Математика, как никакой другой учебный предмет насквозь пронизана взаимно обратными связями. Н.Е. Жуковский считал, что методы обучения математике можно сделать столь совершенными, что ее будет понимать «всякий желающий из публики». Самые гениальные открытия в педагогике способны изменить не только методы преподавания, сэкономить время для учебного процесса, но и воспитать многогранную и творческую личность. Одно из таких необходимых открытий - создание П.М. Эрдниевым высокоэффективной методической системы обучения на основе укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Методическая система УДЕ была апробирована и широко применяется в математике. Но вот незадача… Возможно ли применять систему УДЕ в преподавании других предметов? Данная работа посвящена итогам исследования, в основу которого положена идея выяснить наличие взаимообратных связей не тольтко в математике, но и в других основных предметах: русский язык, биология, физика, химия, и возможности применения методической системы УДЕ в преподавании этих предметов.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_issl_po_ude_nahnykov_gotovaya.docx | 182.29 КБ |
Санкт-Петербургское общество «Пушкинский проект»
XX Международная юношеская научная конференция
«Пушкин, Тургенев и мировая культура»
…Чье сердце бьётся для всех!
Автор: Нахныков Аюка– 9 класс,
н.р.Зайкина А.В. – учитель математики
МКОУ «Многопрофильная гимназия
г. Лагани», Республика Калмыкия
Санкт-Петербург – 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I
Кто же он - автор Укрупненных дидактических единиц?
1.1 Все от тебя учитель мой!............................................................................3
1.2 Жизненный путь и творческие достижения П.М. Эрдниева……………….5
Глава II.
УДЕ - «Живой родник мышления и творчества»
2.1 Методическая система УДЕ…………………………………………………6
2.2 Смысл концепции укрупнения дидактических единиц…………………….7
2.3 Идеи и принципы укрупнения дидактических единиц……………………8
Глава III.
Применение методической системы УДЕ в математике и поиск взаимообратных связей в других предметах.
3.1 Укрупнение дидактических единиц в математике………………………..9
3.2 Укрупнение дидактических единиц в русском языке…………………….10
3.3 Укрупнение дидактических единиц в биологи……………………………11
3.4 Укрупнение дидактических единиц в химии……………………………...12
3.5 Укрупнение дидактических единиц в физике……………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………16
Список использованных Интернет-ресурсов…………………………………..16
Введение
Все согласны с тем, что нет «царского пути в математику». Много труда и терпения, настойчивости и внимания требуется от учителя и школьника, чтобы ученик смог освоить программный минимум знаний по этому предмету.
Мы привыкли сейчас к открытиям, одно поразительнее другого: изобретены лазеры и голография; расшифрован код наследственности; синтезирован ген; научились выращивать копии животных…
Недалеко то время когда и в педагогике будут найдены такие средства обучения, эффективность которых трудно сейчас представить.
Н.Е. Жуковский считал, что методы обучения математике можно сделать столь совершенными, что ее будет понимать «всякий желающий из публики». Самые гениальные открытия в педагогике способны изменить не только методы преподавания, сэкономить время для учебного процесса, но и воспитать многогранную и творческую личность. Одно из таких необходимых открытий - создание П.М. Эрдниевым высокоэффективной методической системы обучения на основе укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Методическая система УДЕ была апробирована и широко применяется в математике. Но вот незадача… Возможно ли применять систему УДЕ в преподавании других предметов?
Данная работа посвящена итогам исследования, в основу которого положена идея выяснить наличие взаимообратных связей в других основных предметах: русский язык, биология, физика, химия, и возможности применения методической системы УДЕ в преподавании этих предметов.
Глава I. «Кто же он - автор Укрупненных дидактических единиц?»
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны творить
Презрев все тяготы мирские.
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать.
Но мы обязаны стремиться!
Ю. Тютчев.
Наша Вселенная подобна бескрайнему океану. Она состоит из бесчисленного количества частиц, одной из которых является человек. Человек всю свою жизнь что-то творит. Чаще мы говорим о творчестве в искусстве, но учитель ежедневно развивает творческие способности учащихся и творит, творит, творит...
