Есть проблемы, которые, касаются отдельного человека, его личного счастья. К таким проблемам относится проблема женского одиночества, трудностей связанных с созданием семьи. Одиночество не только создаёт ощущение невостребованности, психологического дискомфорта, но и отрицательно влияет на демографическую ситуацию в нашей стране. Причины и пути решения данной проблемы анализируются в работе «Женское счастье».
Вложение | Размер |
---|---|
zhenskoe_schaste_rachuk.docx | 44.31 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. А.Г.ШНИТКЕ»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
__________________________________________________________________
413100 Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 3
тел. (8-8453) 55-96-88, E-mail:engels-mal@yandex.ru
Женское счастье.
(Проблема женского одиночества)
Работа ученицы 11 класса
Рачук Анастасии.
Научный руководитель
Андреева – Люксембургская Е.Б.,
учитель истории и обществознания
Содержание. | Стр. |
| 2 |
| 4 |
| 7 |
| 13 |
| 14 |
Введение.
Глобальные вызовы и региональные угрозы современности - логический результат развития мировой цивилизации. Экологические, демографические проблемы, проблемы связанные с отставанием стран «Юга», угроза новой мировой войны не только создают препятствия на пути общественного развития человечества, но и ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Человечество осознало необходимость их скорейшего разрешения и прикладывает серьёзные усилия для их искоренения.
Но есть проблемы, которые, вроде бы, могут повременить с разрешением и касаются отдельного человека, его личного счастья. К таким проблемам относится проблема женского одиночества, трудностей связанных с созданием семьи. Однако одиночество не только создаёт ощущение невостребованности, психологического дискомфорта, но и отрицательно влияет на демографическую ситуацию в нашей стране.
Данная проблема исследуется семейной психологией и социологией семьи – одними из наиболее развитых областей психологического и социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Многочисленные «женские» журналы и форумы на самом разном уровне анализируют проблему женского одиночества, дают советы и рекомендации, но негативные тенденции только усугубляются. Актуальность проблемы не только не снижается, а растет очень быстрыми темпами. Практическое значение данной работы состоит в знакомстве старшеклассниц Музыкально-эстетического лицея с проблемой еще до того, как она коснется их лично. Выбор жизненных целей должен быть осознанным, и чем быстрее это произойдет, тем будет лучше. Для того, чтобы разобраться в том, почему возникают сложности с созданием семьи, я проанализировала учебные пособия для вузов: Микросоциология семьи[1], Семейная психология[2], Социология семьи[3]. Благодаря Интернет–ресурсам я познакомилась со статистическими данными и статьями по проблеме, изучила целый ряд работ в ежемесячном научном и общественно-политическом журнале Российской академии наук «Социологические исследования».
Целью моей работы является изучение причин женского одиночества, сложностей с выбором брачного партнёра и поиск путей преодоления проблемы.
Задачи работы:
Глава I. Печальная статистика.
В связи с коренными изменениями в обществе, взгляды на семью претерпели серьезные изменения. Женщина, чья роль недавно была в первую очередь любящей матерью и «хранительницей очага», стала равноправным с мужчиной членом семьи. Но как только решалась одна проблема – тут же появлялась другая. Возросший статус женщины сопровождается сокращением количества заключаемых браков и полных семей. Перепись 2002 г. показала, что из 1000 человек в возрасте от 16 лет и старше 210 никогда не состояли в браке (в 1989 г. - 161); 572 состоят в браке (в 1989 г. - 653); 114 вдовые (в 1989 г. - 110); 94 разведены (в 1989 г. - 72)[4]. Это показывает, что число разводов и людей, кто вообще никогда не вступал в брак, растёт. Каковы же причины этого?
Ответом на эти вопросы могут послужить печальные статистические данные. Перепись 2002 и 2010 г. показала, что численность женщин на 10 млн превышает численность мужчин. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин соотношение 46% мужчин и 54% женщин держится с начала 2000-х, но и до этого ситуация была немногим лучше[5]. Изначально девочек рождается меньше, чем мальчиков. В возрасте от 0-4 лет на 1000 мужчин приходится 947 женщин. Разница начинает проявляться в возрасте 25-29-ти лет, в этом возрасте на 1000 мужчин приходится 1023 женщины[6]. И проблема здесь кроется далеко не в рождаемости, а в смертности. Почему в современном обществе так высока мужская смертность? Ежегодно из общего числа умерших почти треть составляют трудоспособные граждане, из них около 80% - мужчины[7]. В нашей стране смертность от болезней системы кровообращения составляет 59% от всех причин смерти, это в три-четыре раза больше, чем в других странах. Ещё одна причина - алкоголизм.
