Экологическая обзорная экскурсия в сад Нева Красногвардейского района г. Санкт- Петербурга
https://drive.google.com/drive/folders/1T4FRsIpwFWKvDf2jM5xdrWgTTQgp4hM3
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_sosh_140_ekskursiya_v_sad_neva.docx | 897.23 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 140
Красногвардейского района
Экологическая экскурсия в сад Нева
Биология, экология
Данилова Анастасия Алексеевна
ученица 10 класса
Лассалин Сергей Владимирович
ученик 10 класса
Юрикова Екатерина Владимировна
ученица 10 класса
Косорукова Виктория Андреевна
ученица 9 класса
Руководитель: Брикова Елена Викторовна,
учитель биологии и химии ГБОУ СОШ № 140
г. Санкт- Петербург
2020
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………2
Технологическая карта проекта ………..……………....................................6
Экскурсия в сад «Нева» (описание продукта)
Деревья в городе. Ландшафтный дизайн …………………………………...4
Остановка первая. История создания и структура сада Нева ……………..9
Остановка вторая. Скульптуры и малые архитектурные формы сада
Нева……………………………………………………………………………10
Остановка «Дуб. Дубрава» ………………………………………………….13
Остановка «Лиственничный лес» …………………………………………..15
Остановка «Берёзовая роща» ……………………………………………… 17
«Липовая алея» ………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы и информационных источников……………...............22
Приложения…………………………………………………………………...23
Экологическая обзорная экскурсия в сад Нева
Введение
Сад Нева, площадью 11,19 гектаров, расположен в Красногвардейском районе между Среднеохтинским, Пискарёвским, Полюстровским проспектами и шоссе Революции. Сад был организован временно в 1970 году. На этом месте планировалось организовать автомобильную развязку в случае строительства Орловского тоннеля.
В последнее время идёт активное благоустройство пространства сада: высаживаются деревья, разбиваются клумбы, организованы ландшафтные композиции. На территории сада построен торговый центр, установлены две детские площадки, спортивные тренажёры, достаточное количество скамеек, а также выставлены скульптуры, олицетворяющие современное искусство. Таким образом, сад Нева стал одним из любимых мест отдыха жителей Красногвардейского района.
Работа по подготовке экскурсии предполагала изучение древесных, кустарниковых форм и ландшафтного дизайна сада. Мы работали с определителями древесных и кустарниковых форм растений, с целью научиться определять их в осенне- зимний период. Составляли планы возможных маршрутов экскурсии.
Изучая структуру сада, мы заметили особенность, которую решили использовать. На небольшой площади деревья размещены таким образом, что это, на наш взгляд, позволяет использовать сад в целях экологического образования школьников.
Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
Н. В. Пакулова дает такое понятие: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях».
В настоящее время, изучение экологии становится всё более актуальным, поэтому можно обратить внимание на следующее определение экологической экскурсии, данное В. А. Ясвиным и С. Д. Дерябо: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях»1.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в городской черте на небольшой территории появится возможность проведения эколого- просветительской работы среди школьников. Экологическая экскурсия должна стать наполнением объектов учебной экологической тропы, которую хотелось бы организовать на этой территории. Таким образом, планируем в дальнейшем выйти с инициативой организации учебной экологической тропы на территории сада Нева. Это позволит проводить занятия по экологии природы санкт- Петербурга и Ленинградской области для школьников в городской черте, а также будет интересна посетителям сада.
Цель: подготовить экологическую обзорную экскурсию по саду Нева Красногвардейского района.
Задачи:
Экологическая обзорная экскурсия по саду Нева
Вводная часть. Деревья в городе. Ландшафтный дизайн.
Прежде, чем мы начнём экскурсию, ознакомьтесь с правилами поведения в природе и на экскурсии. (см. Приложение 1, 2)
Вам нравится урбанистический пейзаж, в котором нет ни одного дерева? Вам известно о значении деревьев в природе? Какие деревья вы знаете и сможете легко определить? Вы знаете, с какими грибами деревьями нашего сада образуют взаимовыгодные отношения? Каких птиц они привлекают?
Мы постараемся найти ответы на эти и другие вопросы в ходе нашей экскурсии.
На сегодняшний день, деревья играют очень важную роль в городах всего мира. Посадка деревьев имеет гораздо большее значение, чем когда- либо ранее. Во всём мире признано архитектурное значение деревьев и их уникальная роль в оздоровлении окружающей среды. Вспомните, какую роль играют растения и особенно деревья в развития жизни на нашей планете?
1.Как деревья, регенерируют воздух? (Ответ- обогащая его кислородом и улавливая углекислый газ и другие, более опасные газы).
2.Почему среди деревьев в лесу или парке всегда легко дышится? (ответ- удерживают частички пыли и дыма).
