О судьбе учительницы Моксуновой (Басовой) Екатерины Петровны можно написать целую книгу. В ее памяти осталась гибель родителей от тяжелого, невыносимого физического труда, постоянный голод, война, а потом почти до самого выхода на пенсию – 1976 года – отметка: дочь репрессированных. Реабилитацию она получила одна из выживших в семье Басовых лишь в 1991 году
Вложение | Размер |
---|---|
trudnaya_sudba_uchitelya.docx | 589.03 КБ |
Министерство общего и профессионального обучения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Трудная судьба учителя,
достойная памяти потомков
(по архивным данным и материалам семейного архива
учительницы Е.П. Моксуновой)
Исследование
Исполнитель:
Балыкова Екатерина Святославовна,
ученица 11 класса МБОУ «СОШ №1»
Р Руководитель:
Ведерникова Татьяна Ильинична,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №1»
Консультант:
Горяева Желя Александровна,
заведующая музеем МБОУ«СОШ№1»
первой категории
Нижнетуринский городской округ
2018 г.
Содержание
I . Введение ……………………………………………………….
I .1. Судьба, овеянная добротой и человечностью …………………..3-4
II. Основная часть. История жизни учителя– история моей страны
II.1. Селигер – «тихая моя родина»………………….………………….5-6
II.2. Переселение…………...…………………………………………….6-8
II.3. Суровый уральский край…………………………………………. 8-12
II.4. Детдомовка..………………………………………………………..12-16
II.5. Сердце, отданное детям………………………………………….. 16-18
III.Заключение
III.1. Достойна памяти потомков …………………………………… 19-20
Список использованных источников…………………………………. 21
Приложение
1 Копия удостоверения личности Басова П.А……………………….22
2 Копия свидетельства о рождении Басовой Е.П.…………………….23
3 Копия фотографии. В столярной мастерской.1937г…………..……24
4 Копия фотографии 1938 г.Сверка социалистических
договоров пионерских отрядов ……………………………………..25
5 Копия фотографии 1939 г. Наш пионерский отряд.………………..26
6 Копия справки воспитанницы детского дома Басовой Е.П..............27
7 Копия аттестата Басовой Е.П. ……………………………………….28
8 Копия диплома Моксуновой Е.П………………………………….28
9 Копия статьи в газете «Время» от 30.10.1996 г.…………………29
10 Копия извещения №43 от10.07.1944 …..…………………………..30
11 Копия письма пионеров школы №6 г. Бахмач……………………..31
12 Копия фотографии Моксуновой Е.П……………………………….32
I. Введение
I.1. Судьба, овеянная добротой и человечностью
Жизнь – единственный и неповторимый дар.
Жизнь отдать нетрудно, а прожить так,
чтобы жизнь твоя людям послужила, –
это вот и есть самая настоящая радость.
Дубов Н.И., писатель 1
Тема моего исследования - «Трудная судьба учителя, достойная памяти потомков». Я расскажу не только о конкретном человеке, Екатерине Петровне Моксуновой (Басовой), и её семье, а также затрону факты их тяжелой жизни в годы репрессий, как они были раскулачены и сосланы на работы в далекий уральский посёлок. Как и большинство репрессированных эта семья прошла через неимоверные испытания, но даже в самых экстремальных ситуациях ее члены смогли сохранить человеческое достоинство, доброту и любовь к людям.
Меня взволновала история прекрасного человека, учительницы. Ее судьба меня восхищает, заставляет быть неравнодушной, внимательной, щедрой на доброту. В будущем я хочу стать учителем, поэтому соприкосновение с этим великолепным человеком станет для меня, несомненно, судьбоносным.
Тему своего исследования считаю актуальной: в этом году моя школа №1 отметит 100-летие. Ученики нашей школы должны знать о жизненном подвиге учителей, а особенно тех, кто практически находился у ее истоков. Е.П. Моксунова скоро отпразднует свой 95-летний юбилей. Я очень хочу, чтобы о ее мудрости, жизненной стойкости и доброте узнали не только в моей школе, родном городе, но и во всей стране.
Проблемный вопрос: в ходе своей работы мне необходимо выяснить, как восьмилетний ребенок, лишившись в раннем возрасте дома, родителей, близких, пройдя через все тяжелые испытания, способен был сохранить в себе ценности семьи, силу духа и безграничную доброту ко всем живущим?
Предмет исследования - архивы городского и школьного музеев.
