Цель работы:
• Воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей нашей страны
• Сбор статистического материала о блокаде
• Составление задач по курсу 6 класса на основе собранных данных
• Формировать и развивать умения составления и решения задач разного типа.
• Представление результатов своей деятельности в различных формах
Задачи:
Методы исследования:
Актуальность. Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых нам не могут рассказать их непосредственные участники, их становится все меньше и меньше. Молодое поколение очень мало знает историю нашей Родины, а победа, героизм народа, доставшиеся дорогой ценой, не должны забываться - это память народа об историческом прошлом.
Нужно использовать все возможности, в том числе уроки математики, чтобы мы как можно больше узнавали, прочувствовали прошлое страны.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ivanova_dimy.docx | 42.02 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Удинская средняя общеобразовательная школа
Хоринский район Республика Бурятия
Исследовательская работа
«Блокада Ленинграда в цифрах и задачах
6 класса»
Автор - Иванов Дмитрий
Ученик 6 класса МБОУ «Удинская СОШ»
Научный руководитель – Максимова Надежда Евгеньевна.
С. Удинск
2020 г
Оглавление:
1. Введение..…………………………………………………………….
2. Основная часть...…………………………………………................
2.1. Ленинград в кольце
2.2.Блокадное детство
2.3.Дорога жизни
2.4 .Блокадный хлеб
2.6 Блокада снята
3. Заключение……………………………………………………..............
4. Список литературы……………………...…...…...….............................
5. Приложение…………………………………………………………….
Цель работы:
• Воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей нашей страны
• Сбор статистического материала о блокаде
• Составление задач по курсу 6 класса на основе собранных данных
• Формировать и развивать умения составления и решения задач разного типа.
• Представление результатов своей деятельности в различных формах
Задачи:
Методы исследования:
Актуальность. Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых нам не могут рассказать их непосредственные участники, их становится все меньше и меньше. Но победа, героизм народа, доставшаяся дорогой ценой, не должны забываться - это память народа об историческом прошлом.
2. Основная часть
« В жизни важно обладать знаниями, но важнее уметь
их применять, решать жизненные задачи с помощью математики»
2.1 Ленинград в кольце
Давно отгремела Великая Отечественная война. Но ее отголоски слышны до сих пор. Более 27 миллионов жизней унесла она. Один из основных ударов фашисты направили на Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Для СССР Ленинград был очень важен, а его потеря привела бы к катастрофе. Основные причины:
- В Ленинграде базировалась крупная военная группировка советских войск. Ее капитуляция ослабила бы наши позиции и подставила бы под удар Москву;
- Мы потеряли бы крупный промышленный центр. На Ленинград приходилось 10% военно-промышленного комплекса страны.
- Мы потеряли бы Балтийский флот и выход к морю.
В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.Но ни голод и холод, ни артиллерийские обстрелы, ни налеты вражеской авиации не смогли сломить высокий боевой дух ленинградцев. Даже в тех тяжелейших условиях город жил и боролся.
В этом году наша страна отметила 76-летие со дня снятия блокады Ленинграда. Ребята нашего класса работали над проектом «Блокада Ленинграда в цифрах», посвященном этой знаменательной дате. Класс был разделен на группы, каждая группа изучала историю блокады, собирала материал, составляла задачи. готовила выступления и презентации к защите проекта. 27 января, в день снятия блокады в 6 классе прошел обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции». В 6 классе нами изучены темы: Делимость натуральных чисел; Обыкновенные дроби; Отношения и пропорции. По этим темам нам удалось составить и решить задачи.
Задачи из статистики блокадного Ленинграда
Задача1. «Нахождение части от числа» Блокада Ленинграда длилась 872 (почти 873 дня). Только 1/3 этого времени город не подвергался обстрелам. Вычислите, сколько дней продолжались вражеские обстрелы?
