Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.
Подвиг учителей в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_frontovik_-_kopiya.docx | 61.7 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шпалозаводская средняя школа»
Парабельского района Томской области
Исследовательская работа по теме поиска:
«Учителя и ученики моей школы – участники войны»
«Учитель - фронтовик»
Выполнили:
Сыркин Геннадий Андреевич,
Горх Ермак Васильевич
учащиеся 7 класса
Руководитель:
Новосельцева
Надежда Владимировна
п. Шпалозавод 2020г.
Оглавление:
12. Из источников: УВД Томской обл ………………………………………....28
13.Официальный сайт «Память народа» ……………………………………….29
Весна... Сирень пьянит своим ароматом, тюльпаны очаровывают своей красотой. Все в природе пробуждается, оживает. Но весной ощущается и легкая грусть. Весной мы вспоминаем о Великой Отечественной войне 1941 года. Она пришла внезапно, как приходит осень, а ушла громко, как бушует море. Война - это страшное слово, потому что оно несёт с собой кровь, боль, горечь утрат. Люди, которые прошли войну, запомнили ее глаза, полные слез, горя и смерти. Война страшна не только тем, что уносит миллионы жизней людей. Она калечит выживших, ломает их психику. Переломанные кости болят к непогоде, но все же залечиваются. А как залечит искалеченную душу, облегчить сердце, до краев наполненное ужасом, кровью, пропитанное чужой и своей нестерпимой болью?
О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано. Но точку в отображении всей правды о войне ставить нельзя, потому что, правда о войне попросту бездонна. Мы, к счастью, о войне знаем только понаслышке: из фильмов, книг, воспоминаний ветеранов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Наши ветераны - это удивительное поколение. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. И несмотря ни на что, они сохранили в себе умение сочувствовать чужой боли, сострадать, быть и оставаться человеком в любых, самых нечеловеческих условиях. Ветераны - необычные люди. Они являются для нас примером мужества и стойкости, выносливости и взаимопомощи, настойчивости и оптимизма. Они показали, какой должна быть настоящая дружба и товарищество. И нам даже трудно представить, что пожилые воины были такими же, как и мы: любили и хотели быть любимыми, смеялись, радовались, верили в счастливое будущее. Много пришлось пережить людям, прошедшим Великую Отечественную войну, но их, фронтовиков, нельзя считать поколением со сломанной душой, нельзя считать «потерянным поколением».
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» Все разрушилось в один день - 22 июня 1941 года. Смерть, паника, пепелища, потеря близких, бесконечная разлука. Вот что такое война! Горе, отчаяние, боль, сострадание. Вот что такое война! Конечно же, говоря о войне, нельзя не вспомнить о фронтовых треугольниках - своеобразных ниточках между фронтом и тылом. Где только они не писались: в блиндажах и землянках, на привале, во время коротких передышек. А как ждали заветного письма в тылу и на фронте! Каждое из писем - живая трагическая судьба, живой голос мужественного человека. Так случилось, что уже в 2010 году в нашем поселке в живых не осталось ветеранов. Мы в неоплатном долгу перед ними. Ветераны – наша история, наше прошлое, и наше будущее, наш ориентир. Забывая прошлое, мы лишаем себя настоящего и тем более будущего. Поэтому важно помнить имена наших фронтовиков – солдат Великой Отечественной. Важно чтить павших. Пока мы будем помнить о своих героях, мы будем непобедимы.
Победа... Об этом мечтали все. И победа пришла через 1418 дней. Но не величественная, в лавровом венке победителей, а скорбная, потому что слишком дорогой ценой досталась. Мы живем в XXI веке, но одно из страшных событий XX века - Великую Отечественную войну - мы будем помнить долго. Нужно чтить свое прошлое. Поклонимся великим тем годам!
