Эколого-краеведческий маршрут
Вложение | Размер |
---|---|
tropoyu_istorii.docx | 25.88 КБ |
Эколого- краеведческий маршрут
«Тропою истории»
Выполнила: Скрябина Полина
ученица 9 класса
Руководитель: Столярова Зоя Анатольевна
учитель биологии
Паспорт маршрута
Местонахождение–Макашевка, село расположенное на северо-востоке Воронежской области, на границе с Саратовской областью, на левом берегу р. Хопер
Наименование экскурсионного маршрута – «Тропою истории».
Протяжённость маршрута- 1,5 км².
Время прохождение маршрута – 1 час.
Пеший способ передвижения по маршруту.
Сезонность – весной, летом и осенью – по всему маршруту.
Движение – от МКОУ БГО Макашевская СОШ, по проселочной дороге, к берегу р.Хопер, далее вверх по реке, к старому зданию Макашевской больницы.
Землепользователь – муниципальное образование с Макашевки.
Назначение эколого-краеведческого маршрута – формирование экологической иисторической культуры населения, проведения экскурсионной работы, исследовательской деятельности.
Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, экологического
мониторинга и научно-исследовательская работа.
Организации, участвующие в создании и использовании маршрута –
учащиеся и педагоги МКОУ БГО Макашевская СОШ
Основные объекты осмотра:
● «Красная» школа;
● Археологический объект –гончарный горнXVIII века;
● Здание бывшей сельской больницы.
Введение
Природа – это та земля, на которой мы родились и выросли, наш дом, наша Отчизна.А без чувства Родины может ли жить человек? Моей родиной является село Макашевка, где посчастливилось мне родиться и жить. Наше замечательное село Макашевка находится в самой восточной окрестности Борисоглебского городского округа и Воронежской области, у границ Саратовской, Тамбовской и Волгоградской областей.Раскинулось оно просторно в низине на левом берегу Хопра. В прошлом году село отметило 255-летний юбилей. Мы заслуженно гордимся своим краем. Наша земля богата славными традициями, замечательными людьми. И природа наделила нашу землю чудесной красотой, всё у нас есть: сосновый лес, дубравы, берёзовые рощи, песчаные пляжи и живописные урочища, ожерелье из голубых озёр.
Мы учащиеся Макашевской школы, вместе с нашими учителями решили разработать эколого- краеведческий маршрут « Тропою истории»
При выборе
Эколого-краеведческого маршрута мы учитывали следующие условия;
● доступность маршрута для посещения учащимися;
● посещаемость маршрута местным населением;
● эстетическая выразительность окружающего ландшафта
Актуальность темы в том, что в настоящее время у нас, молодогопоколения, возрос интерес к изучению краеведения. Краеведение располагает
богатейшими возможностями формирования у учащихся патриотических
чувств, вызывает живой интерес к природе родного края, к людям,
традициям, культурным и другим ценностям малой родины. Это поможет
сформировать убеждение о личной ответственности каждого человека за
состояние природной среды.
Цель исследования:
● Популяризация экологических и краеведческих знаний,воспитание патриотизмаи любви к своей малой родине
Задачи исследования:
● описать особенности выбранных объектов
● выявить значение объектов села для окружающей среды инаселения;
● способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Объект исследования: село Макашевка.
Предмет исследования: памятники культуры и археологии
Методы исследования:
● наблюдение;
● анализ;
● поиск;
● фотографирование;
● моделирование;
● анкетирование;
● обобщение;
● чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы попроблеме исследования;
● поиск информации в глобальных компьютерных сетях.
Гипотеза: через исследование подлинной истории села и ее развития на современном этапе идёт восстановление духовных традицийобщества, без которых невозможно решение многих социальных инравственных проблем.
Практическая значимость: привлечение внимания детей и взрослых к
комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия
своей малой родины.
Основные объекты осмотра
Объект №1 «Красная» школа
Свой маршрут мы решили начать со школы, которой в следующем году исполниться 80 лет. Стоит наша современная школа в центре Макашевки, рядом с ней расположено старинное здание настоящая достопримечательность села. О нём я и хочу рассказать.
