Распространение буддизма в Бурятии сопровождалось строительством дацанов. Они становились сосредоточением духовной жизни и бурятской культуры нашего народа. В истории страны были тяжелые времена: гражданская война, период сталинских репрессий.
Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.
Почему я выбрала именно эту тему. Потому что я выяснила, что не каждый знает историю нашего дацана, не каждый взрослый понимает предначертание святынь нашего Кижингинского дацана, которым мы поклоняемся.
Тема исследовательской работы – «Кижингинского дацана - "Дэчен Даши Лхумболинг"»
Актуальность данной работы: В период возрождения бурятской культуры изучение духовной и исторических корней нашего народа является неотъемлемой частью нашего общества.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день Кижингинского дацан и показать историческую значимость дацана в жизни села и людей.
Вложение | Размер |
---|---|
kizhinginskiy_datsan_-_kopiya.doc | 77.5 КБ |
Введение
Распространение буддизма в Бурятии сопровождалось строительством дацанов. Они становились сосредоточением духовной жизни и бурятской культуры нашего народа. В истории страны были тяжелые времена: гражданская война, период сталинских репрессий.
Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.
Почему я выбрала именно эту тему. Потому что я выяснила, что не каждый знает историю нашего дацана, не каждый взрослый понимает предначертание святынь нашего Кижингинского дацана, которым мы поклоняемся.
Тема исследовательской работы – «Кижингинского дацана - "Дэчен Даши Лхумболинг"»
Актуальность данной работы: В период возрождения бурятской культуры изучение духовной и исторических корней нашего народа является неотъемлемой частью нашего общества.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день Кижингинского дацан и показать историческую значимость дацана в жизни села и людей.
Задачи:
Новизна исследовательской работы заключается в том, что не каждый раз предметом исследования являются святые достопримечательности по данной теме.
Метод исследования:
Объект исследования: хроника событий, связанных с Кижингинским дацаном от момента построения по настоящее время, предназначение святынь Кижингинского дацана.
Предмет исследования: Кижингинскй дацан.
Гипотеза: Без прошлого нет будущего. Так ли это?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Кижингинский дацан - красивейший храмовый комплекс, один из крупнейших дацанов современной Бурятии, занимающий территорию около 30 тысяч кв. м. Его тибетское название - "Дэчен Даши Лхумболинг", "место всеобщего блаженства".
Дацан расположен в селе Кижинга, в Кижингинском районе Республики Бурятия, известном своими ступами, здесь построены Великая Ступа Джарун-Хашор, Ступа Дандарона и другие.
Кижингинскую землю в Бурятии называют "долиной Субурганов", так как повсюду можно видеть возвышающиеся белоснежные Ступы, символы Просветления.
Самый первый буддийский храм -дуган в Кижингинской долине был основан в 1758 году, он располагался на склоне горы Шилсана по монгольскому обычаю в войлочной юрте. Настоятелем дацана стал тибетец Нансо Лубсан Шираб. В 1773 году был построен первый дацан, и пострадал из-за весеннего пожара, вместе с дацаном сгорела и реликвия - священная книга "Юм" в 16 томах, привезенный с юга шаманкой Абури.
После пожара у Шилсаны, по прошению тайши хоринских бурят Дамба-Дугара Ринчинэ по приказу иркутского губернатора И.П.Прондсова в 1782 году был построен новый дацан возле устья реки Мунгэт, невдалеке от нынешнего села Кодунский Станок, и его называют Кодунский дацан. В то время это был единственный дацан у хоринских бурят и имел в своем штате 79 служивых лам. Первым его ширээтэ, настоятелем, стал лама из Тибета -Лубсан Намжил. Рядом с главным зданием дацана позже были построены еще три храма -сумэ в 1775, в 1806 и 1821 годах. Сумэ - слово из монгольского языка, служащее для обозначения малого храма в буддийском дацане.
В приход Кодунского дацана вошли буряты близлежайших мест - Кижингинского, Еравнинского, Хоринского, Заиграевского районов, а также далеких: Хилка, Зугмара, Бада, Нижний Хилгосо, которые сейчас находятся на территории Читинской области.
