан на воспитание в буддийский монастырь – Анинский дацан, где пробыл 7 лет. Двенадцатилетним мальчиком-хувараком он сбежал из дацана. Хотя именно там получил азы тибетской медицины и старомонгольской письменности, научился играть на бишхуре. Все времы пребывания хувараком он не расставался с инструментом.
Дома мальчика ждало огромное потрясение. – за время его отсутствия умерла его мать – Радна Николаевна, а отец сильно ругал его за побег. Гомбо долго и горько плакал, говорил, что хочет учиться в русской школе и носить «ород хубсаhан»-русскую одежду. Отец сжалился над сыном и не заставил его вернуться в дацан. Как раз в то время началась революция и кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, останься он учиться в дацане, ведь многие ламы того дацана были расстреляны. Позже ему пришлось батрачить.
После прихода советской власти, практически не зная русского языка, в 1925году поступил в Верхнеудинский педагогический техникум. Отец забил двух коров, бычка, несколько баранов и кур, продал мясо в Баргузине и, как мог, помогал сыну. Гомбожап параллельно работал в Государственном музыкальном передвижном ансамбле при Наркомпросе Бурятской АССР. В 1926 году окончил этнографические курсы.
По окончании техникума в 1929 году Цыдынжапов был назначен инструкторм Дома творчества и часто ездил по районам республики и по всей Восточной Сибири, выискивая талантливую молодежь. Весной 1930 года его командируют в Москву на курсы по художественной работе при Центральном доме самодеятельного искусства (ранее — Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова). В 1931 году Гомбожап поступает на режиссерско-педагогический факультет ГИТИСа, который заканчивает в 1935 году.
В 1933 году, будучи на практике в Бурят-монгольском драматическом театре, работавшем второй сезон, ставит свой первый спектакль «Из искры — пламя» Хоца Намсараева. Дипломной же работой стал «Чудесный сплав» В. Киршона на сцене Русского театра.
Талант Гомбожапа Цыдынжапова был разносторонним. Тяга к музыке привела к созданию с поэтом Д. Дашинимаевым, драматургом А. Шадаевым и композитором П. Берлинским первой национальной музыкальной драмы «Баир», поставленной летом 1938 г. Это было нечто большее, чем просто появление первого музыкального спектакля по мотивам национального фольклора. Начиналась новая страница в театральной летописи Бурятии. Более того, мечта режиссера открыть музыкальный театр могла вот-вот стать явью.
В 1939 году Г.Цыдынжапов был удостоен звания народный артист Бурят-Монгольской АССР.
В 1940 году началась подготовка к первой декаде бурятского искусства и литературы в Москве, состоялись гастроли театра. После «Баира» закономерно было появление первой национальной оперы «Энхэ-Булат батор» М.Фролова и переход театра в ранг музыкально-драматического. Декада имела огромный успех. По итогам декады театр был награжден Орденом Ленина, художественный руководитель театра - Гомбо Цыдынжапов награжден Орденом Ленина, удостоен звания «Народный артист СССР», драматург и режиссер Н.Балдано стал «Заслуженным деятелем искусств РСФСР». Звания «Заслуженный артист РСФСР» получили Н.Гармаева, Н.Гендунова, Ч.Генинов, А.Ильин, Н.Таров.
В 1939 году Цыдынжапов взялся за исполнение своей давней мечты – построить театр. По его личной инициативе и по заказу правительства республики, архитекторы А.Н.Федоров и И.Г. Буров взялись за проектирование здания.
Большое обсуждение вызвал выбор места под строительство. По настоянию Г.Цыдынжапова решили, что театр должен быть в центре, лучше на площади Советов. Приступили к строительству, когда началась война.
Глава 2. Творческая деятельность в годы Великой Отечественной войны
2.1. Артист фронтовой бригады.
С началом Великой Отечественной войны артисты и музыканты ушли на фронт, многие не вернулись. А оставшиеся артисты разделились на концертные бригады и выезжали за пределы Бурятии.
В пьесе «Снайпер" Цыдынжапова (1943) рассказывается об участии бурят в борьбе против гитлеровских захватчиков. Прообразом становится реальный герой войны - Цырен-Даши Доржиев, легендарный бурятский снайпер, уроженец Мухоршибирского района, на счету у которого было 270 врагов.
В том же 1943 году театр поставил свой первый балетный спектакль — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, и оперу «Евгений Онегин» П. Чайковского.
