Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему, на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 921.5 КБ |
«Воздух-богатство природы»
Автор: Блинова Лидия,
ученица 3 класса
Руководитель: Иванова Ирина Валерьевна
учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…....3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Что такое воздух и из чего он состоит...........………………………………….….....4
2. Некоторые свойства воздуха....………………….. ……………….………….……....4
3. Использование свойств воздуха человеком………………………………………….6
4. Причины и последствия загрязнения воздуха………….………………….…….......6
5. Как сберечь воздух.. ……………..……………………………………………….…...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод………………………………………………………………………………………7
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….…8
ПРИЛОЖЕНИЕ.…...……………………………………………………………………...9
ВВЕДЕНИЕ
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. Океан этот называется - ВОЗДУХ. Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси. Атмосфера – это голубая «рубашка» Земли. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов - метеоритов. Падая на землю метеориты, встречают сильное сопротивление воздуха и, разогреваясь до огненного состояния частично сгорают. Зачастую на землю не упадет уже ничего - все останется в воздухе. Но если и падает какой-то метеорит на землю, то разрушительные последствия его падения уже очень ослаблены сопротивлением воздуха. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей – ультрафиолета. Так же воздух следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы. Все живые организмы дышат воздухом. Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему, на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.
Актуальность: среди проблем, связанных с окружающей средой пристальное внимание исследователей в последние годы привлекают вопросы экологии. Поэтому я решила исследовать, что такое воздух и как он влияет на экологическую среду нашего города.
Цель: Изучение богатства природы – воздуха и расширение своих знаний о нем.
Задачи: 1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха.
2.Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.
3.Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Объект исследования: воздух
Гипотезы: в основу исследовательской работы положено предположение о том,что
1. Воздух находится везде.
2. Воздух прозрачный, не имеет запаха.
3. Воздух имеет вес.
4. Воздух сжимаем и упруг.
5. Воздух нужен людям, животным и растениям; и только благодаря ему, на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.
Методы исследования: 1. Изучение информационного материала о воздухе.
2. Наблюдения, сравнения.
3. Постановка опытов.
ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ И ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ
О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух. И чтобы в этом убедится, я провела небольшие опыты.
Взяла стакан и на дно его закрепила кусочек ваты, затем, повернув стакан отверстием вниз, опустила в кувшин с водой, а потом вынула его из воды и потрогала вату, она оказалась сухой. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан.
Затем я взяла целлофановый мешочек и начала его скручивать со стороны отверстия. Но мере скручивания увидела, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке находится воздух, который и раздувает мешочек.
А следующий опыт мне понравился больше всего. Взяв пустую прозрачную пластиковую бутылку и, убедившись, что там действительно ничего нет, я опустила бутылку в воду. И увидела, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытеснила воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом (гипотеза №1 подтвердилась).
Так что же такое воздух? Воздух - газообразное вещество. Но это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа (Приложение №1). В воздухе содержатся также в незначительном количестве другие газы, крошечные частички пыли, пыльцы растений и различных твердых веществ. Чем дальше от поверхности Земли и ближе к космосу, тем более разреженным становится воздух и меняется его состав.
НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА
Воздух прозрачный, не имеет формы, запаха и вкуса.
Опыт № 1. Прозрачность.
Сравним воздух с непрозрачными предметами. Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
Опыт №2. Отсутствие запаха.
Возьмём мандарин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.
Вывод: чистый воздух ничем не пахнет.
Опыт №3. Отсутствие вкуса.
Попробуем лизнуть воздух. Вкуса не ощущается.
Вывод: воздух не имеет вкуса (гипотеза № 2 подтвердилась).
Воздух имеет вес.
Опыт №4 .
Чтобы это проверить я взяла два шарика одинакового размера и веса. Надула их и завязала концы с помощью ниток. Затем закрепила шарики на двух концах стержня. Привязала нитку к центру стержня и повесила так, чтобы стержень был параллельно земле. Потом проколола один шарик иголкой, и ровно висящий стержень сразу же перевесился в сторону надутого шарика.
Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Опыт показал, что хотя мы и не чувствуем воздуха, но всё же весом он обладает (гипотеза № 3 подтвердилась).
Мне стало интересно узнать, а как думают мои одноклассники, имеет ли воздух вес. И я провела опрос (Приложение №2). Из 25 опрошенных учеников, только один ответил правильно. Тогда я решила выяснить, кто и когда первым догадался, что воздух имеет вес. Оказалось, что 300 лет назад Галилео Галилей к всеобщему удивлению взял и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара. Он увидел, что масса шара стала значительно меньше (Приложение №3).
Масса 1м3 воздуха, т. е. 1000 литров -1кг 293 грамма, тогда масса 1 литр - 1 г 293 мг.
