Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. Об обрядовых традициях тувинского народа существует немного публикаций.В данной работе мы показали некоторые традиции и обряды тувинского народа: обряды сопутствующие детям в период младенчества - от рождения до трех лет,обряд кормления огня, охотничьи обычаи, запрещенные действия в отношении к земле, воде, растениям, обычай хап дуптээр («мешок не пустой»), обычай уважительного ухаживания за гостем.
Вложение | Размер |
---|---|
evilen.pptx | 2.26 МБ |
Слайд 1
Автор: ученица 4 « д » класса Лицея № 15 города Кызыл Хоюгбан Эвилен Обычаи Тувинского Народа МАОУ «Лицей№15 им.Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко» Научно-практическая конференция учащихся.Слайд 2
Вид проекта : индивидуально-исследовательский проект Цель: Изучить историю ,обряды и традиции тувинского народа Задачи: 1. Собрать и изучить материалы о своем народе. 2.Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков. 3. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение. Результат исследования: информационный материал в виде мультимедийной презентации « Обычаи тувинского народа»
Слайд 3
Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.
Слайд 5
Юрта – жилище тувинцев.
Слайд 6
Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени.
Слайд 7
В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником ) в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.
Слайд 8
Сут чажар-ритуальное кропление чаем или молоком. Дань уважения богам ( солнца, земли, неба, воды) с ритуальным чтением молитвы « Йорээл ».
Слайд 9
Девятиглазник Тос-карак - ритуальная ложка для совершения традиционного обряда « Сут чажар »
Слайд 10
У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты: - Нельзя плевать в огонь - Нельзя бросать мусор в огонь - Нельзя перешагивать через огонь - Нельзя загрязнять воду - Нельзя бросать мусор в реку - Нельзя рубить лес - Нельзя справлять естественные нужды около реки
Слайд 11
ОБРЯД КОРМЛЕНИЯ ОГНЯ
Слайд 12
Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.
Слайд 13
Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса », т. к. помимо задачи пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством.
Слайд 14
Колыбель новорожденного.
Слайд 15
Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка, никогда грубо не клали ее на землю, считая что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.
Слайд 16
Традиция уважительного ухаживания за гостем Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр , аяк эрнин ызыртыр » — «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» — « ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.
Слайд 17
Гость в тувинской юрте
Слайд 18
Охотничьи традиции Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.
Слайд 19
Общинные нормы и традиции проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала . Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.
Слайд 21
Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовала традиция обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок ( чореме ). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин.
Слайд 22
Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала . О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов.
Слайд 23
Один из тувинских обычаев – сава дуптээр .
Слайд 24
Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.
Слайд 25
Изучив традиции и обычаи тувинского народа мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Этот древний-древний-древний мир!
Проказы старухи-зимы
Как нарисовать небо акварелью