исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_portret_semiklassnika.docx | 49.62 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талецкая средняя общеобразовательная школа
671321, РБ, Заиграевский район, п. Нижние Тальцы, ул.Новая, д.9/а; тел 8-301-36-58-3-67
«Школа поиска и открытий»
Тема работы:
«Речевой портрет семиклассника»
Номинация «Русский язык»
Автор: Хасанова Ксения, 7 класс
Руководитель: Хасанова Т.М.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Талецкая СОШ»
2019 г
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Речевой портрет ………...………………………………………………………………4
Глава 2. Факторы, влияющие на речь ученика и основные этапы формирования его языковой личности …………………………………………………………………………………………...5
Глава 3. Школьный сленг …………………………………………………………………………7
Глава 4. Результаты анкетирования ……………………………………………………………...8
Глава 5. Посещение библиотеки ……………………………………………………………….…9
Заключение …………………………………………………………………………………………9
Список использованной литературы ………………………………………………………..…..11
Приложения ………………………………………………………………………………………12
Введение
«Чтобы узнать человека, надо прислушаться, как он говорит».
Д. С. Лихачев
Язык – важнейшая часть нашей национальной культуры.
Для современной науки в целом характерно активное развитие антропоцентрического направления, то есть усиление роли «человеческого фактора», которое «приводит к перемещению фокуса сосредоточения исследовательских усилий проблем описания языковой структуры в область, центром которой становится человек говорящий».
Что же собой представляет речь современного школьника? На этот вопрос не так-то просто ответить. Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, я решила понаблюдать за речью своих одноклассников, узнать, из какой лексики состоит их речь, читают ли книги мои одноклассники.
Отсюда и гипотеза, которую я выдвинула. Предположим, что языковой портрет школьника, в частности семиклассника, в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.
Вид работы: практическое исследование.
Объект исследования: коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности школьника 12-14 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения.
Цель работы: изучить речевую культуру учащихся 7 класса нашей школы и составить языковой портрет школьника - семиклассника.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
1. Определить степень влияния различных факторов на речь школьников.
2. Найти положительные и отрицательные стороны в "языковом" портрете учащихся.
3. Установить причины употребления жаргонных слов и выражений.
4. Выяснить, как Интернет влияет на языковую культуру школьника.
5. Выявить, что предпринять, чтобы повысить речевую культуру.
МЕТОДЫ:
1. Анкетирование учащихся 7 класса МБОУ «Талецкая СОШ» и их родителей.
2. Анализ, обработка, обобщение языкового фактического материала.
3. Изучение научной литературы по данной проблеме.
4. Наблюдение.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Изучить литературу по проблеме молодежного жаргона.
2. Анкетировать учащихся класса.
3. Анкетировать родителей с целью выявления отношения к жаргонной лексике детей, чтению литературы.
4. Посещение библиотеки с целью выявления активной категории читателей и наиболее популярной литературы среди подростков.
5. Составление языкового портрета школьника.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и материалов исследования при изучении проблем устной разговорной речи, коммуникативного поведения, а также в практике развития речи школьников.
Глава 1. Речевой портрет
Именно в последнее время в отечественном языкознании сформировалось особое направление, изучающее языковую личность с точки зрения её речевого портрета. Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность в определённой социальной общности. Каждый из носителей языка имеет так называемый речевой паспорт, который он предъявляет окружающим всякий раз, как вступает в диалог или произносит монолог (устный или письменный). Речевой портрет складывается из отдельных элементов языковой системы (фонетических, лексических, грамматических), подобно тому, как живописный портрет состоит из отдельных мазков, а графический – штрихов. Однако для исследователя важно описание элементов не всех уровней языка – в большинстве случаев орфоэпические или грамматические особенности могут вполне соответствовать общелитературной норме. Для создания речевого портрета важно, по словам Т.М. Николаевой, «фиксировать яркие диагносцирующие пятна[1]».