Так Кодунский дацан оказался на окраине проживания своих прихожан.
И в XIX веке по просьбам многочисленных прихожан с разрешения Восточно-Сибирского генерал-губернатора Н.Н.Муравьева, графа Амурского, дацан перенесли в низовья речки Заха-Щибирь на северной стороне реки Кижинги. Таким образом, в 1853 году под склоном горы Залаата был основан Кижингинский дацан "Даши Лхумболинг". Его хранителем является божество Палден Лхамо. Палден Лхамо – одна из основных защитников веры и учения тибетского буддизма. Она оберегает от злых духов, порчи и злых языков, а также от всех внешних врагов. Считается, что Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти. Демоны болезней, демоны кладбищ и плотоядные демоны подчинены ее воле, поэтому ее имя стараются не упоминать. Она является гневной формой богини Сарасвати (Янжама бурхана).
В 1891 году было завершено строительство Цогчен-дугана: каменного корпуса нижнего этажа и 2-ух деревянных этажей над ним. Цогчен-дуган в переводе с тибетского языка обозначает "дом всеобщего собрания" - это главный, центральный храм больших буддийских дацанов в тибетском буддизме. Его располагают в центральной части территории дацана, а вокруг него строят другие храмы- дуганы, сумэ, ступы-субурганы. Здесь проводятся традиционные буддийские службы - хуралы.
В те годы была открыта монастырская школа Чойра, факультет "Цанит". До революции Дацан был центром философского буддийского образования, его ламы славились своей ученостью.
Вокруг Цогчен-дугана были построены три двухэтажных дугана и другие культовые сооружения: Майдарин суме, Мунхэ маани, восемь щодонов-субурганов. Количество лам и хувараков доходило до 520 человек. Тогда как штатных лам, утвержденных российской властью, было всего 14.
Кижингинский дацан был не только очень красив, но и богат. Местные мастера были знамениты своей искусностью в изготовлении культовых иделий, они применяли самые разные техники: литье, штамповку,чеканку, лепку из глины, папье-маше, керамику, резьбу по камню и дереву, вышивание.
Им помогали и народные умельцы из окрестных сел. Так верхушку сооружения покрывали золотом. На расстоянии 20 километров были видны крыши и субурганы дацана,блиставшие золотом.
В 1919 году в долине реки Кижинги была построена и освящена Великая Ступа Джарун-Хашор. В расцвете буддизма в Бурятии в 1915 году при Кижингинском дацане было начато народное строительство Великой Ступы Джарун-Хашор, которое продолжалось в течение 4 лет. Святыня была подобна Великой Ступе «ВОДХНАТХ», находящейся вблизи города Катманду – столицы Непала. По легенде она была воздвигнута во времена Будды Кашьяпы в III веке до нашей эры.
Но потом в истории страны начались тяжелые времена: гражданская война, период сталинских репрессий.
В 1937 году Великая Ступа Джарун-Хашор и Кижингинский дацан были разрушены, взорваны до основания. Частично достояние дацана было разворовано, статуи ломали и выбрасывали, ценнейшие и редчайшие книги, письма, уникальные документы сожгли. Несмотря на суровые испытания жестокого времени в сердцах людей сохранилась искренняя вера и память о белокаменной святыне.
26 сентября 1990 года досточтимый Римпоче из Непала освятил место, где Великую ступу должны были возродить заново. Силами буддистов-мирян, общественности, при финансовой поддержке правительства РБ новая 12-метровая ступа была восстановлена и освящена в октябре 2001 года.
Основание сооружения представляет квадрат, олицетворяющий мандалу Вселенной. Далее – купол. Над ним сравнительно небольшой ярус, увенчанный «ганжир»-шпилем. На «теле» субургана 13 ступеней, опоясывающих его кругом. Они символизируют 13 ступеней – освобождение человека от земных страданий. Это путь, по которому можно достичь Нирваны. Глаза на ступе символизируют всевидящее око Будды, который готов прийти на помощь в любой момент.
