Часто мы слышим или читаем, как разных людей, живущих в разные эпохи, разных по характеру, абсолютно не похожих по роду деятельности, именуют одним и тем же словосочетанием «лидер» или «выдающаяся личность».
Что же сближает этих людей?
Что делает личность выдающейся?
Есть ли эти черты у нас, или это удел избранных?
Какие же качества выделяют человека-лидера из общей массы?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 237.5 КБ |
«Хочешь стать лидером? Стань им!»
Секция психология
Автор: Зеленина Елена
6 класс
МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»
Руководитель: Рудько Галина Григорьевна
План исследования.
Часто мы слышим или читаем, как разных людей, живущих в разные эпохи, разных по характеру, абсолютно не похожих по роду деятельности, именуют одним и тем же словосочетанием «лидер» или «выдающаяся личность».
Что же сближает этих людей?
Что делает личность выдающейся?
Есть ли эти черты у нас, или это удел избранных?
Какие же качества выделяют человека-лидера из общей массы?
Данная тема актуальна для подростков, так как большинство учащихся хотят быть лидером, и достичь определенных успехов в различных сферах деятельности.
Возникает вопрос «Почему при максимально созданных условиях (в школе, дома и т.д.) для самореализации своих способностей в учебной, спортивной, творческой деятельности, у учащихся не получается стать лидером? Что для этого еще необходимо? Можно ли в себе развить, сформировать качества лидера???»
Тема «Хочешь стать лидером, стань им?!»
Цель исследования: определить пути превращение себя в хорошего лидера.
Гипотеза: если выполнять программу превращения обычного ученика в хорошего лидера, то можно развить в себе положительные качества, повысить самооценку, коммуникабельность, организаторские способности, повысить уровень образованности, и в итоге стать хорошим лидером. Стать лидером путём самовоспитания и самоконтроля можно.
Методы исследования:
Оглавление.
2.5.1.Исследования «Какие качества личности приводят к лидерским позициям?»
2.5.2. Исследование «Есть ли у Вас, по вашему мнению, задатки лидера? Если да, то в каком направлении?». «Какие свои качества личности вы бы подчеркнули?»:
Приложение «Программа превращения ученика в лидеры»
1. Введение.
Часто мы слышим или читаем, как разных людей, живущих в разные эпохи, разных по характеру, абсолютно не похожих по роду деятельности, именуют одним и тем же словосочетанием «лидер» или «выдающаяся личность».
Что же сближает этих людей?
Что делает личность выдающейся?
Есть ли эти черты у нас, или это удел избранных?
Мне захотелось найти ответы на эти вопросы.
Сначала попробуем понять, кто же он такой, этот лидер? Словари дают следующее определение: лидер — это человек, который пользуется особым авторитетом среди окружающих. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
2. Основное содержание.
Какие же качества выделяют человека-лидера из общей массы, есть ли эти черты у нас с Вами - я попыталась выяснить, проанализировав выбор школьниками нашей школы тех личностей, которых, по их мнению, называют лидерами, которые обладают чертами лидера.
В своем исследовании я попыталась составить некий общий портрет лидера, обобщить выбранные качества известных личностей в нашей школе (по мнению учеников школы) и, сравнивая эти портреты, сделать вывод: какие свойства личности делают ее лидером, и присутствуют ли они у нас с вами, людей живущих рядом. Можно ли в себе развить, сформировать качества лидера???
Для респондентов мною выбраны учащиеся в возрасте от 12-15лет. Выбор респондентов не был случаен, в возрасте 12-15 лет учащиеся уже имеют определенные представления о свойствах характера, чертах личности, принципах их формирования и развития. Было опрошено 78 человек
2.1. Исследования. Анализ результатов.
2.1.1.Исследование №1 «Кто такой лидер? Какие качества выделяют человека – лидера из общей массы»
Обобщив ответы учащихся я пришла к выводу, что лидер по представлению многих:
- это тот человек, который делами и поступками доказывает, что на него можно положиться;
- это ведущий, человек, который чего-то уже достиг в жизни. Стать лидером непросто, но к этому надо стремиться;
- это человек, пользующийся авторитетом и уважением других в учебе, спорте, творчестве.
-это человек, который ведет за собой и т.д.
Из общей массы лидера выделяет:
1 место-ум;
2 место-доброта;
3 место-смех;
4 место-честность.
2.1.2.Исследование №2. Дальше я попыталась выяснить, хотят ли мои одноклассники стать лидером? Для чего хотят быть лидером? Как стать лидером?