В нашем школьном музее уже собрано немало материалов о ветеранах, вдовах, детях Великой Отечественной войны. Поговорив с местными жителями старшего поколения, изучив материалы о Великой Отечественной войне, находящиеся в краеведческой комнате школы, мы решили исследовательскую работу посвятить важному периоду в истории нашей школы – эпохе Великой Отечественной войны. Пожалуй не найдешь школы, где бы её учителя (уже бывшие) не были участниками Великой Отечественной Войны. О каждом из них можно написать книгу, ибо у каждого был свой фронтовой путь, который впился в общую победу над фашизмом. Люди этой профессии всегда считались выдающимися, передовыми, лидерами. И работая над темой нашего исследования, мы не раз убеждались в том, что учителя не только словом воспитывали в своих учениках чувство любви к Родине и готовность её защитить, а личным примером учили и воевать, и помогать фронту, и оказывать помощь в трудное для страны время, оказывать помощь всем, кому она была необходима. Эта мысль подтверждается и словами маршала Советского Союза А.М. Василевского: « Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать».
Цель работы:
Задачи:
Формы и методы сбора информации:
Практическая значимость работы: Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне. Для подрастающего поколения скоро останутся только фотографии, видео. Исследовательскую работу можно использовать на уроках истории, краеведения, внеклассных мероприятиях.
2. Основные задачи школы в военный период.
У дорогого обелиска
Склоняем головы мы низко –
Здесь память сердца.
Помним свято
О педагогах и ребятах,
О героических солдатах.
Кто кровь и жизнь отдал свою
За нашу Родину в бою!
Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.
Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи:
1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;
2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;
3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;
4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;
5) улучшение военно-физической подготовки;
6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;
7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.
Занятия в школе начинались в 9.00, дежурный учитель приходил к 8.00. Вынужденно школы шли на сокращение времени, отводимого на урок (до 35-40 мин.), перемен между ними (до 5 мин.) В школе было холодно. Топливом школы, были обеспечены на 10-15%, поэтому ученики часто собирали дрова или другое топливо и сдавали в школу, а в селах учителя вместе с учениками сами изготавливали такое топливо, как кизяк. В классах было так холодно, что замерзали чернила. В такое время на доске писать было трудно, так как после мокрой тряпки мел не писал по ледяной корке.
Школы освобожденных районов испытывали острую необходимость буквально во всем. Учащиеся изготавливали самодельные географические карты, плакаты, таблицы. Не было парт, вместо них часто использовали самодельные столы и скамейки.
Но никто не сетовал на судьбу. Все, не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания. Эту веру внушало подрастающему поколению правительство, родители, но прежде всего учителя.
Подвиг учителей в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям.
3.Учительство в годы Великой Отечественной войны
Трудные задачи встали перед учительством в годы Великой Отечественной войны. Лучшие школьные здания в городах и рабочих поселках были выделены под госпитали. В школьных зданиях были развернуты госпитали, больницы, остальные здания использованы для размещения воинских частей, эвакуированных гражданских учреждений.
В 1941-1942 учебном году практически все школы вынуждены были работать в 4-5 смен. Занятия шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Продолжительность уроков была сокращена до 35-40 минут, перерывы между уроками были установлены в 5 минут, перерывы между сменами в 15-20 минут.
Комнаты учебных классов за время перерывов не успевали проветриваться. В 4-ой смене часты были случаи обмороков учителей и учеников из-за углекислого газа. Занятия с учащимися младших классов во многих случаях проводились в домах учащихся.
В отчете отдела образования за 1941-142 учебный год читаем: «Учителя при отсутствии школьных помещений не бросали обучение детей, а проявили инициативу и упорство, организовав обучение детей, организовав обучение детей на своих квартирах и квартирах учащихся». Количество учащихся области в военные годы уменьшилось. Главной причиной уменьшения контингента учащихся в годы войны было тяжелое материальное положение населения. Подростки, юноши и девушки оставляли школу и шли на работу в колхозы и совхозы, предприятия и учреждения для замены своих отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт.
Первые военные месяцы привели к большим изменениям в кадровом составе руководителей и учителей школ. По данным за 1941-1942 учебный год из состава учителей выбыло около четверти всего учительского контингента. Почти половина выбывших учителей была призвана в ряды РККА.
В 1942-1943 учебном году для улучшения подготовки молодежи к защите страны в школе, начиная с пятого класса, были введены уроки начальной военной подготовки и допризывной подготовки. Для их обеспечения в области было принято на работу в 1943 и 1944 годах более тысячи учителей военного дела и физической культуры.
