Я очень люблю хореографическое искусство и театр. Более 10 лет занимаюсь в хореографической студии «Эксклюзив».
В будущем я мечтаю стать педагогом-хореографом, и для меня важна не только техническая сторона танца, но и его внутреннее содержание, передаваемое аудитории, способное вызвать отклик в сердцах зрителей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ledneva.docx | 71.97 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Исследовательская работа по теме:
Роль актёрского мастерства в хореографическом искусстве:на примере постановочных работ государственного театра танца «Казаки России»
Автор-составитель:
Леднева Олеся Вадимовна,
Учащаяся хореографической студии «Эксклюзив»
МБУДО ЦДОД
Руководитель:
Назарова Ирина Николаевна,
Педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД
Тамбов, 2019
Оглавление
I. Введение…………………………………………………………………. | |
II. Основная часть………………………………………………………..... | |
II.1. Из истории преподавания актёрского мастерства | |
II.2. Специфика исполнительского мастерства в современной хореографии………………………………………………………......... | |
III. Практическая часть……………………………………………………. | |
III.1. История государственного театра танца «Казаки России»…... | |
III.2. Особенности постановочной деятельности государственного театра танца «Казаки России»………………………………………… | |
III.3.Сравнительный анализ постановочной деятельности в хореографической студии «Эксклюзив» и государственном театре танца «Казаки России»………………………………………………… | |
IV. Заключение...…………………………………………………………… | |
V. Список использованной литературы……..……………………………. | |
Приложения………………………………………………………………... |
I. Введение
Я очень люблю хореографическое искусство и театр. Более 10 лет занимаюсь в хореографической студии «Эксклюзив».
Недавно мне попалась на глаза афиша премьеры спектакля «Пугачёвъ» государственного театра танца «Казаки России» г. Липецка. На протяжении четверти века «Казаки России» демонстрируют своё мастерство на лучших концертных площадках мира, представляя Россию и её неповторимую казачью культуру. Я решила познакомиться с деятельностью коллектива.
Спектакль «Пугачёвъ» поразил меня современной хореографией, лаконичными декорациями, необычными световыми решениями, но главное – своей сдержанностью, с одной стороны, и взрывом эмоций и энергетики – с другой. Артисты всегда с открытым сердцем предстают перед публикой, желающей прикоснуться к русской культуре и традициям. Концерт ансамбля «Казаки России» настолько мне понравился, что я решила узнать историю этого коллектива и особенности работы над постановками.
В будущем я мечтаю стать педагогом-хореографом, и для меня важна не только техническая сторона танца, но и его внутреннее содержание, передаваемое аудитории, способное вызвать отклик в сердцах зрителей.
Актуальность исследования заключается в том, что в большинстве профессиональных танцевальных коллективов владение методами и приёмами театрального мастерства является одним из основных требований. Художественная выразительность и эмоциональность являются обязательными критериями при оценке членами жюри постановок на конкурсах хореографического искусства. С каждым годом техника сценического танца усложняется, совершенствуется, стремится к эффектности, спортивному азарту исполнения танцевальных элементов, зачастую оставляя без внимания музыкальность и одухотворённость пластики.
Хореографический текст перестаёт быть языком, на котором говорят танцовщики. Проблема формирования танцевальной выразительности весьма актуальна в современном танцевальном искусстве. И у меня возникло желание понять, что можно сделать для решения проблемы выразительного, эмоционального и образного танца исходя как из опыта артистов музыкального театра, так и личного опыта. Считаю, что одна из центральных задач современных танцовщиков – научиться не просто танцевать, а проживать танец, раскрываясь в нём эмоционально, передавая зрителям всю полноту замысленного образа.
Гипотеза исследования – предположим, что изучение и регулярные упражнения танцоров в актёрском мастерстве способствуют развитию навыков выразительного и эмоционального исполнения хореографической постановки.
Объект исследования – постановка государственного театра танца «Казаки России» «Пугачёвъ».
Предмет исследования – методы и приёмы обучения артистов государственного театра танца «Казаки России» актёрскому мастерству.