И речь идёт не только о некачественных спиртных напитках. Количество алкоголя, которое употребляется русскими мужчинами, зачастую приводит их к алкогольному отравлению. Опрос, посвященный удовлетворенности различными сторонами супружеской жизни, показал, что неудовлетворенность в отношении мужа проявляется, прежде всего, в том, как он материально обеспечивает семью, участвует в выполнении различных домашних работ, какой у него характер. К этим трем позициям присоединяется и употребление алкоголя супругом.[8] Статистика говорит нам, что смертность от алкогольного отравления составляет 128 случаев на 1000 человек. Наркомания, преступность, ДТП, служба в армии тоже уменьшает численность потенциальных женихов.
На самом деле, причин для того, чтобы НЕ вступать в брак гораздо больше. Коэффициент брачности зависит в основном от психологических предпочтений индивида. Согласно результатам недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, самым ценным качеством мужчины для российских женщин является надежность: 31% опрошенных представительниц слабого пола указали эту черту как наиболее важную для них. В первую десятку самых важных мужских качеств также вошли доброта (17%), интеллект (16%), порядочность (15%), честность (14%), мужественность (13%), внимательность и уважительное отношение (12%), работоспособность (10%) и ответственность (9%). По данным ВЦИОМ, россиянки также придают значение верности (8%), веселому и легкому характеру (6%), отсутствию вредных привычек, материальной обеспеченности мужчины (по 5%)[9]. Где они, настоящие мужчины? И сейчас я даже не рассматриваю "особые препятствия" в создании брака, такие как, например, проживание в сугубо мужских или женских регионах. Однако, в советское время такая проблема была более, чем решаема: рядом с городом Иваново - "городом невест" - создавались военные части, чтобы сбалансировать количество девушек и юношей, проживающих в одном регионе. Демограф А.Б. Синельников по данным переписи определил, что 20,3 млн. неженатых мужчин и 39,4 млн. незамужних женщин чисто теоретически могли бы образовать лишь 11,6 млн. браков[10]. Это катастрофически мало, сложившаяся ситуация требует активного стороннего вмешательства. И если женщина или мужчина решают, что фактическое незарегистрированное проживание вместе их обоих устраивает, то, следовательно, зачем же идти в ЗАГС и ставить штамп в паспорте? По данным Росстата, число зарегистрированных браков в 2016 году уменьшилось на 15%. По мнению социологов, нарастание тенденции может привести к снижению рождаемости: мы уже «потеряли» минимум 175 тыс. детей[11].
По моему мнению, семья должна восприниматься как ячейка общества, являющаяся неким "островком спасения" от внешних проблем и решающая множество внутренних задач. Семья - это то место, куда мы стремимся попасть после продолжительного рабочего дня, это место, где всегда будут ждать. По мнению Л.Б. Шнейдера, "семья нужна для того, чтобы: было на кого опереться; с кем посоветоваться; рядом должен быть тот, кому можно доверять; рядом должен быть тот, кто может уравновесить слабости"[12]. Может быть проблема семейного счастья – личная проблема женщины? Думаю, что нет. Государство должно быть не меньше заинтересовано в создании крепкой счастливой семьи, где рождаются и воспитываются дети – будущее нашей страны.
Глава II. Где оно, женское счастье?
Один-ноль-один. Под таким шифром записаны в документах "одиночки": один человек в квартире, ноль мужчин, одна женщина. По данным прошлой переписи, около 1,5 миллиона трудоспособных россиянок жили без пары[13].
Решение проблемы женского одиночества может проходить по двум направлениям: за счёт реализации внутренних резервов и за счёт внешней миграции населения. Под внешними резервами подразумевается создание брачных союзов с иностранцами, внутренние резервы – неженатые мужчины, граждане РФ. Рассмотрим каждый более подробно.
Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнёра, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность и... совместимость внутренних часов. При этом наибольшей является роль возраста, этнической принадлежности и образования. Роль возраста в брачном отборе подтверждается многочисленными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение возрастов партнёров, а небольшое превышение возраста партнёра мужского пола. Например, в 1995 году в РФ было заключено 1 075 219 браков. Из них браки, в которых невеста была старше жениха, составляли 11,7%. Браки, в которых возраст жениха и невесты находился в одном и том же пятилетнем интервале - 39,2%. И, наконец, браки, в которых жених был старше невесты, - 49,1%. На самом деле, эта тенденция уже давно укоренилась в культуре и сознании людей. Многие женщины думают, что чем взрослее мужчина, тем выше его социальный статус. Для мужчин юный возраст женщин ассоциируется с красотой.