Объект исследования – жизнь и деятельность учительницы МБОУ
«СОШ №1» Моксуновой Екатерины Петровны.
Цель моего исследования – рассказать о тяжелой судьбе человека, подвергшегося репрессиям, на примере семьи Басовых.
Задачи исследования:
Моя работа состоит из введения, основной части, представленной 5 главами, и заключения. Во введении я представила историю семьи Басовых, заострила внимание на том, как история жизни человека может рассказать о целом периоде из истории страны, указала цели и задачи исследования и обосновала актуальность. В ходе работы я выдвинула гипотезу: доброта, любовь к людям помогают преодолеть все жизненные трудности.
В основной части мне пришлось окунуться в историю семьи Басовых, я представила документы и исторические сведения об этой семье. Большую помощь мне в этом оказала сама Екатерина Петровна Моксунова, заведующая школьным музеем Горяева Желя Александровна и учитель русского и литературы в нашей школе Ведерникова Татьяна Ильинична.
Методы и приёмы исследования:
II.Основная часть. История жизни учителя– история моей страны
II.1. Селигер – «тихая моя родина»
Девичья фамилия Екатерины Петровны - Басова. Ее дед с бабушкой проживали в деревне Сосница Осташковского уезда Тверской губернии. Деревня, состоявшая из ста с небольшим очень небогатых крестьянских дворов, была расположена на берегу прекрасного создания природы – озера Селигер. Дед Алексей Басов был управляющим в имении Сосницы и принимал активное участие в строительстве барского дома.
Родители Екатерины Петровны - Басовы Петр Алексеевич и Ксения Александровна - в Записи акта о заключении брака в качестве источника средств существования указали: хлебопашество. Молодая семья Басовых начинала обосновываться в Вятке, здесь родился и их первенец – Александр (1920г.), а в 1922 году семья увеличилась: родилась дочь Екатерина. Счастье молодой семьи длилось недолго: будучи совсем молодой, умирает мама - первая красавица на деревне. Екатерине Петровне едва исполнилось полгода! Отец вынужден был оставить сына Александра в Вятке бабушке по материнской линии, а сам вместе с дочкой вернулся в родную деревню Сосница, где стал проживать вместе со своей мамой и братом Василием Алексеевичем Грибовым.
Жилось отцу нелегко, так как работы в деревне не было. Семья в трудном положении оказывалась обычно к весне, когда хлеб даже детям родители выдавали по норме. Годы были не урожайными - в любую погоду всегда хорошо родился только лен, а рожь, пшеница выгорали, да и сенокосов не хватало. В засушливое время каждая семья в деревне могла голодать. Обычно можно было приработать практически только летом: убирать хлеб, разгружать баржи с грузом и товаром. Мужчины часто подолгу отсутствовали дома в поисках заработка, поэтому вся домашняя работа по хозяйству ложилась на плечи матери Петра Алексеевича – бабушки Екатерины Петровны.
В поисках заработка братья Петр и Василий вынуждены были уехать в Петербург: в большом городе всегда можно найти приработок, что-то скопить и привезти домой. Они не боялись браться за любую работу – в деревне надо было ремонтировать крышу дома, кормить и одевать детей. В 1930 году опять беда постучала в семью Басовых: умерла бабушка Бакланова Евдокия, у которой в Вятке воспитывался старший сын Петра Васильевича. Семья воссоединилась - Сашу привезли в Сосницы. Жизнь молодого вдовца стала понемногу налаживаться: произведен ремонт дома, дети были рядом, начали ходить в школу – и Петр Алексеевич женился во второй раз. Но не суждено было этому человеку быть счастливым…2
II.2. Переселение
1931 год. По всей стране в деревне происходит образование колхозов и борьба с кулачеством как с паразитическим классом. Образование колхозов происходит принудительно, устрашая сомневавшихся ликвидацией кулаков и поклонников подкулачников. 3
Деревня Сосница состояла более чем из ста дворов крестьянских хозяйств, среди которых не было ни одной зажиточной семьи. Несмотря на бедность и убогость, в деревне жили размеренной трудовой жизнью, люди справляли праздники - и религиозные, и советские, радовались жизни и вдруг-в колхозы. Желающих добровольно вступать в колхоз не было, и вот решение комитета бедноты - запугать жителей деревни выселкой семей. В период коллективизации крестьяне села Сосница и деревень Вятка и Корпово Сосницкого сельсовета организовали колхоз «Безбожник», располагавший 1134 га земли. Из трех селений в него входило 75 хозяйств. В колхозе была организована рыбоферма. 4
В сентябре 1931 года Екатерина Петровна пошла в первый класс. Училась она с увлечением, старалась не подвести отца: он слыл в деревне самым грамотным и смелым человеком. Его уважала вся деревня. К мнению отца прислушивались, обращались к нему с просьбами, шли за советом и за помощью. Колхозы Петр Алексеевич не одобрял и наотрез отказался поддерживать эту линию партии. По воспоминаниям односельчан, с которыми Екатерина Петровна встретилась спустя 60 лет, отец ее в те трудные годы не имел даже обуви!- все средства шли на маломальский ремонт дома да содержание семьи.
