Вода - самое распространенное на нашей плане и самая загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды.
Цели проекта:
Показать важность воды в жизни человека
Задачи проекта:
1. собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме;
2. провести анкетирование среди учащихся и работников школы Царево-Займищенская СОШ: «Какую воду мы пьем?»;
3. провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни;
4. изучить роль воды в жизни человека.
Объекты исследования проекта: водопроводная вода Царево-Займищенская СОШ Вяземского района Смоленской области, колодезная вода, родниковая вода.
Вывод: Именно из-за жизнедеятельности человечества водная проблема стала одной из самых главных. Вода на нашей планете зародила жизнь. Из-за того, что мы привыкли к ней и часто забываем о том, что вода – это иссекаемый ресурс, и она не безгранична. А если исчезнет вода, то исчезнет и жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
Вода - источник жизни | 544.9 КБ |
презентация к защите проекта | 1.71 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Царёво-Займищенская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Итоговый индивидуальный проект по биологии
«Вода-источник жизни»
Автор учащаяся 9 класса
Заброденко Яна Руслановна
Руководитель Шестерикова Наталья Николаевна,
учитель биологии
д. Царево-Займище
2018 год
Содержание
Введение…………………………………………………………..…3
Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?
1. 1 Виды воды и методы её исследования…… …………………….6
1. 2 Влияние воды на физиологию человека …………………….......7
Глава 2. Анализ качества воды деревни Царёво-Займище
2. 1 Определение качества воды в пробах путем опытов……………10
2. 2 Анкетирование учащихся и работников школы ………………..13
Заключение ……………………………………………………………15
Список использованной литературы ……………………………...16
Приложения
Приложение №1 ……………………………………………………….17
Приложение №2 ……………………………………………………….18
Введение
Вода - самое распространенное на нашей плане и самая загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Но в течение последних десятилетий наблюдается постоянное ухудшение качества питьевой воды. Вопрос чистой воды напрямую связан с гомографической проблемой, которая заключается не только в увеличении рождаемости, но и в снижении смертности, увеличении продолжительности жизни россиян.
Вода - источник жизни, именно поэтому проблема защиты воды стоит на первом месте у всех экологических объединений. Физико-химические свойства воды необходимы для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей.
Организм человека на 70% состоит из воды. Она является для нас самым главным ингредиентом для того, чтобы иметь здоровое тело и отличное самочувствие. Ничто так не влияет на наше здоровье, как её потребление. Вода необходима для пищеварения, для деятельности почек и печени. Она так же содержится в мышцах и легких человека, в овощах и фруктах. Талая вода улучшает обмен веществ, усиливает кровоснабжение, снижает количество холестерина в крови и успокаивает сердце. Для существования живого организма необходимо постоянное содержание воды в определенном количестве. Поэтому следует принимать серьезные меры по охране воды.
Вода – единственное вещество на Земле, которое имеет сразу три агрегатных состояния: твердое (лед), жидкое (вода) и газообразное (водяной пар). На Земле содержится примерно 361,13 млн км2 воды, причём пресные воды составляют порядка 10% общего планетарного запаса. 3\4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твердой водой, то есть снегом и льдом – покрыто 20% суши. От воды так же зависит климат планеты. Если бы не вода, земля давно бы остыла.
В данном проекте рассмотрены актуальные вопросы чистоты водных ресурсов родной деревни Царево-Займище. На основе проделанных опытов дана характеристика качества воды, пробы которой взяты из разных источников нашей деревни. Для этого я изучила различные методы исследования качества воды и самостоятельно отработала их.
Актуальность темы: Вода создала нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна. Она является главным компонентом жизни. Именно поэтому необходимо её изучение.
Разработанность:
1. Зацепина Г. Н. Физические свойства и структура воды. – М.: МГУ, 2010.