С 26 декабря 1943 года по 4 февраля 1944 года концертная бригада Бурят-Монгольского оперного театра под руководством режиссера, народного артиста СССР Г. Цыдынжапова дала более шестидесяти концертов в воинских частях 2-го Белорусского фронта под командованием прославленного маршала К. К. Рокоссовского. «В брянских лесах было так холодно, что мороз обжигал горло и было трудно петь», - вспоминали участники концертно-фронтовых бригад. Часто приходилось выступать вблизи передовой под грохот выстрелов, бомбежки. Новый 1944 год артисты встретили под артиллерийский залп из легендарной «Катюши» в честь голосистых гостей в гвардейской минометной дивизии авиачасти N.
Этапными постановками этого периода стали:
- «Гроза» А.Н. Островского
- «Егор Булычов и другие» М.Горького.
В 1944 году патриотическую тему продолжила также новая пьеса и постановка Н. Балдано «Бабжа-Барас батор» (музыка Б.Ямпилова). В центре пьесы легендарный эпический образ героя бурятских исторических сказаний Бабжа-Барас батора, возглавившего борьбу бурят против иноземных поработителей. В роли Бабжи выступил Лх. Линховоин, его возлюбленной Уран-Гуа – молодая актриса Лидия Абушеева. Спектакль воспевал героизм защитников Родины, призывал к преданности Отчизне, и эта главная тема была созвучна периоду, переживаемому советским народом в дни войны.
Говорят, что когда говорят пушки, то музы молчат. Но наши артисты вносили свой вклад в дело Победы над фашистским врагом. Своими песнями и выступлениями они поддерживали моральный дух бойцов и давали возможность короткого отдыха между боями.
Рассмотрев тему творчества Гомбожап Цыдынжапова в годы войны, прихожу к выводу, что в любое время человек должен приносить пользу своей стране, своему народу, оставить о себе хорошую память и имя. Надо ответственно относиться к выбранному делу.
2.2. Послевоенные годы.
ьььььььььььььььььььььььььььььььььььь
Заключение
Выдающийся актер, большой мастер сцены, народный артист СССР, режиссер, Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов – один самых талантливых сыновей и гордость Бурятии и нашей Баргузинской долины. Строки из стихотворения Николая Дамдинова «Кто я такой? Сын этих гор и вод» можно смело отнести к Г.Ц.Цыдынжапову. Если бы он не был патриотом своей родины, наверное, не смог бы с такой любовью, проникновенностью исполнять народные песни, петь о Родине, о любимой, сочинять стихи и песни, мастерски исполнять оперные арии.
В статье «Театр был для него святыней» в газете «Огни Курумкана» опубликовано интервью журналиста Д. Баторовой с его дочерью Бэтти Бадмаевной. И в этом интервью она рассказывает, что Бадма Мелентьевич полностью отдавал себя пению. «Приходил после спектакля как выжатый лимон, снимал сорочку – она вся мокрая».
Богатым был оперный и концертный репертуар певца: классика, русские народные песни, песни советских композиторов, бурятские песни и песни собственного сочинения.
Бадма Мелентьевич стал очень популярен как композитор-песенник, сочинял стихи и музыку, сам пел. За короткое время сочинил более 30 песен, многие из которых стали очень любимы в народе. Такова его песня - романс «Тебе, любимая», одна из лучших бурятских песен.
Жизнь Бадмы Мелентьевича оборвалась очень рано, на пороге его 56-летия. Умолк его неповторимый голос, но память о нем жива.
В 1975 году его именем была названа улица в родном Курумкане. Вышла книга музыковеда О. И. Куницына.
В 1994 году проводился фестиваль, носящий его высокое имя, который выявил новые талантливые имена на вокальном небосклоне Бурятии.
В 2008 году издан сборник «Арии, романсы и песни из репертуара Б. Балдакова», автора-составителя Н. Ц. Цибудеевой.
Литературно-музыкальный вечер «Золотой голос Бурятии», посвященный 95-летию со дня рождения Бадмы Мелентьевича Балдакова, народного артиста России был организован Колледжем искусств им. П. И. Чайковского совместно с Национальной библиотекой Республики Бурятия.
Список литературы
Интернет ресурсы
Надежда Цибудеева «Какой красивый голос!»
http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/372473/bio/
Дулма Баторова «Театр был для него святыней»
http://ognikurumkana.ru/articles/media/2017/11/30/teatr-byil-dlya-nego-svyatyinej/
Швейня
Именинный пирог
Как Снегурочке раскатать тесто?
Зимовье зверей
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский