В проекте рассматривается история создания ансамбля песни и пляски, основателем которого является А.В. Александров, прослеживается деятельность ансамбля в разные временные периоды, раскрывается и самая трагическая страница – трагедия в 2016г., в результате которой погибло 65 участников хоровой и танцевальной групп ансамбля. В работе изучена роль ансамбля песни и пляски Александрова в мировой культуре. Ансамбль песни и пляски Александрова, еще в 1945г. на Ялтинской конференции названный премьер-министром Великобритании У. Черчиллем «поющим оружием русских», является и в настоящее время «музыкальной эмблемой русской культуры». В проекте раскрыт вопрос, связанный с тем, что ансамбль Александрова ассоциируется с песенным символом России – наравне с государственными атрибутами нашей страны: гербом, флагом и гимном. И вот уже почти сто лет этот коллектив хранит и воплощает в своём творчестве национальную культуру и русского народа, и других народов мира.
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный итоговый проект в 9 классе | 719.98 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Исинская средняя образовательная школа»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Деятельность ансамбля песни и пляски
имени А.В. Александрова
Выполнил:
Прокопович Сергей,
Ученик 9 класса
МБОУ «Исинская СОШ»
Руководитель:
Дайлид Валентина Викторовна,
учитель музыки
п. Иса
2020г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
3. Восстановление после аварии………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...25
Приложение……………………………………………………………………...26
В ансамбле Александрова есть выправка и боевая стать,
Их голоса звучат по всей России.
Поющая, танцующая рать,
Враг перед песней с пляскою бессилен.
Россия – это одна из значимых промышленных держав мира и одна из немногих стран, которые способны производить промышленные товары практически любого типа. И, начиная с 2000 года, наша промышленность демонстрирует в этом довольно уверенный рост. Так по экспорту нефти сейчас наша страна стоит на втором месте в мире, на втором месте и по производству газа, а по экспорту газа – на первом месте. России лидирует в производстве и продаже танков, постоянно улучшая свою продукцию. Россия даже сумела добиться в прошлом году лидерства в новейшей сфере производства роботов военного назначения.
Но не так часто мы вспоминаем о том, что у нас есть ещё один продукт, который отлично котируется на мировом рынке – это наша культура. Одним из самых ярких носителей этой культуры является Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. Александра Васильевича Александрова. Слава и мастерство – это два символа самого известного ансамбля, о котором знают и слышали песни в их исполнении почти все жители планеты. Ансамбль Александрова ассоциируется с песенным символом России – наравне с государственными атрибутами нашей страны: гербом, флагом и гимном. И вот уже почти сто лет этот коллектив хранит и воплощает в своём творчестве национальную культуру и русского народа, и других народов мира. Ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова – это первый в мире уникальный музыкальный военный коллектив, прекрасно и гармонично совмещающий в себе один из самых лучших мужских хоров мира, поющий, как народные и военные песни, так и оперные произведения; в балете виртуозно сочетающий традиции классической хореографии и народного танца. В ансамбле и оркестр имеет необыкновенный состав, в нём русские народные инструменты соседствуют с деревянными и медными духовыми. И всё это богатое творческое соединение почти 100 лет дарит огромным массам людей в своей стране и в мире великолепное искусство, позволяющее легендарному Ансамблю песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова являться «визитной карточкой» отечественной культуры.
Однажды на праздничном концерте по ТВ я услышал выступление ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова, и оно мне понравилось своей гармоничностью и мощью. Поэтому я решил узнать как можно больше об этом ансамбле. Заинтересованность творчеством ансамбля песни и пляски и определила выбор темы моей работы «Деятельность ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова».
