Исследовательская работа по окружающему миру о микробах, о их пользе и вреде для человека.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zelyonaya_ulyana_2b_klass.docx | 758.1 КБ |
Исследую окружающий мир. Микроб под микроскопом.
Зелёная Ульяна,
ученица 2 «Б» класса
МОУ «Лицей №56»
Научный руководитель:
Ветренко Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ «Лицей №56»
Саратов, 2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………3
Основная часть
1. Кто изобрёл микроскоп? ………………… ……………………………………….. 4-5
2. Что такое микроб? Виды микробов. ………………………………………… 5-6
3. Микроб под микроскопом (опыты). ……………………………………………6-7
4. Гигиена. Правдивая история про Ульяну. …………………………………. 7-8
5. Анкетирование …………………………………………………………………………… 9
Заключение………………………………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………………………10
Приложение
Введение
Выбор темы исследования.
Я очень люблю исследовать окружающий мир. У меня возникает много разных вопросов. Раньше я их задавала маме, а сейчас люблю сама искать ответы на свои вопросы. Однажды под новогодней ёлочкой я нашла замечательный подарок – микроскоп. Мне сразу же стало интересно узнать, что же можно увидеть с помощью такого прибора? Кто изобрёл микроскоп?
Зачем он нужен людям? И я приступила к изучению интереснейшего мира маленьких организмов.
Цель исследования:
- рассказать о том, что изучение окружающего мира – это увлекательное занятие;
- узнать новое о маленьких организмах (микробах) с помощью микроскопа.
Задачи исследования:
- проанализировать научную информацию по теме;
- выяснить, что такое микроскоп, кто его изобрёл;
- узнать, что такое микробы, пользу или вред они приносят людям;
- зачем надо чаще мыть руки;
- определить, знают ли мои одноклассники правила гигиены.
Гипотеза исследования.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- опыты, наблюдение;
- анкетирование;
- отражение в своих стихах правил гигиены.
Основная часть
1. Кто изобрёл микроскоп?
МИКРОСКОП - это оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, которых не видно невооруженным глазом. Микроскопы бывают простые и сложные. Простой микроскоп – это одна система линз. Простым микроскопом можно считать обычную лупу – плосковыпуклую линзу. Сложный микроскоп (который часто называют просто микроскопом) представляет собой комбинацию двух простых. Он увеличивает изображение предмета в несколько сот или даже тысяч раз.
Микроскопы начали изготавливать в 17 веке. А изобрёл этот удивительный прибор голландец по фамилии Левенгук.
Антони ван Левенгук (1632—1723)
Левенгук не был учёным, он имел свою лавку (маленький магазин) и занимался продажей сукна и других тканей. В своей работе он часто использовал увеличительное стекло для определения качества ткани. Однажды он рассматривал капельку дождевой воды под увеличительной линзой и вдруг испугался – торговец увидел в капле скопище каких-то неведомых мелких «зверушек». Это были бактерии. Он стал наблюдать за ними и для удобства сконструировал микроскоп. Описание своих «зверушек» Левенгук послал в Лондонское Королевское Общество. Учёные мужи с удивлением ознакомились и подтвердили исследования дотоле никому не известного лавочника. И даже избрали его членом своего Общества. Так изменилась жизнь простого торговца, а его открытие сыграло большую роль в развитии науки.
2. Что такое микроб? Виды микробов.
Микробы - это мельчайшие живые микроорганизмы, видимые только под микроскопом. Первые микробы возникли много млрд. лет назад и были единственными живыми существами на Земле. Микробы — самые настоящие невидимые хозяева Земли. Они окружают человека повсюду.
Микробы содержатся в почве, в воде, воздухе, в растениях, животных и человеческих организмах. Крошечные организмы отличаются по своей структуре, происхождению и сфере обитания, но большинство из них характеризуется хорошей приспособленностью к внешним условиям.
Так, развитие и размножение микроорганизмов возможно при температуре от -7°C до +75°C. А некоторые умудряются выжить и при 120° C.
Поскольку микробов очень много, их принято разделять на такие виды:
- Бактерии.
Они состоят только из одной клетки, а форму могут иметь разную, в частности спиральную, продолговатую, шаровую. Опасным для здоровья человека являются только 1% из всех существующих бактерии. Многие из них приносят человеку пользу и обеспечивают нормальное функционирование организма (например, лактобактерии).
- Вирусы.
Это бесклеточные микробы, но в их структуру входят молекулы РНК (ДНК), гены и белковая оболочка. Собственно, вирусы являются достаточно опасными для человека, ведь попав в организм, они нарушают условия нормальной жизнедеятельности клеток органов, чем вызывают различные заболевания.
- Грибок.
Этот микроб называют еще примитивным организмом. Большинство грибков способны вызвать различные заболевания в человеческом теле.
- Паразиты.
Относятся к простым организмам, которые состоят из одной клетки. Некоторые паразиты могут проживать в человеческом теле, другие нет.
Заразиться вредными для человека микробами можно разными путями:
- укусы насекомых, зверей, птиц, грызунов и т.п.;
- через пищу и питьевую воду;
- через грязные руки;
- через купание в водоемах;
- через зараженные медицинские инструменты или бытовые предметы;
- воздушно-капельным путем.
Следует понять, что человек просто обручен на сосуществование с микробами, а потому должен научиться брать от них пользу и оберегаться от опасностей.
3. Микроб под микроскопом (опыты).
Первый опыт -грязь на руках.