Цель – проанализировать положительный опыт сценических постановок государственного театра танца «Казаки России», определить условия эффективного применения в практике работы над хореографической постановкой.
Задачи:
1. Изучить литературу, Интернет-источники, фото- и видеоматериалы по теме исследования.
2. Изучить развитие хореографического искусства и применения в нём актёрского мастерства в истории России.
3. Взять интервью у артистов государственного театра танца «Казаки России».
4. Обобщить имеющийся опыт постановочной деятельности государственного театра танца «Казаки России», сравнить его с опытом деятельности хореографической студии «Эксклюзив».
5. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы обучения актёрскому мастерству в работе с хореографическим коллективом.
Степень научной разработанности проблемы. Работ по выбранной тематике с присутствием регионального компонента нет.
Обзор источников. Основными источниками при проведении исследования являются ресурсы сети Интернет, интервью участников коллектива «Казаки России», литература по теме исследования.
Пилотная новизна исследования заключается в попытке анализа профессионального опыта «взрослого» хореографического коллектива и хореографической студии «Эксклюзив».
Методы исследования. Теоретические – анализ, сравнение, обобщение. Эмпирические – наблюдение, интервьюирование, анкетирование, сравнение.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы работы могут быть использования для личного пользования учащихся, заинтересованных лиц, а так же на занятиях в области хореографии.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813503
© Библиофонд
II. Основная часть
II.1. Из истории преподавания актёрского мастерства в хореографических учреждениях нашей страны
Танец существует с самых древних времен. Первоначально он имел культовое значение: шаманские, трудовые, охотничьи.
Народный танец в нашей стране сохранялся с принятием христианства. Несмотря на большую территорию нашей страны, до XVIII века рисунок народной пляски был похож практически на всей её территории. Разница встречалась в манере исполнения. Танец был уделом не только простых людей, он встречался, как развлечение, при княжеском дворе. Театральный танец в нашей стране – это танец скоморохов – обязательных участников ярмарок и площадных представлений.
(https://lektsii.org/10-1036.html) – взято далее оттуда:
С перенесением европейских традиций во времена Петра Великого, изменился и характер придворного танца. В1738 году, только при правлении Анны Иоанновны, в Петербурге было организовано первое русское балетное училище. В Москве балетные классы впервые появились в 1773 году при Воспитательном доме. Первые педагоги также приглашались из-за рубежа. Со временем даже придворный бальный танец впитал в себя некоторые национальные черты. Балет стал явлением нашей национальной культуры. В XIX веке сложилась школа русского национального балета. Среди его характерных черт: выразительность, эмоциональность, жизнерадостность, реализм. Элементы русского народного танца стали включаться в балетные постановки. Постановки «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» стали достоянием мирового балета. Особенностью этих постановок стало включение национального танца в качестве дивертисмента, не имеющего связи с основным сюжетом.
XX век позволил раздвинуть границы классического танца. Танцоры и хореографы ставили на первое место эмоциональную выразительность, импровизацию. Стремились уйти от классического балета не только в стиле костюма, но и в технике, сделав движения более естественными и свободными. Яркими представителями такого течения, популярными и в России были Айседора Дункан и Марта Грэм. Они стремились «шокировать» зрителя, отказывались от декораций и сюжета. Со временем классический танец отвоевал былые позиции и на сцене стали сосуществовать два параллельных направления: классический балет и современный танец.
(Изложение по Непомнящих В. В. Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 788-790. — URL https://moluch.ru/archive/124/34304/ (дата обращения: 13.02.2019).
В начале ХХ века пришло время реформ М. Фокина, который активно использует фольклорный танец разных народов. Использование традиционного народного танца в постановках требовало специальной подготовки от исполнителей. Так, народный, характерный танец выделяется в отдельную дисциплину уже в конце XIX века в хореографических училищах. Для народно-сценического танца фольклор является доминантой, основой, а значит, требует изучения манеры и темперамента исполнения национальных танцев, разнообразия народных движений, особенностей жизненного уклада. Для характерного танца фольклор – это своего рода вспомогательное средство для передачи образа, где важнее чувствовать меру условности, психологию людей вообще, обладать богатой танцевальной фантазией. Близость характерного танца и народной музыки позволили составить слитность, выделить в отдельный эстрадный жанр – сценический жанр «лубка». Для этого жанра характерен сюжет, часто юмористический. К середине XX века народный танец настолько стал популярен, что привёл к возникновению большого количества народных коллективов. Это потребовало подготовки специалистов в этом хореографическом направлении. Возникают государственные ансамбли народного танца.