Особенно трудно было в годы войны с обеспечением учащихся учебниками, школьно-письменными принадлежностями, новые учебники, тетради, карандаши, ручки распределялись централизованно.
В сельских школах положение было еще более сложным. В 1944-1945 учебном году учащиеся сельских школ получили за год по 1-2 тетради.
Война крайне обострила положение со снабжением населения продовольствием. В первую очередь обеспечивался фронт, армия. Продуктов, получаемых по карточкам, было недостаточно для полноценного питания, что отрицательно сказывалось на физическом состоянии учащихся.
Школы принимали посильное участие в поддержании здоровье учеников, работали буфеты для учащихся. Усилиями местных органов власти была создана система дополнительного питания для детей с ослабленным здоровьем в специальных столовых. В акте готовности школ к 1943-1944 учебному году говорится: «В школах есть буфеты, которые отпускают учащимся завтрак: 50 г. хлеба, 10 г. сахара и чай (1-го сентября был только хлеб). Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрены дополнительные карточки в столовую. Норма продуктов на одну карточку – 100 грамм хлеба и обед из двух блюд.
Учащиеся старших классов городских школ ежегодно с 1941 года направлялись на сельскохозяйственные работы. К работам привлекались мальчики и девочки старше 14 лет.
Работа отрядов проходила в сложной обстановке. В 1943 году сельскохозяйственные работы продолжались все лето и осень. Учебные занятия с 1 сентября начались только в 1-4 классах. Остальные учащиеся были заняты на работах.
Учащиеся и учителя всех школ участвовали в различных мероприятиях в помощь фронту. Весною, летом и осенью учащиеся работали на полях и фермах колхозов и совхозов, собирали травы, шиповник, дикорастущие ягоды и плоды, грибы.
Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно - воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить максимально - практический характер. В школах появились темы военно - оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью.
Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».
Наркомат просвещения и местные организации принимают ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.
В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот.
В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов.
Как только Красная Армия освобождала какой - либо населённый пункт от немецко - фашистских захватчиков школы открывались практически сразу.
Большие трудности выпали на долю учителей западных районов Союза, оккупированных немцами. Но даже в осаждённых фашистами городах продолжали работать школы. Учебные программы военного времени претерпели некоторые изменения. В школьных курсах стали глубже изучать темы, связанные с войной и обороной: отравляющие вещества, планы и карты, современная военная техника и военная терминология, сельское хозяйство. Было усилено патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной работе.
Из воспоминаний ученицы того времени Аллы Георгиевны Москаленко:
«Учебники были старые, еще с текстами о Зиновьеве и Троцком. Портреты «врагов народа» в учебниках были закрашены чернилами. Учебников, конечно, не хватало. Тетради добывали, кто как мог. У кого-то оставались тетрадочки после братьев и сестер, учившихся до войны, кто-то сшивал листочки бумаги. Я помню, что мне папа даже с фронта прислал стопочку трофейных тетрадей, сделанных из очень хорошей бумаги, - на зависть всему классу».
Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%! В год Великой Победы 276 выпускников окончили школы с золотыми и серебряными медалями.
Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя - ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. 17 - 20 - летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.
Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.
4. Война в истории школы
«Если завтра война, если завтра в поход, мы сегодня к походу готовы...» Песня, начинавшаяся этими словами, звучала по радио, ее пели в школьных классах и на улицах.
Двадцать второго июня 1941года началась Великая Отечественная война. Для Шпалазаводской школы, как и для остальных организаций, тоже настали непростые времена. Почти сразу после начала войны учителя – мужчины ушли на фронт. Были грозные военные дни 1941-го года. Вся страна, весь многомиллионный советский народ поднялся на защиту своей любимой Родины. А самое главное, все выпускники Шпалазаводской школы во время Великой Отечественной войны встали на защиту нашей Родины. В то далёкое и поистине тяжёлое время работать и жить в тылу тоже было очень трудно. Единым для всех людей стал лозунг: "Все для фронта, все для победы над врагом".