Свойства воды интересуют научных работников разных специальностей – физиков, химиков, биологов, геологов. До настоящего времени не разработана теория жидкого состояния и нет теории, объясняющей удивительные свойства воды, которые обычно классифицируются как «аномальные» по сравнению с аналогичными свойствами простых жидкостей. Именно этим свойствам обязаны многие геологические особенности. Земля и сама жизнь настоящая монография является первой книгой на русском языке, где систематически рассмотрены свойства молекулы O, свойства пара, свойства различных кристалловO и свойства воды в жидком состоянии. Одна из глав книги посвящена природе водородной связи, которая наряду с особенностями структуры молекулы воды определяют свойства этой жидкости. Книга рассчитана на научных работников и студентов.
2.Вода: структура, состояние, сольватизация. Достижения последних лет. – М.: Наука, 2005
Книга (десятая из серии монографий «Проблемы химии растворов») является коллективным научным трудом, посвященным изучению свойств воды на молекулярном и надмолекулярном уровнях в широком диапазоне p-Т-параметров, включая сверхкритическое и переохлажденное состояния, а также описанию состояния воды в реальных условиях – при контакте с органическими растворителями, твердыми пористыми материалами и на границе раздела жидкость/газ.
3. Дроздов И. В. Удивительная биология. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
Книга рассказывает о загадочных и малоизученных явлений природы, об удивительных тайнах «братьев наших меньших», о новейших достижениях в области биологии и зарубежных ученых. Это интересное чтение для школьников и студентов, увлекающихся биологией, а также хорошее подспорье для преподавателей при подготовке к занятиям.
Цели проекта:
Показать важность воды в жизни человека
Задачи проекта:
1. собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме;
2. провести анкетирование среди учащихся и работников школы Царево-Займищенская СОШ: «Какую воду мы пьем?»;
3. провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни;
4. изучить роль воды в жизни человека.
Объекты исследования проекта водопроводная вода Царево-Займищенская СОШ Вяземского района Смоленской области, колодезная вода, родниковая вода.
Предмет: качество воды д. Царево-Займище
Методы: исследование, опыты, анкетирование, сбор информации
Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?
1. 1 Виды воды и методы её исследования
Вода (оксид водорода) - бинарное неорганическое соединение с химической формулой O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода, которые соединены ковалентной связью. При нормальных условиях вода представляет прозрачную жидкость, не имеющую цвета, запаха и вкуса. Уникальность воды в том, что она достаточно хорошо растворяет органические и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время – достаточную сложность образующихся комплексных соединений.
Виды воды по особенностям происхождения, состава или применения:
По содержанию катионов кальция и магния: мягкая, жесткая;
По изотопам водорода в молекуле: легкая, тяжелая, сверхтяжелая;
И другие виды: пресная, дождевая, талая, морская, подземная, поверхностная, минеральная и т.д.
Исследование воды нужно проводить регулярно так как есть такие ситуации, в которых проверка качества воды просто необходима:
- Изменение цвета, вкуса и запаха. Если вода поменяла свои характеристики следует провести анализ воды так как возможно вода стала опасной.
- Строительство промышленного объекта рядом со скважиной. Фабрики, заводы, оживленные шоссе или хранилища удобрений могут испортить качество этой воды.
- Техногенная авария неподалеку от участка. Исследование в этом случае нужно для того, чтобы удостовериться не отравлены ли подземные воды.
Существуют следующие методы исследований проб сточных и питьевых вод:
Химический — применяется весовой и объемный методы анализа.
Электрохимический — процедура использует полярографический и потенциометрический методы анализа.
Оптический — образец исследуется посредством фотометрических, люминесцентных и спектрометрических методик. Используются для покомпонентного тестирования как питьевых, сточных, так и хозяйственно-бытовых, промышленных вод.
Фотохимический — покомпонентный состав пробы определяется фотохимическим методом.
Хроматографический — один из самых сложных типов исследования, который использует метод тонкослойной хроматографии, жидкостной колоночной хроматографии и высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Органолептический — эталонный метод исследования проб. Применяется исключительно к питьевым видам образцов.
Токсикологический и радиационный — приборные способы проверки наличия в предъявленном образце вредных для здоровья токсинов, α и β-частичек.
Перечисленные типы исследований разработаны для проверки качества жидкости применяемой для приготовления пищи, питья и используемой в хозяйственно-бытовых нуждах.
1. 2 Влияние воды на физиологию человека
Вода очень сильно влияет на физиологию человека. Она доставляет питательные вещества в клетки организма и уносит отходы жизнедеятельности. Вода самый ценный для человека продукт так как наш организм на 60-70% состоит из воды. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Содержание в различных органах составляет 70 - 90%. Так же с возрастом количество воды в организме меняется. В новорожденном ребенке содержится около 80% воды, а во взрослом около 70%. Вода присутствует во всех тканях и органах нашего организма, например,
- Мозг содержит - 75 %
- Сердце - 75%
- Легкие - 85%
- Печень - 86%
- Почки - 83%
- Мышцы - 75%
- Кровь - 83%.
При потере воды менее 2% появляется чувство жажды, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при 10% - галлюцинации, а потеря 10-20% воды опасна для жизни. Для работы всех систем человеку необходимо как минимум 2 литра воды в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Вода так же участвует в процессе дыхания потому, что дышать сухим воздухом человек сможет относительно недолго. Вода необходима для жизнедеятельности организма; её количество должно вновь пополняться. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом. Она регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться.
Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины с помощью мочеиспускания и потоотделения. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества. Расщепляясь в пищеварительной системе, питательные вещества становятся водорастворимыми. Вода позволяет питательным элементам проходить через капилляры в стенках кишечника в кровь, где цельные питательные вещества и кислород доставляется по всему телу. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.
Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
Но вода несет в себе и опасность. Известно, что потребление воды приводит к перегрузке сердечно-сосудистой системы и ослабляет организм. Вода ещё может выступать как передатчик инфекционных заболеваний. Поэтому, питьевая вода всегда должна быть чистой и без загрязнений, которые могут повлиять на здоровье человека и его самочувствие. Итак, я убедилась, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.
Глава 2. Анализ качества воды деревни Царёво-Займище
2. 1 Определение качества воды в пробах путем опытов
Для исследования питьевой воды существует много способов и опытов. Среди них есть опыты, приводящиеся на уроках химии, показывающие качество исследуемой воды, её щелочность, содержание твердых примесей и примесей органического происхождения.
В ходе своей работы я выполнила опыты с водой из разных источников нашей деревни и провела анкетирование учащихся и работников школы.
Опыт №1
Определим имеет ли вода твердые примеси. Приготовим бумажный фильтр и отфильтруем воду. Вода из родника имеет незначительный осадок. Вода из колодца имеет небольшой осадок из твердых примесей. Вода из водопровода имеет осадок, в ней присутствует небольшое количество твердых примесей
(рисунок 1).
Вывод: следуя из результатов этого опыта, мы получили, что вода из источника чище и её можно употреблять.
Рисунок 1. Проверка наличия твердых примесей опытом.
Опыт №2
Определим прозрачность воды. Установим цилиндр на печатный лист и нальем в него воду. Через воду можно прочитать текст. Вода из родника мутнее и текст прочитать сложно. Вода из колодца так же мутная, но текст прочитать уже легче. Вода из водопровода прозрачная, текст читается легко (рис.2)
Вывод: проведенный опыт показал, что водопроводная вода является прозрачнее, чем вода из оставшихся проб.
Рисунок 2. Определение прозрачности воды путем опыта.
Опыт №3
Для определения жесткости воды используем мыльный раствор. В стакан с тестируемой водой прильем мыльный раствор, встряхнем. Вода из колодца и родника мылиться плохо и значит эта вода жесткая, а вода из-под крана мылиться лучше (рис. 3)
Вывод: водопроводная вода не такая жесткая, но все же перед употреблением её лучше прокипятить.
Рисунок 3. Определение жесткости воды.