Стилевое разнообразие в танце позволяет говорить о разных подходах в формировании выразительности и артистизма исполнителей.
С самого начала формирования русской балетной школы мастерство танцовщика предполагает профессиональное владение танцевально-выразительными средствами: пластику тела, танцевальное движение-действие, танцевальную позу, танцевальный жест, динамику пластики – темп, музыкально-пластический ритм, пространственную амплитуду исполнения движения, пространственное направление, расположение, перемещение и ракурс фигуры танцовщика. Это предполагало абстрагирование от пантомимы, актёрского мастерства.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813503
© Библиофонд
В период становления отечественной школы классического танца методы и приёмы обучения танцевальному мастерству, в том числе и танцевальной выразительности, определялись по усмотрению педагога, на основе индивидуального опыта.
Появляются особые методики воспитания выразительности в исполнении А.Я. Вагановой и, отличающаяся от неё, Н.И. Тарасова. Последняя предполагала не просто осознанность движения, но и использование приёмов активизации творческого мышления, методики обучения с элементами игры и импровизации, других вспомогательных способов и приёмов, такие как образно-метафорическое сравнение, эмоциональная выразительность при выполнении заданий.
Сегодня в ведущих ВУЗах нашей страны преподавателями хореографического отделения ставится задача воспитания и обучения танцора-артиста, а не просто исполнителя движений.
Хочется отметить, что в хореографической студии «Эксклюзив» при создании номера мы не только заучиваем набор определённых лексических элементов, но и сразу придаём им эмоциональную окраску, стараясь передать характер музыки и образ хореографической постановки в целом.
Курс «Мастерство актёра», как практическая дисциплина, преподаётся в хореографических училищах, где используются принципы театральной педагогики К.С. Станиславского. В программе по «Мастерству актёра» указывается, что главные задачи этого предмета – овладение внутренней техникой артиста, пластической выразительностью и методом работы над хореографическим образом.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813503
© Библиофонд
II.2. Специфика исполнительского мастерства в современной хореографии
Развитие танцевального искусства в XX веке приводит к возникновению в 60-х годах в США, по одним источникам, в Западной Европе – по другим, нового направления – Contemporary (контемпорари), как некоего соединения классического танца, йоги, акробатики. Главным качеством исполнителя в этом направлении считается умение импровизировать, «умение слышать свой внутренний голос и выражать его языком движения». С помощью Contemporary можно пересказать определенную историю, и у каждого танцора она будет своя. У современного танца нет ограничений – он разносторонний и бездонный.
поhttp://контемпорари.рф/история-возникновения-развития-и-ста
Значительный вклад в развитие контемпорари сделали такие танцоры и хореографы как Ruth St. Denis, Doris Humphrey, Mary Wigman, Paul Taylor, Rudolphvon Laban, Martha Graham, Loie Fuller, Jose Limon, Marie Rambert, Merce Cunningham. Практически все вышеперечисленные личности считаются основоположниками танца modern.
В 80-х годах прошлого века это направление развивается в нашей стране. Его продвигают такие хореографы как: Ольга Пона, Татьяна Баганова, Николай Огрызков, Александра Кукин, Сергей Смирнов, Александр Гурвич и другие.
В2000-е годыинтерес к российскому современному танцу появился за рубежом, европейские педагоги и хореографы современного танца развернули образовательную деятельность в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Челябинске и Владивостоке.Отечественные труппы начали приглашать на европейские фестивали. В разных городах страны появились театры танца, исполняющие это направление. В специальности «Хореографическое искусство» появился профиль – «Педагог современного танца», в направлении подготовки «Хореографическое исполнительство» – профили: «Артист-танцовщик ансамбля современного танца» и «Артист-танцовщик ансамбля эстрадного танца». Встандарте СПО«Искусство танца (по видам)» появились профили «Артист ансамбля современного танца» и «Артист ансамбля бального танца».