К числу творческих выдающихся личностей относится и автор метода укрупнения дидактических единиц Пюрвя Мучкаевич Эрдниев.
Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. Еще до войны П.М. Эрдниев работал в начальной школе. Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса. Знания в учебнике представлены разрозненно и хаотично. Понятия и суждения часто никак не связаны между собой, что не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. К тому же стремительно растет поток информации. Как уменьшить время, не уменьшая количества информации? Профессор Эрдниев, пришёл к выводу о том, что эту задачу можно решить, не упрощая заданий, а усложняя их, укрупняя дидактические единицы, но при условии особой структуры учебного материала. Методическая система УДЕ создавалась в результате исследований более 30 лет, с 1954 по 1990 г. Автором 30-летнего исследования является действительный член Академии педагогических наук Российской Федерации, заслуженный деятель России и Калмыкии профессор Эрдниев Пюрвя Мучкаевич.
(Теоретические аспекты данного научного направления изложены в книге П. Эрдниева, Б. Эрдниева «Укрупнение дидактических единиц в обучении математике»). Тогда же П.М. Эрдниев увлекся идеями и трудами великих физиологов: Павлова, Анохина, Шеррингтона. Именно изучение физиологических закономерностей во многом повлияло на возникновение будущей технологии.
Понятие «условный рефлекс» введено в науку академиком Павловым. Закон оптимального условного рефлекса Павлов выразил в лаконичной формуле: «Противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление». Технология УДЕ во многом основана на положениях методики условных рефлексов Павлова.
Подобно тому, как временная связь у Павлова создавалась на базе пары конкретных раздражителей (сильный и слабый свет и т.д.), так и в системе УДЕ обучение построено на объединении конкретных знаний, понятий, преобразований, взаимообратных задач, теорем, функций.
Еще одно открытие, применимое для своей технологии, профессор Эрдниев находит в трудах английского физиолога Шеррингтона: «Если сокращаются одни мышцы сгибатели), то одновременно происходит расслабление других мышц (разгибателей), и наоборот». Закон Шеррингтона он записал так: «Для сгибания — разгибания руки необходимо сократить/расслабить сгибательную мышцу, одновременно расслабить/сократить мышцу разгибательную». Похожие записи правил можно нередко встретить в учебниках математики по системе УДЕ, например: «Для увеличения / уменьшения десятичной дроби в 10 раз достаточно перенести запятую через один знак вправо/влево и т.п.» Такие технологии, способствуют эффективному усвоению материала, вызывают желание к самостоятельному поиску интересных задач; изучению, опережающими методами.
Психология УДЕ - это обращение и противопоставление взаимно обратных задач, теорем, функций и т.д., а методология - это раскрытие потенциалов творческого мышления каждого ученика.
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич родился 15 октября 1921 года в семье потомственного целителя Эрдни. Отец умер рано, поэтому все заботы о Пюрве взяла на себя мать Амирхан, старшие сестры Цаган и Альман. Старший брат Саранг посвятил себя буддизму и ушел в Ханатинский Дунд-Хурул на обучение. Судьба Саранга сложилась несчастливо, он был репрессирован, потом посмертно реабилитирован.
Уже с детских лет Пюрвя проявил большие способности к точным наукам. Так, в общесоюзном журнале для детей «Пионер» в 30-х годах была опубликована его небольшая заметка по математике – первая печатная работа будущего академика. После окончания Малодербетовской средней школы была учеба в Астраханском педагогическом техникуме, потом - работа в школе.