3. Как деревья регулируют влажность воздуха и снижают перегрузку дренажной системы? (Ответ- впитывая большое количество воды, во время ливней, сильных дождей. И за счёт транспирации листьев)
4. Бетон, асфальт, сталь аккумулируют тепло, а в парках и садах царит прохлада. Почему? (Ответ- способствуют созданию охлаждающего эффекта внутри городов,
5. Известно, что деревья улучшают структуру почвы и являются средообразователями, Что это значит? (Ответ- это значит, деревья определяют микроклимат для травянистых растений, для животных и грибов., т.е становятся домом)
6. Вы знаете, что деревья снижают уровень шума, обеспечивают тень и прохладу в жаркие дни. А вы знали, что они снижают скорость ветра вокруг высоких зданий, обеспечивая благоприятную атмосферу для жизни.
7. И, конечно, деревья радуют и умиротворяют.
Сейчас вопросом озеленения городов во многих странах занимаются на государственном уровне. В Китае строят вертикальные сады, проектируют экогорода. В строительстве нового квартала предусмотрены зелёные зоны.
Ну а мы с вами начинаем экскурсию по саду Нева.
Дизайн сада отдалённо напоминает стиль английского пейзажного парка. Но и черты сквера мы тоже находим в саду Нева. Давайте разберёмся, что такое сквер, сад и парк.
Скверы размещаются обычно на площади, перекрёстке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев и кустарников. Только сквер обыкновенно имеет небольшие размеры: 0,15–2 гектара.
Садом в ландшафтной архитектуре называется территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками. Также в саду могут произрастать декоративные растения и присутствовать элементы огорода. Сад больше сквера.
Парком, называют земельный участок с естественной или специально посаженной растительностью. Площадь больше, чем у сада В парке обустроены дорожки, аллеи и водоёмами. Дизайн территории подчиняется рельефу местности. Существуют различные типы парков. Парк больше сада и более сложно устроен.
По ходу экскурсии вам нужно будет заполнить листы- определители растений, о которых пойдёт речь. Поэтому, внимательно слушайте экскурсовода.
Технологическая карта экологической обзорной экскурсии в сад Нева
Адрес: г. Санкт- Петербург, Красногвардейский район,
Синявинская ул., д. 11
Ограничен шоссе Революции, Пискарёвским проспектом, Среднеохтинским проспектом и Полюстровским проспектом. Площадь сада составляет 11,19 га
Цель: подготовить экологическую экскурсию по саду Нева Красногвардейского района.
Задачи:
Задачи:
Целевая аудитория: ученики 7-9 классов. В перспективе: посетители сада.
Таблица 1
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Контроль |
Организационный Ноябрь- | Делает основную подборку информационных ресурсов по истории создания и развития сада Нева.
| Дополняют подборку информационных ресурсов по теме экскурсии. Оформляют карточки-памятки с правилами поведения в садах и парках. Изучают историю создания сада Нева. Учатся работать с ботаническими определителями. | Выявление полноты знаний о саде Нева по направлениям: история, растения. Памятки с правилами поведения в садах и парках. Приложение 1 | Анализ результатов. беседа |
Подготовительный Декабрь- Февраль | Определяет этапы экскурсии, критерии оценки работ учащихся-экскурсоводов, критерии самоанализа и самооценки для учащихся, план проведения экскурсии. На основе анализа результатов анкетирования подбирает материал для дополнительного изучения обучающихся. Организует предварительный выезд будущих экскурсоводов в сад. | Вместе с учителем составляют план-схему сада. Определяют экскурсионный маршрут движения, отмечают места остановок и подбирают информацию о растениях, произрастающих в саду. Изучают правила определения видового состава древесных культур и трав в весенне-летний и осенне-зимний период. Распределение этапов маршрута между экскурсоводами. | Маршрутные листы-план экскурсионного маршрута для обучающихся. Конспект экскурсии. Готовят информационные карточки-определители некоторых видов растений, произрастающих в саду. В карточках указывают особенности внешнего вида древесных культур в весенне-летний и осенне-зимний периоды. | Репетиция проведения экскурсии. Составление плана местности. Составление карты-схемы расположения древесных растений в программе Ландшафтного дизайна |
Проведение экскурсии Март- апрель | Организация экскурсии группы обучающихся 7-9 классов в сад Нева. Обеспечение обучающихся необходимыми ботаническими определителями либо карточками-определителями. | Для экскурсоводов: проведение экскурсии по намеченному ранее маршруту, с соблюдением запланированных остановок на маршруте для ознакомления экскурсионной группы с высаженными в саду растениями. Работа обучающихся экскурсионной группы по маршрутным листам, определение растений по определителям, помощь фото и видеосъёмка. | Сбор информации для презентации и буклета. Определение видового состава растений. | Оценивание проведенной экскурсии - реализован частично |
Оформление результатов Апрель | Проведение ознакомительных занятий по составлению буклетов и презентаций. | Оформляют результаты своих исследований в выбранной ими форме: реестр древесных культур сада, буклет, электронная презентация. Проводят занятие по составлению плана местности. Подбирают деревья и кустарники, которые можно предложить для посадки в саду Нева, составляют эскизы клумб и схемы их возможного расположения.