Как обычно в один из весенних дней дети ушли в школу, по-детски не подозревая, что умные взрослые старательно проводили в деревне линию коммунистической партии - облагали твердым налогом зажиточных кресть ян. К таким не мог отнести себя ни один житель деревни! К одним из первых явилась с обыском комиссия в семью Басовых и, обнаружив, что налог выплатить нечем, приписала забрать у них все: недвижимость, ору дия труда, домашний скот, а семью выслать за пределы области на Урал.
Дело было сделано быстро. Подогнали сани. Вернувшись из школы, Катя увидела во дворе повозку, чужих людей в доме. Помнит, что их кое-как одели и быстренько, под надзором милиции, вывезли отца в возрасте 32 лет, десятилетнего брата и ее, восьмилетнюю девочку, на сборный пункт, который располагался на территории кожевенного завода в Осташкове. Вместе с ними вывезли и семью брата отца – Грибова Василия Алексеевича. Чудом спастись удалось второй жене Петра Алексеевича. Она бежала с новорожденным ребенком к родственникам в другую область, но до сих пор никаких сведений о них не имеется.5
На сборном пункте, окруженном конной милицией, уже было много подобных семейств. Родные близкие сбились вокруг этого сборного пункта, стараясь увидеть своих близких. Милиция, конная и пешая, никого не подпускала к выселяемым, не принимали передачи с едой. Вокруг сборного пункта металась большое количество испуганных и несправедливо обиженных людей. Екатерина Петровна рассказывает: «Помню, что на улице было морозно, нас завели в казармы, показали комнату, где мы должны были пере ночевать. Кроме нас, в этой комнате располагалось еще более 20 семей».
В одну из ночей на подводах, запряженных богатырскими конями осташковского кожевенного завода, в сопровождении пешей и конной милиции все подлежащие выселению были доставлены на железно дорожную станцию и погружены в товарные вагоны с двойными нарами.
Трудно сейчас сказать, сколько семей было погружено в каждый из вагонов. Было очень тесно, спать приходилось только на боку это не всем. Вагон снаружи закрыт. В туалет выходить не разрешали. В вагоне нашелся топор, была прорублена в полу дыра, женщины обнесли её занавесками, так получился импровизированный туалет. Была поставлена железная печка. В каждом из вагонов были мужчины, женщины, дети, кормящие матери и девушки. Пища в дороге выдавалось один раз в день, для чего назначенный старшим по вагону выселенец под надзором милиции ходил с ведром и мешком за хлебом и приварком на некоторых узловых станциях.6
II.3. Суровый уральский край
Наконец, голодных, убитых горем людей разгрузили на Урале, в моем родном городе Нижняя Тура. С железнодорожной станции доставили переселенцев к местам проживания подводы жителей местных поселков, у которых были свои лошади. По несколько семей высаживали в каждом населенном пункте: Верх Ису, Федино, Боровском…Басовых увезли в самый отдаленный поселок за Кучум. Жители поселков были проинформированы, что везут переселенцев-кулаков, врагов народа. В поселке некоторые из местных жителей были вооружены, стреляли из ружей в воздух. Конечно, все переселенцы, а особенно дети и женщины, были сильно напуганы. По состоянию на 10 февраля 1932 года, по поселкам лесной промышленности Свердловской области было сосредоточенно 204155 человек, по «Цветметзолото» 11250 человек. В том числе по нашему Исовскому участку (теперь Нижнетуринский район) около 7 тысяч человек. Здесь для спецпереселенцев срочно были построены поселки Нясьма на тысячу человек, Федино -1800, Рудный – 800, Боровское – 900, Лабазка, Каменушка и другие. 7
Многие семьи провезли далеко за поселок Ис и поместили в недостроенные бараки. Зачастую в бараке были двойные нары, две железные печки. На одного человека на нарах отводилось по 40 см.
Первые дни было очень трудно, особенно переселенцам из Осташкова, так как всё, что было погружено в багажные вагоны, в Нижней Туре им не выдали. Они казались одетыми кое-как и совершенно без пищи. Особенно было трудно семьям с маленькими детьми. Семью Басовых поместили в ветхий барак, почти землянку, на четыре семьи.
Работать должны были все, от 14 лет и старше мужчины и женщины. Всё взрослое население комендатурой были направлены на работы. Одни валили лес, другие рыли каналы для принятия воды из рек и направления этой воды в логи, содержащие платину и золото. Освобождались только женщины, имеющей совсем малых детей.
Скученность, антисанитария в бараках, завшивленность людей послужили причиной возникновения многих заболеваний (особенности сыпного и брюшного тифа). Заболевших вывозили в Косьинскую больницу, умерших хоронили на Косьинском кладбище.
Только теплое лето и богатейшая таежная растительность помогли выжить оставшимся переселенцам в бараке, где жил Басов П.А. со своими малолетними детьми. На дорогах в поселке Косья, Кучум, Теплая Гора стояли вооруженные заставы, задерживающее переселенцев, пытающихся убежать на малую родину. Часто комендатурой привлекались сами переселенцы, которые по ночам дежурили на таких лесных заставах.8 Общение переселенцев с местными жителями комендатурой было запрещено. Отсутствовала всякая домашняя утварь, посуда. Люди изготавливали что-то из дерева, бересты, жести, из использованных консервных банок, например: кружки, ложки. Для переселенцев оказался очень трудным весенний период. Большая скученность и непрерывный голод вызывали много заболеваний. Настоящим бедствием для людей была цинга, однако немногие дожили до теплых дней. Наступило лето, выросли травы, появились грибы, ягоды, что оказалось огромным подспорьем в рационе переселенцев.
По Правдинскому тракту в 6 километрах от барака под надзором комендатуры быстрым темпом началось строительство поселка для переселенцев самими переселенцами. Среди них нашлись плотники, печники, жестянщики. К осени 1931 года уже десятки бараков стояли на пригорке среди леса в месте, где речка Железинка впадала в реку Ис. Рядом находились лога, богатые платиной. Каждый барак разделялся капитальной стеной, а каждая его половина на две квартиры - заборкой из теса. В каждой половине было сложена русская печь с двумя челами, таким образом, в каждой четверти барака оказывались отдельная русская печь. Всё это возводилось самими переселенцами, в том числе изготовление и обжиг кирпича для печей. Крыши бараков крыли сосновой дранкой, тёс для забора пилили дисковой пилой и на лесах ручными пилами. Готовые бараки сразу же заселялись переселенцами, в каждую четвертину барака вселяли в основном по две-три семьи. 9
Из различных мест проживания переселенцы свозились теперь в спецпоселки. Так возник и поселок Боровское, куда были размещены переселенцы из различных мест: тверские, смоленские, вятские, украинские, псковские. По Исовскому району возникло несколько спецпоселков: Лабазка, Федино, Восьмивёрстка, Боровское, Покап, Кучум, Нясьма, Сахалин и другие. Многие семьи были перевезены из барака на речке Косье в спецпосёлок Боровское только к зиме 1931 года. Но в таких, почти райских, условиях не суждено было жить семье Басовых. Не успели…
Странное впечатление производил этот поселок весной, когда на завалинках бараков, забранных жердями, сидели женщины, мужчины, дети с посиневшими и опухшими ногами, выпавшими зубами. Цинга творила свои дела наравне с голодом, отсутствием нормальных условий жизни и нормального питания. Переселенцы постоянно умирали, особенно дети и женщины. Была отведена площадь для организации своего кладбища. Сколько невинных людей в неизвестных сейчас могилах этого кладбища!
Цинга да тяжелый труд на лесоповалах изнурял людей. Отец Екатерины Петровны вместе с братом уже в первые дни пошел работать на лесозаготовки. На каждого члена семьи выдавали пайку хлеба в 300 граммов на день. Одежда у всех была ветхая, теплые вещи практически отсутствовали, и отец сильно простудился. Впоследствии он заболел туберкулезом и его увезли в больницу на Косью. Екатерина Петровна так описывает это время: «В бараке мы находились с братом одни, брат отца навещал нас редко – он всегда был на лесоповалах. Есть было нечего, и мы нашли такой способ прокормиться: стали ежедневно ходить пешком из Кучума на Косью в больницу к отцу (это свыше 12 километров в оба конца!). Отец был очень болен, ему давали усиленное питание, а он ничего не ел, знал: мы голодные и его больничный обед – единственное, что он мог нам дать! Но наше «сытное» счастье продолжалось недолго: 23 октября 1932 года отец умер, оставив нас полными сиротами». 10
Со временем обстановка в поселке становилась все более стабильной. Больше общения стало с местным населением. Можно было в поселке Кучум и поселке Качканарске (позже Утянка) попросить милостыню, походить по миру, где-то помочь местному жителю за горбушку хлеба. Екатерина Петровна с братом вынуждены были «пойти в люди» – собирать милостыню, или побираться. Следует заметить, что и ссыльные, и власти стремились как-то бороться с голодом. В посёлке было организовано что-то наподобие колхоза. Раскорчёвывались леса для поля, строился скотный двор, пытались сеять зерновые, картофель. Переселенцам было вменено в обязанность после рабочей смены лопатой вскопать 50 квадратных метров целины.
Начиная с 14 лет, дети и старшие работали на раскорчёвке леса, окучивании картошки, сенокосе, уходами за всходами, почти ничего не получая за труд, только иногда в летний период выдавали небольшое количество молока. Ни Саша, ни Катя к этой категории детей еще не относились: первому не было и 12 лет, а Кате еще не исполнилось и десяти - детей отправили в приют для сирот.
Режим комендатуры был строгим и бескомпромиссным. Переселенцам почти до 1933-1934 года было запрещено посещение поселков местных жителей без пропуска коменданта. Контингент переселенцев держался в страхе и ожидании новых и новых репрессий. Почти еженедельно, обычно ночью, появлялись лица из ОГПУ и то из одной, то из другой семьи – то ли по доносам, то ли по другим причинам - брали без суда и следствия людей, о которых потом ничего не было известно. Значительно позднее дети узнали о судьбе своего дяди, родного брата отца, Грибове Василии Алексеевиче, которого разыскивали, став взрослыми. Он повторил судьбу Петра Алексеевича: через полгода, в 1933 году, умер от тяжелых условий жизни и труда.
II.4. Детдомовка
Сегодня мало кто знает, что нашем районе всегда уделялось большое внимание детям-сиротам. Так, с 1920 по 1966 гг. на территории нижнетуринского района насчитывалось 8 детских домов. О некоторых сохранились архивные данные, о других - узнаем из воспоминаний старожилов. После гражданской войны в 20-е годы в Нижнетуринском районе осталось много детей-сирот, и руководство района было вынуждено открыть приюты в поселках Глубокая и Нижнетуринский завод.
В 30-е годы не все спецпереселенцы выдерживали трудную перемену в своей жизни, суровый Уральский климат, голод. Многие умирали от туберкулеза и цинги. Дети оставались сиротами, поэтому в 1932 году по инициативе Исовского отдела НКВД сирот стали отправлять в поселок Новый завод (ныне микрорайон завода минераловатных изделий «Тизол»), куда и попали осиротевшие Саша и Катя Басовы и десятки других ребятишек, став детдомовцами с прозвищем дети врага народа.
Екатерина Петровна вспоминает:«Девочки и мальчики жили на разных этажах. Кроватей не было, дети спали на досках, застеленных соломой и заправленных полотном.Столов не было, нам ставили чашки на полу, и так мы питались. Дом отапливался дровами, поэтому вскоре случился пожар, и мы чудом спаслись. Документы на детей сгорели, поэтому долгое время дата моего рождения не соответствовала настоящей: вместо 20.11.1922, указали примерную -24.11.1924. Спустя 60 лет, когда я вышла на пенсию и съездила в родную деревню, я узнала настоящую дату своего рождения.
После пожара жить нас отправили в колхозное управление. Завтракать первое время выходили к колодцу: нальют воды, вынесут из пекарни хлеб - вот и вся еда. Школа наша была рядом с тюрьмой, где еще в царские времена сидел известный революционер Я.М. Свердлов. Мальчишки часто бегали на тюремное поле, искали там картошку и прятали в полы пальто, а потом тайно в лесу на костре пекли ее. Так они старались подкармливать и нас. А летом и осенью они бегали в лес, приносили нам ягоды. Это было самое дорогое и любимое наше лакомство».