Ушли на фронт учителя, их ученики, почти все мужское население села защищать Родину, а школа продолжала работать. Тяжело было: не хватало педагогов, не хватало учебников и тетрадей, не хватало топлива, не хватало еды, а самое главное не хватало спокойствия – постоянно тревожили вопросы: «А как там на фронте?», « Все ли я сделал, чтобы помочь победить?». Учителя военной поры… Их жизнь, их ежедневный труд они скромно считают обыденностью, а мы, нынешнее поколение, с уверенностью скажем: «Это был подвиг».
Всем, чем могли, помогали фронту оставшиеся в тылу школьники. Они считали своим долгом помочь взрослым на посильных им участках работы. Это значит, пионерские отряды и звенья должны работать на колхозных полях, пришкольных участках и огородах. Иные приступили к заготовке некоторых орудий лова своими силами, чтобы с первого дня летних каникул включиться в работу по рыбодобыче и вместе со всеми рыбаками нашего округа, помогая обеспечить план вылова рыбы. Ученики помогали
вязать сети для рыбной ловли, заготавливать для школы дрова.
Собирали и заготавливали шиповник, орех кедровый, грибы, ягоду.
4 июня 1942 года было передано на вооружение гвардейских частей Красной армии авиационное звено «Нарымский комсомолец», построенное на средства, собранные комсомольцами и молодёжью Нарымского края. Трудящиеся района всеми силами старались помочь фронту. Количество переданных в фонд обороны вещей исчислялось тысячами, не прекращалась отправка продовольствия. Значителен был и денежный вклад: на средства нарымчан строилась военная техника (танки, самолеты), пополнялся Сталинский фонд победы. Ученики Чигаринской начальной школы собрали 600 рублей на танк «Дед-Мороз».
В связи необходимой потребностью переработки рыбы в 1942 г. был основан Нарымский рыбозавод. В январе 1942 года шахтеры и металлурги Кузбасса обратились с письмом к жителям Нарымского округа с просьбой оказать помощь продуктами питания. На собраниях трудящихся района было принято решение провести ударный месячник по лову рыбы и организовать «красный обоз». Свой путь он начинал из Каргаска и был в пути 18 дней, удлиняясь во время пути за счет присоединения других районов. В Томск обоз пришел в составе 2100 подвод, на которых – 38000 пудов первосортной рыбы.
Самоотверженно трудились жители района в тылу. Многие шпалозаводчане (взрослые и дети) были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Из информации Нарымского окружкома ВКП (б) Новосибирскому обкому ВКП (б) 27 июня 1941 г.
О работе партийной организации в связи с объявлением войны:
22-23 июня повсеместно проходили митинги трудящихся, которые отличались значительно большим, чем в обычное время, участием на них граждан, организованностью, быстрым созывом и глубоким чувством ненависти к фашистской военщине. Присутствовало на митингах в Колпашево более 3000 человек, Тогур — более 1000 чел., в Александрове — райцентре и поселках— присутствовало все население. Народный гнев выражен в невиданном политическом и производственном подъеме, в невыразимом советском патриотизме, в готовности старого и малого отдать жизнь в отечественной войне за родину, за Сталина.
Выступавшие, выражая преданность партии Ленина—Сталина, заявляли о готовности идти на фронт, крепить тыл, заменить ушедших мужчин женщинами, работать производительнее в 2-3 раза. Бывший красноармеец орденоносец тов. Волков И.В., выступая на многолюдном митинге, заявил: «Наша сила в советском строе, наше могущество в доблестной РККА, наша победа выражена в правоте нашего дела, в мудром руководстве народом Великого Сталина!».
Увлеченные всеобщим патриотизмом, ушли на фронт многие учителя и ученики старших классов Шпалазаводской школы. Храбро и мужественно защищали они честь и независимость своей Родины, испытывая неимоверные трудности и лишения боевой, походной жизни. Борясь с коварным и сильным врагом — немецким фашизмом, многие из ушедших на войну, сложили свои головы на полях брани. И среди них были учителя и ученики нашей школы. Весь педагогический и ученический коллектив школы глубоко чтит священную память о погибших односельчанах и никогда не забудет их героические имена…
5. Багин Леонид Игнатьевич
Родился 10.10. 1923 года в маленькой деревне Шебнюха. Чарасшского района, Алтайского края. В 1932 году семья Багиных была вынуждена переехать в поселок Новиково Парабельского района Томской области.
