Исследование затрагивает проблему особенностей проявления потребности в одобрении у старших подростков. При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема потребности в одобрении.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_gorod.docx | 640.48 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МОУ Гимназия №4 Ворошиловского района Волгограда»
Районный тур открытого городского конкурса учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» Секция научной и практической психологии |
Исследование особенностей проявления потребности в одобрении у старших подростков
Выполнила: учащаяся 10 «А» класса МОУ Гимназии №4 Гривенная Анна Андреевна педагог-психолог Гусева Светлана Геннадьевна высшей квалификационной категории |
Волгоград, 2020
Оглавление
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы 5-10
1.1 Что такое потребности? 5-6
1.2. Классификация потребностей 6-9
1.3. Возрастные особенности потребности в одобрении. 9-10
Глава II. Практическая часть исследовательской работы 11-15
2.1. Исследование особенности проявления потребности в одобрении у старшеклассников. 11-12
2.2. Исследование понятия старшеклассников о потребности в одобреии 12-14
Заключение 15
Список источников и литературы 16
Приложение №2………………………………………………………..…….18-19
Приложение №3………………………………………………………………….20
Приложение №4………………………………………………………………….21
Любому человеку в большей или меньшей степени бывает приятен комплимент или одобрение его действий окружающими. Но иногда человек становится чрезмерно зависим от мнения окружающих, и из-за этого создаются сложности. А конкретно: стремление соответствовать чужим идеалам вопреки своим, тревожность, чрезвычайная чувствительность к критике, потеря собственного мнения и индивидуальности.
Основываясь на результаты социально-психологического тестирования, которое проводилось в этом году в нашей гимназии из 74 старшеклассников, участвовавших в опросе, 19 человек, а это 26%, испытывают повышенный уровень потребности в одобрении, 26 человек Ю. 35% высоко подвержены влиянию группы. А это значит, что каждый 4й подросток стремится быть принятым, пусть даже и вопреки своим интересам, зависим от благоприятных оценок со стороны других людей, испытывает потребность в положительной оценке своих слов или поступков, проявляет повышенную чувствительность к критике, стремится соответствовать ожиданиям, тяжело переносит ситуацию проигрыша.
Потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение, а в гипертрофированном виде это переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).
Поэтому меня заинтересовал ряд вопросов: Почему мои сверстники так зависимы от мнения окружающих? Что служит причиной повышения уровня потребности в одобрении? Что значит для моих сверстников одобрение и похвала? Что они делают, чтобы удовлетворить свою потребность?
Цель: изучить особенности проявления потребности в одобрении у старших подростков.
Задачи:
Для решения данных задач считаем целесообразным использование в исследовательской деятельности следующих методов исследования:
Гипотеза исследования – потребность в одобрении зависят от индивидуальных особенностей личности.
Объект исследования – потребность в одобрении у подростков
Предмет исследования – потребности в подростковом возрасте
Новизна и практическое значение: результаты исследования позволяют делать выводы об особенностях проявления потребностей у современных старших подростков, а также создавать некоторые рекомендации.
Литературный обзор:
Теоретическим обоснованием данной проблемы является изучение работы Е. П. Ильина «Мотивация и мотивы»
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы
1.1 Что такое потребности?
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти XX века. При этом потребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональных проявлений, а порой – и как инстинкты.
Сходство у большинства психологов наблюдается только в том, что почти все признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека. И именно поэтому рассмотрение проблемы мотивации и мотивов мы начинаем с выяснения, что же такое потребность.
Потре́бность, нужда́ — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].
Слово «нужда» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985) имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность в чем-нибудь. Близко к этому и понимание нужды как надобности. В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме, и именно в таком значении она принимается за потребность.
Этот взгляд является достаточно распространенным. В нем на потребность смотрят, «как на отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить (устранить) нужду»[2]. По словам В.Г Лежнева потребность не предполагает наличие хотя бы в общих чертах того, что ее может удовлетворить, то просто нет и самой потребности как психологической реальности.