Наиболее репрезентативным в этом отношении является лексический уровень. Именно особенности лексикона языковой личности делают ее узнаваемой. При описании речевого портрета исследователи, как правило, делают акцент на использовании личностью типичных речевых оборотов, особой лексики и т.п. Объектом исследования может стать и коллективный речевой портрет. Сегодня есть исследования, в которых представлены опыты создания коллективных речевых портретов студента, политического деятеля, русского интеллигента.
Я решила прислушаться и проанализировать, как говорят современные дети. Но сначала попробую описать сегодняшнего школьника. Это молодой человек с неизменным телефоном в руках, который имеет отрывочные научные знания, мало читает, часто смотрит те телевизионные передачи, которые так возмущают родителей, и, кроме того, активный пользователь Интернета. Современные школьники хотят выделиться из толпы, оригинальнее себя преподнести. Это касается не только стиля в одежде, в языке, но и в речевом этикете.
Выбор возрастной группы обусловлен тем, что лексикон и иные составляющие структуры языковой личности подростков 12-14 лет особенно открыты для влияний со стороны всех имеющихся в национальном языке форм речи, как литературных, так и нелитературных. Но при этом их речь содержит большое количество собственно подростковых слов, речевые привычки подростков специфичны и недостаточно изучены в лингвистической литературе.
Глава 2. Факторы, влияющие на речь ученика и основные этапы формирования его языковой личности
Нельзя описать речевой портрет учащегося, не затронув те факторы, которые повлияли на формирование его языковой личности.
Большое влияние на характер становления языковой личности учеников имеют как внешние (социальные), так и внутренние (психологические и биологические) факторы. Наиболее значимыми социальными факторами являются: семья, школа, круг общения, средства массовой информации.
Один из основных факторов, влияющих на формирование языковой личности - это условия, в которых ребенок рос. Тип языковой личности родителей оказывает огромное влияние на формирование типа языковой личности детей. Конечно, формирование языковой личности идет всю жизнь, но очень многое закладывается именно в детстве.
Второй фактор - типы языковых личностей учителей и самого процесса обучения в школе. Хорошие или плохие учителя, степень требовательности учителей и степень прилежания ученика, возможности домашней, школьной, городской библиотеки - все это влияет на формирующуюся языковую личность.
Третий фактор, который справедливо выделяют исследователи, – характер прецедентных текстов, то есть текстов, на которые ориентируется человек как на образцовые в смысле использования языка. Прецедентные тексты нередко оказываются более действенными факторами, чем обучение: старшеклассники доказывают правильность неправильного ответа или произношения ссылкой на телевидение, родителей, учителей: «А по телевизору сказали «красиве'е», я сам слышал», «Почему «звони'т?. У нас дома все говорят «зво'нит»,
Четвертый фактор, оказывающий большое и, пожалуй, основное влияние на формирование языковой личности старшеклассника, - это окружение подростка, степень влияния окружения и его «языковой вкус». Для молодежной среды характерны неформальные отношения, обращение друг к другу на «ты», по прозвищам даже в официальной обстановке, широкое использование жаргонных словечек, стремление подражать западному образу жизни и типу общения: «Слышь, ты, скажи Серому», «Зацени!», «Прикинь», «Батя подарил на днюху. Круто, да?», «Пацаны! Вчера телик смотрели?»
Из внутренних факторов более значимыми, по мнению исследователей, являются доминантность, мобильность, экстравертность, пол и возраст.
С.В. Мамаева пишет: «современные школьники-подростки в большинстве являются доминантными языковыми личностями, для них характерны такие черты, как инициатива и напористость, их основное иллокутивное намерение – желание повлиять на собеседника, убедить его в своей правоте, что находит отражение не только в поступках, но и в речи: «Да я тебе точно говорю. Зуб даю!», «На фига мне врать тебе. Это всяко так и есть», «Давай проверим, если мне не веришь. Потом еще спасибо скажешь».[2]
Кроме того учащиеся являются мобильными языковыми личностями. Они с легкостью переключаются на общение от других своих занятий, однако также быстро и отвлекаются. Для них характерен быстрый темп речи, а смысл важнее словесного облачения: «Короче, ты понял», «Моцарт или Бах: какая разница! Грустная музыка, короче»
К тому же школьники-подростки - это в большинстве экстраверты. Их отличает стремление к общению везде и всегда. Одними из любимых занятий, которые называли старшеклассники, являются разговор по телефону и «тусоваться»: «Я в свободное время по телефону люблю болтать», «Мы часто перезваниваемся, болтаем по два часа», «Мы вчера там тусовались, про все договорились. Завтра приходи тоже с ними побазаришь», «Я вообще разговаривать люблю. Молчать не умею».