В 1991 году и Кижингинский дацан обрел свою вторую жизнь, начал активно возрождаться. Сначала был построен каменный двухэтажный главный храм - Цогчен-дуган . В 1996 году появились два меньших деревянных храма: Деваажин-дуган и Сахюусан-дуган, посвященный буддийским Защитникам.
«Обители блаженства». Именно так переводится на русский язык слово «Деважин». Еще этот рай называется Сукхавати, в переводе с санскрита — «счастливая страна» или «чистая земля» , сотворенная буддой Амитабхой. В нем поместился модель рая Будды Амитабхи — Будды Безграничного света. По представлениям буддистов, это своего рода параллельный мир. Почва и вода в «чистой земле» благородны, постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Обитатели Сукхавати, люди и боги, там же достигают нирваны — состояния высшего блаженства и полного покоя. Но Сукхавати — это не нирвана, а промежуточное состояние на пути к ней, место, где каждый день восходит солнце. Все обитатели Сукхавати живут неизмеримо долго и наслаждаются беспредельным счастьем, утверждается в священных буддийских текстах.
Сахюусан-дуган - обители Богини Балдан Лхамо, великой Защитницы Учения Будды.
Позже прибавился Маани-дуган и Гунгриг дуган.
В Маани-дугане - проводятся хуралы молебны, посвященные благоприятному перерождению ушедших из жизни в чистых землях, процветанию ныне живущих.
Гунгриг дугане проводятся хуралы, которые устраняет многие препятствия в жизни человека, спасает от преждевременной смерти, помогает ушедшему человеку обрести благое рождение в следующих жизнях. Прижизненным поклонением Божеству Гунриг сам верующий и весь его род получает благословение, процветание и духовный рост. Тому, кто читает мантру Гунриг, заказывает службу или присутствует на Гунриг хурале, воры, злоумышленники, черные маги, правители, стихии воды и огня не смогут причинить вред. Именно этот молебен за несколько минут до своего ухода в другое состояние начал читать Хамбо лама Даша Доржо Этигэлов, находясь в своем родовом Янгажинском дацане, в комплекс которого входил и Гунриг дуган, алтарь которого украшала уникальная, теперь уже легендарная скульптурная композиция Мандалы Гунриг, выполненная великим мастером Санжи-Цыбик Цыбиковым
Все дуганы - выполнены в традициях бурятской буддийской архитектуры, украшены очень красивыми фресками и искусной резьбой по дереву.
На территории Дацана с соблюдением всех канонов установлена большая статуя - восьмиметровая статуя Будды Шакьямуни, исторического будды нашей эпохи. Статуя Будды расположена внутри Ордона, то есть дворца. Над проектом возведения монументальных статуй работает известный бурятский скульптор, резчик и художник - мастер-дархан Цыбан Цыбанов.
18 сентября 2011 года состоялось официальное открытие Дворца Будды Шакьямуни, в котором принял участие XXIV (24) Пандито Хамбо Лама Аюшеев, Дамба Бадмаевич, ширээтэ дацанов Буддийской традиционной Сангхи России. В эти праздничные дни по традиции в дацане проходили и "Эрын Гурбан Наадан" , "Три игры мужей", спортивные состязания, участие в которых приняли ведущие спортсмены.
Не далеко от Цогчен-дугана распологается трехметровая статуя Бодхисаттвы Майтреи (МАЙДАРАЙ), будды грядущего. Бодхисаттва Майтрея изображается золотисто-жёлтого цвета. Он держит оранжевый цветок, устраняющий беспокоящие эмоции. Голову Майтреи венчает небольшая ступа. Ступа символизирует Будду Шакьямуни, а положение её на голове означает, что Майтрея выражает ему и его Учению высшее почтение.
На территории Кижингинского дацана установлены молитвенные барабаны или по другому хурдэ, которые нужно вращать по часовой стрелке.Снаружи самого хурдэ написаны мантры. Напимер «Ом манна падме хум», находятся они и внутри него – на листах бумаги. Вращая его вы очищаете себя и как бы читаете эти молитвы. Сделав всего один оборот, вы прочитете все мантры находящиеся внутри. Такие действия приносят умиротворение в душу, покой, отгоняет злых духов.