По результатам исследования, мною сделан вывод, что большинство учащихся хотят быть лидером, и достичь определенных успехов в различных сферах деятельности.
Лидером хотят быть для того, чтобы стать популярным, успешным, авторитетным среди учеников школы…..Но при этом, как стать лидером не знают….
Данный факт и стал темой моего исследования. Я уверенна, что лидерами не рождаются, ими становятся. В связи с этим решила исследовать тему лидерства и найти пути становления лидерства.
2.2.Тема. Цель. Задачи исследования.
Тема «Хочешь стать лидером? Стань им!»
Цель исследования: определить пути превращение себя в хорошего лидера.
Задачи:
Размышляя над ответами респондентов, я задалась вопросом, почему при максимально созданных условиях в школе дома и т.д., для самореализации своих способностей в учебной, спортивной, творческой деятельности, у учащихся не получается стать лидером? Что для этого еще необходимо?
Для ответов на свои вопросы, я обратилась к психологии, чтобы выяснить: какие бывают лидеры, какими качествами они обладают?
2.3.Ступени развития лидерства.
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Н.В. Белобородов представляет направления и ступени развития лидерства:
1.Социальный:
Ответственный исполнитель – участвует в работе группы (класса), выполняя порученное дело быстро и умело; является исполнителем воли коллектива и педагогов; обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим.
Активный участник – творчески относится к делу; стремиться повысить уровень своих организаторских умений может организовать небольшую группу на выполнение необходимого дела.
Организатор – самостоятельно организует дела в группе в пределах своих умений; способен убедить в своей правоте; хорошо знает людей, является признанным вожаком коллектива.
2. Лидер – интеллектуал:
Ученик – проявляет интерес к определенной области знаний; имеет мотивацию на приобретение новых знаний; обладает способностями и существенными знаниями в какой-либо области.
Знаток – обладает разносторонними знаниями; принимает участия в интеллектуальных соревнованиях; коллектив успешно признает его высокий интеллектуальный уровень.
Исследователь – умеет использовать свои знания в творческой деятельности; стремиться расширять свои знания для применения их на практике; самостоятельно организует реализацию конкретных проектов.
Первооткрыватель – использует нестандартные подходы к решению проблем; умеет оценивать факторы, способствующие их продуктивному решению; организует выполнение долгосрочных проектов.
3. Лидер – умелец:
Любитель – охотно выполняет поручения; пробует себя в различной деятельности.
Специалист – обладает определенными умениями в определенной области деятельности; постоянно реализует их на практике; коллектив признает, что он обладает специальными умениями и навыками.
Мастер – представляет группу в определенной области; систематически совершенствует свое мастерство; способен обучать основным умениям других.
4. Творческий лидер:
Участник – является непосредственным или опосредованным исполнителем проектов; умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Генератор идей - четко выражает свои мысли; развито воображение; проявляет устойчивый интерес к проекту.
Режиссер – сценарист – развиты организаторские способности; умеет систематизировать идей; обладает авторитетом.
Инструктор – консультант – умеет вдохновлять, «зажигать» идеями; обладает эрудицией, имеет широкий кругозор.
2.4. Качества лидера.
Определившись с тем, кто же такой лидер и их классификацией, повернём разговор в сторону того, что необходимо лидеру, каковы те качества, которые выделяют человека из группы и приносят ему статус лидера. Можно долго спорить, какие именно из этих качеств более важны, а какие менее, но результата не будет, потому что окажется, что они все одинаково важны. Поэтому в произвольном порядке, а не в соответствии с какой-то иерархией, кратко перечислю эти качества, без которых лидер не лидер:
2.5. Исследования. Анализ результатов исследования.
В соответствии с этим свое исследование я начала с вопросов: «Какие качества личности приводят к лидерским позициям?», «Есть ли у Вас, по вашему мнению, задатки лидера? Если да, то в каком направлении?» и «Какие свои качества личности вы бы подчеркнули?»
2.5.1. Исследование №3 «Какие качества личности приводят к лидерским позициям?»
При ответе на вопрос: «Какие качества личности приводят к лидерским позициям?» ответы распределились следующим образом:
Настойчивость – 24%
Ум – 50%;
Доброта – 26%
2.5.2. Исследование №4 «Есть ли у Вас, по вашему мнению, задатки лидера? Если да, то в каком направлении?» и «Какие свои качества личности вы бы подчеркнули?»:
Большинство опрошенных отметили в себе задатки лидера по следующим направлениям:
- социальными лидерами себя считают 49% опрошенных;
- лидерами – умельцами – 46%;
- лидерами – интеллектуалами – 56%;
- творческими лидерами – 62%.