В антропоцентрической лингвистике существуют разные точки зрения на этапы становления языковой личности. Этапами предлагают считать три уровня языковой личности: вербально-семантический, тезаурусный, мотивационный (Ю.Н. Караулов). Несколько иначе становление языковой личности представлено в других работах (Г.И. Богин), где выделяются пять уровней: правильности, интериоризации, насыщенности, адекватного выбора, адекватного синтеза. Сопоставление уровней языковой личности с уровнями развития мышления дает более четкую возрастную периодизацию становления языковой личности.
Исходя из анализа этапов становления языковой личности, предложенных разными исследователями, мы считаем, что эти модели являются базой для использования их при создании, описании и анализе речевого портрета формирующейся языковой личности ученика в конкретный временной отрезок его развития. В нашей работе мы используем структурные компоненты трехуровневой модели, которые в наибольшей степени отражают возрастную специфику исследуемой группы школьников 12-14 лет: мы можем говорить о языковой личности учащегося наиболее полно представленным вербально-семантическим (словесно-смысловым) уровнем и формирующимися когнитивным (познавательным) и мотивационным (определение мотивов и целей) уровнями.
Анализ речевой субкультуры позволяет выделить их в особую речевую группу со своим языком – молодежным, школьным сленгом. Такие малые социальные группы Л.П. Крысин называет «референтными».[3] Обычно для учащегося референтной группой является круг его друзей, сверстников, одноклассников или тех, с которыми он связан общими интересами (музыка, спорт, какое-либо увлечение). Таким образом, формируется общность языковых средств и сходство правил их использования. В речи участников конкретной группы часто образуются определенные речевые шаблоны и стереотипы речевого поведения: нужно следовать тем правилам, которые приняты в данной группе, иначе тебя перестанут считать «своим». Кроме того, как пишет С.В.Мамаева, формируется и «свой» лексикон, который служит языковым воплощением и речевых шаблонов, и вербальных проявлений стереотипов речевого поведения. Мы, на основе сделанных нами записей высказываний школьников, вслед за другими исследователями выделяем следующие тематические группы:
Глава 4. Результаты анкетирования
Всем участникам эксперимента была предложена анкета. В опросе приняли участие 17 человек (приложение №1). Цель данного анкетирования:
1) Выяснить, каково значение книги в жизни современного подростка.
2) Какие конкуренты существуют сегодня у книги.
3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники.
4) Как они относятся к употреблению в речи жаргонной лексики.
5) Откуда узнают жаргонные слова.
6) Употребляют ли они нецензурные слова.
Я проанализировала данные анкеты, обработала их и обобщила. Получилась вот такая картина: жаргонные и нецензурные слова используются в речи одноклассников, что разрушает культуру речи. Книга занимает не последнее место в повседневной жизни школьников; 47% одноклассников любят читать; 88% предпочитают как источник информации - Интернет; только 17% читают в свободное время; но 58% считают книгу хорошим подарком. 35% одноклассников уделяют чтению книг от 1 до 3 часов в день; у 76% есть любимые авторы; 58% прочитали от 3 до 10 книг в прошлом году. Наше поколение не любит читать. Гораздо проще найти информацию в Интернете, чем искать нужное в книге. Если школьники читают, то есть надежда, что их речь может стать лучше. В прошлых веках в дворянских семьях вечерние семейные чтения вслух были незыблемой традицией, наверное, поэтому и выросла огромная плеяда людей, прогрессивных, думающих, вошедших в историю! А сейчас семейные чтения далеко-далеко в прошлом. Поневоле задумаешься.
Проанализировав отношение одноклассников к книге и к жаргонной лексике, я попросила родителей учащихся 7 класса ответить на вопросы анкеты (приложение №2). В анкетировании приняло участие 8 родителей. Вот такие данные у меня получились после обработки анкеты для родителей.