Прошли годы, но в памяти, как на камне высечены многие эпизоды той сиротской жизни. Никогда не забудется образ замечательной женщины Евдокии Степановны Дюпиной, работавшей в то время заведующей приютом. Она была для нас настоящей матерью. Столько тепла, нежности и заботы получили мы от этого доброго человека!».11
Зимой 1933-1934 года новая беда навалилась на детдомовцев - сыпной тиф. Ребят укладывали по пять-шесть человек в сани-розвальни, закрывали одеялами и партиями увозили в «заразный» барак. Многих детей тогда не досчитались. Тиф не миновал никого, а недостаток в питании добавлял трудностей.
В детском доме сотрудники работали в две смены. Для многих учителей рабочий день не заканчивался уроками в школе. Учителя шли в детдом и вместе с воспитателями помогали учащимся готовить домашние задания, занимались организацией их досуга. Штат сотрудников был очень мал. Почти все работы выполняли старшие воспитанники: занимались уборкой помещений, готовили пищу на кухне, работали на огороде, на сенокосе, благоустраивали площадки около домов.Трудностей было много. Не хватало самого необходимого. На низком уровне в то время была охрана здоровья. Дети часто болели коклюшем, чесоткой, воспалением легких и даже тифом.
В 1937 году в детский дом стали поступать дети репрессированных. В детдоме стало уже более 500 человек. Детей-сирот становилось все больше с каждым годом: до войны были открыты 5 детских домов! Это сколько же советских семей было разбито, обездолено! Сколько человеческих судеб не состоялось или оборвалось в моем маленьком уральском городке, насчитывающем сегодня чуть больше 20 тысяч жителей, а в 30-е годы прошлого столетия он вмещал свыше ста тысяч!..12 Привозили в детский дом и беспризорников, поэтому прозвище «дети врагов народа» стало звучать реже. Вскоре вообще, в силу детскости не помнить плохое, эту формулировку Екатерина Петровна забыла, пока в годы Великой Отечественной войны ей очередной раз в НКВД не напомнили, кто она такая есть и как называется. А пока она радовалась счастливой, в сравнении с первыми годами пребывания на новом месте, обустроенной жизни. В детском доме для учеников начальных классов была своя школа. Там работали замечательные учителя. По достижении 16-летнего возраста детям выдавались паспорта, и брат Екатерины Петровны решил уехать на родину, что бы требовать возврата отнятого дома. Чудом удалось ему бежать из тех мест и спасаться в Ленинграде у родственников. Там Александр выучился на водителя, и в числе первых отправился на войну. Служил героем, дошел до Берлина. Всегда помнил о своей сестре, оставленной в Нижней Туре без помощи, поэтому добился справки военнослужащего, чтобы сестра Катя получала хоть какой-то паек. Но льготой Екатерина Петровна ни разу воспользоваться не смогла, ей было отказано как причисленной к врагам народа. А врагу народа (по новой метрике) едва исполнилось 17 лет! И этому поступку административных работников, как и всем последующим, юная Катя находила объяснение: придет время, люди во всем разберутся и поймут, что ее родители и она сама очень любили и любят свою Родину, что зря их обвиняли - они ни в чем не были виноваты. Катя была счастлива тем, что ходила в школу, жила интересной жизнью: много читала, занималась спортом, рукоделием, согревала вновь прибывших сирот, еще совсем малюток. Именно в эти годы она поняла свое призвание: всю жизнь посвятить детям!
II.5. Сердце, отданное детям
В годы Великой Отечественной войны люди, помня ужас своего переселения, более сплотились, стали добры и внимательны друг к другу, делились последним куском хлеба, брали к себе сирот – все это помогало спасти жизнь многих людей. В нашем городе жители приютили детей, эвакуированных из детских домов Ленинграда и Карелии. Но как бы тяжело ни приходилось местным жителям, они всегда делились чем-нибудь съестным с ребятишками – всем миром наваливались на военную беду и справлялись.
Не хватало воспитателей и учителей, поэтому ученицы старших классов после окончания школы направлялись на краткосрочные педагогические курсы и возвращались на работу в детские дома. Таких в городе уже стало восемь!