| 1.План местности сада Нева с указанием видового состава древесных культур 2.Характеристика благоустройства сада по плану. 3.Реестр древесных культур сада. 4. Предложения обучающихся по дальнейшему благоустройству сада. 5. Буклет, электронная презентация | Контроль качества исполнения |
Экспертиза и оценивание Апрель. | Проводит экспертизу и оценивание работ учащихся с учётом выбранных критериев: самостоятельность, инициативность, творческий подход, личный вклад обучающихся. Представляет методическую разработку экскурсии на экспертизу. | Проводят самоанализ и оценивание своей работы по заданным критериям. | Экспертная оценка работ обучающихся. Самоанализ и оценивание обучающимися своих работ | Экспертная оценка методической разработки учебной обзорной экологической экскурсии. |
Отчётный | Осуществляет организацию отчётного этапа: время, место, жюри, вопросы к участникам экскурсии. Осуществляет публикацию методической разработки учебной экскурсии | -рассказывают о проделанной работе, - отвечают на вопросы, - представляют продукт (оформленные результаты) | Электронная презентация с материалами экскурсии по саду Нева. Карточки- определители Буклеты |
Остановка первая (у клумбы «Золотая рыбка»)
История создания и структура сада «Нева»
«Все временное -временно?
Нет! Это не всегда….»
(Стоцкая Н.Н. Домоседка.)
Да, этот сад был временным.
Чередой прошли года,
И островочек зелени-
Милей день от дня.
Здесь гаснут звуки города,
Покой и тишина.
Гуляют люди, бегает
со смехом детвора.
(авторы проекта экскурсии)
В 1970 году в Красногвардейском районе Санкт- Петербурга между шоссе Революции, Пискарёвским проспектом, Среднеохтинским проспектом и Полюстровским проспектом был разбит сад «Нева». Его площадь составляет 11,19 га.
Его координаты 59°57′38″ с. ш. 30°24′40″ в. д.
В случае строительства Орловского тоннеля, на месте сада планировали сделать автомобильную развязку.
В последние годы сад благоустраивают. К его липовой алее, берёзам и елям, дубам и яблоням прибавились клумбы с разнообразными цветами, детская площадка, достаточное количество скамеек и «малые архитектурные формы». Это даёт надежду, что ещё один островок зелени в каменных джунглях будет оказывать благоприятное влияние и на экологию городской среды, и на эмоциональное состояние горожан.
В относительно старой части сада расположение деревьев позволяет нам не только поговорить о произрастающих древесных и кустарниковых формах, но и познакомимся на их примере с дубравами, берёзовой рощей, лиственничным лесом и липовой аллеей.
В 2003 году на территории сада установили скульптурную композицию «Охтенка».
В 2003—2007 годах на углу Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции был построен торговый центр «Орловский». Он расположился рядом с «Охтенкой» и занял часть сада.
В 2013 году в саду были установлены скульптуры победителей конкурса «Посвящение Санкт-Петербургу. 1703–2013», приуроченного к 310-летию Санкт-Петербурга. Работы выставлены в разных частях сада.
Переходим на вторую остановку к скульптуре «Охтенки»
Остановка вторая (у скульптуры «Охтенка»)
Скульптуры и малые архитектурные формы сада Нева
Идея создания скульптуры «Охтенки» родилась в 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В работе над памятником приняли участие скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, а также архитекторы Станислав Макарович Короленко и Владимир Иванович Морозов.
В год 300-летия Санкт-Петербурга и в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, т.е. 6 июня 2003 года, скульптура «Охтенка» была открыта у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. |
Образ женщины- молочницы собирательный, а вот лицу были приданы черты супруги скульптора В.Д. Свешникова. Спешит «Охтенка» на перевоз через Неву, который выходил к Смольному монастырю. Также, переправы были там, где нынче стоят мосты Александра Невского и Большеохтинский. Переправы действовали до постройки моста Петра Великого (Большеохтинский мост) в 1911 году.
В путеводителе «Охота на Охту» историка- краеведа Льва Лурье и архитектурного критика Марии Элькиной говорится о том, что поселяне на Охте (в основном, крестьяне Архангельской и Вологодской губерний) к 1799 году были относительно зажиточными2. Мужчины занимались столярным делом, а женщины- продажей молока. Молоко в город зимой возили по льду Невы на санках, а летом переправлялись на лодках и разносили молоко на коромыслах. Историк Яков Басин писал: «Голос сих молочниц весьма преразвит, которые крича идут по улице….».