Леонид Игнатьевич рос в крестьянской семье. Рос непоседой, за что и расплачивался, как говорится «своей шкурой»: и лошади по нему проезжали, и тонул 6 раз. Но все же его воспитали трудолюбивым, добрым, чутким человеком. С детства он проявлял способности к учебе. На становление его дальнейшего жизненного пути оказал влияние его первый учитель. Отец Леонида Игнатьевича, Игнатий Федорович Багин, работал учителем труда в Новиковской семилетней школе. Закончив семилетку Леонид Игнатьевич в 1938 году поступил в Томский библиотечный техникум. Молодые люди мечтали по окончании техникума работать, начать самостоятельную жизнь. Сколько было заманчивых планов!
И вот… страшное слово война! Все сразу ушло куда-то, отодвинулось: и мечты, и планы, и стремления.
С рассветом, после бала выпускного,
Весть грозная повергла всю страну.
Прощаясь, провожала школа
Мальчишек, уходивших на войну.
Они на память возле школы
В ряд посадили сорок тополей,
Чтоб слышали звонок веселый,
Чтоб двор стал краше и родней.
Ушел на фронт и молодой учитель,
Вчера еще стоявший возле парт.
Надев на плечи рядового китель,
Сменил указку на тяжелый автомат.
В армию призвали осенью 1942 года, было всего 19 лет. Из воспоминаний Леонида Игнатьевича: «8 сентября 1942 года. В этот день, проводив воспитанников детского дома в школу, я возвращался в жилой корпус. Надо было обдумать, чем полезным заполнить свободное время детей после уроков, как лучше организовать с ними выполнение домашних заданий. Мои размышления прервал голос почтальона, как-то неожиданно появившегося на моем пути: «Леонид Игнатьевич, здравствуйте. Вам повестка на военную комиссию. Распишитесь». На маленьком листочке было написано, что мне надо явиться 10 сентября 1942 года к 10-ти часам в соседнее село Старицу в призывную комиссию. В назначенный день врачи ослушали меня, осмотрели и, посоветовавшись друг с другом, вынесли решение – годен. В то время с транспортом было плохо. Нам, призывникам, пришлось добираться до Парабели на лодках, поочередно работая греблями. А расстояние – 183 км. Из Парабели отплыли на пассажирском пароходе “Александр Невский” и добирались до Новосибирска 6 суток».
Сначала Леонид Игнатьевич попал в 25-й учебный танковый полк в городе Кургане. Там он принял военную присягу и стал считать себя солдатом, жизнь которого принадлежала теперь не только ему, но и Родине. В учебном полку овладел 2 специальностями: стрелок-радист танка Т-34 и “пэтээровец” (истребитель вражеской техники из противотанкового ружья).
В декабре этого же года неожиданно отправили в Москву в 149-ую танковую бригаду. Эта бригада находилась в резерве ставки Верховного Главнокомандования. В январе 1943 года на 2 Прибалтийский фронт по срочному приказу должен был отправиться 517 Гвардейский Краснознаменный Барвенковский отдельный огнеметный танковый полк. И группу бойцов, хорошо овладевших навыками стрельбы из противотанкового ружья, зачислили в этот полк. Среди этих бойцов был и Леонид Игнатьевич.
С этим полком он прошел почти всю войну, т.е. до 25 февраля 1945 года. Воевали в составе 3 ударной и 11 Гвардейской армиях. Куда только не бросала война, сколько горечей не подносила, сколько хороших друзей и товарищей пришлось потерять в тяжелых боях с фашистами. Из воспоминаний: «Лично у меня было 2 дорогих и верных друга: Николай Зинченко с Украины и Геннадий Апсолямов из Новосибирска. Долгое время миновали осколки и пули, словно оберегая нашу крепкую и фронтовую дружбу. Думали мы после войны обязательно побывать в гостях друг у друга. Но… смерть распорядилась иначе: под Оршей в жарком бою отыскала злая пуля Николая, вошла под левый глаз и вышла в затылок.