Людям, принадлежащим к одной и той же социальной группе, намного легче создать крепкий союз, чем тем людям, у которых социальный статус разный. Образование партнёров играет огромную роль. Так, в современном обществе, многие женщины стараются получить высшее образование (многим это удаётся, причём образование может быть не одно). В силу своей природы, женщины изначально прилагают намного больше усилий, чем мужчины, чтобы достичь поставленной цели. Вероятность оказаться со схожими со своим партнёром интересами более велика у тех мужчин и женщин, имеющих одинаковое образование. В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызвать «переизбыток незамужних женщин, блестяще образованных, профессионально занятых», однако не имеющих возможности найти себе подходящего партнёра из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования[14]. Отсюда, кстати, вытекает существование «второго пика» внебрачной рождаемости: потеряв надежду найти достойного мужа, женщины сознательно выбирают путь «одинокого материнства». Кажется, что ничего плохого в том, что обеспеченная женщина будет воспитывать ребёнка одна, нет, если она действительно МОЖЕТ его воспитать. С другой стороны, матери-одиночки очень часто испытают трудности с воспитанием детей, и трудности скорее не материальные (ведь женщина осознанно выбрала путь матери-одиночки), а психологические. Возвращаясь к тому, зачем нужна семья и брак, можно сделать вывод, что ребёнок из неполной семьи будет совсем иначе воспринимать те вещи, которые, например, понятны и доступны ребёнку из полной семьи.
Может, выход в данной ситуации в заключении ранних браков, когда соотношение численности женщин и мужчин более благоприятное, сохраняется возможность продолжения образования, формирования у супругов внутри брачного союза общих ценностей, привычек, круга общения.
Данные полученные мной при опросе 18 старшеклассников и 23 старшеклассниц МЭЛ позволяют сделать вывод, что ранние браки (до 20 лет) не популярны у обеих групп опрошенных (юноши - 5%, девушки - 9%). При этом в возрасте до 25 лет свободные отношения, не связанные с браком и сожительством юноши выбирают в два раза чаще, чем девушки (39 и 17%). Сравнивая эти данные со студенческой аудиторией, обнаруживаю, что добрачные сексуальные отношения с возрастом становятся популярнее. По данным опроса студентов Минска и Новосибирска на тему "Как вы относитесь к существующим формам семейной жизни?" подавляющее большинство положительно отзывалось о зарегистрированном браке[15]. Однако примерно половина опрошенных также позитивно оценивают и свободное сожительство (гражданский брак), как возможность "проверить настоящие чувства и понять, подходит ли тебе партнёр или нет". Также следствием раннего распада браков может быть возраст вступления в половую жизнь. Приемлемость половых контактов до вступления в брак существенно сказывается на его устойчивости в будущем. Отношение к этим явлениям в современном обществе динамично меняется. По исследованиям, проведённым Институтом социологии РАН, только 12% опрошенных высказались против добрачных половых отношений. По результатам опроса Левада-Центра, 78% дали положительную оценку сожительству. Люди смотрят на сожительство, как на нечто неизбежное и предельно нормальное[16].
Какие семейные ценности пропагандируются в нашем обществе, почему у молодежи господствует установка на свободные отношения? Стоит только включить вечером телевизор на центральном Первом канале, как можно увидеть в ток-шоу очередную семейную драму, фильмы, программы, культивирующие свободное сожительство. Конечно, нельзя считать, что общество равнодушно относится к данной проблеме. Традиционные конфессии нашей страны негативно относятся к сексуальным отношения вне брака. Партия ЛДПР предлагает создать Министерство по демографической политике. "Сегодня в России около 700 тысяч сирот и детей без попечения родителей. Поиском семей для них и шанса на достойное будущее должен заняться единый управленческий орган". Вести пропаганду здоровой семьи: "СМИ должны показывать больше примеров успешной, благополучной семьи, а не скандалы, как это происходит сегодня"[17]. Но ЛДПР - не правительственная партия, а в демократическом государстве не принято вмешиваться в сферу личных отношений.