Уроженец Охты писатель Николай Герасимович Помяловский, друживший в детстве с рыбаками, называл охтян «поречанами» и в 1863-м году вспоминал: «В Поречне муж редко заботился о прокормлении своей жены- она сама кормила себя, а иногда мужа и детей. Поречанки торговали в городе молочными скопами и добывали денег никак не менее своих мужьёв и братьев»
Материал скульптуры: бронза, литьё. Высота 2,5 м. Установлена скульптура на гранитный постамент, обработка которого напоминает хрустящий снег:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
(А. С. Пушкин, первая глава «Евгения Онегина»)
В 2013 году в саду были установлены скульптуры победителей конкурса «Посвящение Санкт-Петербургу. 1703–2013», приуроченного к 310-летию Санкт-Петербурга. Работы отбирали бывший главный архитектор города Юрий Митюрев, профессоры института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина и академии им. Штиглица, представители Союзов художников, архитекторов и дизайнеров России, отделов эстетики, дизайна и ландшафтной архитектуры.
Скульптуры привлекают внимание посетителей сада и вызывают неоднозначные чувства и отношение.
Таблица 2
«Скорость». Посвящена первой в России гонке на мотоциклах в 1898 году. Автор В.Г. Гаврилов(Вотский). | |
«Вечный бой». Интерпретация известного образа святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьём змея. Автор О.Л.Жогин | |
«В предчувствии тишины» Автор О.Н.Жениленко Народное название «Проектировщик» (еще называют «Инженер», «Турист») | |
«Развитие 1703–2013» Автор Д.Н.Андреев | |
«Деревья» Автор Е.В.Фёдорова | |
«Тишина» Автор А.Е.Фатхуллина Народное название «Дельфин» | |
Клумба «Золотая рыбка». Будьте осторожны в своих желаниях- они могут сбыться! | |
Клумба «Павлин». Каждый год хвост «Павлина» радует своей красотой. |
1Фотографии взяты с сайтов:
http://krasnakarta.ru/spot/id/60
http://old.kgainfo.spb.ru/news/1157.html
Остановка третья ( у дубов со стороны шоссе Революции)
«Дуб.Дубрава»
Семейство Буковые (Fagaceae). Род Дуб (Quercus). Распространены в Европе и Северной Америке.
Дуб считается мужским деревом и священным. Ветка дуба венчала голову и грудь победителя, является символом мужества и силы. Греки посвящали дуб Апполону, а славяне- Перуну. В Эстонии люльку для мальчика делали из дуба.
Этимология названия не установлена. Более убедительным кажется объяснение как однокоренного со словом дупло, у болгар дупка «дыра, нора, яма», немецкое tief «глубокий». С греческого языка- «строительное дерево». В соответствии с этим дуб первоначально — либо «дерево с дуплом», либо «низинное дерево». Слово дуб, если принимать эту этимологию, пришло на смену несохранившемуся перкъ (ср. лат. quercus «дуб»), с той же основой, что и Перун как имя славянского языческого бога грома (в верованиях индоевропейцев — в том числе и славян — дуб постоянно связывался с богом грома).
Ботаническое описание дуба черешчатого
Вид Дуб черешчатый (Quercus robur L.). получил своё название за длинные плодоножки.
Высота от 20 до 50 метров, ширина 15-20 метров. Продолжительность жизни 300-400 лет, есть долгожители – до 2000 лет Крупное широколиственное долгоживущее дерево.
Ствол мощный, толстый до 1-1,5м в диаметре (иногда до 6-7м). У молодых деревьев ствол неправильный, коленчатый, с возрастом становится прямым и цилиндрическим.
Крона густая, шатровая или широкопирамидальная, асимметричная, раскидистая, сильно ветвистая (в лесу небольшая, на свободе — мощная и низкоопущенная).
Кора тёмно-серая, черноватая, толстая. У молодых дубков кора серая, гладкая, блестящая. На 20-30 году на коре образуются более-менее глубокие трещины. У старых деревьев, выросших на свободе, кора до 10 см толщины. Молодые побеги пушистые, бурые или красновато-серые, блестящие, с бурыми пятнами и слегка продолговатыми чечевичками.
Листья очередные, на вершине веток размещаются пучком. По форме продолговатые, 5-7-лопастные, 4-20см длиной, 2,5-7см шириной, твёрдые, кожистые, сверху тёмно-зелёные, блестящие, снизу желтоватые или зелёные, с сильно выдающимися более светлыми жилками, голые с обеих сторон, с короткими черешками длиной до 10 мм. На листьях часто образуются не опасные для дерева разрастания- «чернильные орешки» или дубовые галлы. Их образуют личинками насекомого – орехотворки дуболистной. Дубовые галлы содержат большое количество дубильных веществ, используются для изготовления чернил, красителей и в лечебных целях.
Цветки раздельнополые- то есть цветки, содержащие только пестики (женские части цветка) или только тычинки (мужские части цветка). Мужские — зеленовато-жёлтые серёжки 2-4см длиной. Женские — красноватые, собраны по два-три вместе, располагаются выше мужских. Опыляются ветром. У растений, семена которых распространяются при раскачивании ветвей, плодоножки длинные и упругие. Цветение в мае-июне (одновременно или после распускания листьев). Мужские цветки *О(4-8)Т4-12, женские- *О(8)П(3).