Спецификой преподавания современного танца стало стремление к театральной достоверности. Для чего в процессе обучения используются приёмы актёрского мастерства, созданные для актёров драматического театра.
В задачу хореографов, работающих в этом направлении, входит тщательный подбор смыслового содержания танца, понятного, как исполнителю, так и зрителю. Важным элементом при постановке номера становится аналитическая составляющая: учет возрастных особенностей, хореографических возможностей, выносливости и навыков в импровизации, партнерстве. В некоторых случаях актуальная идея танца, почерпнутая в жизни, предшествует поиску музыки. От постановщиков, работающих в этом направлении, требуется умение абстрагироваться от хореографических традиций, умение мыслить авангардно. В современной хореографии необходимо поражать зрителя оригинальностью. Благодаря теории «свободы танца», главенствующей в этом направлении, постановщики могу использовать любую концертную форму.
В нашем коллективе мы всегда стараемся придать каждой хореографической постановке максимум оригинальности, сделать каждый номер отличительнымот других.Для этого мы используем все методики современного танца, не забывая про атрибутику и эмоциональную уникальность каждого номера.
Наш руководитель организует для нас ежегодный конкурс среди танцоров коллектива «Эксклюзив»по итогам проекта «Новогодний порыв». В течение трех месяцев мы самостоятельно работаем над постановкой своих номеров (соло, дуэт, малая группа), выбирая понравившейся образ для воплощения в танце.
(по Дубовицкой А.И. «Особенности работы балетмейстера на основе современного танца в детском хореографическом коллективе».)
Можно сказать, что создание индивидуального образа, характера, лексического материала определяет точность постановки и соответствие идеи и её воплощения. В данном процессе индивидуальные качества исполнителя, его желание донести идею номера, максимально вжиться в образ не менее важны, чем профессиональные качества постановщика.
В работе над своими творческими постановками в рамках проекта «Новогодний порыв» я всегда максимально пытаюсь сочетать технику танца с театральным образом, в который можно вжиться, и передать задумку зрителю. Я считаю, что правильный выбор образа и сюжета для постановки делает её более выразительной и интересной для зрителя.Одним из таких проектов стала моя постановка танца-пантомимы в образе клоуна-мима. Важность работы над хореографическим образом подтвердилась после моего успешного выступления на региональном конкурсе «Звёздочки Тамбовщины» в 2017 г., где я заняла 3 место.
Для того чтобы понять, является ли тема развития актёрских способностей в танце актуальной, нами проведено анкетирование среди участников хореографической студии «Эксклюзив».
По результатам анкетирования большинство опрошенных считают, что:
Однако несколько человек ответили, что им не хватает актёрских навыков.
Таким образом, сверхзадачей исполнителей современного танца становится художественно-творческое развитие, способность связать «творческие» и «технические» задачи.
III. Практическая часть
III.1. История государственного театра танца «Казаки России»
«Казаки России» – государственный ансамбль театра танца городаЛипецкапод руководствомНародного артиста России, основателя ансамбля Леонида Милованова. Коллектив существует с 1990 года. На сегодня в составе коллектива 50 человек.
Репертуаром ансамбля являютсяказачьинародные пляски такие как:Гопак; Чернобровый, Черноокий;Матаня; Черкессаи песни: «Не для меня придёт весна»; «Шёл казак на побывку домой»; «Дэ ж, ты моя Маруся» и другие.Хормейстеромвокальной группы являетсязаслуженная артистка РоссииГалина Милованова. Ведущий солист балета и балетмейстер–МаксутКубанов.
Первое большое выступление ансамбля состоялось в ГЦКЗ «Россия» уже в 1991 году. Ансамбль показывал свои постановки в более чем в 30 странах мира и завоёвывал призовые места на международных фестивалях и конкурсах.Любят и радушно встречают «Казаков России» зрители по всей территории нашей страны. В 2014 году ансамбль принимал участие в культурной программе в рамках Олимпийских игр в Сочи.