В 1940 году Пюрвя Эрдниев был призван в ряды Красной Армии. Потом началась Великая Отечественная война. Пюрвя Эрдниев был дважды ранен, был награжден боевым орденом, войну закончил в звании младшего лейтенанта артиллерии. Второе ранение, которое он получил в 1994 году в боях под Кенигсбергом, оказалось очень тяжелым, закончилось ампутацией ноги. После выздоровления офицер – фронтовик Пюрвя Эрдниев направился в Сибирь – место ссылки калмыцкого народа, а именно, на Алтай, село Нечунаево, где жили его мать и сестры. Там он женился на красавице Буляш Бадмаевой, выпускнице той же Малодербетовской школы. Далее была успешная учеба в Барнаульском педагогическом институте на физико-математическом факультете, который Пюрвя Эрдниев закончил с отличием. Потом аспирантура в Москве, где Пюрвя Мучкаевич успел поучаствовать в процессе восстановления автономии калмыцкого народа.
После Сибири Пюрвя Мучкаевич несколько лет проработал доцентом Ставропольского пединститута, выпустил там свою первую монографию. В 1964 году он вернулся на родину и вот уже 54 года работает в Калмыцком госуниверситете заведующим кафедрой алгебры, геометрии и методики математики, теперь профессором кафедры математики и информационных технологий. У него большая семья: два сына Батыр и Очир – преподаватели КГУ, две дочери Мацак и Лидия – врачи горполиклиники, много внуков и правнуков. Награжден орденами Отечественной войны, «Знак почета», «Орденом Дружбы».
Имя Пюрви Мучкаевича Эрдниева, вполне можно занести в Книгу рекордов Гинесса - его педагогический стаж составляет более 70 лет.
Имя Эрдниева широко известно в нашей стране и за рубежом, прежде всего как исследователя-новатора в дидактике. Идея укрупнения явилась основой докторской диссертации Эрдниева «Проблемы интенсификации обучения математике» (1973), многочисленных статей и книг, опубликованных в нашей стране и за рубежом ( Болгария, Венгрия, Германия, Монголия, Польша, Румыния, США, Франция, Япония). В 1998 году за методическую систему УДЕ был награжден Премией Президента РФ в области науки.
Глава II. УДЕ - «Живой родник мышления и творчества»
2.1 Методическая система УДЕ.
Так, что же такое система УДЕ? Она базируется на понятии укрупненной дидактической единицы. Укрупненная дидактическая единица – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время общей информацией. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Понятие укрупнения единицы усвоения достаточно обще, оно вбирает следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:
1. совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п. (в частности, взаимно обратных);
2. обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.);
3. рассмотрение во взаимопереходах определенных неопределенных заданий (в частности, деформированных упражнений);
4. обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;
5. выявление сложной природы математического знания, достижение системности знаний;
6. реализация принципа дополнительности в системе упражнений, понимание, достигается в результате межкодовых переходов между образным и логическим в мышлении, между его сознательным и подсознательным компонентами.
При укрупнении дидактических единиц используется эти скрытые резервы мышления, существенно повышающие результативность процесса обучения в целом.
2.2 Смысл концепции укрупнения дидактических единиц
Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется не объёмом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей - взаимообратными операциями, комплексами обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Чистая экономия времени равна 20-30%. Можно использовать эту экономию для сжатия учебного процесса, а можно использовать дополнительное время для углубления знаний, т.е. для развития учащихся.
В учебниках П.М. Эрдниева, успешно применяется технология укрупнения дидактических единиц. В них материал даётся крупными блоками. Составление и решение триады упражнений становится главном средством экономного и прочного постижения математики. Понятия, отношения, операции сведены в пары, каждая из которых берётся как одна и та же укрупнённая единица. В учебники включены задания, требующие творческого диалога учителя и школьника по самостоятельному созданию учеником собственной математической информации (придумывание им по аналогии своих чисел, уравнений, неравенств, задач, соответствующих заданным условиям). Таким образом, учитель настраивается на применение активных методов преподавания, а учащиеся - на активное усвоение и применение знаний.
2.3 Идеи и принципы укрупнения дидактических единиц
Принципы укрупнения учебной информации реализуются посредством четырёх идей:
Принципами технологии УДЕ можно считать следующие:
а) подача материала одновременно по трём каналам восприятия;
б) разнообразная деятельность на уроке;
в) эмоционально-образная подача материала, сопровождающаяся действиями.
Каждое явление рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных частей.