В 1943 году Екатерину Петровну ждала судьбоносная встреча. К ним в 9 класс прибыла эвакуированная из Повенецка (Карелия) девочка Тоня – Антонина Михайловна Обернибесова.
Вскоре в одном из детских домов они стали воспитателями, а затем и учителями. А учителя эти сами вот-вот только школу окончили. Шел 1943 год…Всех своих одноклассников с выпускного бала они провожали на фронт – многих оказалось, что навсегда. После бала мальчики сбегали за рюкзаками, переоделись и пешком отправились на узловую железнодорожную станцию Выя – 13 километров. Екатерина Петровна говорила «Очень тяжело было осознавать, что ты никогда уже не встретишь, не поговоришь с тем, кем провел вместе плечом к плечу десять школьных лет, с кем делился своими секретами, мечтой…»Это про них стихотворение:
Нас уже зовет по отчеству поколенье наше младшее,
Но мы верим в дружбу школьную, как в былые времена.
Друг для друга мы по-прежнему те же девочки и мальчики,
Для которых просто-напросто стала классом вся страна. 15
Проводив на войну одноклассников, братьев и отцов, все хозяйственные хлопоты по содержанию детских домов девушки и женщины взяли на себя. От усталости спасала крепкая дружба, память о тех, кто сражался на передовой и детишки. Всех их определили в комнаты, где еще не было кроватей, а на полу были выстланы в ряд матрацы и подушки, набитые соломой – жители подготовили. А еще горожане обеспечили детский дом лошадью, дали корову, коз, свиней. В подсобном хозяйстве развели большой огород, где выращивали овощи. На нескольких гектарах пашни сеяли овес, сажали картофель. Сотрудники детского дома обеспечивали ребятишек самыми необходимыми продуктами: молоком, мясом, овощами. Если б не эта людская доброта – ни за что бы ни выжить ребятишкам в нашем суровом крае.
В военные и первые послевоенные годы жилось всем очень трудно материально. Много детей осталось в нашем городе не за всеми приезжали родители и родственники – стали сиротами. Каждый грамм хлеба - на вес золота. Хлеб был по карточкам, на одного ребенка полагалось 250г. на день, на служащего - 400г. Продуктовые карточки на хлеб, сахар, мясо, крупы, жиры и другие продукты на 1 месяц выдавали тогда на Исовском прииске -это 25 км ( 50 км в оба конца!). Продукты надо было получить на всех детей и сотрудников только там. Получала их чаще всего воспитатель ницы детского дома Антонина Михайловна Обернибесова и Екатерина Петровна Басова. Встанут они рано и пешком шли на прииск. К ночи вернутся: ни страху, ни усталости - детям нужно!
А сколько они всем коллективом за военные зимы дров перепилили, лишь бы детишкам было тепло и уютно. На выделенной райлесхозом делянке работали сотрудники детского дома. Пока дети были малы, временно принимались на работу лесорубы для работы в лесосеке, а также для вывозки дров. Об этом свидетельствует приказ №24 по Нижнетуринскому детскому дому №1 от 13.11.45 г.: «Прибывшие из колхоза «Смычка» колхозники Попов Виктор и Нечаев Николай на вывозку дров для детского дома зачисляются в качестве коновозчиков с 13.11.45 г. при норме вывозки на день 4 куб. метра на одну лошадь. Рабочий день- с 8 часов до 5 часов вечера с часовым перерывом днем на обед и кормежку лошадей». Директор А. Мурашова.
Тоже можно было сказать и о сенокосе. Сена на зиму надо было заготовить много. На сенокосе посильную работу выполняли и старшие дети: «Приказ №72 от 15 июля 1947г: С 15 июля приступить к сенокосу в 50 квартале. Выделить на сенокос следующих работников: Исакова, Череду, Басову, Обернибесову с 10 воспитанниками 4 класса».13
Д.С. Лихачев, переживший ужас сталинских лагерей, писал об этом так: «Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны».14 Он считал, что счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. «Это неразменный РУБЛЬ», - любил говорить Д.С.Лихачев. 15 Как эти слова прекрасно объясняют жизненный подвиг Екатерины Петровны.