Второе направление – мужская трудовая иммиграция. По данным статистики, если бы не иммиграция, население России уже с середины 1990-х годов сокращалось бы ежегодно на 800-900 тыс. человек в год. Начиная с 2004-го года, сальдо миграции стало быстро расти, увеличившись в 3,5 раза[18]. Эти цифры отражают не столько увеличение физического объёма нетто-миграции, сколько сокращение незаконной и рост легальной миграции. Поток нелегальных мигрантов имеет свои причины: разрыв в уровне зарплаты между Россией и её южными соседями, наличие безвизового режима пересечения российских границ жителями стран СНГ. С притоком новой «порции» мигрантов параллельно происходит и отток части наших русских девушек, которые выходят замуж за иностранцев. «Голубая мечта» некоторых наших девушек выйти замуж за европейца или американца часто объясняется просто: многие девушки хотят быть материально обеспечены, ни сделав при этом ни единого лишнего движения. Представьте их разочарование, когда «любовь всей их жизни», вернувшись вместе с ними на родину, оказывается не только малообеспеченным, но ещё и властным тираном, способным превратить жизнь девушки в ад.
Сейчас каждый четвёртый брак в Москве межнациональный, «в моду» вошли браки с народами Кавказа и Средней Азии[19]. Самый простой способ для приезжего стать «своим» в России и избежать статуса нелегала – жениться на русской. К тому же, если эта девушка – москвичка, то тут уж выгода очевидна! Правда, не факт, что эти браки будут такими же счастливыми, как если бы это были браки между русским мужчиной и русской девушкой. Конфликт культур при межнациональном браке неизбежен. Попадая в другую среду, хоть бытовую, хоть культурную, хоть религиозную, адаптироваться довольно сложно. Особенно если человек уже имеет свои моральные устои и принципы. Так, например, если родители не препятствуют межнациональной дружбе своих детей, то что же они скажут по поводу таких браков? Для трети мигрантов-мусульман это вообще неприемлемо, тогда как 38% опрошенных русских отозвались положительно о межнациональном родстве их семей, «если дети поженятся по любви»[20]. Для многих мигрантов-мусульман очень важно мнение их матерей, которые очень часто против их браков с девушками-славянками. К тому же, мигранты, которые приезжают на заработки и остаются на долгое время, могут быть УЖЕ женаты у себя на родине! Представьте, какой шок будет у русской девушки, которая вернётся со своим «мужем» обратно в его страну и обнаружит, что она не первая его жена, ведь больше половины таких межнациональных браков не являются официально зарегистрированными. Понятно, что в фиктивных браках проблем с психологической совместимостью не будет. Однако есть и ловушки, подстерегающие наших незадачливых невест, которые стремятся найти более счастливую жизнь «на солнечной стороне». Только вот они не принимают в расчёт то, что, попадая в семью с другой религией, жить как прежде они уже не смогут. Такие браки, хотя и редко, но всё же могут быть прочными и счастливыми: если женщина-славянка адаптируется к новым условиям, то её со временем можно даже не отличить от женщины-мусульманки. Дети от таких браков будут воспитываться в двух культурах, что может вызвать у них сложности с поиском собственного «я».
Ещё один аспект – межнациональные браки с гражданами Китая. Возможно, причиной этому - недостаток соотечественниц, который стимулировал заключение браков с представителями других народов. Однако, администрация Хабаровского края не поощряет такие браки и не считает их поводом для предоставления китайцам гражданства в России. Обычно такие браки носят фиктивный характер и не предоставляют гражданам Китая даже вида на сожительство. Но это не значит, что крепких и счастливых браков между китайцами и русскими девушками нет и быть не может. Наоборот, за последние пять лет зарегистрировано около 130 браков, от которых родились здоровые дети[21]. Из-за того, что процедура заключения союза в России гораздо труднее, чем на территории КНР, в последние годы появляется тенденция вывоза невест за границу страны. Обычно мотивацией выбора нашими женщинами мужчин-китайцев является, опять-таки, пьянство русских мужчин.
Вообще, все браки основываются на психологическом обоюдном выборе партнёрами друг друга. Если люди «подходят друг другу», то почему бы им не жить вместе? Имея за плечами опыт нахождения компромисса и выхода из мелких бытовых конфликтов, есть возможность создать крепкую и счастливую семью, в которой вырастут такие же здоровые и счастливые дети, которые будут понимать важность создания своей семьи. Семья не должна восприниматься как «дополнительная ответственность и вечные проблемы». Ребёнок, воспитанный в полной счастливой семье, в будущем будет ориентироваться на своих родителей и будет передавать подобный опыт своим детям, культурные и моральные принципы сохранятся. И, возможно, именно это убережёт наше общество от дальнейшей деградации.