Здание это - старая земская школа (см. приложение 1) Селяне называют её «красной», видимо из-за цвета её кровли. Но мне кажется, что так школу называют ещё и потому, что она очень красивая. Одноэтажное деревянное здание сделано из цельных брёвен и стоит на высоком кирпичном цоколе. Окна украшены резными наличниками (см.приложение 2) Радуют глаз богато декорированные резьбой карнизы(см. приложение3) Эти деревянные кружева и резные элементы создают ощущение лёгкости и придают монументальному зданию удивительно нарядный вид. (см приложение 4)
От старожилов села мне удалось узнать, что лес для строительства использовали не местный, а более качественный привозной. В 19 веке в селе были построены две такие школы и деревянная церковь. К сожалению, церковь и одно из школьных зданий разобрали в советские годы, и наша «красная» школа осталась в селе единственным деревянным строением, сохранившимся с конца 19 века. Земская школа является памятником истории и культуры и входит в перечень объектов культурного наследия Воронежской области. Подтверждение этому я нашла на сайте Департамента культуры Воронежской области, а также в книге А. А. Зайцевой и Л. В. Кригер «Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (материалы Свода памятников Воронежской области)», изданной в Москве в 1994 году. Там же сообщается, что начальное народное училище (земская школа) было открыто в 70-е гг. 19 века. Содержалось на средства сельского сообщества и Новохопёрского земства. В 1882/83 учебном году школу посещали 95 мальчиков. Преподавали: законоучитель священник Федотов и учитель А. М. Егоров. В отчёте о состоянии начальных народных училищ Новохопёрского уезда за 1881/82 учебный год Макашевское училище названо среди лучших земских школ. В 1912/13 учебном году в школе было 148 учеников. Преподавали: законоучитель священник Михаил Третьяков, учительницы – Александра Наливкина, Мария Черновалова, Ксения Долгова (см. приложение 6)
В наши дни здание является филиалом Макашевской школы, и до недавнего времени в нём располагались ученические мастерские и школьный краеведческий музей «История села» (см. приложение 5) Сейчас оно закрыто, так как находится в аварийном состоянии: протекает крыша и начинает рушиться потолок, подгнивают брёвна, разрушается и местами отвалилась резьба, требует ремонта кирпичный цоколь. Меня это очень печалит, ведь если не предпринять никаких действий, мы можем потерять нашу красивейшую достопримечательность. На реставрацию требуются немалые средства, которых нет. Одной из причин моего участия в конкурсе стала надежда на то, что, прочитав мой рассказ, откликнутся неравнодушные люди: меценаты, специалисты-реставраторы и просто добровольцы, которые захотят помочь в деле сохранения нашего общего культурного наследия. Тем более этот год объявлен Президентом Российской Федерации Годом добровольца (волонтёра). Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «…это будет год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». Я верю, так и будет. И ещё для многих поколений рядом с новой Макашевской школой будет стоять как символ преемственности и сохранения наших культурных основ отреставрированная старинная «красная» школа. А сама Макашевка будет жить, процветать и радушно встречать гостей. Пока живо село – жива и Россия.
Объект № 2 Археологический объект – гончарный горнXVIII века
Объект находиться на левом берегу Хопра, недалеко от центрального пляжа. Это остатки сооружения, напоминающего гончарную печь(см.приложение 7)Высота печной камеры составляет 40 см, ширина- 60см, глубина-70 см. Очень интересно, что верх камеры был выложен старинными глиняными израсцами(см. приложение 8) В самой печи и на прилегающей территории находилось множество мелких фрагментов керамики(см приложение9) Обнаружила объект 21.08.18г местная жительница Елена Ольхова вместе со своей племянницей Дашей Комиссаровой.Сооружение обнаружилось по-видимому, после прощедших накануне сильных дождей, часть его обрушилось в реку. Для точной атрибуции находки были приглашены директор Борисоглебского историко-художественного музея Ю.А Апальков и председатель историко-архивной комиссии Борисоглебской епархии С.В. Шуваеву, которые приехали в Макашевку и произвели осмотр горна. По словам Сергея Шуваева, это двухкамерная печь для обжига керамики, она может быть датирована не позднее второй половиныXVIII века (о чём свидетельствует отсутствие глазурованной керамики, которая появилась только в начале XIX века). Глиняные изразцы, прикреплённые к потолку камеры, могли служить своеобразными калориферами для регулировки температурного режима.