Плоды — орехи (жёлуди), голые, буровато-коричневые, 2-3 см длиной и до 1,2см в диаметре, погружены в чашевидную плюску. Созревают в сентябре-октябре. Цветение и плодоношение с 80 лет в лесах, с 40-60 лет — на открытых местах.. Есть данные, что свободно растущие дубы, обитающие в благоприятной среде, плодоносят ежегодно. На урожайность влияет наличие весенних заморозков в период цветения.
Однодомное растение – растение, у которого однополые женские (пестичные) и мужские (тычиночные) цветки находятся на одной и той же особи.
С Дубом черешчатым часто растут ясень, клён, вяз, ильм, берест, липа, бук, граб, черешня, берека, яблоня, груша, берёза, осина, местами Чёрная ольха, иногда также сосна и ель. В подлеске широко представлены лещина, бересклеты, рябина, черёмуха, местами боярышник, Вишня степная, тёрн, Бузина чёрная, калина, жимолость, шиповник.
Использование дуба.
В основном, в строительных целях. Особенно ценится морёный дуб- он крепок как сталь. Съедобные части: жёлуди. В сырых жёлудях имеется кверцетин — ядовитое вещество Оно безвредно для животных, а при вымачивании и прожаривании оно разрушается и не несёт угрозу людям. Жёлуди используют для приготовления кофейного напитка, лепёшек, целебных отваров для лечения мочевого пузыря.
Кора имеет вяжущие, противовоспалительные, антисептические и кровоостанавливающие свойства.
Отвар коры оказывает выраженное дезодорирующее действие. Его используют для полосканий при гингивитах, стоматитах, ангинах, дурном запахе изо рта и при воспалении слизистой оболочки глотки и гортани.
В ветеринарии кору дуба широко применяют как средство против расстройств желудка.
Используется в ландшафтном дизайне садов и парков. Неплохо приживается в условиях города, хотя растёт медленно Взрослый дуб способен поглотить из почвы несколько сотен литров воды в сутки. Дети и взрослые используют жёлуди для различных поделок.
Остановка четвёртая (у посадок молодых лиственниц, напротив клумбы «Павлин») «Лиственница. Лиственничные леса»
Лиственница-самое распространённое дерево в России
Лиственница- небольшой род быстрорастущих хвойных листопадных деревьев. Распространена в основном в Евразии и Северной Америке. Продолжительность жизни 700-800 лет
Называется лиственницей, потому что, как все лиственные деревья умеренных лесов сбрасывает хвою, на которой нет толстой восковой кутикулы. Таким образом, потеря хвои - это защита от вымерзания в условиях суровых зим.
Ботаническое описание
Лиственница - однодомное дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м.
Крона конусовидная (у молодых деревьев), цилиндрическая или ширококоническая (у старых), образована удлиненными побегами, на которых хвоя расположена одиночно и по спирали, и укороченными побегами с пучками хвоинок (по 20-40 в каждой). Хвоя узкая, линейная, мягкая, прямая или изогнутая, длиной около 3-4 см, шириной 1,0-1,5 мм. Распускается ранней весной, перед осенним листопадом желтеет.
Она обладает высокой продуктивностью фотосинтеза (в 1-2 раза выше, чем у сосны и ели). Основное значение имеет пучковая хвоя (на ее долю приходится до 90% всей массы хвои). А взрослые деревья покрыты глубокотрещиноватой толстой корой, которая хорошо защищает их от огня.
Цветет ранней весной одновременно с появлением хвои. Мужские "соцветия" (колоски или микростробины) овально-шаровидные. Располагаются на безлистых укороченных побегах преимущественно с нижней стороны ветвей. Обильно выделяют пыльцу, которая не имеет воздушных мешков и поэтому разносится недалеко. Женские - продолговатые, красные, розовые, зеленые. Опыляются ветром, оплодотворяются через месяц.
Шишки разные для разных подвидов и имеют важное значение в систематике. Созревают к осени, раскрываются осенью или весной и рассеивают свои семена на большие расстояния. В отличие от сосны и ели семена прочно соединены с крылышками. Масса 1000 семян лиственницы - 5,7 г. После того как шишки раскроются, они сохраняются на дереве несколько лет.
Лиственница сибирская (Larix sibirika) - вид хвойных деревьев из рода Лиственница (Larix) семейства Сосновые (Pinaceae). Дерево высотой 35-45 м. Зрелые и раскрывшиеся шишки яйцевидные, продолговатые. Семена высыпаются осенью. Распространена на Западно-Сибирской равнине, на Среднесибирском плоскогорье, в горах Южной Сибири. На севере доходит до 70° с. ш., в горах поднимается до 2400 м над уровнем моря. На северной и верхней границах леса образует редколесья. Господствующая порода светлохвойной тайги. Морозоустойчива, засухоустойчива. Широко используется в культуре для озеленения городов Европейской части России.
Продолжительность цветения составляет 5-10 дней. Семена созревают в сентябре-октябре. Зрелые шишки коричневые, яйцевидные, довольно жесткие. Рассеивание семян иногда начинается уже осенью и может затягиваться до июня.