Вывод: родители учащихся считают свои семьи читающими (75%), взрослые ещё читают книги (100%), к жаргонной лексике родители относятся отрицательно (100%); мы прочитали много предложений для привлечения детей к чтению.
Также мы попросили родителей оценить речевую культуру их ребёнка, и мы выяснили, что в основном родители учащихся оценили их речевую культуру от 3 баллов до 4 (по пятибалльной шкале).
Глава 5. Посещение библиотеки
Следующий этап моего исследования – посещение сельской библиотеки.
Цель: выяснить, читают или не читают мои одноклассники, если читают, то какую литературу предпочитают.
Из 22 учеников нашего класса только 10 учащихся посещали библиотеку в последние 8 месяцев. Кривошеев Д. - 28.02.19., Бояркина В. – декабрь 2018, Безъязыков С. – 2017 г. Друзлер – март 2019, Еприцкая Д. – 11.02.2019, Забавин А. – осенью 2018, Карпов К. - летом 2018, Шамшаева О. – 28.12. 2018, Темников В. – август 2018 г. Мои читающие одноклассники читают книги из школьной программы. Остальные мои одноклассники заходят в библиотеку, но книги не берут. Из этого можно сделать вывод, что они не любят читать и не считают чтение полезным.
Заключение
Речевой портрет учащихся 7 класса: 60 % употребляют жаргонные слова; всего 35 % относятся отрицательно к использованию жаргонных слов; 58 % употребляют нецензурные слова; 23 % не любят читать; 58 % считают книгу хорошим подарком.
Гипотеза подтвердилась: речевой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.
Наукой доказано, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным. Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен прочитывать 20-25 страниц художественного текста. Читающий человек - думающий человек, вооруженный знаниями, способный разрешать конфликты. Д. Дидро был убеждён в том, что ''люди перестают мыслить, когда перестают читать''. "Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело... Важнейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает...", считал Д. С. Лихачёв.
В ходе проведенного исследования, целью которого было описание и анализ речевого портрета формирующейся языковой личности школьника 12-14 лет современной сельской школы, было дано общее представление о концепции языковой личности в современном языкознании, рассмотрено понятие «речевой портрет».
Были выявлены основные факторы, влияющие на речь старшеклассника: семья, школа, круг общения, средства массовой информации. Очень важные факторы - типы языковых личностей учителей и самого процесса обучения в школе, а также характер прецедентных текстов, то есть текстов, на которые ориентируется человек как на образцовые в смысле использования языка.
Были описаны основные особенности речевого портрета учащегося 7 класса. Полученные результаты позволяют выделить учащихся в особую речевую группу со своим языком – молодежным, школьным сленгом, также проанализированным в нашей работе.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам: в своем поведении, в том числе речевом, ученик, как и любой другой человек, как конкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям, поэтому его речевая культура отражает различные характеристики его языковой личности.
Учащийся 7 класса, с одной стороны, является носителем своей индивидуальной формы речи, отражающей его социальное, региональное и национальное происхождение, уровень его образования и культуры и т.д. С другой стороны, он является носителем русского литературного языка (более или менее соответствующего нормам).
Эта двойственность и определяет особенности обобщенного речевого портрета, а именно использование элементов разных форм русской национальной речи: литературного языка (в большинстве случаев), устной разговорной речи, а также владение школьным сленгом и специальным жаргоном, связанным с учебой и увлечениями.
Список использованной литературы
Электронные ресурсы
Приложение №1
Вопросы анкеты:
1) Значение книги в жизни современного подростка?
2) Какие конкуренты сегодня у книги?
3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники?
4) Как вы относитесь к употреблению жаргонной лексики?
5) Почему употребляете жаргонные слова?
6) Откуда узнаете жаргонные слова?
7) Употребляете ли вы нецензурные слова?
8) Какой источник информации вы предпочитаете?
9) Любите ли вы читать?
10) Сколько времени в день вы читаете?
11) Назовите любимого писателя, поэта, произведение.
12 Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг?
13) По вашему мнению, книга - хороший подарок?