Также в 20 метрах от основной территории Дацана на восток есть небольшой оригинальный храм-дуган в виде пещеры, посвященный великому просветленному тибетскому йогину и поэту средних веков -Миларепе. Скульптурный портрет Миларепы выполнен в технике папье-маше, и изображает аскета, тело которого приобело зеленый оттенок от употребления скудной растительной пищи. Миларепа особо почитается в тибетском буддизме как лама, которому удалось достичь Просветления за одну жизнь. История жизни Миларепы достаточно известна. После смерти отца родственники по линии дяди захватили все имущество семьи Миларепы и ввергли его мать-вдову в большую нужду. Мать была так разгневана случившимся, что под угрозой самоубийства принудила юного Миларепу отомстить . Однажды, еще будучи подростком, Миларепа сумел умертвить 35 родственников- врагов своей матери. Мать была довольна. Но сам мальчик был потрясен содеянным и горячо раскаивался. С тех пор он потерял покой, потому что сразу осознал тяжесть содеянного и представил, какие его ждут впереди тяжелейшие времена, которые обернуться адом страданий после смерти, если еще в этой жизни он не очистится и не достигнет Просветления. Но, чтобы прийти к Просветлению за одну жизнь, ему предстояло сделать невероятное: найти мастера, у которого имелись бы такие мощные средства; убедить учителя передать ему эти поучения; наконец, он должен был практиковать с невиданным усердием, поскольку причиненное им страдание было исключительно велико, а времени на очищение убывало с каждым днем. Миларепа нашел подходящую пещеру и продолжил практику. Его усердие было так велико, что он не находил времени даже позаботиться о еде и питался только крапивой, росшей в изобилии вокруг его пещеры. Из-за этого за годы цвет его кожи стал зеленым. Силой своей преданности и медитации Миларепа достиг Просветления. Если говорить о Миларепе как о великом отшельнике, многие годы пробывшем в медитации, то в Кижингинском районе тоже есть такой человек. Выдающийся созерцатель, который провел в лесу в медитации около 30 лет - это лама Лубсан Сандан Цыденов. Он знаменит тем, что во времена Гражданской войны на территории Кижингинского района создал теократическое балгатское государство. Его подданными стало большинство кижингинских бурят, тем самым они не приняли ни сторону «белых», ни сторону «красных». Лубсан Сандан знал, что теократическое государство обречено на гибель, а он сам как его глава – на тюремное заключение. Однако он не отказался от своего замысла, тем самым не допустив братоубийства и раздора между бурятами.
На задней части стены Цогчен-дугана можно поклонится изображению «Сагаан Убгэн» -покровителя домашнего скота и благосостояния всего живого.
Начиная с 2011 года в Дацане проходят большие службы - хуралы, например, хурал "Дашинимын рамнай" до этого в последний раз проводился в этих местах в 20-е гг прошлого столетия. В ходе этого буддийского ритуала освящаются все религиозные объекты и предметы поклонения.
Настоятель дацана - ширээтэ лама Гармажап Жамбалов.
В прошлом дацан был знаменит своими учеными. Эту традицию поддерживают и современные ламы, глубоко изучая буддизм всю жизнь, получив образование в дацанах Бурятии, Монголии и Индии.
На территории Дацана есть гостиница для почетных гостей, и свой стадион, где в праздники устраивают традиционные соревнования в силе и ловкости.
Заключение:
Без прошлого нет будущего. Изучив историю Кижингинского дацана, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы мы лучше знали историю своего народа. Уважение и бережное отношение к вере своих предков – одно из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Кижингинская земля богата своими традициями и обычаями, без чего оборвалась бы нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили и возродили наши предки многое и важно эту нить не оборвать и протянуть в будущее. В истории нашего края начался новый отчет – возрождение культурного наследия нашего народа.
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!
Литература:
Мороз и заяц
Заколдованная буква
Снегири и коты
Какая бывает зима
Л. Нечаев. Яма