Почвы предпочитает дерново-подзолистые, супесчаные, хорошо дренированные
Лиственница Сукачева (Larix Sukaczevii) отличается от сибирской крупными широкояйцевидными шишками с толстыми деревянистыми семенными чешуями. Семена высыпаются весной. Произрастает на северо-востоке Европейской части России, на Урале и отчасти в Зауралье. Высокопродуктивное дерево, в культуре образует древостои с запасами древесины до 1000-1500 куб. м/га.
Линдуловская роща - ценный лесной массив искусственного происхождения под Санкт-Петербургом. Площадь рощи - 22 га, почва дерново-подзолистая, супесчаная, хорошо дренированная. Главная порода - лиственница Сукачева. Вместе с ней растут ель европейская, сосна обыкновенная и другие породы. Роща заложена в 1738 году посевом семян и посадкой пятилетних сеянцев в 1743 году. На отдельных участках, где возраст деревьев свыше 190 лет, средний диаметр ствола 42,4 см, средняя высота 37,4 м (некоторые деревья достигают в высоту 41 м). Роща имеет большое научное значение как опыт выращивания лиственницы вне ее ареала.
Лиственница образует самостоятельные леса на территории вечной мерзлоты, на просторах Сибири, на территории Северо- Запада редко встречается в составе тёмно- хвойных и сосновых лесов. Лиственничные насаждения (благодаря листопадности деревьев) весьма устойчивы к воздействию газов. Один гектар такого леса способен задержать до 72 кг CO2.
Использование.
Древесина лиственницы используется в малом судостроении, строительстве столярном производстве. Это элементы строительных конструкций, стеновой брус, паркет, погонажные изделия, оконные рамы, шпалы и столбы линий электропередач.
Из лиственницы делают сваи и другие элементы гидротехнических сооружений, которые служат неограниченно долго. Паркет останкинского дворца графов Шереметьевых, оконные рамы Зимнего дворца доказывают, что древесина лиственницы может служить долгие годы без применения специальных антисептиков
Остановка пятая «Берёза. Берёзовая роща»
Светло и празднично в березовом лесу в любое время года, но особенно весной и ранним летом. Кажется, что стволы берез излучают внутренний свет, делая тени под деревьями легкими и светлыми. Поэтому буйное разнотравье в березняках подступает к самым корням деревьев, даже светолюбивые луговые травы здесь частые гости.
В коре берёзы бородавчатой есть особое вещество белого цвета- бетуллин.
С поздней осени до весны столуются глухари и тетерева-косачи на березах- поедают берёзовые почки. В городской черте на берёзах гнездятся, в основном, вороны. В больших парках и лесах на берёзе может свить гнездо и зяблик, и ремез обыкновенный.
Берёза образует микоризу с грибом подберёзовиком. Известен и гриб, паразитирующий на берёзе-чага. Относится к трутовикам. Используется в народной медицине при заболеваниях желудочно- кишечного тракта. Используются в медицине и молодые листья с почками. Для поделок используется береста. Всем известен берёзовый сок и берёзовый дёготь.
А вот описание берёзы бородавчатой вам необходимо сделать самостоятельно по плану. Можно пользоваться определителями в электронном виде:
*Буданцев А.Л.,Иллюстрированный определитель растений Ленинградской области, 2006г
*Б.М. КАПЛАН, Определение листопадных деревьев зимой.
План характеристики древесной культуры.
Остановка шестая (у скульптуры «Предчувствие тишины»)
«Липа. Липовая аллея.»
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, сообщает: «Аллея- дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам.» В русском языке употребляется с конца VIII века.
Почти во всех городах Европы и европейской части России можно встретить улицы с названием Липовая аллея.
Человек, познакомившись с липой, старался украсить ею дворы замков и церквей, городские площади, улицы и парки.
Практически у всех народов липа считалась женским деревом- символом мягкости и красоты. В Эстонии люльку для девочки делали из древесины липы. Форма листьев воспринималась как знак сердечного отношения к людям. Славянские народы считали липу деревом Лады- богини урожая и плодородия. В западной Европе покровительницей этого дерева считали Фрейю – хранительницу домашнего очага. В греческой мифологии Зевс и Гермес вознаградили долгими годами жизни одну пожилую супружескую пару (Филемона и Бавкид) за их любовь, сердечность и благородство. А после смерти супруги превратились в липовые деревья.
У славян о липах легенд не так уж много, и почти все они связаны со смертью женщины или девушки. Своих умерших славяне в древности хоронили в липовых колодах. Липа была священным деревом и даже ветку его нельзя было сломать- болезнь или смерть настигнут обидчика. Хотя, прощала обиды липа также быстро, как наказывала, стоит только покаяться.
С приходом христианства липа стала считаться деревом Богородицы.