Актуальность темы моей работы определяется тем, что в настоящее время музыка стала неотъемлемой частью нашей жизни. Мы – являемся поколением, которое живёт в мире высокоскоростного интернета. Мы можем скачивать что угодно, прикоснувшись к любым знаниям, мы можем развиваться бесконечно. В наших смартфонах памяти больше, чем в некоторых современных ноутбуках. Кажется, вот она, безграничность простора для музыкального образования, доступ к миллионной фонотеке всего мира в кармане, на расстоянии одного прикосновения пальцем к экрану. Но, увы. С нами эта доступность сыграла злую шутку. Мы не воспринимаем информацию всерьез, пропускаем её сквозь себя впустую. Это относится и к музыке. И вместе с этой легкодоступностью обесценивается и музыка, превращающаяся в практически не воспринимаемый шум. Мы просто отвыкаем слушать музыку всерьез. Если в прошлом веке музыка звучала для нескольких сот человек, которые собирались в концертных залах, или для нескольких десятков, которые заполняли салон, то в нашем веке у музыки появилась возможность объединить всё человечество. Но если в салоны или концертные залы заходили люди, которые подготовлены к встрече с музыкой своим образом жизни, уровнем знаний и общей культуры, то сейчас величайшие музыкальные произведения звучат в наилучшем исполнении перед миллионами людей, которые не всегда готовы к восприятию этой музыки. И есть только один способ исправить сложившуюся ситуацию. Нужно внимательнее фильтровать потребляемые аудио треки. Находить и слушать качественную музыку в качественном исполнении. И этот большой путь начинается с одного маленького шажка, который желательно сделать, как можно раньше, то есть прямо сейчас.
Но проблема заключается в следующем: чтобы сохранить наше музыкальное наследие, не растерять национальную культуру нашей страны, мы должны знать о крупнейшем военно-художественном коллективе нашей страны, который называют «поющей легендой». Поэтому и я решил узнать как можно больше об этом ансамбле, изучив его деятельность. Это и является целью моей работы.
Цель работы: изучение деятельности ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: ансамбль песни и пляски
Предмет исследования: деятельность ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова.
Гипотеза по этому случаю нами выдвинута такая: мы предполагаем, что деятельность ансамбля песни и пляски имени Александрова способствует пропаганде музыкального искусства России, приобщает молодое поколение к замечательному музыкальному наследию, прививает уважение к культурным традициям нашей страны и других стран мира.
Методы: изучение и анализ литературных источников, газет и материалов сети Internet о деятельности ансамбля, социологический опрос учащихся и жителей посёлка по этому вопросу.
Теоретическая и практическая значимость:
Структура моего проекта содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
В связи с изучением данной темы материалом для анализа послужили такие источники информации:
Ключевое понятие для нашей темы - это ансамбль песни и пляски.
На официальном веб-сайте «Википедия» мы обнаружили надлежащее определение термина: «Ансамбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное выполнение музыкального произведения несколькими участниками». Лексика Ушакова определяет понятие ансамбль как состав из нескольких артистов или же артистов, выступающих вместе.
Толковый словарь русского языка (Алабугина) определяет понятие ансамбль как группа исполнителей, представляющая творческий единый коллектив. Дополнительно обратимся к Большой советской энциклопедии, где даётся надлежащее определение ансамбля песни и пляски – это вид художественных концертно-эстрадных коллективов, включающий различные искусства: вокальное (хор, ансамбль, соло), музыкальное (симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов и др.), хореографическое (сольные танцы, ансамбли и др.). Основу ансамбля песни и пляски составляют хор и танцевальная группа [3].
И стоит обозначить значительный аспект: именно деятельность ансамбля песни и пляски Александрова положила начало созданию и развитию коллективов подобного типа. По его эталону появились почти все ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, при этом не только лишь в нашей стране, но и за рубежом.
Кроме того, само звание «академический», присвоенное ансамблю Александрова в 1979г., означает в толковом словаре Ушакова «придерживающийся установленных традиций». А смысл текста «краснознамённый» в данном же словаре – «награждённый орденом Красного знамени». Ансамбль же песни и пляски Александрова был награждён этим орденом два раза – в 1935г. и в 1949г.