14) Количество книг, прочитанных в 2017 году?
15) Какие передачи вы любите смотреть по телевидению?
Результаты анкетирования учащихся 7 класса
1) Значение книги в жизни современного подростка? а) равнодушно -5 б) не знаю – 1 в) положительное – 4 г) развитие, книга друг – 6 д) малое - 1
2) Какие конкуренты сегодня у книги? а) Интернет, телевидение, гаджеты – 15 б) не знаю - 2
3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники?
А) нормально – 11 Б) плохо - 6
4) Как вы относитесь к употреблению жаргонной лексики?
а) Нормально – 10 б) плохо – 6 в) не знаю -1
5)Почему употребляете жаргонные слова?
а) нравится – 5 б)не употребляю - 6 в) не знаю – 6
6) Откуда узнаете жаргонные слова?
а) из школы – 3 б) от посторонних людей – 8 в) с улицы – 5 г) из книг - 1
7) Употребляете ли вы нецензурные слова?
а) иногда – 7 б) да - 3 в) нет - 7
8) Какой источник информации вы предпочитаете? а) Интернет – 15 б) книги - 2
9) Любите ли вы читать? а) да – 8 б) не очень – 5 в) нет - 4
10) Сколько времени в день вы читаете?
а) нисколько – 5 б) 1 час – 3 в) 15-30 минут – 6 г) 2-3 часа – 2 д) 3-4 часа - 1
11) Назовите любимого писателя, поэта, произведение.
а) Нет любимых - 4 б) Пушкин – 8 в) Гоголь, Достоевский - 5
12 Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг?
а) телевизор – 4 б) чтение книг – 4 в) компьютерные игры - 9
13) По вашему мнению, книга - хороший подарок? а) да – 10 б) нет - 7
14) Количество книг, прочитанных в 2018 году? а) 0 - 6 б) 2 – 5 – 6 в) 6-10 - 5
15) Какие передачи вы любите смотреть по телевидению? Сериалы, "Давай поженимся", мультфильмы, биатлон, "Пусть говорят", "Орёл и Решка", "КВН", "Comedy club", "Универ", "Интерны", "Битва экстрасенсов", "Поле чудес".
Приложение №2
Результаты анкетирования родителей учащихся 7 класса
Вопросы анкеты для родителей:
1) Считаете ли Вы свою семью читающей?
2) Читаете ли Вы сейчас? Что именно читаете?
3) По вашему мнению, Интернет влияет на речевую культуру вашего ребенка?
4) Ваше отношение к жаргонной лексике, употребляемой в речи детей?
5) Ваши предложения по привлечению детей к чтению?
6) Оценка по пятибалльной шкале уровня речевой культуры детей?
Результаты:
1) Считаете ли вы свою семью читающей? а) да – 6 б) немного – 1 в) нет - 1
2) Читаете ли вы сейчас? а) да – 8 б) нет - 0
3) По вашему мнению, интернет влияет на речевую культуру вашего ребёнка?
а) да – 6 б) нет - 2
4) Ваше отношение к жаргонной лексике? а) плохое – 1 б) отрицательное – 7
5) Ваши предложения по привлечению детей к чтению?
а) выставка книг – 1 б) больше внимания чтению – 1 в) сократить время на Интернет и (или) телевизор – 3 г) сделать другую школьную программу - 1
д) приводить примеры – 1 е) дети уже любят читать - 1
6) Уровень речевой культуры вашего ребенка?
а) 2 – 0 б) 3 – 3 в) 4 - 5 г) 5 - 0
[1] Николаева Т. М.. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. С. 73-75
[2] Шарифуллин, Б.Я., Мамаева, С.В. Основные признаки речевого жанра «угроза» в молодежном общении / С.В.Мамаева // Теоретические и прикладные аспекты педагогического образования: Сб. науч. статей. – Красноярск: КГУ, 2003. – С. 148.
[3] Крысин Л.П. Кодовое переключение как одна из форм языкового варьирования // Языковая вариативность. - Красноярск, 1998. – С. 152
Привередница
Глупый мальчишка
Заяц-хваста
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Свадьба в Малиновке