Задача 2 « Основное свойство пропорции» Артобстрелы в блокадном Ленинграде были ежедневными: иногда фашисты атаковали город по несколько раз в день. Люди прятались от бомбежек в подвалах домов. 17 августа 1943 года Ленинград подвергся самому длительному обстрелу за всю блокаду. Найти его продолжительность. Для этого нужно решить пропорцию Х:35,04 = 3:8 Целая часть- число часов, дробная-число минут
Ответ: Он длился 13 часов 14 минут, в течение которых немцы сбросили на город 2 тысячи снарядов
Задача3.Найдите, какое число стоит в конце цепочки действий, и вы узнаете, сколько дней продолжалась блокада.
Задача№4. Зима 1941-1942 годов. Блокадный Ленинград. Вычислите устно 101/2+40,5-8 и узнаете , до скольких градусов достигали морозы.
Задача№5. Зима 1941-1942 годов. Блокадный Ленинград. Нет отопления, нет света, стены домов промерзли. Просчитайте устно, на сколько сантиметров промерзли стены:
12,4 - 2/5 +18.
Задача6: Блокада унесла жизни 800 тысяч жителей Ленинграда, более 90% из которых погибло от голода. Сколько человек в Ленинграде погибло от голода?
Задача7. За долгие месяцы блокады фашисты сбросили на Ленинград 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб .Найти процентное отношение числа снарядов к числу бомб.
Задача8. Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили больше 7 тысяч. Все главные памятники города уцелели: ленинградцы спрятали их, укрыв мешками с песком и фанерными щитами. Найти процентное отношение.
Задача9( Нахождение части от числа) Линия обороны имеет длину 90 км. Одна из наибольшей стороны прямоугольника является передним краем и равна 3/9 линии обороны, а ширина – 3/6 большей стороны. Определить площадь участка обороны.
Задача №10 Ленинградцы во время блокады изготовили 225000 автоматов, что составило 2,25% от изготовленных ими снарядов. Сколько снарядов изготовили ленинградцы?
Задача №11 Несмотря на голод и жесточайшие условия жизни ленинградцы готовы были отдать последнее для фронта, чтобы ускорить победу советских войск. Каждый день от 300 до 700 жителей города сдавали кровь для раненых в госпиталях, передавая полученную материальную компенсацию в фонд обороны. Всего за время блокады ленинградцы сдали для фронтовиков ( тысячи литра крови.
Задача 12. За время блокады ленинградцы отремонтировали и отправили на фронт 15500 боевых единиц. Из них минометов в 6 раз больше, чем танков, а самолетов на 500 больше, чем танков. Сколько танков, минометов и самолетов выпустили и отремонтировали блокадники?
Задача13. Выполните действия, и вы узнаете, сколько кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады.(7,7 * 5 + 2,2) : 0,1 =
Задача 14.За годы блокады погибло, по различным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.
Задача 15.для снабжения жителей Ленинграда, армии и флота расходовалось ежедневно 510 тонн муки", из них 170 тонн для военных и 310 для населения
2.2 Блокадное детство
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. Старшие помогали тушить зажигательные бомбы, дежурить, стояли у станков. Младшие разносили почту по домам. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев, чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях.
Задач1. «Нахождение процентов от числа. »На момент установления блокады в городе находилось 2.544 млн человек. Дети составили 16 % этого количества. Сколько детей было на начало блокады ? Решение: 2,544*0,16=0,40704 млн. детей
Задача2. «Нахождение дроби от числа. »Школьники встали к станкам. Им приходилось работать по 𝟐/𝟑 суток. Сколько часов продолжался рабочий день подростка? (16 часов)
Задача 3 . Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Чтобы выполнить задание в срок, токарь в свои 13 лет должен был изготавливать по 24 детали в смену. Но он ежедневно перевыполнял норму на 62,5%. Сколько деталей изготавливал юный токарь за день?
Задача№4 . Дети и взрослые голодали, умирали. Вспомните дневник Тани Савичевой, в семье которой « умерли все , осталась одна Таня» .В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочки хлеба весом 125 граммов.
Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери?
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.