Заключение.
С каждым годом в нашей стране растет число одиноких людей. Если в 90-е годы не имели семьи 22% населения, то сегодня – уже 40%. Увеличивается число одиноких женщин, которые не могут найти себе спутника жизни. Причина не только из-за нехватки мужчин, но и из-за переоценки ценностей женщинами. Эксперты из Института демографических исследований утверждают, что дело не в количестве мужчин, а в их качестве. Увеличение количества одиноких успешных девушек и женщин связано в основном с тем, что многие российские мужчины уступают им в трудолюбии, образованности, культуре поведения, ответственности и способности к карьерному росту. Многие одинокие мужчины спиваются, превращаются в наркоманов, морально и физически деградируют. Круг замкнулся, отсутствие семьи, ответственности за любимых и близких людей делает мужчину слабым. Многие современные женщины предпочитают решать свои финансовые и бытовые проблемы самостоятельно. Но даже при желании найти спутника жизни современная женщина сталкивается с сильной конкуренцией в этой области, т.к. изначально задаёт достаточно высокие требования к мужчине. И выход в данной ситуации каждый ищет самостоятельно. Увеличение количества родившихся детей без заключения брака, записанных в органах ЗАГСа со слов матери, показывает стремление женщин создать семью, даже в том случае когда не нашлось «достойного» спутника жизни. Межэтнические браки часто сталкиваются с проблемой конфликта культур, разными ценностными установками и традициями. Безусловно, вмешательство государства в частную жизнь недопустимо, но умелая пропаганда семейных ценностей через СМИ и произведения искусства была бы совсем не лишней. Очень хотелось бы, чтобы это осознали те, кто через телепрограммы и интернет-пространство воспитывает современную молодежь. Молодые девушки должны определится с выбором жизненных целей, стоит ли в угоду учёбе и карьере тянуть с созданием семьи, вступать в сожительство, откладывать рождение ребенка.
Список литературы:
[1] Антонов А.И. Микросоциология семьи – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 283.
[2] Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Учебное пособие для вузов. – М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – С.123.
[3] Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – М: ИНФРА-М, 2010. – С. 295.
[4] Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010. – С.194.
[5] Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
[6] Винштейн И. Статистика мужчин и женщин в России. Режим доступа: http://www.winstein.org/blog/statistika_muzhchin_i_zhenchin_v_rossii/2013-04-23-96
[7] Причины смертности в России. Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_8894.htm
[8] Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт. Краткие итоги выборочного исследования «Семья и рождаемость» Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm
[9] Белый М. Одиночество женщин в России принимает характер эпидемии. Режим доступа: http://www.newizv.ru/society/2013-03-07/178892-ja-sama.html
[10] Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.283.
[12] Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Учебное пособие для вузов. – М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – С.123.
[13] Жебит М. Один в доме не воин // Российская газета.- Режим доступа: https://rg.ru/2010/10/24/odinochestvo-site.html
[14] Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – М: ИНФРА-М, 2010. – С. 295.
[15] Ильиных С.А. Представление о семье студентов Минска и Новосибирска //Социологические исследования. - 2014.- №3.- С. 59-65.
[16] Брыкова Т.Ю. Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? //Социологические исследования. - 2011. -№11.- С. 140- 145.
[17] Программы Либерально-демократической партии России. Режим доступа: http://ldpr.ru/party/Program_LDPR/
[18] Иванов Ж. С. Международная миграция в России: динамика, политика, прогноз //Вопросы экономики.- 2011.- №10.- С. 35-52.
[19] Белозуб Г. Браки между людьми разных национальностей: в чём здесь опасность? Режим доступа: http://moya-semya.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=1375&catid=88&Itemid=170
[20] Солодова Г.С. Интеграция мигрантов-мусульман в российское общество //Социологические исследования. – 2011.- №4.- С. 44-49.
[21] Владимирова Д.А. Смешанные браки россиян и граждан КНР в Приморском крае. // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. - №2 - 2005 – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/cmeshannye-braki-rossiyan-i-grazhdan-knr-v-primorskom-krae
Мальчик и колокольчики ландышей
Ласточка. Корейская народная сказка
Музыка космоса
Повезло! Стихи о счастливой семье
Всему свой срок