Актуальность: проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи слов- паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Цель исследования: выявить наличие в речи учащихся и учителей МАОУ СОШ № 26 слов-паразитов.
Задачи :
- определить, что такое слова-паразиты;
- выявить наличие в речи школьников слов-паразитов;
- проанализировать наиболее употребляемые слова-паразиты;
- выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
Предмет исследования : слова – паразиты в речи учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 125.12 КБ |
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Доклад: «Слова – паразиты в речи учеников»
Выполнил: ученица 9 «Г» класса Назарова Мария
Научный руководитель: Лазарева Елена Геннадьевна
Улан-Удэ
2019 г.
Оглавление
2.1 Слова-паразиты и причины их употребления 5
2.2 Классификация слов - паразитов
2.3 Наличие в речи учащихся слов-паразитов. 4
2.4 Рекомендации по борьбе с речевыми паразитами 4
Список использованной литературы 4
Кто же в наше время даёт молодёжи уроки культуры общения? Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь перетерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться? На все эти вопросы мы постараемся ответить.
Актуальность: не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи слов- паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.
Цель исследования: выявить наличие в речи учащихся и учителей МАОУ СОШ № 26 слов-паразитов.
Задачи :
- определить, что такое слова-паразиты;
- выявить наличие в речи школьников слов-паразитов;
- проанализировать наиболее употребляемые слова-паразиты;
- выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
Предмет исследования : слова – паразиты в речи учеников.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Очень часто данные слова используются как слова – связки.
Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.
Бывают случаи, когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается как бы неосознанно.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода.
2.2 Классификация слов-паразитов
Непосредственно слова-паразиты. То есть слова, которые не несут смысловой нагрузки. Проверить их «нужность» в речи очень просто. Берите любое предложение из статьи и вставляйте – предложение изменило смысл? Нет? Ну и отлично. Значит, подлежит очистке. Самые популярные из них: «Эммммм…..», «практически», «фактически», «вот», «ну», «то есть», «в общем», «в целом» и т.п.
Сленговые слова. «Трындец»,«капец», «клава», «тема», «чувак», «тяп-ляп», «облом» и т.п. Их можно спокойно заменить нейтральными синонимами. Хотя их употребление тоже может быть оправдано и возможностью блеснуть познаниями, желанием показаться «своим» и т.д.
«Не ищите легких путей. Много времени вы не сэкономите, сказав вместо «хорошо» «ок» или написав «спс» вместо «спасибо». Нравится писать «спс»? Пожалуйста. Но слово «благодарю» куда душевнее»
Иностранные заимствования. Их употребление оправдано в нескольких случаях: когда аналогов на родном языке нет - "аватарка", когда иностранное слово точнее передает значение – "бестселлер", и если речи нужно придать стилистическую окраску – "респект". Но если есть равноценные аналоги, смело заменяйте.
Канцеляризмы. Речь идет о словах и словосочетаниях, имеющих типичную для официально-делового стиля окраску: наличие, за неимением, во избежание, проживать, изымать, вышеперечисленный, имеет место и т.п. Их употребление делает речь невыразительной. Пример: После выпадения кратковременных осадков в виде дождя…
Повторяющиеся слова. Если вы злоупотребляете одним и тем же словом, это тоже повод пересмотреть его употребление.
Очень часто на уроках в своем классе я замечаю за собой и за другими ребятами : вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?
Для проведения исследования мной составлено анонимное анкетирование «Слова–паразиты в нашей речи»
В анкетировании принимали участие ученики 9 класса.
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в нашей речи» показали: подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты; 60% учащихся замечают слова-паразиты в своей речи, 40 % не замечают, как произносят эти слова, 70% учащихся борются со словами паразитами; (30%) не борются.
Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «капец»; «типа»; «ну»; «вот»; «короче»; «а», «эээ» и т.д. В качестве способов борьбы со словами – паразитами 50% учащихся указывают, что необходимо следить за речью; 35% -читать художественную литературу; 15% -затруднились ответить.
2.3 Рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
1.Расширяйте словарный запас. Неиссякаемый словарный запас помогает строить предложения, выражать эмоции. Ваши мысли не будут путаться, и засоряться «паразитами».
2.Читайте много литературы. Благодаря чтению вы не только станете образованным, интересным, но и сможете быстро строить свою речь. Так вы значительно обогатите словарный запас.
3.Научитесь себя контролировать. Самообладание – великая сила. Преодолев волнение, страх, излишнюю возбужденность, вы сможете и контролировать озвучку своих мыслей.
4.Не стоит торопиться. Торопливость только усугубляет. Лучше говорить постепенно, без спешки. Тогда ваш разговор не будет переполнен «мычанием» и различными сленгами.
5.Чтение вслух. Отличное занятие не только со стороны формирования культурной речи. Таким образом, вы еще и усовершенствуете дикцию, подкорректируете стилистику, научитесь правильно разговаривать.
6.Анализ. Анализируя свою речь, вы сможете вовремя себя остановить, когда хочется сказать запретное слово, найти причину использования таких речей.
7.Осознание. Конечно, осознание проблемы – самое главное. Если вы признали, что слова-паразиты – проблема вашего разговора (и не только), значит вы на верном пути. Это зло, а зло должно быть уничтожено.
В большей степени борются с употреблением слов - паразитов как в своей речи, так и в речи учеников – учителя. В исследовании практически не было обнаружено слов-паразитов со стороны учителей, что говорит о профессиональном подходе к преподаванию своих предметов.
Способы борьбы со словами - паразитами есть, они перечислены в нашем исследовании.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над проблемой чистоты русского языка, то успех не заставит себя ждать. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.
2.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007
3.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// 4.«Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.
5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
6.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1
7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.
8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие
9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка
Анонимное анкетирование: «Слова - паразиты в нашей речи»
3. Какие слова-паразиты ты слышишь в своей речи?
Как нарисовать портрет?
Голубая лягушка
Что общего у травы и собаки?
Карты планет и спутников Солнечной системы
Лепесток и цветок