В Литве под Алитусом осколок вражеского снаряда широко распахнул грудь Генке, да так распахнул, что было видно горячее сердце. Скупой солдатской слезой провожал я своих друзей в их последний путь. Трудно теперь вспомнить и отыскать те братские могилы, где друзья были похоронены. А война продолжалась, война требовала от нас героических усилий, чтобы приблизить ее конец. И мы, солдаты, ради этого отдавали все свои силы и знания, отдавали здоровье и жизни».
Смерть обошла Леонида Игнатьевича стороной, но все же коснулась, опалила. В октябре 1944 года солдата тяжело контузило. В течение двух недель не слышал, не говорил. Но постепенно то и то вернулось, а вот головные боли остались на всю жизнь.
После выздоровления продолжать воевать. Прошагал с боями Западную Белоруссию, Литву, побывал в Восточной Пруссии. Солдату пришлось побыть и разведчиком, и десантником на танках и даже три месяца был старшим писарем при штабе полка. Последняя должность была не по душе: приходилось не только печатать донесения в вышестоящие полки, но и заполнять, а затем отправлять похоронки женам, матерям, сестрам на их погибших мужей, сыновей, братьев. Трудно себе представить, сколько было пролито слез в далеком тылу, сколько поседело преждевременно голов! Много еще пришлось прошагать, проехать на танках и на попутных машинах по фронтовым дорогам. Много друзей осталось лежать в могилах под простенькими деревянными обелисками, увенчанными звездами из белой жести от консервных банок. Много пролили слез наши матери, отцы и сестра, получая похоронки. Но каждый день приближал к Победе. И она пришла ясным солнечным утром 9 мая 1945 года. День Победы Леонид Игнатьевич встретил в одном из госпиталей Москвы.
Из воспоминаний: «Победа! Невозможно описать то, что творилось в это время в палатах! Лежачие раненые и больные стучали ложками по кружкам, ходячие пустились в пляс. Благо откуда-то появилась гармонь, и я с удовольствием рванул «Русскую барыню». Сбежались дежурные, врачи, сестра, няни. Они обнимали, целовали бойцов, друг друга, плакали слезами радости и слезами горя. Не у всех ведь вернулись в живых мужья, братья, женихи, не дожили до дня победы. Вечером в 21.30 по приказу Верховного Главнокомандования Москва салютовала живым и мертвым 50-ью залпами из 1000 орудий. Море огней, всеобщее ликование народа, цветная россыпь ракет. Незабываемое зрелище». 20 июня 1945года Леонид Игнатьевич распрощался с гостеприимной столицей. С Казанского вокзала пассажирский поезд помчал в родную Сибирь верного сына Родины, преодолевшего все тяготы страшной войны и награжденного за боевые заслуги орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Впереди ждала любимая работа. Сначала работал в Новиково воспитателем детского дома, в пятидесятых годах перевели работать на Шпалозавод учителем рисования и трудового обучения, а позже учителем истории. Леонид Игнатьевич принимал активное участие в общественной жизни села, был душой поселкового народного театра, прекрасно играл на гармошке, пел частушки и был просто хорошим человеком. Это был человек, с не зачерствевшей душой и сердцем, человек, умеющим любить и прощать, жить и дарить жизни другим. Сохранились воспоминания односельчан об этом учителе, как о сердечном и добром человеке, способном понять ученика и принять его сторону.
К сожалению, не слишком много информации сохранилось об учениках и учителях Шпалазаводской школы, прошедших трудными дорогами войны, но мы сегодня, ученики этой школы 21-го века, стараемся бережно хранить каждую крупицу сведений о героях, ставших гордостью нашей школы и нашего поселка.
6. Вечная слава героям - учителям!
Наших дорогих учителей – фронтовиков и тех, кто трудился в тылу, вёл по жизни вечный, неугасимый огонь гражданского беспокойства, чувство ответственности за каждую жизнь. Ради этого они воевали, ради этого трудились во время войны и после, не зная отдыха и покоя.