Понятие потребности слишком сужено. Необходимо разнообразить ее феноменами. Данной точки зрения придерживался В. С. Магун
В данном случае потребность рассматривается как объективная необходимость. Исходя из слов К. Маркса о том, что нужда является внутренней необходимостью, можно сделать вывод что потребность может выражать как внешнюю необходимость, так и внутреннюю. Одним из представителей данной точки зрения являлся Б.Ф Ломов.
По мнению В. И. Ковалева возникновение у человека потребностей связано с «присвоением», «ассимиляцией», принятием им нужд общественного развития. Данные явления действуют благодаря осознанному взгляду человека на его отношения с окружающим миром и пониманием своей роли, которая может способствовать развитию общества.
Под термином «вторичный» подразумевается социальная потребность, формирующаяся в онтогенезе. К. Левин и А. Пьероном называют их «квазипотребностями».
1.2. Классификация потребностей
Существуют различные классификации потребностей человека. А. Н. Леонтьев поделил потребности на предметные и функциональные.
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).
Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека.
Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию.
П. В. Симонов (1987) считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных – еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»).
У В. А. Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности.
Пожалуй, только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших – потребностями роста. При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой к последней, т. е. каждая более высокая потребность может быть удовлетворена лишь при удовлетворении всех предшествующих низших.
Пирами́да потре́бностей[3] — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.
Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий (Приложение №1):
Примерами первой ступени пирамиды являются: сон, кров, еда, вода.
Примерами второй ступени пирамиды являются: личная безопасность, стабильность, здоровье.
Примерами третей ступени пирамиды являются: любовь, дружба, общение.
Примерами четвертой ступени пирамиды являются: потребность в одобрении окружающих, самооценка.
Примерами пятой ступени пирамиды являются: персональное развитие, потребность личного совершенствования.
Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет.
1.3. Возрастные особенности потребности в одобрении
Важно учитывать, что точная хронологическая граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна. Например, возраст 16-17 лет в одних научных источниках называется старшим подростком, а в других этот возраст относят к юности.
Но, тем не менее, выделяются следующие общие для обоих узловые психические новообразования данного периода:
1. Повышенное внимание к своей внешности. Именно так может проявляться потребность в самореализации в данном возрасте. Ведь, внешность является крайне важным проявлением себя.
2. Становление общего эмоционального состояния юношей и девушек более ровным. Это связано с тем, что дети юношеского возраста уже могут принимать обдуманные и осознанные решения. Так проявляется способность взвешивать внешние и внутренние обстоятельства.
3. Открытие своего внутреннего мира. Данная особенность является самой значимой. У школьников 10-11 класса начинает формироваться представление о собственной индивидуальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Они начинают рассуждать о внешнем мире и их рассуждения кажутся им уникальными, неизвестными никому. Ребёнок юношеского возраста начинает осознавать свой внутренний мир как очень важное, радостное и волнующее событие, чувствовать свою уникальность, несходство с другими детьми, и чувство одиночества. Для подтверждения своей правоты и уникальности часто ориентируется на мнение окружающих, хотя открыто заявляет об уникальности своего мнения. Именно так выражается потребность в одобрении. Это связано с тем, что в данный период все решения школьника имеют большую социальную направленность. Дети юношеского возраста должны не только воспринимать окружающий мир, но и строить свою точку зрения. А, опираясь на нее, принимать важные решения, которые будут влиять на их дальнейшую жизнь. В пример можно привести определение в профессиональной сфере в 10-11 х классах, конкретно выбор университета и предметов для сдачи на ЕГЭ. Крайне важно в этом возрасте подстроить (интегрировать, упорядочить) систему потребностей их формирующимся мировоззрением.
Таким образом:
Потре́бность —это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется.
Большинство психологов признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Потребность в одобрении, признании у разных людей может проявляться неодинаково.
В старшем подростковом возрасте для подростков характерно: повышенное внимание к своей внешности, становление общего эмоционального состояния юношей и девушек более ровным, открытие своего внутреннего мира.