Некоторые ребята по праву считают себя лидерами в нескольких областях, поэтому и цифры столь высоки.
Свои же качества личности опрошенные определили так:
- Ум и смекалка – 25,5%;
- Патриотизм – 18,5%
- Смелость и сила – 20%
- Уверенность в себе – 9%
- Доброжелательность и справедливость – 27%.
Неразрывность связи вопросов и ответов мне видится в том, что при ответе каждый сверяет свой уровень с теми, кого он сам считает лидерами, т.е. происходит самооценка и поиск путей совершенствования собственной личности. Для того чтобы подняться до нужного уровня, осуществляется процесс самовоспитания, активный поиск возможностей для самореализации. Ведь каждый человек талантлив, и надо помочь им найти свое дело.
Некоторые уверены, что, для того чтобы быть лидером, надо обязательно быть гениальным. Но гениальность - врожденная черта. Она может быть, а может и не быть. Гений, говорят, от природы или от Бога. А выдающаяся личность сделала себя таковой сама - путем упорного труда и самообладания.
Сопоставив определения, данные ребятами, я получила следующую иерархию черт личности, присущих школьникам- лидерам:
3. Выводы.
Теперь я могу ответить на вопрос, заданный в начале «Кто может быть лидером?», «Какие свойства личности делают ее лидером?», и «Можно ли воспитать в себе положительного лидера?».
Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают человека в лидера. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед ней необходимые задачи- таковы требования к лидеру.
По результатам исследования я поняла, что многие из учеников хотят быть лидерами, но к сожалению лишь для того, чтобы стать популярными, авторитетными в школе.
Как им стать? Быть умным…. А ведь, чтобы быть умным необходимо учиться, не останавливаясь на достигнутом. Учащиеся не умеют принимать решения, а тем более нести за них ответственность. Но независимо от этого, учащиеся точно формулируют те качества, которые присущи лидеру и примерив их к себе, честно заявляют, что, может быть, некоторые им присущи, но так чтобы весь набор разом…
И на этом пути первый и самый главный шаг - объективно оценить себя, пройтись по списку своих качеств и определить, чего именно не хватает для того, чтобы стать лидером. Когда имеешь конкретную цель, например, развить коммуникабельность, организаторские способности повысить уровень образованности, а не расплывчатые мечтания «Эх, мне бы стать лидером…», дело продвигается в тысячу раз быстрее. При этом весьма полезным будет не полагаться лишь на себя, но и расспросить родных и близких, какие качества в самом себе присутствуют, а какие отсутствуют – со стороны ведь виднее. Затем не менее важное и сложное дело – поверить в то, что стать лидером путём самовоспитания и самоконтроля можно. Ни одно серьёзное дело (а изменение самого себя дело очень даже серьёзное) не увенчается успехом, если его начинать без веры в реальность достижения конечной цели. Правда, для этого нужно быть ещё и реалистом и отдавать себе отчёт в том, что невозможно стать лидером за неделю. Этот процесс будет долгим и трудным. Наконец, нужно постоянно тренировать качества лидера, уже имеющиеся или только взращиваемые, то есть проверять и воспитывать их практикой. Ведь эти качества и являются лидерскими потому, что реализуются в делах, а не остаются лишь теоретическими возможностями. Поэтому не стоит стесняться и отмечать для самого себя те успехи, которые случаются на пути к настоящему лидерству.
3.1. Программа превращения обычного ученика в лидера.
Проанализировав результаты исследования и, поразмышляв по вопросу о лидерстве, я попыталась создать программу превращения обычного ученика в хорошего лидера.
Хочешь быть лидером? Будь им!
Начнем превращение себя в хорошего лидера?
Я предлагаю тебе десять шагов на пути к лидерству.
Постарайтесь это делать на совесть и результаты не заставят себя ждать.
Шаг первый.
Определи, зачем тебе быть лидером. Да-да! Не бывает успешных людей вообще, не бывает лидеров во всем, не бывает настоящих лидеров «просто так». У тебя должна быть Цель, то, что ты по-настоящему хочешь от жизни. Лидерство же – это средство.
Шаг второй.
Учись видеть себя в зеркале. Не секрет, что обычно мы подходим к зеркалу, чтобы убедиться, что с нами все в порядке: одежда — чистая и не мятая, прическа — аккуратная. Еще в зеркале мы оцениваем новый наряд или пытаемся найти в себе недостатки. Попробуй посмотреть на себя в зеркало по-новому — как на незнакомца, которого тебе предстоит узнать: при всех недостатках попытайся найти максимум достоинств. Научись смотреть себе в глаза подолгу. Сначала, возможно, все эти действия покажутся тебе странными и немного глупыми, но не отступай: смотреть в зеркало именно таким образом нужно каждый день хотя бы по 20 минут.