Одним из самых триумфальных выступлений коллектива стали гастроли в Англии, где «Казаки России» провели 22 концерта на сцене театра «Peacock». После выступлений ведущие газеты Лондона охарактеризовали гастроли ансамбля как «коллектив, работающий со «скоростью торнадо», «Их шоу лучше назвать одним словом– сногсшибательно». Дальнейшее турне по Великобритании транслировала главная телекомпания страны BBC. Шотландская газета «TheScotsman» впоследствии так отзывалась о выступлении «Казаков России»: «ЗабудьтеРиверданс. Эта группа достойна считаться лучшей в мире».
Ансамбль «Казаки России» был создан в Липецке не случайно. Это место – исток великой реки Дон, родина российского казачества. За долгие годы здесь сформировался особый культурный пласт, включающий в себя отличающиеся от других сословий и территорий уклад жизни, обряды, обычаи, песни, танцы, костюм. Это можно объединить одним словосочетанием «казачий фольклор». Прежде всего, руководители ансамбля хранят и изучают фольклор донских казаков, а также казаков Некрасовцев, переселившихся в Турцию, традиции сибирского казачества.
Особенностью коллектива является постановка масштабных спектаклей, создаваемых по классическим произведениям А.С. Пушкина, М.А. Шолохова. Эти двухчасовые спектакли, включающие связанные по сюжету и стилю песенные и хореографические номера, вызывают непременный положительный эмоциональный всплеск. Необыкновенная легкость и мастерство исполнителей скрывает длительную и напряженную постановочную работу. Высокая художественная культура, эмоциональность и достоверность постановок по праву позволяют коллективу «Казаки России» носить гордое звание государственного театра танца.
Этот статус с одной стороны дает полную свободу выражения постановщикам. Балетмейстерская задумка воплощается не только в движении, но и музыкальных номерах, костюмах, декорациях, освещении, монологах персонажей. Но, главным фундаментом этого действа всё же является танец, вокруг которого закручивается идея, задуманная режиссером. Язык танца, в этом случае, выступает в роли основного средства передачи сюжета, отодвигая на второй план другие способы и формы выражения.
III.2. Особенности постановочной деятельности государственного театра танца «Казаки России»
В предыдущей части своей работы частично описаны особенности постановок государственного театра танца «Казаки России»:
- высокое исполнительское мастерство;
- эмоциональная выразительность;
- достоверность;
- высокая художественная культура постановок;
- воплощение на сцене языком танца масштабных литературных произведений классиков отечественной культуры.
Постановки коллектива настолько эмоционально тронули меня лично, что как будущий абитуриент хореографического отделения ВУЗа я решила выяснить, за счет каких средств, методов и приёмов добивается такой высокий уровень исполнения. Изучая интервью руководителей ансамбля, статьи посвященные новым постановкам, мне удалось выделить определенную систему, сложившуюся в театре танца «Казаки России».
Предлагаю рассмотреть ее на примере постановки «Пугачёвъ».
В 2018 году на сцене воплощалась повесть великого А.С. Пушкина «Капитанская дочка», приуроченная к 220-летию со дня рождения великого поэта и писателя. Однако, художественный руководитель ансамбля, Леонид Милованов, отмечает: «Если перечитаете Пушкина, увидите: главное действующее лицо в повести именно Емельян Пугачёв. Он заварил эту кашу. Всё действие крутится вокруг него. Этот спектакль о бунте и о внутреннем мире человека, который раскрывается через этот бунт». Таким образом, на лицо две сверхзадачи: переосмысление произведения классика, показ истории Пушкина со стороны казаков Емельяна Пугачёва, переложение этой истории на современный язык танца, понятный зрителю XXI века.