В данный период подросток интегрирует систему потребностей своим формирующимся мировоззрением.
Глава II. Практическая часть исследовательской работы
Диагностическое обследование проводилось на базе МОУ гимназии № 4 Ворошиловского района города Волгограда среди обучающихся 10-х классов в количестве 47 человек.
Исследование осуществлялось по нескольким направлениям:
• Использование методики "Оценка потребности в одобрении" (Приложение № 2)
• Разработка анкеты и проведение анкетирования с целью исследования смыслового значения и особенностей понимания старшеклассников о потребности в одобрении (Приложение № 3)
2.1. Исследование особенности проявления потребности в одобрении у старшеклассников
С целью исследования особенности проявления потребности в одобрении у старшеклассников использовалась методика «Оценка потребности в одобрении», разработанная американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (русский вариант опросника разработан Ю. Л. Ханиным) (Приложение №2)
Стремление заслужить похвалу, одобрение является одной из значимых потребностей человека. Выявлению этой потребности служит шкала мотивации одобрения. Она позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей. Чем выше эта потребность, тем больше поведение испытуемого, по крайней мере на вербальном уровне, соответствует одобряемому образцу.
Респонденту предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с его личным мнением, то необходимо ответить «да», если не совпадает — то ответить «нет».
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Таким образом, отмечаем, что достаточно большое количество опрошенных старшеклассников 16-17 лет - 38% испытывают повышенную потребность в одобрении со стороны окружающих (Приложение № 3).
2.2. Исследование понятия старшеклассников о потребности в одобрении
Изучение мнения подростков о потребности в одобрении проводилось с помощью, разработанной нами анкеты (Приложение № 4).
Вопросы анкеты были сформулированы таким образом, чтобы выяснить представление подростков о таких понятиях как «одобрение», «критика», об отношении к их проявлению в жизни.
В результате анкетирования, проведенного с группой обучающихся 10 классов в количестве 47 человека Гимназии № 4, были получены следующие результаты:
На вопрос №1 анкеты «Насколько для тебя важно одобрение твоих поступков со стороны окружающих?»:
38% ответили- «Важно в отдельных случаях»
38% ответили- «Важно одобрение конкретных людей»
14% ответили- «Всегда приятно одобрение со стороны»
5% ответил- «Вообще не важно»
5% ответил- «Очень важно, расстраиваюсь, если кто-то критически отзывается обо мне и моих поступках»
На вопрос №2 анкеты «По твоему мнению, как легче современному подростку получить одобрение своих поступков?»:
48% выбрали- «За успехи в спорте или другой деятельности по интересам»
24% выбрали- «Одинаково легко»
14% выбрали- «За реальные достижения в учебе»
9% выбрали- «Одинаково сложно»
5% выбрал- «За популярность в социальных сетях»
На вопрос №3 анкеты «Если тебя или твой поступок высоко оценили, ты обычно?»:
43% ответили- «Радуешься»
29% ответили- «Гордишься»
14% ответили- «Стесняешься»
9% ответили- «Хвалишь в ответ»
5% ответил- «Никак не реагирую, мне все равно»
0% ответили- «Раздражаешься»
На вопрос №4 анкеты «Как обычно ты реагируешь на критику?»:
67% выбрали- «Прислушиваюсь и стараюсь учитывать это мнение»
28% выбрали- «Никак не реагирую, мне все равно»
5% выбрал- «Злюсь и обижаюсь»
0% выбрали- «Раздражаюсь и грублю в ответ»
На вопрос №5 анкеты «Как ты считаешь, что важнее в жизни?»:
90% ответили- «Одинаково важно»
5% ответил- «Критика и указание на ошибки, недочеты»
5% ответил- «Одинаково не важно»
0% ответили- «Похвала и одобрение»
Таким образом:
Для абсолютного большинства опрошенных в той или иной степени важно одобрение со стороны других людей, лишь 5% считают, что это для них «вообще не важно».
По мнению большинства опрошенных, получить одобрение легче за реальные достижения и успехи в спорте или другой деятельности по интересам, сложнее в учебе. Только 5% опрошенных считают возможным легко завоевать популярность через социальные сети. Есть мнения, что завоевать одобрение своих достижений одинаково сложно. Можно предположить, что в возрасте 16-17 лет ребята осознают, что одобрение и похвалу можно получить только за реальные достижения и успехи, и что это не всегда бывает просто.
Важно отметить, что одобрение вызывает у опрошенных положительные чувства радости, гордости. 9% опрошенных готовы делиться положительными эмоциями и хвалить в ответ. Есть ребята (14%), которые не готовы к похвале (испытывают стеснение). 67% прислушиваются к критике и стараюсь учитывать это мнение.
При этом, лишь 5% опрошенных отмечают безразличие к одобрению со стороны окружающих, а на критику не реагируют 28%.
90% отмечают, что одинаково важно, как «Похвала и одобрение» так и «Критика и указание на ошибки, недочеты».
Заключение
В ходе исследовательской работы с целью изучения особенностей проявления потребности в одобрении у старших подростков, мы пришли к выводам,
Что ребята в возрасте 16-17 лет действительно испытывают искреннюю потребность в одобрении со стороны окружающих.
Что служит причиной повышения уровня потребности в одобрении?
Во многом это определяется особенностью психологического развития старших подростков и новообразованиями этого возраста, а именно, открытие своего внутреннего мира, формирования представления о собственной индивидуальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Подросток для подтверждения своей правоты и уникальности часто ориентируется на мнение окружающих, хотя открыто заявляет об уникальности своего мнения.
При этом, приходит осознание, что одобрение важно получать за реальные успехи и достижения. Так, по мнению большинства опрошенных, получить одобрение легче за реальные достижения и успехи в спорте или другой деятельности по интересам, сложнее в учебе. Только 5% опрошенных считают возможным легко завоевать популярность через социальные сети. Есть мнения, что завоевать одобрение своих достижений одинаково сложно. Можно предположить, что в возрасте 16-17 лет ребята осознают, что одобрение и похвалу можно получить только за реальные достижения и успехи, и что это не всегда бывает просто.
Важно отметить, что 90% отмечают, что одинаково важно, как «Похвала и одобрение» так и «Критика и указание на ошибки, недочеты», что является еще одним шагом к взрослению.
Список источников и литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Методика "Оценка потребности в одобрении"
Стремление заслужить похвалу, одобрение является одной из значимых потребностей человека. Выявлению этой потребности служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу. Она позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей. Чем выше эта потребность, тем больше поведение испытуемого, по крайне мере на вербальном уровне, соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более конформны, податливы социальным воздействиям. У них имеется повышенная потребность в общении.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте «да», если не совпадает – то ответьте «нет».
Текст опросника
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда не испытываю ни к кому сильных симпатий.
6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка результатов и выводы. Ключ к опроснику.
Ответ по каждой позиции оценивается в 1 балл. Баллы проставляются за:
ответы "да" на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20;
ответы "нет" на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении. Она показывает степень зависимости субъекта от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к межличностным отношениям и влияниям среды.
13 баллов и выше – высокий уровень потребности;
10 – 12 баллов – средний уровень;
ниже 10 баллов – низкий уровень.
Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации со стороны других.
Низкий показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости от группы. Он конфликтен и не податлив социальному влиянию, не стремиться походить на образец.
Приложение № 3
Приложение № 4
Анкета
1.Насколько для тебя важно одобрение твоих поступков со стороны окружающих:
2. По твоему мнению, как легче современному подростку получить одобрение своим поступкам:
3. Если тебя или твой поступок высоко оценили, ты обычно…
4. Как ты обычно реагируешь на критику:
5. Как ты считаешь, что важнее в жизни:
[1]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
[2]Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2015. - 512 c
[3]Маслоу Мотивация и личность / Маслоу, Абрахам. - М.: СПб: Евразия, 2016. - 478 c.
Сторож
Невидимое письмо
Карандаши в пакете
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Где спят снеговики?