Глава III. Применение методической системы УДЕ в математике и поиск взаимообратных связей в других предметах.
3.1 Укрупнение дидактических единиц в математике.
И.П. Павловым установлено, что в основе всей психической деятельности находятся циклические процессы, которые позволяют начать с любого звена цикла умозаключений, и приводят к проявлению всех элементов и связей цикла. Основываясь этими выводами, если ученику предложить деформированный пример вида:
(□ -2в)(□ +2в) = 9- □2 или (□ + 7а)2 = 36 + 2 · 6 ·□ + □а2,
то мыслительный процесс превращается в более сложный и потому лучше развивает способности ученика.
Опыт обучения усвоения на основе укрупнения единиц показал, что основной формой упражнения должно стать составное укрупненное задание, например:
а) Решить задачу составлением уравнения: «Во дворе куры и поросята, причем число голов равно 19, а число ног 54. Сколько тех и других?»
б) Составить условие аналогичной задачи по ее уравнению:
4b + 2(10-b) = 38.
в) Решить эту задачу. Составить и решить задачу, на основе уравнения с одной переменной про число вершин треугольников и квадратов, исходя из следующего равенства (сколько было квадратов?):
4 · 8 + 3 · (15 – 8) = 53
г) Составить и решить задачу похожую на предыдущие.
Математика, как никакой другой учебный предмет насквозь пронизана взаимно обратными связями.
,
Нахождение процента от числа Прямая задача 100% - 300 руб. 7% - х руб. Решение 300:100 = 3(руб.) 3 · 7 = 21 (руб.) х = 21 руб. | Нахождение числа по его проценту Обратная задача 100% - у руб. 7% - 21 руб. Решение 21: 7 = 3(руб.) 3 · 10 = 300 (руб.) у = 300 руб. |
В программе каждого года обучения содержатся такие группы взаимосвязанных вопросов, которые в настоящее время по традиции изучаются отдельно. По характеру мыслительных процессов они сходны, поэтому важно обсудить вопрос о возможностях совместного изучения этих тем в плане противопоставления, а именно: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок и.т.п.
3.2 Укрупнение дидактических единиц в русском языке.
Как обучать русскому языку? Этот вопрос волнует всех. И постоянно неразрешимой оказывается проблема времени. Решению ее способствует подача теоретического материала укрупненными, логически завершенными частями, опора на обобщающие таблицы, последовательное соблюдение принципов преемственности методики начальной и средней школы, слияние в единый процесс, усвоение знаний и формирование навыков, четкая и продуманная система уроков развития речи.
Используя принципы УДЕ тема «Части речи» подается блоком. На одном уроке даются восемь частей речи, а на последующих каждая из частей речи изучается детально. Важно, чтобы все это время развернутая таблица была перед глазами. Так проще сопоставить и сравнить, найти сходства и отличия, запомнить особенности. Подобные таблицы в русском языке это те же граф-схемы. Написание сочинений является одним из самых сложных видов деятельности для учащихся начальных классов. Для решения этой проблемы используют приём работы над сочинением, который называется «Матрица сочинения». Слова, которые учащиеся могут использовать в сочинении, записываются в специальную таблицу - «матрицу». Таблица имеет следующую форму: 4-5 столбцов с названием частей речи и литературных приёмов. Количество строк выбирается по количеству объектов, которые будут описываться в сочинении. После того, как «матрица» заполнена, выбирая нужные слова, учащиеся записывают предложения на отдельных полосках бумаги; потом на парте располагают их в соответствии с планом. Этот приём позволяет избежать многократных исправлений и переписываний текста и экономит время на уроке.
Чтобы дети учились хорошо, необходимо развивать психологическое мышление, что успешно решается с помощью составление таблиц-матриц на основе крупных блоков подачи материала.
3.3 Укрупнение дидактических единиц в биологии.
В биологии прием сравнения очень важен, так как он позволяет увидеть и понять процесс эволюции живого мира. Использование сравнительных схем, их построение дает возможность уточнить черты сходства и различия, что развивает мыслительную деятельность. Например, для закрепления знаний по морфологии клетки можно дать задание составить сравнительную схему строения растительной и животной клеток.