Источник: http://cossacksdance.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-2/
Для реализации поставленных задач руководитель ансамбля подбирает команду профессионалов высокого уровня. Среди них обладатели и номинанты национальной премии в области театрального искусства «Золотая маска»: Алексей Сергунин – автор музыки к спектаклю, Сергей Скорнецкий – художник по свету, декорации и костюмы выполнил заслуженный художник РФ Максим Обрезков — главный художник московского Театра имени Евгения Вахтангова, режиссер-постановщик спектакля– Екатерина Милованова. Попытка переосмысления Пушкина на новый лад потребовала свой пластический язык: «В XXI веке не танцуют менуэтов и лихой казачьей пляски не увидишь. Поэтому танец в «Пугачёве» – это синтез различных направлений и стилей. Да и вокал «Казаков России» сильно отличается от того, к которому привыкли зрители. Да, это народные песни, но спеты они совершенно по-другому», – пояснила Екатерина Милованова в одном из своих интервью.
Успешность постановки обеспечивалась не только многочасовыми репетициями в танцклассе, но и стремлением пропустить через себя пушкинские строки. Параллельно разучиванию хореографической лексики велась кропотливая работа по созданию сценического образа помощником режиссёра Сергеем Скорневским, профессиональным актёром. Использование здесь современных методов и приёмов театрального искусства не является попыткой навязать своё видение образов хореографического спектакля, скорее наоборот – является поиском путей творческого развития артиста танца. В результате исполнители комплексного подхода к постановке исполнители способны понять и выразительно передать зрителю каждую единицу хореографического текста. А современная, оригинальная, яркая музыка, написанная к спектаклю, неожиданное прочтение всем известного сюжета, становится важной опорой для интерпретации сценического образа, создания особой выразительности в танце.
В одном из интервью Александр Максимов, исполнитель роли Емельяна Пугачёва, говорит: «Признаюсь честно, Пугачёва играть сложно. Всего за полтора часа, что идёт спектакль, он сильно меняется: от человека, который затевает заговор, до человека, который гибнет из-за предательства своих сподвижников. Перед постановкой перечитали Пушкина всем коллективом. Для меня Пугачёв – это двоякая личность. С одной стороны, он был справедливым человеком, милосердным. С другой, по нашим меркам, – бандитом. Эта крестьянская война была им затеяна для себя, он не преследовал высоких целей. Сложная, но интересная работа».
Каждый из артистов пытался не только максимально вжиться в свою роль, но и понять мышление своего героя, намеренность его действий.
Также из личного интервью с солистами ансамбля Александром и Еленой Максимовыми (через Skype и переписку по электронной почте) мы выяснили, что в государственном театре танца проводятся занятия по актёрскому мастерству, приглашаются педагоги из Москвы и Санкт-Петербурга. При подготовке спектакля или танцевального номера занятия могут длиться в течение всего дня – с 10:00 до 16:00, а иногда и до 20:00. По мнению артистов, эти занятия сложные, но приносят неоценимую пользу в подготовке к спектаклю, так как им проще понять задумку режиссёра и выполнять его требования.
Таким образом, успешность постановки «Пугачёвъ» государственного театра танца «Казаки России» определялась рядом факторов, среди которых на одно из первых мест я бы поставила обучение исполнителей актёрскому мастерству. Вживание в образ, понимания сверхзадачи своего персонажа, позволили артистам стать на время спектакля единым целым. Только тогда танцевальные движения позволяют достоверно выражать его чувства, его историю. Как признались постановщики в одном из интервью: «После этого этапа можно вводить в постановку заранее придуманные трюки и связки. Тогда, они будут исполняться уже не формально, а с особой чувственной подачей».
III.3. Сравнительный анализ постановочной деятельности в хореографической студии «Эксклюзив» и государственном театре танца «Казаки России»
В нашем исследовании мы решили провести сравнительный анализ постановочной деятельности хореографической студии «Эксклюзив» (на основе личного опыта) и государственного театра танца «Казаки России» (на основе информации, полученной из интервью и Интернет-источников).