Опыт №4
Определим какую среду (кислую и щелочную) имеет вода. Возьмем небольшое количество воды и капнем несколько капель универсального индикатора. Получаем, что вода, взятая из колодца и из родника, имеет щелочную среду потому, что индикатор приобретает синий цвет, а вода из водопровода – кислотную так как индикатор окрашивается в бледно-красный (рис. 4)
Вывод: Вода из источника и колодца более пригодна к употреблению нежели водопроводная.
Рисунок 4. Определение водной среды (щелочная или кислотная).
В ходе проведенных опытов было доказано, что вода из водопровода очень жесткая и применять ее в пищу желательно после кипячения, но человеку для поддержания здоровья нужна «живая» родниковая вода.
2. 2 Анкетирование учащихся и работников школы
Для того чтобы выяснить мнение учащихся и работников школы о качестве воды, я провела анкетирование среди учеников и работников школы.
В ходе анкетирования я задала несколько вопросов:
- Пьете ли вы воду из-под крана? Пользуетесь ли вы фильтром? (таблица 1)
- Где еще вы берете воду? (таблица 2)
- Что вы думаете о качестве воды? (таблица 3)
Вот что вышло:
Таблица 1.
Результаты 1-2 вопросов
Вопрос\ ответ | да | нет |
Пьете ли вы воду из-под крана? | 6 | 11 |
Пользуетесь ли бытовым фильтром? | 12 | 5 |
Диаграмма 1. Пьете ли вы воду из-под крана? Диаграмма 2. Пользуетесь ли вы бытовым фильтром?
Вывод: в результате данного опроса сделан вывод, что больше половины, опрошенных не пьют воду из-под крана. 71% людей, принявших участие в анкетировании, пользуются бытовым фильтром.
Таблица 2.
Результат 3 вопроса анкеты.
Вопрос\ ответ | В колодце | В источнике | В магазине |
Где еще вы берете воду? | 11 | 5 | 4 |
Диаграмма 3. Где ещё вы берете воду?
Вывод: опрос показал, что 55% опрошенных берут воду в колодце, 25% в источнике или роднике и 20% покупают воду в магазине.
Таблица 3. Результат 4 вопроса анкеты.
Вопрос\ответ | плохое | хорошее | Нормальное |
Что вы думаете о качестве воды? | 7 | 6 | 4 |
Диаграмма 4. Что вы думаете о качестве воды?
Вывод: 41% людей, принявших участие в анкетировании, считают, что вода в Царево-Займище плохая. 35% опрошенных считают, что хорошая и всего 24% считают, что нормальная.
Исходя из результатов, проведенного анкетирования, сделан вывод о том, что данная проблема актуальна и важна для каждого из нас. Поэтому следует прежде всего заботиться о качестве воды: вовремя очищать водонапорные башни, менять старые ржавые трубы и по возможности ставить фильтры.
Заключение
Человек – это часть природы. Люди, используя ресурсы, а также, производя огромное количество различных бытовых и химических отходов нарушают круговорот веществ, и природа их просто не в силах переработать.
Именно из-за жизнедеятельности человечества водная проблема стала одной из самых главных. Вода на нашей планете зародила жизнь. Из-за того, что мы привыкли к ней и часто забываем о том, что вода – это иссекаемый ресурс, и она не безгранична. А если исчезнет вода, то исчезнет и жизнь
В связи с этим я хочу предложить ряд мероприятий:
1. Не сбрасывать в реку и не оставлять на берегу бытовой мусор, промышленные и сельскохозяйственные отходы;
2. Не мыть автомобили у рек и источников;
3. Проводить мероприятия по уборке улиц от бытового мусора.
Изучая этот вопрос, я многое узнала о качестве воды и её свойствах. Как зависит здоровье человека от воды. Проверить качество воды мне помогли опыты. От людей зависит будущее, да и вообще жизнь планеты. Опрос учащихся и работников Царево-Займищенской СОШ показал, что они не довольны качеством водопроводной воды. Хотелось бы, чтобы люди установили фильтры для очищения воды, и администрация занялась ремонтом и очищением водонапорных башен. Ведь вода – источник жизни!