Воздух сжимаем и упруг.
Опыт №5.
1.Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.
2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг (гипотеза № 4 подтвердилась).
Воздух нужен людям, животным и растениям.
1.Попробуйте задержать дыхание. Вдохните воздух и закройте ладошками рот и нос. Сколько можно продержаться без воздуха? Почти сразу же возникает желание открыть нос.
2. Если взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накрыть банкой, то после длительного времени растение под банкой завянет.
Вывод: Без воздуха мы просто погибнем. Воздухом дышат звери, птицы и растения – все живое на Земле (гипотеза № 5 подтвердилась).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ ВОЗДУХА ЧЕЛОВЕКОМ
Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного и поэтому он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место, возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха. Он заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль. Люди ещё в древности научились использовать силу ветра.
Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции.
Воздух при нагревании расширяется. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар. После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. Шар поднялся и благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъёме в воздух не грозит, люди стали на них летать. Полётом такого шара управлять было нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер. Вскоре учёные изобрели управляемый летательный аппарат. Он был оснащён рулём и гребным винтом. Назвали его аэростат. Прошло некоторое время, и люди стали использовать его для наблюдений за окрестностью, военными действиями, для путешествий и составления плана местности.
Воздух обладает еще одним свойством: он плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло. В окна люди придумали вставлять вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, а лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло.
Упругость воздуха человек использует для изготовления мячей, надувных матрасов, автомобильных шин.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА
Хозяйственная деятельность человека наносит природе огромный вред. Выбросы в атмосферу от предприятий, не имеющих очистных сооружений, приводят к загрязнению воздуха, который необходим всем живым организмам.
Забирая из воздуха кислород для дыхания, растения, животные и люди выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода воздуха сжигают огромное количество топлива, выбрасывая обратно в воздух углекислый газ и различные ядовитые газы. Некоторые из них не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются и попадают в организм человека с пищей, водой и воздухом, нарушая работу организма. Они могут вызвать развитие психического расстройства, заболевания печени. Особенно они опасны для детей. Отравляющие вещества содержатся в дыме костров при сжигании листвы, пластиковых упаковок, в табачном дыме.
Человек может отказаться от недоброкачественной пищи, от воды, сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходиться тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если воздух опасен для здоровья.
КАК СБЕРЕЧЬ ВОЗДУХ
Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а пригодная для дыхания. Поэтому очень важно принимать меры по защите воздуха
от загрязнения. Я бы предложила следующее:
- создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;
- озеленить как можно больше городских улиц;
- установить очистительные сооружения на предприятиях города;
- промышленные предприятия вынести за черту города;
- пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе;
- придумать экологически чистое топливо для автомобилей.
ВЫВОД
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем, но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое.
Для человека нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Некоторые люди могут задерживать дыхание на три - четыре минуты. Хорошо тренированные люди могут задержать в своих легких воздух и не дышать, например, под водой пять - шесть минут. Если же человека лишить возможности дышать, он умирает.
Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. Главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. При дыхании людей и остальных существ образуется много углекислого газа. Растения поглощают этот газ, а выделяют кислород! Они настоящая фабрика кислорода. Вот почему так легко дышится там, где много зелени. Давайте же стараться беречь природу и жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.
Выполняя исследовательскую работу, я закрепила свои знания о воздухе, а также узнала много нового о нем. И сделала следующие выводы:
1. Воздух – богатство природы.
2. Воздух есть везде.
3. Воздух защищает планету.
4. Воздух прозрачный.
5. Воздух не имеет запаха.
6. Воздух имеет вес.
7. Воздух сжимаем и упруг.
8. Воздух нужен людям, животным и растениям.
9. Воздух может быть грязным.
10.Воздух нужно беречь.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Азбука изобретений», М.Успенский, О.Карелина / Красноярск, 2006
2. «Легкий…Тяжелый…Жидкий…», А.Дорохов / Издательство: «Детская литература», Москва, 1981
3. «Современная детская энциклопедия» / Пер. с англ. Е.А. Дорониной, О.Ю. Пановой - Москва: Эксмо, 2009
4. «Что такое. Кто такой.» / Издательство:«Педагогика – Пресс» т.1, Москва, 1992
5. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология» / АСТ, Москва, 2000
6. Интернет-ресурсы
Приложение №1
Состав воздуха.
Приложение №2
Результаты опроса одноклассников.
Вопрос | да | нет | не знаю |
Имеет ли воздух вес? | 1 | 18 | 6 |
Приложение №3
Галилео Галилей Стеклянный шар для взвешивания воздуха
Загадка Бабы-Яги
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Цветок или сорняк?
Извержение вулкана
Рисуем кактусы акварелью