№ п\п | Критерии | «Эксклюзив» | «Казаки России» |
1 | Расширение интеллектуальных знаний | Просмотр и обсуждение концертных программ других коллективов | Коллективное изучение литературы, используемой при постановках |
2 | Работа с атрибутикой | Активное использование атрибутов в танцевальных постановках | Использование атрибутов и декораций в танцевальных постановках |
3 | Форма обучения элементам актёрского мастерства | Игровая форма обучения | Занятия по актёрскому мастерству |
4 | Сюжетность номера | Сюжет минимален, есть передача чувств и эмоционального образа номера | Соблюдение чёткой сюжетной линии |
5 | Воплощение литературных произведений | - | Постановка «Пугачёвъ» по произведению Постановки по произведениям |
6 | Использование импровизационных приёмов в постановочной работе | Выполнение заданий на импровизацию во время занятий, применение импровизаций в танцевальных постановках | Артисты придерживаются постановки, созданной режиссёром и балетмейстером |
Сравнительный анализ деятельности детского и профессионального коллективов показал, что в работе хореографической студии «Эксклюзив» педагог применяет элементы обучения учащихся актёрскому мастерству в соответствии с возрастом участников коллектива. Учащиеся студии «Эксклюзив» учатся приёмам театрализации через работу с различными атрибутами для танцев – барабан, ткань, скамейки, стулья, подушки, книги, сундук, воздушные шарики и т.п. Развитие актёрских навыков происходит с помощью выполнения заданий на импровизацию, анализа концертных номеров других коллективов, личного опыта проживания образа.
В деятельности профессионального коллектива происходит комплексная подготовка к постановке номера: кроме работы с балетмейстером тщательно подбираются декорации, изучаются различные источники по тематике сюжета, происходит непосредственная работа со специалистом по актёрскому мастерству.
IV. Заключение
Проблема поиска наиболее эффективных способов развития выразительного исполнения в современной хореографии остаётся насущной для педагогов, работающих не только с подрастающего поколением. Педагогическая наука в рамках дополнительного образования представляет различные направления хореографии (классический танец, народная хореография, спортивный бальный танец, современная хореография) и формы работы с детьми и молодёжью. Какое бы направление в танцевальном искусстве не было бы выбрано, работа над формированием артистизма, осознанностью номера и яркой передачей хореографического языка должна присутствовать не формально, а как отдельный предмет или составляющая программы.
В результате проведённого исследования были решены следующие поставленные задачи:
1. Изучены литература, Интернет-источники, фото- и видеоматериалы по теме исследования, взято интервью у участников государственного театра танца «Казаки России».
2. Изучено и описано развитие хореографического искусства и применения в нем актёрского мастерства в истории России. Выявлены ведущие тенденции развития хореографического искусства в последние годы:
- высокий уровень хореографической техники;
- эклектичность постановок;
- работа с освещением и декорациями, как равной по важности составляющей постановки;
- расширение интеллектуальных знаний танцоров, способных анализировать исполняемый образ, ставить сверхзадачи, погружать себя в необходимое психоэмоциональное состояние.
3. Обобщён имеющийся опыт постановочной деятельности государственного театра танца «Казаки России» на примере постановки хореографического спектакля «Пугачёвъ». Проведён сравнительный анализ с опытом деятельности хореографической студии «Эксклюзив».
4.Выявлены наиболее эффективные формы, методы и приёмы обучения актёрскому мастерству в работе хореографического коллектива:
- показ движения с использованием игровых методов (которые также встречаются в театральном обучении);
- разыгрывание сюжета танца, с пояснениями и комментариями педагога и творческими предложениями детей. Создание необходимых «предлагаемых обстоятельств» с учетом возрастных особенностей учащихся, что позволяет более осмысленно исполнять поставленные движения;
- анализ музыкального материала, при необходимости перевод с иностранного языка сюжета песни;
- постепенное внедрение новых и более сложных элементов в обыгранную композицию;
- использование различных форм показа постановки: камерная (малая) форма, концертный номер, перформанс (танец на улице, в библиотеке ит.д.);
- использование импровизационных приёмов в постановочной работе.
По итогам исследования мы считаем, что применение вышеописанных форм, методов и приёмов позволяет учащимся хореографических студий научиться танцевать не просто для хорошей физической формы, но воплощать поставленные педагогом творческие идеи и образы. Мы также считаемвозможным привлечение педагогов театральных объединений для обучения детей актёрскому мастерству.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
V. Список использованной литературы
1. Бахрушин Ю.А. История русского балета, М.,2007.