Органоиды | Растительная клетка | Животная клетка |
1 Ядро | ||
2. Плазматическая мембрана | ||
3. Цитоплазма | ||
5. Митохондрии | ||
6. Рибосомы | ||
7. Пластиды | ||
8.Вакуоль | ||
9.Эндоплазматическая сеть | ||
10. Комплекс Гольджи |
Большое значение имеет использование текстовых таблиц, позволяющих проанализировать изучаемые объекты и явления, определить характерные черты. Проблемный характер поставленных в них вопросов требует чётких и кратких ответов, основанных на умении находить главное в изучаемой теме. Применяются такие текстовые таблицы как: аналитические, сравнительные и обобщающие, динамические таблицы и схемы-аппликации.
3.4 Укрупнение дидактических единиц в химии.
Применение данной технологии при изучении химии можно рассмотреть на примере изучения разделов органической химии, например «Углеводороды». По традиционной системе отдельно рассматриваются классы алканов, алкенов, алкинов и т.д. Пользуясь технологией УДЕ, целесообразно объединить изучение этого материала.
А также карточки индивидуальной работы, где представлены циклические процессы, что усиливает мыслительный процесс, тем самым развивая способности.
3.5 Укрупнение дидактических единиц в физике.
Если на уроке физики идет речь об испарении, то за порцией этой информации учитель сообщает и о противоположном явлении, т.е. взаимно-обратном, - о конденсации. В физике таких взаимно-обратных явлений не мало: плавление — отвердевание, повышение температуры — её понижение, отток теплоты — ее приток, медленные молекулы — быстрые молекулы, низкое давление — высокое давление, генератор электрического тока — электродвигатель. Используются также граф-схемы.
Заключение
Исследование взаимообратных связей в других предметах показало, что каждый предмет имеет большое их количество и занятия, включающие методы и приёмы технологии УДЕ, дают значительно больший развивающий и обучающий эффект, оказывая комплексное воздействие на все стороны личности ребенка, развивают его посредством познавательной деятельности через мотивы, знания, умения, навыки. Таким образом, как показал опыт многих учителей – последователей П.М. Эрдниева, система УДЕ является эффективной, развивающей, здоровьесберегающей технологией в системе интерактивного обучения, позволяющая преобразовать традиционную практику организации учебного процесса в современную, более интерактивную и результативную по всем предметам образования. Не зря систему УДЕ называют «Живой родник мышления и творчества». Предложенная академиком П.М. Эрдниевым методика УДЕ уникальна, она раскрывает огромные возможности развития способностей, заложенные в каждом из нас.
Самые гениальные открытия в педагогике способны изменить не только методы преподавания, сэкономить время для учебного процесса, но и воспитать многогранную и творческую личность. Одно из таких необходимых открытий - создание П. М. Эрдниевым системы укрупнения дидактических единиц (УДЕ). …Чье сердце и сейчас бьется для всех!
Список литературы.
1. Ефремов, А.В. Феномен академика Эрдниева / А. В. Ефремов. - Казань: Магариф, 1999. - 143 с.: ил. - Указ.: с.127-141
2. Учитель учителей. Академик Эрдниев П.М.: Калм. ГОс. Университет - Элиста: Изд-во Калм. ГОс. Ун-та, 2006 - 156 с: ил,- (Калмыкия в событиях и лицах XX век), (Серия звезды над степью).
3. Эрдниев П.М, Эрдниев Б.П. «Укрупнение дидактических единиц в обучении математике», Москва, «Просвещение», 1986 г.
4. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.
5. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1977.
Список использованных Интернет-ресурсов.
http://pedagogical_dictionary.academic.ru
http://lib.kalmsu.ru/?p=online
http://geroiros.narod.ru/wwsol
http://www.coko08.ru/index.php
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Простые новогодние шары из бумаги
3 загадки Солнечной системы
А теперь — мультфильм