III.Заключение. Достойна памяти потомков
Трудно представить, как смогла выжить в годы репрессий осиротевшая девочка Катя. Ведь ей пришлось бороться за ЖИЗНЬ! Как восьмилетний ребенок, лишившись в раннем возрасте дома, родителей, близких, пройдя через все тяжелые испытания, способен был сохранить в себе ценности семьи, силу духа и безграничную доброту к детям, ко всем живущим? У девочки Кати, было огромное доброе сердце, умеющее согреть десятки оставленных войной ребятишек. Екатерина Петровна, сама чудом пережившая в раннем возрасте переселение с теплого Селигера Тверской губернии в наш суровый уральский край, стала сиротой. Она, как никто другой, понимала горе ребятишек, поэтому осталась с малышами в нашем городе, не уехала после окончания школы. Да и уехать она никуда не могла – документы ей не выдавали как ребенку репрессированных родителей.
После окончания Великой Отечественной войны Екатерина Петровна вместе с другими, кто работал в детском доме, поехала поступать в педагогический институт. Приняли всех, вернули документы только ей: не положено как репрессированной! Но и теперь не держала молодая учительница обиду на тех, кто лишил ее родительского дома, разрушил ее семью, судьбу! А ведь она была одной из самых талантливых и самых способных учениц в классе – отличницей!
О судьбе этой учительницы можно написать целую книгу. В ее памяти осталась гибель родителей от тяжелого, невыносимого физического труда, постоянный голод, война, а потом почти до самого выхода на пенсию – 1976 года – отметка: дочь репрессированных. Реабилитацию она получила одна из выживших в семье Басовых лишь в 1991 году, как и многие ее соотечественники. 17 Никаких наград она не заслужила – НЕ ПОЛОЖЕНО! А она не переживала: наградой, нет – СЧАСТЬЕМ! - для нее было отыскать после войны родителей ленинградских и карельских сирот (ночами она вместе с подругами писала сотни писем с целью отыскать хоть кого-то из родных: подарить ребенку надежду на счастье!). Наградой Екатерине Петровне были слова благодарности всех ее учеников и их родителей, потому что большой любовью светились ее глаза, когда выпускала в большую жизнь своих учеников. Очень ласковые руки и доброе сердце были у этого человека. Рядом с ней всем становится уютно и тепло, словно ты заряжаешься ее любовью, ее добротой и всепрощением. Святой человек!
Екатерина Петровна всю жизнь следует «путями доброты», которым нам надо учиться всю жизнь. Этот навык «удерживаться на пути добра» в любых жизненных ситуациях постоянно необходимо в себе развивать. Известно, что навык добра приобретается из соприкосновения с ДОБРЫМ и ПРЕКРАСНЫМ, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».
Таким добрым объединением в жизни одноклассниц Обернибесовой А.М. И Моксуновой Е.П. стали вечера встреч, посвященных Дню Победы. На протяжении 50 лет (такой срок девушки наметили сами) с 1945 по 1995 ежегодно 9 Мая они собирали со всей страны в родную школу тех, кто со школьной скамьи уходил на фронт и по воле судьбы был оторван от родного города, разыскивали без вести пропавших. 16 Как светились их лица, когда они видели своих сверстников снова за партами – сразу забывали про все трудности. Но никто и никогда не забывал тех, кто не вернулся с войны. Сегодня в нашем музее хранятся фотоальбомы этих встреч. Каждая фотография – чья-то история и история всей страны.
Увидеть смысл жизни можно только с высоты прожитых лет, с высоты мудрости всего человеческого опыта, и поэтому так важно доверять прекрасным «путеводителям доброты» нашей школы - учителям Е.П. Моксуновой, А.М. Обернибесовой, Ашихминой Л.А, Панкратьеву В.С. и многим другим. Я поняла, что жизнь - это драгоценнейший дар… Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки. Жизнь Екатерины Петровны Моксуновой (Басовой) тому убедительный пример!
Список использованных источников
1 Интернет ресурсы:
-http://valday.com/tourism_way,
-http://forum.ostashkov.ru/showthread.php?t=36804,
-http://lists.memo.ru/index2.htm, http://www.seliger-lake.ru/wiki/Сосницы
2 Копии документов семейного архива.
3 Фото из семейных архивов: 39 экземпляров
4 Материалы архивов городского и школьного музеев.
5 Воспоминания Моксуновой Е.П.
6 Газетные статьи.
Список использованной литературы
А. В. Шубина .- М.: Олма Пресс
Приложение № 12
Копия фотографии Моксуновой Е.П.
Лупленый бочок
Браво, Феликс!
Алые паруса
Загадка Бабы-Яги
Загадка старого пирата или водолазный колокол