2. Васильева Н. Танец. М. Искусство, 2007
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. М., «Искусство», 2008
4. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссера. М., РАТИ-ГИТИС, 2008
5. Программа «Мастерство актёра» для хореографических училищ, М., 2007 6. Пожидаев Г. Повесть о танце, М., 1972 7. Савина А. Театр. Актёр. Режиссер: краткий словарь терминов и понятий. Спб., Лань, Планета музыки, 2010
8. Станиславский, К.С. Искусство представления. Спб., Азбука - классики, 2010
9. Тарасов Н.И. Классический танец. - М., «Искусство», 2011. - 78 С. 10.Нашхоев Р. Чародей танца, Грозный, 1971
11. Плеханов, А.А. Казачество на рубежах Отечества / А.А. Плеханов, А.М. Плеханов. - М.: Кучково поле, 2007. - 640 c.
12. Савельев, Е. П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. - М.: Вече, 2001. - 464 c.
Приложения
Приложение 1
Анкета
(Возможно выбрать несколько вариантов ответов)
1. Вам нравится заниматься в студии «Эксклюзив»?
А) Да, меня все устраивает
Б) Не знаю, не задумывался над этим
В) Меня многое не устраивает
2. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.
А) Дружеская
Б) Атмосфера взаимного уважения
В) Деловая атмосфера
Г) «Каждый сам за себя»
Д) Нездоровая, нетоварищеская атмосфера
3. Что привлекает вас в современных направлениях хореографии?
А) Свобода самовыражения
Б) Пластика тела
В) Синтез различных направлений
Г) Гармоничное сочетание движений и музыки
4. Какое из современных направлений танца вам нравится больше всего?
А) Контемп
Б) Хип-хоп
В) Модерн
Г) Стилизация традиционных направлений
5. Что, по вашему мнению, необходимо уметь, чтобы постановка танца была успешной?
А) Правильно выполнять движения
Б) Обладать хорошей памятью
В) Иметь соответствующий хореографическому образу эмоциональный настрой
Г) Обладать творческим мышлением
Д) Умение работать в команде
6. Позволяет ли танец выразить эмоции?
А) Да, в танце я могу выразить те эмоции, которые не могу в повседневной жизни
Б) Да, я люблю вживаться в образ
В) Прожитые в танце чувства помогают снять эмоциональное напряжение
Г) Я не могу полностью раскрыться в танце
7. Согласны ли вы с тем, что на занятиях в студии «Эксклюзив» вы учитесь создавать выразительные хореографические образы?
А) Да, мы всесторонне развиваемся
Б) Для лучшего воплощения образа мне иногда не хватает актёрских навыков
В) Затрудняюсь ответить
8. Считаете ли вы, что народный танец имеет свою самобытность и эмоциональную выразительность, отличную от других направлений
А) Да, для исполнения народного танца нужно знать и чтить национальные традиции и фольклор
Б) Нет, думаю, что в каждом танцевальном направлении есть одинаковые требования при подготовке к исполнению номера
В) Никогда не думал(а) об этом, не интересуюсь народным танцем
Г) Затрудняюсь ответить
9. Как вы считаете, применим ли опыт работы над созданием художественного образа в народной хореографии к современному танцу?
А) Да, в танце полезно всестороннее развитие
Б) Да, это может придать современному танцу новую эмоциональную окраску
В) Не думаю, что это придаст существенные изменения
Г) Затрудняюсь ответить
10. Может ли танец помочь в будущей профессии?
А) Да, я хочу стать хореографом
Б) Да, занятия хореографией помогают развивать память, творческие и интеллектуальные способности
В) Да, в будущей профессии мне пригодится физическая подготовка и выносливость
Г) Я люблю хореографию, но не думаю, что это поможет мне в будущей профессии
Приложение 2
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Есть в осени первоначальной...
Любили тебя без особых причин...
Проказы старухи-зимы