Редакция местной газеты «Макашевские вести» также встретилась с воронежскими археологами — директором Археологического музея Воронежского госуниверситета В.И.Такмаковым и сотрудником музея А.Г. Яблоковым. Они подтвердили атрибуцию находки, представленную борисоглебскими специалистами. Виктор Такмаков,вчастности, сказал, что найденный объект представляет собой «очень интересный комплекс и важный в научном плане». Он выразил желание в следующем году приехать в Макашевку на обследование горна.
Антон Яблоков в связи с находкой заметил: «В данном случае мы имеем точный срез форм, благодаря чему мы можем дать точную хронологию. Тут надо иметь в виду, что представление о керамике и изразцах конца XVIII— начала XIX века в археологической науке пока самое общее, отсутствует чёткое морфологическое и хронологическое деление. Потому что до недавнего времени не стояло такой задачи — изучать пред-
меты археологической культуры той эпохи. Но в 2014 году вышел
закон, согласно которому объектами археологического наследия считается всё, что старше 100 лет. То есть артефакты времён Первой мировой и Гражданской войн уже являются предметом археологического изучения».
Таким образом, данная находка полностью опровергает устоявшееся в местном краеведении мнение о том, что в Макашевке отсутствовало гончарное дело. Кроме того, она даёт основание предположить о более древнем происхождении нашего села, нежели считалось до сих пор (около 250 лет). Окончательное слово за воронежскими археологами, которые обещали сделать развёрнутое заключение по гончарному горну XVIII века и написать научную статью.
Объект №3 Здание старой Макашевской больницы
Из воспоминаний сторожила села Гончарова Михаила Петровича 1903 года рождения. По словам старика, наше село Макашевка образовалось из беглых крепостных крестьян из Черниговской и Сумской губернии. Селились они по низкому берегу Хопра. Первые поселенцы осели, где сейчас находится наша больница. Здание больницы – это бывший поповский дом. (см. приложение 10) На этом мести первые жители в 1762 году построили деревянную церковь из местного дуба и покрыли её берестой. По словам нескольких жителей села церковь сгорела дотла. Есть две версии произошедшего. Первая в один из засушливых годов береста на церкви загорелась, и возник пожар, а вторая когда в годы восстания банда «зелёных» наступала от села Губарей, бандиты попали в церковь и она загорелась. Но вторая версия не подтверждена. Это место в то время считалось центром села. Речка тогда проходила по над Лысой горой. А в районе села она напоминала небольшой ручей, через который жители перепрыгивали и ходили в лес. Со временем в результате сильных половодий у Лысой горы образовались три песчаных пересыпа, и речка начала менять основное русло в районе Губарей. Примерно за сто лет появилось новое русло, которое и по сей день. Полые воды продолжают своё разрушительное действие, но уже на новых территориях. (см. приложение 11) В середине 19-го века в селе была построена новая церковь на том месте, где теперь стоит новая школа и котельная.(см приложение12) Два древних тополя и измученная сосёнка, чудом сохранившиеся до наших дней, с болью в душе напоминают о том далёком, но прекрасном времени. (см. приложение 13) В связи с постройкой новой церкви и центр села переместился туда, где он теперь находится. Здесь были построены магазины, открылся трактир (здесь теперь сельповские подвалы). Село росло. Численность населения в то время составляла почти 5500 человек.
Заключение
Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. Я надеюсь, что разработанный мною маршрут поможет многим узнать о своей малой родине хоть чуточку больше,чем знали раньше и тогда она станет им еще родней.
Литература и источники:
Гончарова Михаила Петровича 1904 года рождения;
Дегтярёва Петра Ивановича 1931 года рождения
Сивороговой Марии Фёдоровны 1930 года рождения;
http://vrn-uk.ru/i/kulturnoe-nasledie/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya/
Новогодние гирлянды
Разлука
Карандаши в пакете
Цветение вишни в лунную ночь
Весенние чудеса