Только сравнительно недавно люди стали осознавать, что природа – храм, а не мастерская, а человек – часть природы. Поэтому использовать все природные ресурсы нужно рационально, и необходимо позаботиться об очистке вод в чистую и пригодную для питья воду.
Список используемой литературы1. Вода: структура, состояние, сольватизация. Достижения последних лет. – М.: Наука, 2005.
2. Дроздов И. В. Удивительная биология. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
3. Зацепина Г. Н. Физические свойства и структура воды. – М.: МГУ, 2010.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
5. http://www.rodina-portal.ru
Приложение №1
«Определение качества воды»
Цель работы: определить качество воды простыми и эффективными способами, не требующих проведения сложных лабораторных исследований.
Оборудование: спиртовка, спички, держатель, пробирки, воронка, фильтр, лабораторный штатив с кольцом, стакан, предметное стекло.
Реактивы: вода из источника, вода из колодца, вода из водопровода д. Царево-Займище, универсальный индикатор, раствор КМпО4, мыльный раствор.
Ход работы
Опыт №1
Определим имеет ли вода твердые примеси. Приготовим бумажный фильтр и отфильтруем воду.
Опыт №2
Определим прозрачность воды. Установим цилиндр на печатный лист и нальем в него воду.
Опыт №3
Для определения жесткости воды используем мыльный раствор. В стакан с тестируемой водой прильем мыльный раствор, встряхнем.
Опыт №4
Определим какую среду (кислую и щелочную) имеет вода. Возьмем небольшое количество воды и капнем несколько капель универсального индикатора.
Приложение №2
Анкета «Какую воду мы пьем?»
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
___________________________________________________________
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Царёво-Займищенская средняя общеобразовательная школа Вяземского района Смоленской области Автор: ученица 9 класса Заброденко Яна Руслановна Руководитель: Шестерикова Наталья Николаевна 2018 год « Вода - источник жизни»Слайд 2
Актуальность: Вода создала нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна. Она является главным компонентом жизни. Цель проекта: показать важность воды в жизни человека Задачи проекта: 1 . Собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме. 2. Провести анкетирование среди учащихся и работников школы Царево-Займищенской СОШ: «Какую воду мы пьем?»; 3. Провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни; 4. Изучить роль воды в жизни человека. Объекты исследования проекта: водопроводная вода Царево- Займищенской СОШ, колодезная вода. родниковая вода . Методы исследования : опыты , анкетирование, сбор информации. Предмет проекта : качество воды д. Царево-Займище Период проекта: 2017-2018
Слайд 3
Моя работа посвящена воде, как источнику жизни. В ходе своей работы я, с учителем химии, провела некоторые опыты определяющие качество воды . Для этих опытов я собрала воду из разных источников: колодец, водопроводная вода и родник.
Слайд 5
Проведенные опыты показали, что водопроводная вода плохого качества. Такую воду не желательно употреблять сырой. Лучшим решением будет очистить водонапорные башни и заменить старые трубы. Но самый легкий способ это поставить фильтр. Вода из колодца и источника вполне пригодна для употребления, но в ней содержится небольшое количество твердых примесей, поэтому перед употреблением будет лучше её прокипятить .
Слайд 8
Результаты работы: - вода из водопровода очень жесткая и применять в пищу ее желательно только после кипячения - В родниковой воде содержится большое количество твердых примесей. - Самая пригодная вода для употребления - колодезная. - более половины населения не употребляют воду из-под крана. 12 человек из 17 пользуются бытовыми фильтрами. Предложения по улучшению воды и предотвращению последующих загрязнений: - Не сбрасывать в реку и не оставлять в городе и на берегу бытовой мусор, промышленные и сельскохозяйственные отходы; - Не мыть автомобили у рек и источников; - Проводить мероприятия по уборке улиц от бытового мусора; - своевременно очищать водонапорные баши - заменять старые трубы - очищать воды из родника - по возможности ставить бытовые фильтра.
Слайд 9
Спасибо за внимание.
Лепесток и цветок
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Любимое яичко
О путнике
Простые новогодние шары из бумаги