Липа изображена на флаге и гербе города Лиепае в Латвии. Лиепае, бывшее название Либава, - город под липами. На флаге Липецка(Россия)
Unter den Linden — «Под липами» — один из главных и наиболее известный бульваров Берлина с липовой аллеей. Здесь под липами гулял Генрих Гейне: «…Под липами, мой друг, найдёшь
Ты сердцу пищи много…»
Большая липовая аллея в селе Петровском Пушкинского заповедника в Псковской области, где провёл своё детство А.С.Пушкин: «…Средь темной рощицы, под тенью лип душистых…»
Липовой аллее посвятил свои стихи Борис Пастернак:
«..Под липами, как в подземельи,
Ни светлой точки на песке,
И лишь отверстием туннеля
Светлеет выход вдалеке.
Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.
Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, кто бы ни прошел,
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчел…»
Ботаническое описание липы.
Главный герой липовой аллеи- липа. В саду Нева аллея насчитывает 24 дерева в возрасте около 35-40 лет.
Липа- род листопадных деревьев, семейство Мальвовые. Насчитывают 45 видов лип. Продолжительность жизни составляет 300-400 лет, но есть и долгожители- 800лет. Ископаемые остатки лип датируются возрастом в 55 млн.лет.
Представители рода распространены в умеренной и субтропической зонах северного полушария. В умеренной зоне Европы, Азии и Северной Америки липа менее распространена. Растёт лучше всего в тёплых и достаточно влажных районах- западное Закавказье, Китай, Приморье.
В европейской России распространён вид Липа мелколистная.
Липа мелколистная, или сердцевидная (Tilia cordata Mill),
Свое научное название дерево получило благодаря прицветному листику светло-желтого цвета, который по форме напоминает крылья стрекозы. С латинского языка слово «tilia», переводится как «крыло, крылатка». Во всех славянских языках липа называется одинаково из-за своего клейкого сока и происходит от славянского «липнуть, липкое лыко».
Дерево липы достигает высоты 26-40 метров, диаметр ствола 1-2 метра. Может принимать форму куста.
Крона шатровидная, верхние ветви направлены вверх, средние – расположены горизонтально, а нижние свисают, завершаясь приподнятыми кверху концами побегов. Кора в молодости гладкая, серо-бурая, на старых стволах - глубоко растрескавшаяся.
Листья 5-9 см длиной и 5-8 см шириной, очерёдные, косо-сердцевидные, сердцевидные, косо-овальные с более или менее выраженным пильчатым краем. При распускании листьев имеются прилистники, которые быстро опадают. У основания листа липы часто присутствуют нектарники. В углах жилок расположены бородки рыжих волосков.
Цветок обоеполый, правильный, снабжен узким прицветным крылом. У раскрытого цветка пять зеленоватых чашелистиков и пять желтовато-белых лепестков, многочисленные тычинки разошлись, изогнулись в стороны. В середине цветка находится пушистый комочек завязи, а в глубине скапливаются капли душистого сладковатого раствора-нектара. Цветки по два и больше собраны в зонтиковидные соцветия.
Формула цветка: * Ч5Л5Т(5)+(5)+(5)П5
Цветочные почки развиваются на летних молодых побегах, а не закладываются с осени. Поэтому цветёт липа поздно- ближе к концу июня, в течении 2,5 недель. Опыляется насекомыми.
Плод — шаровидный, опушённый, тонкостенный, одно- или двусемянный орешек, богатый маслом, по вкусу напоминающее миндальное. Плоды созревают в августе — сентябре.
Липа обладает средней засухоустойчивостью, предпочитает плодородные почвы и не любит кислые или засолённые.
Листья липы содержат довольно много кальция и быстро перегнивают.
Лес, состоящий из лип называют липняк.
Липа относится к растениям, которые нередко образуют микоризу – симбиоз корней растения с грибницей(мицелием) гриба, но в благоприятных условиях питания хорошо развиваются и без заражения грибом. Под вековой липой можно встретить грибы: дубовик, свинушка, сатанинский гриб.
На липе в смешанных лесах могут гнездиться различные птицы. Боковые ветви на высоте 4-5,5 м занимают зяблики, а на высоте 2,5 метра гнездятся дрозды- белобровики. (Прокофьева И.В., «Расположение гнёзд разных птиц на одном дереве.», Русский орнитологический журнал, 2004г, № 13)
Кстати, в нашем саду, на липах гнездятся высоко зяблики, а на высоте 2 метра, ближе к стволу- дрозды- рябинники. Это соседство очень удачное, т.к. дрозды шумно извещают об опасности и активно защищают и свои гнёзда, и чужие.
Сладкой и сочной корой липы лакомится заяц.
А вот белки, вороны и грачи заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие и мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда.
Болезни лип. Чаще всего болеют липы, которые растут вдоль дорог. Воздух, в который постоянно выбрасываются выхлопные газы, содержащие ядовитые вещества, значительно снижает защитные функции растений, в результате у них появляются болезни, или их уничтожают вредители. От грибковых заболеваний, к примеру, белой гнили и тиростромоза (инфекционное усыхание липы) в основном страдают молодые липы, но с возрастом их иммунитет становится крепче.