Шаг третий.
Учись себя хвалить. Позитивное отношение к себе — это ключевой момент уверенности в себе. Обязательно заведи дневник своих удач и достижений. Каждый день описывай минимум три своих достижения за день, а лучше пять. Со временем ты научишься автоматически их отмечать, и это будет поддерживать тебя в собственных глазах на должном уровне.
Шаг четвертый.
Учись адекватно оценивать свои ошибки. Неудачи и ошибки случаются у каждого человека. Очень важно оставаться честным перед собой и не пытаться свалить вину за собственные промахи на кого-то другого — только так ты сумеешь свести их количество к минимуму и, используя накопленный опыт, повысить количество успехов.
Умение отвечать за себя и окружающих.
Шаг пятый.
Ответственно подходи к собственным действиям и поддерживай окружающих. Если ты подходишь со всей ответственностью к тому, что делаешь, и веришь в это, люди будут тебе доверять. Умей делать выбор и принимать решения
Шаг шестой.
Умей слушать, говорить и увлекать идеей. Если ты умеешь четко и ясно излагать свои мысли, то всегда сможешь найти отклик в сердцах тех, к кому обращаешься. И вдвойне найдешь его, если ты умеешь выслушивать людей, не перебивая их. Есть такое золотое правило: у человека два уха и только один рот, следовательно, говорить человек должен ровно в два раза меньше, чем слушать. Попробуй хотя бы мысленно засекать временные отрезки, когда общаешься с людьми, это очень помогает научиться внимательно слушать.
Шаг седьмой.
Способность увлечь идеей напрямую связана с умением говорить. Когда ты научишься доносить свои мысли до окружающих, тебе будет проще увлечь их тем, что тебя волнует. Но тут есть еще один важный момент: необходимо, чтобы ты действительно верил в то, что говоришь и делаешь. Не важно, на что ты вдохновляешь людей: провести субботник на территории школы, сходить всей компанией на рок-концерт или составить план подготовки к экзаменам. Люди верят искренним словам и легко улавливают фальшь, даже когда дело касается каких-то мелочей.
Шаг восьмой.
Независимость суждений. Если ты можешь составить свое мнение обо всем, не оглядываясь на мнение окружающих, — это большой плюс. Но важно помнить и о том, что часто мы делаем выводы, опираясь только на собственный опыт. И часто этого опыта не хватает для максимально объективной оценки ситуации. Для того чтобы уметь составлять собственное мнение, научись собирать информацию. Может быть, тебя удивит этот совет, но в первую очередь советуйся с родителями по всем вопросам. А если у тебя нет с ними контакта, или ты боишься их осуждения, то советуйся с кем-то из старших, может быть, из учителей. Но это вовсе не значит, что ты должен брать их точку зрения за основную и единственно верную. Ищи также информацию в книгах или в Интернете. Чем больше у тебя данных по любому вопросу, тем более весомыми будут твои суждения. И не стоит бояться признать, что ты чего-то не знаешь. Нет ничего плохого в незнании, гораздо хуже, когда человек и не хочет узнавать ничего нового.
Шаг девятый.
Личный авторитет. Если у тебя хватит сил и терпения пройти все перечисленные выше этапы, ты приобретешь самое главное: личный авторитет. То есть доверие людей: одноклассников, родителей, учителей, друзей. Оно у тебя появится, если люди будут видеть в тебе надежного, цельного и честного человека. Если ты держишь слово, хорошо разбираешься в тех вопросах, о которых говоришь, умеешь быстро ориентироваться в любой ситуации и не боишься брать на себя ответственность и за себя, и за других, то окружающие будут верить тебе. Тогда ты сможешь смело назвать себя лидером. И будешь соответствовать этому званию.
Шаг десятый.
Будь собой, открывайся людям! Больше общайся с одноклассниками. Не грейся в лучах чужой славы.
Станьте сами солнцем!
4. Заключение.
Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку жизнь - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед.
Я целенаправленно превращала себя в лидера, следовав, десяти советам. И с уверенностью могу сказать: «Да, я лидер». Учителя, одноклассники, школьный психолог и мои родные подтвердили положительные изменения во мне. А это значит, что программа превращения в лидера работает, дает положительный результат, и я могу рекомендовать своим одноклассникам программу превращения обычного ученика в положительного лидера.
5. Литература.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Цветущая сакура
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Ледяная внучка