Мы с раннего детства слышим от взрослых, что грязные руки опасны для здоровья. Оказывается, на грязных руках живут микробы, из - за которых можно заболеть. Какие они эти микробы? Это очень маленькие существа, увидеть их без микроскопа невозможно. Будем их исследовать.
Чтобы начать опыты, используя микроскоп, необходимо провести подготовительные процедуры. Для этого мы взяли спирт, ватный диск и протерли все части микроскопа ватным диском, пропитанным спиртом. Так же ватным диском было очищено предметное стекло от пыли. Отрегулировали освещение на рабочем месте, где будут проводиться исследования. Далее для опыта мы подготовили стерильную емкость, шприц стерильный, дистиллированную воду (в такой воде не бывает микробов), ватные стерильные палочки. Дистиллированную воду мы налили в стерильную емкость, с помощью ватных палочек взяли пробу с руки. Ватную палочку с пробой поместили в емкость с дистиллированной водой. Каплю грязной воды из емкости мы поместили на предметное стекло и закрыли покровным стеклом. Таким образом полученный микропрепарат поместили на предметном столике микроскопа и приступили к исследованию. Результат оказался интересным и захватывающим. Мы увидели разные движущиеся шары и палочки, это было похоже на фильм из жизни маленьких организмов.
Опыт второй – плесень под микроскопом.
Для второго опыта мы вырастили плесень на блинах. Плесень хорошо растет во влажных и темных местах. Мы положили блинчик на тарелку, накрыли полиэтиленовым пакетом, чтобы образовалась влажная среда, и поставили в тёмное место. Через неделю можно было приступить к изучению выращенной плесени.
На вид плесень выглядела зеленоватым неприятным пушистым образованием. С помощью пинцета мы отделили часть плесени, поместили на предметное стекло, добавили сверху каплю дистиллированной воды и закрыли покровным стеклом. Полученный опытный препарат расположили на предметном столике микроскопа и приступили к рассмотрению.
В микроскоп мы увидели белые нити с чёрными концами, темно коричневые «коробочки». Всё это было похоже на фантастический цветок. Но, изучив предварительно информацию о плесени, мы уже знали, что такой красивый «цветок», увиденный под микроскопом, может быть опасен и вызывает различные виды аллергии. А «коробочки» -это споры, с помощью которых размножаются плесневые грибы. Поэтому мы без сожалений сразу утилизировали с предосторожностями опытный образец.
Опыт третий – аквариум.
В окружающей нас среде находится множество различных микроорганизмов. В предыдущих опытах мы исследовали микробы на руках и плесневые грибы под микроскопом. Нам очень хотелось посмотреть и на другие виды микроорганизмов.
Наше внимание привлёк аквариум, стоящий в нашей квартире. У основания крышки аквариума образовался зелёный налет, который показался нам интересным для изучения. Мы подготовили чистое предметное стекло, пинцетом поместили на его поверхность образец со стенок аквариума, добавили дистиллированной воды, закрыли покровным стеклом. Положили образец на предметный столик микроскопа и приступили к исследованию. Увиденное отличалось от увиденного в предыдущих опытах. Это были другой формы разнообразные микроорганизмы. Мы удивились увиденному. Раньше мы думали, что в нашем аквариуме живут только рыбы,теперь будем более тщательно очищать стенки аквариума от налета и всегда вовремя менять воду, чтобы не образовались в аквариумной воде болезнетворные бактерии.
4. Гигиена. Правдивая история про Ульяну.
Жил на свете микроб КОК
Без Забот и без хлопот.
На ладошках у Ульяны
Микроклимат и еда
Вот какая красота!
Говорила мама часто:
«Руки грязные помой!
Ты гуляла, ты играла
И кота ты обнимала!»
А Ульяна отвечала:
«Не хочу, я говорю,
Лучше булку откушу!»
Тут микроб расхохотался,
Широко разулыбался,
Прыгнул в рот и был таков !
Стал он жить внутри нее.
Время к вечеру течет,
Дочка к мамочке идет:
«Что - то плохо, мама, мне!
Я горю вся, как в огне.
Сильно мой живот болит,
Будто кто - то там сидит.»
Мама дочке отвечает:
«Что ж пойдем, таблетки пить,
Выгоним, кто там сидит.
Будешь чаще умываться,
Никакой тогда микроб
Не попадёт тебе в живот!»
5. Анкетирование
Результаты анкетирования показали, что один ученик из 22-х опрошенных не знал, что такое микроб, двое не знали, что нужно мыть руки после того, как погладишь животного, остальные вопросы гигиены ни у кого не вызвали сомнений, все ответили правильно.
Заключение
Проведя исследовательскую работу, я сделала выводы:
- изучать окружающий мир интересно и увлекательно;
- с помощью микроскопа можно рассмотреть мельчайшие живые организмы – микробы;
- микробы окружают человека повсюду, поэтому он должен
научиться брать от них пользу и оберегаться от опасностей;
- чтобы не заболеть, необходимо соблюдать правила гигиены.
Таким образом, моя гипотеза о том, что микробы действительно существуют, и их можно увидеть собственными глазами, подтвердилась.
Мы со своими одноклассниками и дальше будем изучать окружающий мир. Я уверена, нас ждёт множество интересных открытий, которые, возможно, перевернут весь научный мир, как открытие голландца Левенгука.
Список литературы
1. Майстров Л.Е.: Приборы и инструменты исторического значения. Наука, 1974
2. Райнер К.: Микроскоп. Мир книги,2008
3. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. Москва, 2004
4. Сайты:
www.stavrosha.ru
www.potomy.ru
Весенняя гроза
Снежная книга
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Круговорот воды в пакете
Невидимое письмо