Хозяйственное значение липы.
Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Из цветков готовили отвар, ветки использовали в качестве веника, из древесины получали прекрасную посуду и поделки.
Древесина у липы мягкая, не коробится, легко поддаётся обработке, поэтому ее используют в резьбе по дереву; идёт на изготовление фанеры, мебели, чертёжных досок, сапожных колодок, бочковой тары, долблёной посуды;
часто идёт на изготовление музыкальных инструментов, в частности, на деки электрогитар.
Липовый цвет заготавливают в июне — июле, во время цветения липы, рано утром. При правильном хранении сырьё не теряет своих свойств в течение 3 лет. Препараты из липового цвета, обладают противовоспалительным и успокаивающим действием. Народная медицина издавна использует липовый цвет при простуде, лихорадочных состояниях, гриппе и бронхите.
Липа - прекрасный медонос. С одной цветущей липы среднего возраста, растущей в благоприятных условиях, в оптимальную погоду пчёлы вырабатывают 16 кг высокосортного мёда, а с 1 гектара цветущих лип — 1000 кг мёда и более. Липовый мёд, он же липец, прозрачен, слабо-жёлтого или зеленоватого цвета.
Иногда слово «липа» употребляют в значении «подделка, обман». Вины дерева в этом нет – в старину народные мастера вырезали из ее древесиныне только матрешек, но и фальшивые царские печати взамен медных.
Использование в озеленении и ландшафтном дизайне.
Липа – одна из основных пород в озеленении. Она дает втрое больше кислорода, чем ель. Известны липовые аллеи и парки в исторических музеях-усадьбах. Благодаря фитонцидным свойствам, липу высаживают в зонах отдыха и в городах, вдоль магистралей. Опад листьев липы заметно улучшает почву и увеличивает ее плодородие. В ней увеличивается содержание азота, фосфора и других элементов, которые липа добывает в глубоких почвенных горизонтах (2-3 м) и "переводит" в верхние поверхностные слои. Это создает благоприятные условия для появления подроста других древесных растений. В почвах липняков значительно разнообразнее и богаче флора желто-зеленых, сине-зеленых и особенно диатомовых водорослей, что в целом является показателем их плодородия. Липы теневыносливы, дымо- и газоустойчивы. Хорошо переносят стрижку, необходимую для формирования кроны.
Заключение
В результате подготовки и частичной реализации проекта создания учебной экологической экскурсии в сад Нева был пересмотрен план и график мероприятий по подготовке. Пришли к выводу, что на территории сада Нева гораздо интереснее было бы организовать эколого- просветительскую работу среди школьников и посетителей сада посредством обустройства экологической тропы. Материалы, подготовленные для экскурсии необходимо доработать и сделать их теоретическим наполнением стендов и экспозиций тропы. Используя, например, Qr-коды.
Список литературы и интернет- источников
Школа, 2009г,186с
Приложение 1
Правила поведения в парке, саду. Основные правила охраны природы.
Приложение 2
Кроме правил охраны природы необходимо соблюдать правила поведения школьников на экскурсии:
1. Участники экскурсии идут группой за руководителем или экскурсоводом, не обгоняя его и не растягиваясь.
2. Все движения должны быть, по возможности, бесшумны – необходимо уважать и посетителей парка и его обитателей.
3. По первому знаку экскурсовода все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг экскурсовода в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.
4. Разговоры недопустимы. Вопросы экскурсоводу задавать вполголоса.
5. Растения не следует собирать, лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.
6. Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса экскурсовода.
7. Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).
8. Не следует фотографировать птичьи гнезда. Тем более нельзя трогать яйца и гнезда.
9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.
Приложение 3
Материал взят с сайта 2https://studopedia.info/1-96753.html
Диаметр дерева определяется мерной вилкой на высоте-груди (1,3м).
3.При работе мерной вилкой, отойдите от дерева на расстояние примерно равное его высоте так, чтобы хорошо была видна вершина дерева. 4.Измерьте рулеткой расстояние от точки наблюдения до ствола дерева с точностью до 1 м. После этого отодвиньте стойку вилки на столько сантиметров, сколько метров было отмерено от дерева до наблюдателя, и закрепите ее стопором. 5.Неподвижную ножку по нижнему краю визируйте на вершину дерева. В это время отвесная нить покажет деление на подвижной стойке. Этот отсчет в сантиметрах покажет высоту дерева в метрах от уровня глаз наблюдателя до вершины. К полученной высоте надо прибавить рост наблюдателя, до глаз. |
Приложение 4
Презентация «Дубрава» Дубрава. ГБОУ СОШ 140.pptx
Приложение 5
Презентация «Лиственничный лес» Лиственн. леса. ГБОУ СОШ 140.pptx
Приложение 6
Определение Липы по фото.docx
Смекалка против Змея-Горыныча
Как нарисовать зайчика
Мать-и-мачеха
Учимся ткать миленький коврик
Мост Леонардо