Учителя военной поры.… Каждый день они шли в школу, голодные и истощённые, учили русскому языку и литературе, математике и физике, географии и истории. Они учили детей без скидок на войну, они были строги и требовательны. Учителя, по воспоминаниям учеников военной поры, как могли, старались украсить скудную радостями жизнь. Как и в мирное время, проводили вечера, концерты, новогодние ёлки, приёмы в октябрята и пионеры, вели занятия в кружках. Педагоги учили своих учеников состраданию, умению не жаловаться, не стонать, не перекладывать беды на чужие плечи. Поэтому невероятно справедливыми являются слова С. М. Михалкова об учителях той поры:
«Советским учителям есть чем гордиться! Это их ученики трудом, мыслью, вдохновением своим превратили нашу страну в великую, непобедимую державу. Это их ученики…спасли человечество от ужасов фашистского порабощения. Это их ученики подняли …страну к звездам. Вот какие взошли семена, посеянные советским учительством. Честь и слава такому учительству!».
Для людей того времени - это жизнь, тревожная, полная лишений, горя, но жизнь. Для нас, их потомков, этот период – история, героическая, славная, достойная памяти и великой благодарности. Благодарности за то, что выжили, выстояли, победили, спасли родную землю, вернули счастье мирного труда.
« Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданий пройти…»
Благодарю я Вас, учителя!
За то, что ратный подвиг Вы вершите,
За то, что Вы теперь мои друзья,
За то, что мудрость дать Вы нам спешите.
За то, что я запомнил голос Ваш,
За то, что взгляд Ваш помнить буду вечно,
Нам дарите Вы жизненный пейзаж,
За это все благодарю я Вас сердечно.
Благодарю за то, что далеко
Я все равно Вас помню, уважаю.
Я знаю, Вам бывало нелегко,
С любовью я всегда Вас вспоминаю.
И даже Вы, которых с нами нет,
Вы также рядом с нами остаетесь.
В душе у каждого оставлен Вами след,
В поступках и делах Вы к нам вернетесь.
7. Результаты исследования:
Великая Отечественная война затронула все сферы жизни общества, наложила свой глубокий отпечаток на учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении - Шпалазаводской школе. Она стала суровым испытанием советской системы образования, политических и деловых качеств всей интеллигенции, в том числе учительства, возглавившего в те годы широкое движение школьной молодёжи в поддержку фронта и Красной Армии. Население добровольно уходило на войну, в том числе и учителя.
Сороковые - роковые. Не забыть нам никогда эти годы. Золотыми страницам вписаны они в нашу Отечественную историю. Мы никогда не забудем подвиги наших отцов, дедов и прадедов.
Ваша молодость была не слишком длинной
Покрывалась ранней сединой.
Вашу молодость рвало на минах,
Заливало талою водой.
Ваша молодость неслась тараном
Сокрушить германский самолет,
Чтоб огонь ослабить ураганный-
Падала на вражий самолет.
Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб армия прошла…
Страшная, неистовая, злая-
Вот какая молодость была
Велика роль ветеранов-педагогов школы в воспитании подрастающего поколения. В исследовательской работе были отмечены биографические события ветерана-педагога школы: Багина Леонида Игнатьевича в военное и мирное время. У ветерана богатая военная биография, много наград за военные подвиги. Был ранен не один раз, смотрел в лицо смерти не один раз. Но такие вот военные трудности не сломили дух мужества и силу воли нашего воина. Он с честью и достоинством все выдержал и все преодолел. Такие мужественные люди работали в нашей школе.
8. Выводы:
Данная исследовательская работа позволит учащимся, учителям школы, родителям узнать больше о педагоге-ветеране Багине Леониде Игнатьевиче. Поможет сохранить информацию об учителях школы для родственников, будущих учащихся школы. Историю школы в лицах учителей необходимо сохранять и продолжать.
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их - значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит
Вот почему посмертно они живы!
9. Рекомендации:
10. Список используемой литературы:
— база данных участников ВОВ Министерства обороны РФ.
Басня "Две подруги"
Л. Нечаев. Яма
Злая мать и добрая тётя
Загадка Бабы-Яги
Одеяльце