А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что». Опасен и тяжел быть путь в школу – бомбежки, снежные заносы. В тех помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Руки коченели. А мел выскальзывал из пальцев.
Задача5 .Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работало в городе.
2/13х +1/3х=1/19 ( 39 школ)
Задача6 .В двух школах Василеостровского района перед войной учились 1500 учащихся. Во время блокады, несмотря на голод и холод, ребята продолжали учиться, читать, решать задачи на сшитых из старых газет самодельных тетрадках. Весной 1942 года число учеников первой школы уменьшилось вдвое, а второй – на 60% . Общее число учеников стало 670. Сколько учащихся было в каждой школе до войны?»
Задача 7.Весной 1942 года число учеников в одной школе уменьшилось на 50%, а во второй на 60%. В результате в первой школе осталось 350 детей, а в другой 320 детей. Сколько учащихся было в школах района до войны?
2.3 Дорога жизни
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом .С Большой земли в осажденный город с невероятными рудностями доставляли продукты и топливо. С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни:. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру.
12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Но осенью озеро замерзло и движение судов по нему прекратилось.
И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.А 22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.
По Дороге жизни в основном ездили по ночам, без включенных фар. Было холодно, но закрывать дверцу кабины не разрешалось, чтобы, в случае необходимости, можно было выпрыгнуть. Постоянные бомбежки разбивали лед. Двигались медленно, без паники, без лишнего шума. На подножке с фонарем в руке стоял сопровождающий, указывая дорогу водителю и обозначая дистанцию. Обратно вывозили раненых и детей, голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица.
«Дорога Жизни узким коридором
Протянута по ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город
В том страшном и чудовищном аду.
Враги ее обстреливали с неба,
Но сквозь метель и сквозь бомбежек град
По ней машины шли с насущным хлебом
И день, и ночь в блокадный Ленинград
Задача1 . В тяжелых условиях зимы 1941 г. по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога Жизни. С 19 декабря 1941 г. по 24 апреля 1942 г. было доставлено 760 тыс. т. грузов, из них 53% продовольствия. С 20 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. доставлено 318 тыс. т. грузов, из них 35% продовольствия. Сколько тысяч тонн продовольствия было доставлено в Ленинград по Дороге Жизни?
Задача2 .Длина Невы -74 км. Катер, везущий боеприпасы, прошел 45 км против течения, за 1 час разгрузился, и вернулся обратно через 1/4 часа. Определите скорость катера, если скорость течения 2 км/ч»
Задача3 6.Решите уравнение, и вы узнаете, сколько тонн продовольствия было доставлено в блокадный Ленинград по «Дороге Жизни.» ( х – 0,997х) : 1/2 = 1572.
Задача 4. 73,5 тонн продовольствия погрузили в конные упряжки по 12 мешков в каждую. Сколько потребовалось упряжек, если в одном мешке 35 кг продуктов? (18 упряжек)
Задача 5.За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419т различных грузов, из которых 262 419т – продовольственных Найти, сколько процентов составляли продовольственные грузы.
Задача 6. Для перевозки груза требуется 24 машины грузоподъемностью 4,5 т. Но машины под тяжестью груза часто уходили под лед. Тогда было решено уменьшить грузоподъемность машин. Сколько нужно машин-полуторок грузоподъемностью 1,5 т, чтобы перевезти тот же груз?
Задача 7 « Масштаб». Найти протяженность Дороги жизни, если на карте с масштабом 1: 1 000 000 она изображена отрезком 3 см
Задача8 Всего за 58 дней навигации (с 10 сентября по 7 ноября 1941 года) в Ленинград доставили по воде 58873 тонны грузов, включая боеприпасы и топливо. В среднем тысяча тонн, или всего три баржи в день. При этом из-за действий немецкой авиации за два месяца потеряли 2,8 тыс. тонн, или 4,8%.
2.4. Блокадный хлеб
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем.
Самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки.Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.
Около700 тысяч ленинградцев погибли от голода.
«Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Задача № 1. Подсчитайте сколько хлеба в сутки получалось во время блокады, если рабочий получал ¼ часть 1 буханки (1кг), служащий, иждивенец и дети до 12 лет – по 1/8 части.
Задача 2. «Проценты» С 20 ноября гражданским лицам стали выдавать печально знаменитые "125 блокадных грамм", а несъедобный припек довели до 68%. Подсчитать, сколько граммов в таком случае составлял съедобный припек.
Задача 3.«Диаграммы» Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф «секретно». Муки не хватало. Для замеса теста использовались мельничная пыль, вытрясы из мешков, солодовая мука, молотое зерно хлопчатника и т. п. Развернули производство пищевой целлюлозы и ее включили в рецепт приготовления хлеба. В итоге хлеб получался водянистым, горьковатым на вкус и малоценным по питательности. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из целлюлозы, жмыхи, соевой муки, ячменной мучки (отход), применяли даже обойную пыль.
Компоненты блокадного хлеба :
Пищевая целлюлоза 10%
Хлопковый жмых 10%
Обойная пыль 2%
Вытряски из мешков 2%
Кукурузная мука 3%
Ржаная мука 73%
Задача. Составить стобчатую диаграмму изменения нормы выдачи хлеба осенью 1941 года по данной таблице:
Категория населения | Рабочие | Служащие | Иждивенцы и дети |
11 сентября 1 октября 13 ноября 20 ноября | 500 400 300 250 | 300 200 150 125 | 250 200 150 125 |
Блокадного хлеба кусочек
В музее лежит под стеклом,
Смотри и запомни, сыночек,
Его же мы хлебом зовем.
В составе его компоненты:
Опилки, клей и жмыхи.
Все выразить трудно в процентах,
В нем малая доли муки Юрий Воронов
2.5 Прорыв блокады
Блокада… Страшное слово… 900 дней и ночей. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жестокого испытания. Блокированный фашистами город оказался под угрозой полного уничтожения. Но враг просчитался. Ленинград не только выстоял, но и победил.
Закончилась блокада 27 января 1944 года. Над Невой прогремели залпы торжественного салюта! Сколько залпов прогремело?
Почему 24 залпа? Потому что день снятия блокады Ленинграда считается очень важным праздником, значимым событием, а салюты бывают трех видов, Тот салют, в котором 24 залпа считается самым торжественным.
Сегодня у спуска к Ладожскому озеру высится монумент "Разорванное кольцо"- две белые полуарки словно повторили свод высокого неба. За ними - озерная даль. На бетоне - след протектора. Кажется, только что последняя машина ушла на тот берег.
Заключение
Практическая значимость работы состоит в том, что мы многое узнали о мужестве и героизме защитников города на Неве, составляя и решая задачи, мы всем сердцем прочувствовали ту боль, которую перенесли наши ровесники. Я научился находить в разных источниках необходимую информацию, анализировать, сравнивать, выбирать наиболее значимые факты. Но самое интересное для меня было составлять задачи, подобные тем, которые приводятся в учебнике математики 6 класса, на основе данных статистики блокады. В классе мы эти задачи решали с большим интересом, волнением, чувством гордости за ленинградцев.
Заключение
Список литературы
Рецензия на работу
Обобщающий урок-проект по плану проводился в январе и совпадал по времени с датой прорыва блокады Ленинграда. Заранее ученикам было предложено подготовить презентации на 6-8 слайдов о блокадных днях, составить задачи, связанные с героической страницей истории нашей Родины. Эмоциональный фактор, связанный с осмыслением жизни сверстников в годы войны, заставил ребят по-особенному воспринимать текст задач, создать условия для осознания вклада, сделанного нашим народом в Великой Отечественной. Автор систематизировал, обобщил работу групп, создал общую презентацию и сборник задач.
Руководитель: Максимова Н.Е…………………
Барсучья кладовая. Александр Барков
Снеговик
Золотая хохлома
Свинья под дубом
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками