Аннотация
История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего
Целью проекта является - Сформировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут война, преступления против человеческой жизни.
-Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.
- Увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; повышение интереса к истории Родины.
В соответствии с целью были определены задачи проекта:
Объектом и предметом исследования являются местные жителигорода,региона и области и учащиеся 5-11 классов КГУ «СОШЛ № 38».
Гипотеза исследования: Мероприятия, проводимые в рамках проекта, помогут заинтересовать учащихся СОШЛ № 38, в изучении истории нашей страны, а в частности, Великой Отечественной войны и содействовать противодействию фальсификации событий Великой Отечественной войны.
Первая глава раскрывает актуальные вопросы изучения истории Великой Отечественной войны.
Во второй главе дана подробная характеристика этапов исследования и освоения диагностики по анкетированию и опросу, а также практической работы по реализации проекта.
Третьяглава посвящена взгляду нашего поколения на историю Великой Отечественной войны.
Заключение содержит основные выводы и предложения по итогам проекта.
Методика эксперимента: анализ литературы по теме исследования, беседы, анкетирование, интервью, тестирование,наблюдение деятельности учеников во внеклассной работе по реализации Программы развития « Руханижаңғыру» и «Туған жер».
Научная новизна и степень самостоятельности состоит в том, включение в воспитательно-образовательный процесс СОШЛ № 38 по формированию основ гражданственности дополнительных ресурсов в виде электронных методических пособий «Книга памяти»; комплексно-направленная работа по патриотическому и духовно – нравственному воспитанию.
Результаты работы состоят в том, работа над созданием проекта, вовлеченность в этот процесс большого количества обучающихся создали развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в «Воспитательной модели лицея»:
- поддержка активной позиции родителей обучающихся, объединение усилий семьи и Лицея в организации воспитательного процесса («Я - член семьи»);
- создание инновационной образовательной среды («Я - лицеист»);
- сопровождение социально-культурной адаптации к специфическим условиям академического сообщества («Я - исследователь»)
- формирование условий для развития культурной и национальной идентичности («Я - гражданин»);
- создание поликультурного воспитывающего пространства («Я - человек мира»).
Материал данной работы можно использовать на уроках истории Казахстана, географии, во внеклассных мероприятиях, в том числе и по по краеведению, вариативных часах в общеобразовательных учреждениях.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно- Казахстанская область
Направление: история
Тема: Я- помню! Я – горжусь! Правнуки о войне
Авторы: Каримова Фируза,
8 класс, СОШЛ № 38, г. Семей
Митрофанов Данил,
9 класс, СОШЛ № 38, г. Семей
Руководители:
Полторакова Антонина Ивановна,
история,СОШЛ № 38,г. Семей
Садвакасова Гульжан Жакыпжановна,
история,СОШЛ №38, г. Семей
2020 год
Аннотация
История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего
Целью проекта является - Сформировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут война, преступления против человеческой жизни.
-Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.
- Увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; повышение интереса к истории Родины.
В соответствии с целью были определены задачи проекта:
Объектом и предметом исследования являются местные жителигорода,региона и области и учащиеся 5-11 классов КГУ «СОШЛ № 38».
Гипотеза исследования: Мероприятия, проводимые в рамках проекта, помогут заинтересовать учащихся СОШЛ № 38, в изучении истории нашей страны, а в частности, Великой Отечественной войны и содействовать противодействию фальсификации событий Великой Отечественной войны.
Первая глава раскрывает актуальные вопросы изучения истории Великой Отечественной войны.
Во второй главе дана подробная характеристика этапов исследования и освоения диагностики по анкетированию и опросу, а также практической работы по реализации проекта.
Третьяглава посвящена взгляду нашего поколения на историю Великой Отечественной войны.
Заключение содержит основные выводы и предложения по итогам проекта.
Методика эксперимента: анализ литературы по теме исследования, беседы, анкетирование, интервью, тестирование,наблюдение деятельности учеников во внеклассной работе по реализации Программы развития « Руханижаңғыру» и «Туған жер».
Научная новизна и степень самостоятельности состоит в том, включение в воспитательно-образовательный процесс СОШЛ № 38 по формированию основ гражданственности дополнительных ресурсов в виде электронных методических пособий «Книга памяти»; комплексно-направленная работа по патриотическому и духовно – нравственному воспитанию.
Результаты работы состоят в том, работа над созданием проекта, вовлеченность в этот процесс большого количества обучающихся создали развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в «Воспитательной модели лицея»:
- поддержка активной позиции родителей обучающихся, объединение усилий семьи и Лицея в организации воспитательного процесса («Я - член семьи»);
- создание инновационной образовательной среды («Я - лицеист»);
- сопровождение социально-культурной адаптации к специфическим условиям академического сообщества («Я - исследователь»)
- формирование условий для развития культурной и национальной идентичности («Я - гражданин»);
- создание поликультурного воспитывающего пространства («Я - человек мира»).
Материал данной работы можно использовать на уроках истории Казахстана, географии, во внеклассных мероприятиях, в том числе и по по краеведению, вариативных часах в общеобразовательных учреждениях.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….6
Глава 1.Теоретические аспекты изучения истории Великой Отечественной войны..........................................................................................................................10
Глава 2. Что знает молодежь о Великой Отечественной войне?.......……………..12
2.1.Этапы исследования и прогнозируемые результаты………………………….12
Глава 3. Правнуки о войне………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………………....19
Список литературы ………………………………………………………………..….22
Приложения …………………………………………………………………………...23
Посвящаем всем генералам,
Всем полковникам.
Всем подполковникам,
Всем майорам и капитанам,
Всем старшинам и сержантам.
Всем рядовым,
Всем труженикам тыла,
Которым их дети,
Их внуки, их правнуки
Обязаны вечно
Зеленой травой, голубой речкой
Синим небом, серебряным воздухом
Всем, что называется жизнь.
Введение
Наше время – время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества – требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила государства, процветание его граждан, прежде всего, зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико-патриотических традиций нашей Родины, формирования у обучающихся, воспитанников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению, реализация программ « Рухани жангыру» и « Тұған жер».
В 2020 году вся наша страна и соседние государства отмечают 75-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Но самые безжалостные войны - это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира.
Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей и на теле земли».
Мы же родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирены, извещающей о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знали, что такое потайное жилище и скудный паёк ... Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.
Об окопах и траншеях, об атаках мы можем судить по кинофильмам, художественным и документальным произведениям, рассказам фронтовиков тружеников тыла.
Для нас война - история ...
Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. Они смело принимали смерть ради защиты Родины - матери. Светлые, героические имена: 28 – панфиловцев, героев Советского Союза Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, Нуркена Абдирова, Сергея Луганского и многих других, которые будут вечно служить примером беззаветной преданности.
Актуальность проекта.
Тема проекта выбрана не случайно. Социально-экономические процессы последних десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РК, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины.
Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны. Наш долг – сохранить историческую память о подвигах участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
Школьный возраст – период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в РК всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм – важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее сохранения и возрождения.
Целью данного проекта является
- Воспитать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности – любовь, гордость и уважение к Родине, уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
- Привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений;
- Сформировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут война, преступления против человеческой жизни.
-Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.
- Увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; повышение интереса к истории Родины.
Гипотеза исследования. Мероприятия, проводимые в рамках проекта, помогут заинтересовать учащихся СОШЛ № 38,в изучении истории нашей страны, а в частности, Великой Отечественной войны и содействовать противодействию фальсификации событий Великой Отечественной войны.
В соответствии с гипотезой определяем следующие задачи данного проекта.
1)Разыскать и изучить теоретический материал по данной тематике.
2)Собрать часть информации при помощи опроса ветеранов ВОВ и труженников тыла, старожилов города Семей и Восточно- Казахстанской области.
3) Побывать на исторических памятниках и музеях города Семей и собрать снимки, увековеченных на них, героев – земляков, участников ВОВ.
Для решения поставленных задач нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
- Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания);
- Анкетирование и интервьюирование родителей, учащихся;
- Подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий;
- Систематизация и обобщение материалов проекта.
- Рефлексивный анализ результатов наблюдений
Научная новизна и теоретическая значимость Новизна проекта - включение в воспитательно-образовательный процесс СОШЛ № 38 по формированию основ гражданственности дополнительных ресурсов в виде электронных методических пособий «Книга памяти»; комплексно-направленная работа по патриотическому и духовно – нравственному воспитанию .
Практическая значимость исследования состоит в том, что проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностейучащихся иматериалы, собранные нами, послужат частью школьной экспозиции ко Дню Великой Победы. Наши исследования будут размещены на школьном сайте, использованы учителями на уроках мужества, на других внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу родину. Материал нашего исследования успешно будет применяться на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также при проведении экскурсий в школьном музее.
Ресурсы проекта.
Ресурсы проекта (материально-технические):
-учебная, справочная литература, книги о войне;
- наглядный материал (иллюстрации, репродукции, фотографии,
зарисовки);
- разнообразные виды дидактического материала;выставки книг, рисунков, плакатов, газет.
-интернет-ресурсы.
Информационное обеспечение:
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление класса, фойе школы);
-медийные материалы (аудио и видеозаписи, презентации).
Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов. В ней раскрываются понятия «война», «фашизм» и актуальные проблемы изучения истории Великой Отечественной войны.
Во второй главе дана подробная характеристика этапов исследования и прогнозируемые результаты: освоение диагностики по «Незавершенные предложения», анализ факторов, циклограммы мониторинга результативности внеклассных мероприятий по формированию знаний на основе проведенных исследований.
Третья глава включила в себя взгляд и отношение нашего поколения на историю великой Отечественной войны.
Заключение содержит основные выводы и предложения, направленные на реализацию потребностей каждого ученика в выборе таких приемов и форм работы, которые обеспечат поддержку в комплексе воспитательной и патриотической работы СОШЛ № 38 . В результате работы над проектом наблюдается интерес ребят к истории ВОв, что является гарантом развития программы «Я - Патриот», воплощение в жизнь проектов «Рухани жангыру» и«Туган жер».
Материал данной работы можно использовать на уроках истории Казахстана, географии, во внеклассных мероприятиях, в том числе и попокраеведению, вариативных часах в общеобразовательных учреждениях.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения истории Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война явилась небывалым по всей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Советской Армии и Военно-Морского Флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою родину от нашествия гитлеровской Германии. Советский народ и его Вооружённые Силы выполняли также нелёгкую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.
На 22 июня 1941 года в приграничных округах и флотах СССР имелось 3289850 солдат и офицеров, 59787 орудий и минометов, 12782 танка, из них 1475 танков Т-34 и КВ, 10743 самолета. В составе трёх флотов имелись около 220 тыс. человек личного состава, 182 корабля основных классов (3 линкора, 7 крейсеров, 45 лидеров и эсминцев и 127 подводных лодок).
«В тот день [22 июня] многим казалось, что начавшаяся война будет стремительной. Победоносной, - вспоминал бывший офицер-артиллерист А. Дмитриев. - Такой, какой она изображалась в популярных в те годы кинофильмах «Город под ударом», «Эскадрилья номер пять», в романе Павленко «На Востоке», в песнях, которые... пели чуть не каждый день. Никто... и представить себе не мог, какой долгой, жестокой, опустошительной, испепеляющей будет эта война, какого огромного напряжения она потребует, каких колоссальных жертв».
Война́ - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и так далее, происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.
Фаши́зм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) - обобщённое название крайне правых политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского тип, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, ксенофобию, реваншизм и шовинизм, вождизм, антикоммунизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и, в ряде случаев, синдикализм, расизм.
Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние пятнадцать лет. За это время историки государств СНГ приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную историю Великой Отечественной войны, наиболее адекватно представить ее нашему современнику на основе принципов историзма и объективности. Главная цель видится в том, чтобы во всей полноте представить величие всемирно-исторического подвига нашего народа и государства над фашизмом. А это требует, с одной стороны, преодоления стереотипов, отлакированной истории войны советского времени, с другой стороны, активного отпора фальсификациям как внешним, так и особенно внутренним.
Анализ современной историографии Великой Отечественной войны был дан в в 2011 г., в первым томе фундаментального 12-томного труда «Великая Отечественная война 1941–1945 годов», подготовленный коллективом авторов.
Наиболее капитальной публикацией документов стала серия «Русский архив: Великая Отечественная» фундаментальные сборники документов из серии «Архив», посвященные крупнейшим битвам на советско-германском фронте, подборки документов Государственного комитета обороны, издавшего в годы войны более 10 тысяч документов. Перед историками неизбежно встает проблема достоверности источника. Особенно это касается воспоминаний участников событий.
С 1958 г. в СССР выходила серия «Военные мемуары», где были опубликованы воспоминания маршалов Советского Союза, командующих армиями и других участников сражений. Иногда они печатались с цензурными купюрами, изымались некоторые факты, события, оценки, которые не вписывались в официально принятую концепцию войны. Так, из были воспоминаний маршала К. К. Рокоссовского изъяты его данные о положении в Киевском особом военном округе в мае-июне 1941 г., когда германские самолеты-разведчики нарушали советское воздушное пространство, фотографировали важные объекты, аэродромы.
Историки продолжают заниматься уточнением потерь Советского Союза в войне (людских, материальных) и трагедией плена. В феврале 1946 г. Сталин назвал цифру потерь – 7 млн человек, в 1960-е гг. Хрущев – 20 млн чел. [9, с. 227–240].
Все большее значение приобретает тема о роли И. В. Сталина в годы войны. Она сегодня вызывает интерес у многих, звучит в средствах массовой информации, активно дебатируется на разных уровнях. Высказываются самые противоположные мнения, подчас весьма далекие от исторической правды. Наука еще в полной мере не оценила огромный вклад Сталина в дело победы.
Внимание исследователей привлекают партизанское и коллаборационистское движения на оккупированных советских территориях. Коллаборационизм (сотрудничество с оккупантами) изучен слабее, хотя в последние годы появились исследования и по данной проблеме. Историки подчеркивают, что коллаборационизм хотя и имел место, но нет никаких оснований превращать перешедших на сторону Германии генералов, офицеров, националистов в так называемых «освободителей» своих народов от советского режима. Беспримерная жестокость оккупантов и принуждение к коллаборационизму стали основными причинами сотрудничества с немецкими властями, а не неприятие сталинского режима и социализма. Перед историками также стоят важные задачи по изучению форм массового сопротивления населения планам и политике оккупационных властей.
Тщательному анализу подвергается проблема «человек на войне» – морально-психологические факторы наших поражений и побед.
Сегодня важно собрать и опубликовать интервью с фронтовиками и тружениками тыла, письма, свидетельстваучастников войны, их воспоминания, заметки. Такая работа плодотворно ведется в разных регионах России, в том числе в Казахстане.В преддверии 75-летия Великой Победы проходят встречи с ветеранами, научно-практические конференции и другие юбилейные мероприятия. Таковы лишь некоторые актуальные проблемы изучения Великой Отечественной войны сегодня.
Глава 2. Что знает молодежь о Великой Отечественной войне
История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего.
Как ни прискорбно, современная молодёжь почти ничего не знает о Великой Отечественной войне. Немногие из детей назовут битвы, в которых участвовали советские воины. Само слово «ветеран» для детей ХХI века связано прежде всего с ветеранами труда, а не с ветеранами войны, так как последних уже почти никого нет в живых. Но ведь забвение – первый шаг на пути к повторению событий. Поэтому, используя воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны необходимо напомнить нынешнему поколению об очевидном и сохранить в их сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых те принимали участие.
По реализации проекта «Я - помню! Я – горжусь! Правнуки о войне»,
работа шла по трем направлениям:
1) определение темы проекта по истории Вов в рамках реализации программы «Я - Патриот» с «Рұханижаңғыру», с проектом «Туғанжер»;
2) социальное взаимодействие с общественностью, ветеранами, архивом;
3)историческое просвещение детей и родителей.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Определение темы и цели проекта
2 этап. Сбор и обработка информации: определение источников информации, способов её сбора и анализа; определение способа представления результатов.
3этап. Исследование: реализация плана действий; сбор информации.
4 этап. Подготовка к защите исследования: анализ и обобщение информации, формулировка выводов; создание презентации, фотоальбома, буклета.
5 этап. Презентация исследования: доклад-защита, мультимедийная презентация.
Перед тем как приступить к изучению данной темы и написанию Книги Памяти, был проведен социологический опрос учащихся школы (5-11 классы), молодежи и жителей ВКО в форме анкетирования.
В результате нашего социологического опроса среди молодого поколения нашей школы, получилась следующая картина. Были приведены и даты, и события: чаще всего называли 1941 год - Москва, сражение под Прохоровкой - 1943 год, мощное партизанское движение, а старшеклассники, изучающие историю Казахстана новейшего периода, приводили примеры о помощи казахстанцев фронту, о героизме наших земляков, тружеников тыла и вкладе детей в дело Победы.
Были получены следующие результаты:
1 вопрос: «Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?», «Хотели бы узнать больше?»
Результаты опроса: Всего опрошено 110 человек. В семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны – 72% респондентов, не знают – 28%. Хотели бы узнать больше – 92% опрошенных.
2 вопрос «Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните, и передается из поколения в поколение?
Хранят семейные реликвии военных лет – 50 % опрошенных респондентов.
В семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны – 72% респондентов, не знают – 28%.
3 вопрос «Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?
Интересовались 65%, не интересовались – 35% респондентов.
4 вопрос «Считаете ли Вы проблему написания Книги Памяти актуальной в настоящее время?».
Из социального опроса школьников, мы сделали выводы, которые показаны в следующей диаграмме.
рис 1
Данные исследования показали: в интервью приняли участие 60 жителей. 92% респондентов ответили, что проблема написания Книги Памяти является актуальной и важной. 8 человек (13%) посчитали эту проблему не представляющей большего значения для города и области, аргументировав свой ответ тем, что в настоящее время знания о прошлом не являются актуальным. Какая проблема для них важна – они не смогли ответить.
По результатам опроса учащихся, молодежи, жителей можно сделать следующие выводы:
- большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники (4-5 классов).
-большое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее) и лишь немногие сдали в архив и музей.
- практически все респонденты уверены в необходимости создания Книга памяти
Поведя анкетирование в школе, мы сделали вывод, что война учащимися воспринимается как «самое страшное время», которое связано с ужасом, смертью, сражениями, и каждый из них испытывает гордость и уважение ко всем тем, кто принимал участие в защите нашей Родины.
Большинство учащихся на вопрос: «Что в вашем понимании Великая Отечественная война?», отвечают: «Великий подвиг России, который нельзя забывать». Это поколение черпаете информацию о войне от родных и близких, из книг. Но они считают, что наиболее понятную и интересную информацию можно взять из кинофильма. Самым популярным фильмом о войне, среди молодежи, является современный фильм «Т-34», а книга - М. Шолохова «Судьба человека». Каждый считает, что изучать историю Великой Отечественной войны надо обязательно, ведь это наша история.
На вопрос: «Что значит для Вас «День Победы?», мы слышали такие ответы:
«Когда я слышу эти слова – меня охватывает чувство гордости за наших прадедов и дедов. Я вижу слезы счастья на лицах старшего поколения. И скорблю вместе со всеми об ушедших от нас участников ВОВ. Я счастлива, что наша Родина воспитала таких людей» | |
Гордость за свою Родину, за всех тех, кто выстоял в этой войне. | |
Это великий день. День памяти тех, кто защищал и не вернулся с фронта, тех, кто до сих пор жив, тех, кому мы благодарны за мирное небо над головой! |
Как вы празднуете этот день?
«Это особенный день. Мои дедушки участвовали в сражениях ВОВ, бабушки трудились в тылу. Я не могу сидеть дома, я обязательно участвую в праздничном параде» |
На основе проведенного исследования, мы сняли видеоинтервью с учащимися нашей школы и друзьями из ВКО. [Приложение 8]
В нашей школе историческая память не просто понятие. Мы тщательно собираем то, что рассказывает об истории школы. У нас создан музей истории школы, где есть экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Создавался он в тесном сотрудничестве учителей и учеников. Вообще сотрудничество и сотворчество характерная черта нашей школы. У нас есть положительный опыт совместной работы учителей-предметников с учащимися, в первую очередь историков, в написании рефератов, в проведении исследовательских работ: «Школа в годы войны», «Учителя-выпускники, работающие в школе» и др. На заседаниях кафедр уже реально воплощается в жизнь лозунг: «Учитель - научи ученика!» Очень часто новые виды работ наши учителя осваивают в совместной деятельности со своими подопечными. Данная работа является тому подтверждением.
Выводы:
1.Победа СССР в Великой Отечественной войне – великий подвиг советского народа. Советский Союз потерял свыше почти 28 миллионов человек. Материальный ущерб составил 2600 миллиардов рублей, разрушены сотни городов, 70 тысяч сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий.
2.Схватка с фашизмом убедительно показала, что подвиг во имя Отчизны – это норма для воинов и тружеников тыла. На войну шли разные по воспитанию, характерам, судьбам люди. Но именно война сблизила всех, объединила - общей бедой, перед лицом общего врага. Без такого духовного, нравственного единения победить было бы невозможно. В этом единении и есть та целостность фронтового поколения, которая позволяет отнести к нему представителей различных возрастных групп, принимавших участие в Великой Отечественной…
3.На советско-германском фронте было разгромлено или пленено 607 вражеских дивизий, в то время как англо-американские войска разгромили 176 дивизий Германии и её союзников. Советские войска уничтожили и большую часть личного состава и военной техники противника.
4.В годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали 6200 партизанских отрядов, в которых сражались свыше 1,1 миллиона человек, а также вели борьбу свыше 220 тысяч подпольщиков.
5.В годы войны совершили подвиг труженики тыла, снабжавшие армию всем необходимым. «Всё для фронта, всё для победы» – лозунг, которым руководствовались старики и подростки, женщины, вставшие на места ушедших на фронт мужчин.
6. Даже противник вынужден был признать, что советский солдат отличался особыми качествами, которые в условиях войны проявились в массовом повседневном героизме. Тот факт, что в годы Великой Отечественной войны орденами и медалями СССР награждены свыше Млн советских воинов, говорит сам за себя, но все же не до конца отражает величие солдатского подвига. Миллионы безымянных героев, отдавших жизнь за Родину и не имевших никаких наград, в не меньшей степени заслуживают благодарной памяти потомков.
7.Выяснено: во всемирной сети Интернет создан сайт http://www.obd-memorial.ru. (ОБД Мемориал)., Pamyat-naroda.Ruи Pamyat-naroda.Kz
8.На войну шли разные по воспитанию, характерам, судьбам люди. Но именно война сблизила всех, объединила - общей бедой, перед лицом общего врага. Без такого духовного, нравственного единения победить было бы невозможно. В этом единении и есть та целостность фронтового поколения, которая позволяет отнести к нему представителей всех наций и народностей СССР.
3 глава. Правнуки о войне
У каждого своя судьба. Особенно сложно сложилась жизнь у поколения, которому пришлось воочию соприкоснуться с суровыми буднями Великой Отечественной войны. Мы поколение не видевшее войны, о ней мы знаем по фильмам, книгам, урокам истории. Но этого достаточно, чтобы понять, какая нелёгкая ноша легла на то военное поколение и по достоинству оценить подвиг народа, благодаря которому мы имеем возможность жить, творить, развивать свою страну. Чем дальше война, тем острее понимаешь, как важно сохранить те источники, которые оставили нам её участники. Сохранить для того, чтобы последующие поколения узнали и запомнили, кому мы обязаны своей жизнью сегодня.
Мы приводим несколько высказываний учащихся нашей школы о Великой Отечественной войне, которые показались наиболее интересными.
Высказывания учащихся 7-11 классов:
- «Молодёжь просто не может представить себе того ужаса, чтопредставляет из себя война, где погибают миллионы людей. Мой дедушка Гавриленко Андрей Михайлович, родился 30.04.1910 году. Служил в знаменитой Панфиловской дивизии. Умер - 26.05.1988 году». ( Гавриленко Галина)
- «Мы знаем о Великой Отечественной войне по фильмам, книгам, знаем озащитниках Отечества, о героических подвигах во имя жизни другихлюдей. Мой прадедушка Разаков Оракбай Сагындыкович – гвардеец 30 дивизии, прошел всю Отечественную войну. Участник разгрома японских милитаристов. Демобилизовался в декабре 1946 года.Скончался 08.03.1994 года». (Садвакасова Айдана)
«Если бы не наши ветераны - воины, с которыми мы часто встречаемся на конференциях, парадах, наша страна бы погибла под натиском фашистов, а может и нас бы не было. Спасибо вам, дорогие наши, ветераны».
(Овсянников Данил)
- «Молодёжь знает, что там воевали, погибали, защищая нас - будущих своих потомков. Помнит Панфилова, Касыма Кайсенова, Бауржана Момыш-улы и других, подвиги простых солдат, бросающихся на амбразуры пулемётов, защищающих мирных жителей». (Лось Дарья)
- «Великая Отечественная Война - самая страшная война, когда погибали сотни тысяч людей: дети, взрослые… Немцы захватили много городов, стран, но наша страна отстояла свою независимость и помогла освобождению других стран» ( Бекбаев Ильхам).
- «Молодёжь знает о войне уже, как 3-е поколение, у многих из нас погибли прадеды, а кто остался в живых, рассказывают подробные эпизоды о повседневных военных фронтовых буднях, о боях и т.д. Сейчас очень много интересных документов, новых художественных и документальных фильмов, раскрывающих нам многие тайны войны. Работаю сайты Pamyat-naroda.ru и KZ ». ( Сентаева Еркежан).
Высказывания выпускников 2019 года:
- «О войне мы узнаём от учителей истории - они проводят целые декады, посвященные этому периоду. Это и конференции, и викторины, и исследовательские работы, участие в Научном обществе учащихся школы, встречи с ветеранами, поэтические встречи и др. Мы любили посещать свой городской музей, где для нас проводили интересные тематические выставки. Сами с удовольствием готовили уроки-портреты о ветеранах ВОв и тружениках тыла». (Муратов Ильдар).
- «Сегодня быть патриотом, не значит быть военным. Любой человек может быть патриотом. Патриот - соблюдает и исполняет законы своей страны, тот, кто в силу непредвиденных обстоятельств может встать на защиту своей Родины.» (МадышевАлибек).
Несколько лет назад - ученица 8 «А» класса Кабдешова Камилла совместно с учителем истории провели исследовательскую работу о ветеранах ВОв «Ситтыков Кабдеш», посвященную ее дедушке. Камилла обнаружила источники, собрала воспоминания родных и близких. Учитель продумала план проведения исследования. А дальше пошёл процесс совместного творчества. Конечно, восьмикласснице было трудно справиться с поставленной задачей самостоятельно, и литературное оформление взял на себя учитель. Однако, видение проблемы ученицы, её мысли, чувства - всё это сохранено в работе. И самое главное появился первый опыт и новые планы, а главное интерес к исследовательской работе.
И наша совместная работа является продолжением поисковой работы учащихся нашей школы.
Заключение:
Победителей – воинов армии и тыла с каждым годом остаётся всё меньше, время берёт своё, а законы природы неумолимы. Вот почему сегодня так важно вспомнить славные дела 75-летней давности и оказать внимание каждому, кто помог одержать победу над фашизмом.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался в живых, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. По окончании реализации проекта, предусматривается информирование общественности о проведенной работе посредством проведения выступлений перед учащимися и родительской общественностью, выпуск презентации «Правнуки о войне», участие в конкурсах проектов, публикация в СМИ.
Анализируя работу над данным проектом, выяснилось, что это мероприятие вызывает неподдельный интерес к истории своей страны, города, семьи. Оставляет большой эмоциональный след у каждого ребёнка. Все учащиеся с увлечением занимались подготовкой этого мероприятия, с желанием, интересом и ответственностью выполняли свою работу.
В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1943г.;
- появился интерес к изучению истории Родины, родного края и города;
- окрепло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта
КНИГА ПАМЯТИ «ПРАВНУКИ О ВОЙНЕ»
В ходе выполнения проекта мы узнали о том, что ушли защищать Родину каждый 4-ый казахстанец, оставили своих друзей, любимых, семьи, совсем молодые люди. Было им тогда по 18-20 лет. Они выполняли свой военный и трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о них – наша задача.Но главная истина может быть выражена словами французского историка М. Ларана: «… Самоотверженность, которую в войне проявили советские люди, достойна самого искреннего восхищения. Духовно они оказывались неизмеримо выше своего врага».
Встречаясь с ветеранами и тружениками тыла, работая над своими собственными рассказами о прадедах, мы поняли, как тяжело всем досталась победа. Люди, о которых мы создали Книгу Памяти, оставили после себявечный след на земле. «След, чтоб не вытерли паркет и посмотрели косо вслед, а тот незримый прочный след в чужой душе на много лет…»
Мы записали рассказы старожилов и очевидцев войны. Была организована выставка рисунков учащихся СОШЛ № 38. Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал нужно оформить в виде Книги Памяти в электронной версии. В ней названы фамилии прадедушек и прабабушек, ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны – родственников школьников, труженниках тыла. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов.
Материал для создания Книги Памяти «ПРАВНУКИ О ВОЙНЕ» предоставили:
- Кабдешева Камилла– выпускница КГУ «СОШЛ № 38»
- Сентаева Еркежан – 11 «А»
- Гавриленко Галина – 10 «А»
- Садвакасова Айдана- 10 «Ә»
- Овсяников данил– 9 «Б»
- Котельникова Дарья ,ВКо, г Усть- Каменогорск
- Ибраева Валентина Шонтиковна – учитель физкультуры
«Книга памяти», являющаяся результатом нашего проекта, представляет практическую ценность для моих одноклассников, их близких и друзей и жителей региона и области. С ее помощью они смогут ближе познакомиться с историей малой Родины, посетить музей школы, о людях и событиях, оставивших свой след в истории. Мы намерены продолжить изучение истории не только, где живут мои одноклассники, но и наши учителя, надеемся, в ближайшем будущем познакомить вас с другими интересными и полезными фактами.
4. БИБЛИОГРАФИЯ.
1. «Никто не забыт и ничто не забыто»/ сб. док., под ред. В.Б. Тельпуховского В.Б.-М., «Просвещение», 1970 г.
2. «История Второй Мировой войны» - под ред. А.А. Гречко.- т.1,6-М., «Министерство обороны СССР», 1976 г.
3. В.В. Лаврентьев «Великая Отечественная» - М., «Военное издательство», 1988 г.
Используемая литература
Пока бьют часы
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Бабочка
Снеговик
Акварельные гвоздики
Комментарии
Фируза,Данил,Даша! Спасибо за
Фируза,Данил,Даша! Спасибо за участие в Вахте памяти! Вы рассказали нам о том,что делаете для сохранения памяти о войне.Я бы посоветовала Дашин рассказ о прадедушке разместить отдельно,чтобы она смогла получить св-во участницы Вахты памяти.И другие участники вашего проекта,подготовившие рассказ о своих родных для Книги памяти,могут стать участниками Вахты памяти.
Гульжан Жакыпжановна,спасибо вам за то,что учите своих учеников хранить память,помогаете им участвовать в проектах по сохранению памяти!