В начале своего исследования нам было интересно узнать, что ученики нашей школы и жители посёлка знают об ансамбле имени Александрова, слушали ли они песни в их исполнении, какие им больше всего запомнились, знают ли они что-то об основателе этого ансамбля, его заслугах. Для этого мы провели социологический опрос, в ходе которого было установлено, что 90% опрошенных жителей знают этот ансамбль и неоднократно слышали песни в их исполнении. А вот среди опрошенных учащихся школы только 38% слышали об ансамбле песни и пляски имени Александрова. Таким образом, мы убедились, что подрастающее поколение недостаточно знакомо с творчеством ансамбля песни и пляски имени Александрова. Хотя во всём мире Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова приравнивают к таким известным брендам, как Большой театр, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Алмазный фонд Московского Кремля. А раз так, значит необходимо подробно изучить деятельность Академического Дважды краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Советской Армии имени А.В. Александрова.
1.1 Александр Васильевич Александров
Дирижёр и композитор, создатель Гимна СССР и Российской Федерации, автор культовой песни «Священная война», основатель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Российской Армии Александр Васильевич Александров родился 1 (13) апреля 1883 года в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии в бедной фермерской семье [4]. В 1892 году в жизни юного Саши случилось важное событие: его пение услышал прибывший в деревню родственник семьи, солист петербургского церковного хора, певчий С. А. Заливухин. Он уговорил опекунов отпустить Сашу в Петербург. В Петербурге девятилетний Александр был принят в хор певчим. Он сдал конкурсные экзамены в Придворную вокальную капеллу, был записан в её штат и стал осваивать певческое искусство и регентское дело под управлением известного хорового дирижёра А. А. Архангельского. Не один раз ему доводилось играть в Зимнем дворце перед монаршей семьёй.
В 1900 году А. В. Александров поступил в Петербургскую консерваторию, затем в Столичную. Целое созвездие выдающихся российских композиторов шлифовали его возможности. Это А.К. Лядов, Н.А. Римский – Корсаков, А.К. Глазунов. С 1918 года Александр Васильевич Александров - педагог Столичной консерватории: через 4 года его кандидатура утверждается в звание «профессора.
Более трёх четвертей века на музыкальном Олимпе и в боевом строю всемирно известный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александра Васильевича Александрова.
Всё начиналось в далёком 1928 году, когда Александров и еще некоторое количество энтузиастов положили начало известнейшего сейчас на целую вселенную ансамбля.
Идея о создании ансамбля принадлежала театральному работнику, режиссёру Столичного эстрадного театра «Смычка» Ф.Н. Даниловичу.
Первый состав коллектива был из 8 артистов, 2-х танцоров, баяниста и чтеца, который возглавил П. И. Ильин, режиссёр, и А. В. Александров, музыкальный руководитель. Группу назвали Ансамблем красноармейской песни и пляски. 12 октября 1928 года в ЦДКА состоялся публичный просмотр первой программы нового коллектива. Просмотр определил судьбу коллектива: он получил «путёвку в жизнь». 12 октября 1928 г. возможно считать днём рождения ансамбля красноармейской песни ЦДКА им. М. В. Фрунзе. Под руководством А.В. Александрова ансамбль стал органичной частью Вооружённых Сил, положил начало созданию и развитию музыкальных подобных групп армейской песни и танца.
Летом 1929 года ансамбль начинает собственные гастроли по стране. В начале идет узнавание, привыкание, вслед за тем – известность и победа.
В 1934 году ансамбль осуществил концертное турне по великим стройкам эпохи, проехав по маршруту Днепрогэса – Магнитострой - Комсомольск-на-Амуре.
За первые 5 лет работы ансамбль побывал дважды и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии, на Балтийском флоте, на Урале, в Украине, в Приволжском, Северокавказском и Закавказском военных округах, одолел в поездках 100 тыс. км, на его выступлениях побывало больше 2,5 млн. слушателей. И всюду коллектив встречали овациями, выражая благодарность и достойную приверженность.
Ведь с самого первого момента существования коллектив ансамбля ставил перед собой задачу воспитания в красноармейской молодёжи глубокого почтения к славному минувшему нашей армии, стремление к развитию её боевых традиций. Ансамбль стал очень популярен благодаря произведениям, прославлявшим героев гражданской войны: «О 1-й Конной армии», «Обороне Царицына», «О Щорсе» и т.д. Огромную популярность имели «Кантата о Сталине», «Песня о комиссаре». Ансамбль песни и пляски
приглашали в различные концы государства. И хоть жизнь в стране в то время была не лёгкой, но именно песни в исполнении ансамбля вынуждали забывать людей о собственных дилеммах.
Позже в ансамбль был введён оркестр, состоящий из струнной группы домр и балалаек, баянов и маленький группы духовых инструментов; возросло и количество танцевальной группы. Количество в ансамбле стало равно 135 человек. Как писали музыковеды, «значительно увеличилась степень мастерства хора; коллектив поражал самых взыскательных знатоков хорового искусства своим высочайшим профессионализмом; Александров сделал ансамбль как абсолютно свежий креативный жанр, аналогов которому не было ни у кого в мире».
Летом 1929 г. осуществилось первое путешествие ансамбля в войска, которое положило начало его буйной гастрольной работе в армейские и флотские коллективы. Ансамбль красноармейской песни и пляски
снискал огромную признательность бойцов и офицеров. За это время
об известности никто и не мыслил, задача была иная - донести искусство песни и танца до всех уголков русской государства. И известность пришла уже в 1937 году, когда ансамблю был присуждён Гран – При на Глобальной выставке в Париже. За это время же в конце 30 - годов искусство боевых исполнителей было популярно на Далеком Востоке, где шли боевые действия со Страной восходящего солнца. Концерты ансамбля имели необыкновенный триумф и имели нравственное влияние на бойцов.
В 30–е годы творчество композитора достигает расцвета. А.В. Александров формирует произведения всевозможных жанров: песни патриотические – гимны, походные, шуточные, плясовые песни. Важной областью работы начальника и его основателя остаётся и обработка этнических песен. Наилучшие из них: «Ой, да ты, калинушка», «Всю – то я вселенную проехал», «Во поле берёза стояла».
Перечень песен ансамбля беспрерывно пополнялся. Наилучшие из их песен сего периода: «Забайкальская», «Поморская», «Песня к Родине» и др.
Осенью 1937 года ансамбль в составе уже 185 исполнителей, певцов и танцоров отправился во Францию [4]. Тогда правительство приняло
заключение о поездке ансамбля в Париж на Всемирную выставку. 9 сентября 1937 года Краснознаменный ансамбль в военной форме стоял на эстраде концертного зала Плейель, до отказа заполненного слушателями. Под рукоплескания публики на эстраду вышел Александров, и в зал полились звуки „Марсельезы“. Все встали. Когда отзвучал данный гимн Французской революции, раздался грохот рукоплесканий. Следом зазвучал „Интернационал“, и рукоплескания были ещё более длительными.
На следующий день в парижских печатных изданиях появились восхищенные отзывы об ансамбле и его руководителе. Известный французский композитор и музыкальный критик Ж. Орик писал: „С чем сопоставить подобный хор?.. Как не быть захваченным тонкостью аспектов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает данных артистов в единый инструмент, и кроме того какой! Данный ансамбль уже сразил Париж… Государство, имеющая этих исполнителей, имеет возможность гордиться ими“ [4, гл. 8]. Победа ансамбля превзошла смелые ожидания. Пятнадцать концертов во Франции, из которых тринадцать были в Париже, были настоящим триумфом российского искусства.
В одном из писем Александр Васильевич, находясь в концертной поездке, писал: «Мы, как и до этого, живём в поезде и выезжаем только лишь на концерты. Принимают доброжелательно, выступления проходят с ошеломляющим триумфом. Сила - то какая! Работаем достаточно много: всякий день по 2 концерта – эта обстановка и желание бойцов, командиров, политработников послушать ансамбль. Отказать – совесть не позволяет».
В 1938 году ансамбль посетил дружественную Монгольскую Народную Республику.
Великая Отечественная война - одна из самых геройских страниц нашей страны. Мужество людей, их влечение отстоять свою Родину не знало пределов. Совместно с людьми в солдатский строй встала песня. С первых дней войны песни могли помочь народу выстоять и одержать победу, они стали орудием, которое уничтожало неприятеля.
В 1-ые дни войны ансамбль делится на 4 мобильные группы для концерта перед бойцами армии в различных частях. Но зачастую ансамбль ездил и в полном составе, коллектив продолжал выступать, записывал пластинки, делал записи для кинохроники, выступал на радио. Так в кадрах кинофильма «Концерт – фронту» есть выступление хора и ансамбля песни и пляски под управлением Александра Александрова в 1942 году. За всё время войны ансамбль и в полном составе и бригадами выступил в действующей армии больше 1500 раз.
Не единожды и сын Александра Васильевича, Борис Александров, был на фронтах, возглавляя концертную бригаду. Он вспоминал: «Задачи нашей работы были согласованы с самого начала: наш фронт – это военно-патриотическая музыка, в первую очередь песня. Мы рвались любыми способами своего искусства воспитывать военный дух бойцов, его патриотизм, стойкость…» [4, с 10]. Стоит обозначить, что Борис Александрович Александров, как и основатель, был великолепным композитором. В 1943 году бригада под его управлением обслуживала войска Брянского фронта. В поездке совместно с певцами был и поэт Осип Колычев (настоящее имя Иосиф Яковлевич Сиркес). Чуть ли не в каждой части, где выступали александровцы, оставалась свежая песня, специально написанная в тандеме: композитор и поэт. На стихи Колычева Борис Александров написан ряд песен: «Ласточка-касаточка», «Несокрушимая и легендарная», «Святое Ленинское знамя», «Поэма об Украине», «Эшелон за эшелоном». И всякий раз, всюду бойцы благодарили исполнителей ансамбля за их искусство, признаваясь, что сердца их стали крепче от силы исполняемых песен. В посланиях к членам коллектива они нередко писали: «Ваши концерты воодушевляют нас, они ведут нас в бой!» [4].
В 1-й день войны Александр Васильевич Александров написал песню «Вставай, страна огромная» на стихи поэта Лебедева-Кумача. Ансамбль в первый раз исполнил ее 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале.
А уже 28 июня песню записывают на грампластинку. Со «Священной войной» уезжали на фронт, шли в бой. За время войны песня стала практически этнической песней: ее нередко пели самые различные коллективы, например рядовые исполнители, выезжавшие подымать военный дух наших бойцов. Ее исполняли в лазаретах и в тылу, она звучала по радио, накрывая собой всю величавую страну – воодушевляющий песенный щит, стерегущий от большущих бед [4, с 11].
Святая песня о священной войне – с ней шли на погибель, и она стала бессмертной, напоминая и предупреждая, отзываясь в каждом ударе сердца.
В годы войны артистам-александровцам приходилось не только петь и танцевать, но и тащить боевые машины по бездорожью, чинить мосты, железные дороги, грузить раненых в санитарные поезда… да не достаточно ли серьезных дел, в которых нуждалась страна того времени! Они не раз попадали и под бомбежки; а то и доводилось совместно с частями выходить из окружения. Притом у всех исполнителей было и боевое оружие, которое они обучались применять, чтобы при необходимости готовы были вступить в бой. За эти годы войны коллектив разучил почти 200 песен, и любая из них выделяла мощнейший импульс для борьбы с захватчиками, поднимала духовные силы, вселяла уверенность в неизбежности скорой победы.
Колоритную картину такового взаимодействия обрисовала в собствен-ном материале от 30 апреля 2008 года журналистка издания «Красная звезда» Елена Павлюткина: «На фронте александровцев обожали и, естественно, оберегали, а те трудились с абсолютным напряжением сил. Нередки были дни, когда только заканчивался концерт в одной части, как доводилось грузиться на машины и мчаться в другую. Давали порой по пять концертов в день: группами, частями, бригадами. Находясь каждый день в атмосфере фронта, актеры фронтовых бригад старательно пополняли репертуар, сами делали хлесткие сатирические частушки. Признательность слушателей была велика. Однажды на одном из участков фронта командир части после выступления ансамбля обратился к артистам: „Дорогие друзья! Вы только что дали нам отличный концерт. В ответ на него выступят и наши „артисты“. Раздалась команда: „В честь Краснознаменного ансамбля – огонь!“. И на неприятеля обрушился смертоносный огонь. И подобный вот огневой ответ противнику на песенный лозунг александровцев „К победе!“ был не единожды».
2.5 Мировое признание
В послевоенные годы ансамбль имени Александрова давал концерты: в парламенте Канады, в Ватикане, в Штаб-квартире НАТО, а также записывал гимн Великобритании, исполнял с Бушем-старшим песни о дружбе на лужайке у Белого дома. И такое триумфальное шествие ансамбля песни и пляски имени Александрова наступает с 1949 года по всей планете –Польша, Чехословакия, Бельгия, Франция, Финляндия, Монголия, Румыния, Болгария, Венгрия, Британия, Югославия, Канада, Китай. Ансамбль Александрова - это один из брендов нынешней прогрессивной России. Любое выступление этих исполнителей в военной форме, в любой точке мира - это целое событие. Хор ансамбля популярен как наилучший мужской хор в мире. Для описания профессионализма оркестра музыкальные критики не жалеют эпитетов: «Виртуозно, ослепительно, невообразимо, непостижимо», а на тему александровский хореография говорят так: «Танцоры от бога».
Ансамбль приглашают непосредственно повелители, президенты, в том числе и сам Папа Римский. Концерт александровцев в Ватикане в честь дня рождения Папы Иоанна Павла II вызвали в Италии бурю впечатлений. «…Сегодня нам продемонстрировали зажигательные пляски, музыку и песни, в которых чистосердечно выражается нрав великого русского народа.»
Гастроли в разных странах, кроме работы, дают возможность познакомиться с особенности данных государств, узнать побольше о людях, о культуре, обычаях. А еще у этих артистов в погонах есть добрая традиция: куда бы они ни приехали с выступлением, в программе в обязательном порядке есть композиция на языке той страны, где выступают.
Первое британское издание писало: «Если бы актеры русской армии были ориентированы в качестве авангарда, они имели бы возможность просто достичь всякий мегаполис в мире без орудия, лишь только со сцены». Ансамбль Александрова - идеальный образец этого. Именно за это концерты александровцев именуют «поющей дипломатией», а сам ансамбль – поющей легендой.
Однажды выступление ансамбля песни и пляски проходило в Брюсселе, и незадолго до него у управления ансамбля возникла небезынтересная мысль - выполнить выступление напрямик в Штабе НАТО. Концерт по другую сторону "стального занавеса" имел громкий триумф, а западные дипломаты нарекли хор «самым крепким оружием российской армии, с которым никакое железо не сравнится".
Коллективу имени Александрова рукоплескали более чем в 70 государствах мира. Миллионы людей связывают своё представление о российской культуре как раз с ним, с ансамблем песни и пляски Александрова, но всё же любимая публика для ансамбля – это наш русский боец, та публика, из-за которого ансамбль и был создан в далёком 1928 году. И если где – то есть жаркие точки и там есть военнослужащие, то ансамбль Александрова уже там: Афганистан, Косово, Босния, Герцоговина, Чечня, Таджикистан, а еще лазареты и военные части. И естественно, самое значимое в репертуаре ансамбля занимают наши неподражаемые по духу и красе - военные песни. Такие как: «Путь», «Смуглянка», «Катюша».
А чего стоит лишь одна песня «Калинка» в исполнении Евгения Беляева, Вадима Ананьева. «Калинка» стала самой известной песней в мире. Её понимают и поют всюду – в Болгарии, в США, в Чехии, в Турции, Мароко, Сербии. Сколько поколений артистов сменилось за 90 с лишним лет существования ансамбля, а «Калинка», например, так и остаётся его визитной карточкой и не только ансамбля. Она стала визитной карточкой всего нашего государства. Александровцы исполняли «Калинку» на всевозможных сценах мира больше 50000 раз! А исполнение песни «Хотят ли русские войны» дважды Краснознаменным имени А. В. Александрова ансамблем песни и пляски во время его зарубежных гастролей становится своего рода политической акцией. «Вот так она и продолжает звучать, неся людям планеты правду о нашей стране, о нашем миролюбивом народе, став глашатаем мира и борцом за мир. Мы не хотим стрелять, мы хотим петь, плясать и дружить» [4, с 20].
Юрий Ухов, ведущий хормейстер, заслуженный актер РФ рассказывал: «У нас вообще довольно размашистый по жанрам репертуар. Не считая того, что мы исполняем лучшие песни русские, российские, отечественные. Не считая этого, у нас есть и церковная программа. Мы принимали участие в открытии Храма Христа Спасателя. Данную программу мы возили и во Францию. Помимо этого у нас есть и песни в жанре рок. В 2006 году в Праге ансамбль Александрова выступал вместе с финской рок – группой «Ленинградские ковбои».
Довольно часто известные отечественные исполнители считают за честь выступать с Академическим ансамблем имени Александрова.
И. Кобзон не раз выступал с ансамблем Александрова, в особенности в Болгарии, где звучала знаменитая песня «Алёша», «Подмосковные вечера». И каждый раз слушатели были сражены массивным многоголосием, тончайшим лиризмом, мастерским исполнением песен ансамблем Александрова. Не случайно именно в этом коллективе появился гимн СССР, а весь репертуар ансамбля назван "учебником истории государства».
Во время гастролей 1956 года в Англии сдержанная на похвалы английская пресса враз перестала скупиться на похвалу. Во время гастролей ансамбля в Англии газеты писали: «Вчера Красная армия без единого выстрела взяла Лондон». «Эти солдаты или их предшественники воодушевляли русские войска на различных фронтах войны. И ничего нет удивительного в том, что Красная армия вышвырнула Гитлера за пределы своей страны» [4].
Как-то, рассказывая о зарубежных поездках коллектива, заслуженный артист России Виктор Григорьевич Кадинов, отдавший ансамблю более 60 лет (сначала был солистом, потом стал администратором), в беседе с журналистами говорил: «В 1963 году, когда мы были первый раз в Париже, газеты писали: „Сегодня ансамбль Александрова без единого выстрела завоевал и Париж!“. В 1956 году в Лондоне пресса восторгалась: „Если хотите услышать, как на самом деле надо петь „Боже, храни королеву“ – обязательно побывайте на концерте ансамбля Александрова“. Мы выступаем одинаково ответственно в любом городе, будь то Воронеж или Рим. Иностранные хиты специально учим, когда выезжаем за рубеж. Хотим, чтобы люди получили наслаждение. Наш секрет в том, что мы стараемся, чтобы и армейские песни, и народные, и эстрадные шлягеры звучали искренне» [4, с. 21].
Но самое, пожалуй, точное определение ансамблю песни и пляски дал премьер-министр Англии Уинстон Черчилль в Ялте 1945 года, назвав ансамбль "поющим оружием, которое абсолютно точно можно было бы применить взамен второго фронта…».
2.6 Руководители. Награды.
С Ансамблем песни и пляски Российской армии связала свою жизнь целая династия Александровых. Генерал-майор, народный артист СССР Александр Васильевич Александров руководил ансамблем 18 лет, до своей скоропостижной смерти в Берлине в 1946 году. В 1949 г. ансамблю было присвоено его имя. Затем 41 год во главе коллектива стоял его сын, генерал-майор, народный артист СССР Борис Александрович Александров. Два других сына Александра Александрова – Александр и Владимир – были дирижерами и руководителями оркестра. В последние 30 лет ансамблем руководили известные, авторитетные музыканты:
В апреле 2016 г. директором и художественным руководителем ансамбля был назначен народный артист России, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Сейчас приказом министра обороны Сергея Шойгу начальником Академического ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова назначен полковник Геннадий Саченюк.
За время многолетней деятельности коллектив ансамбля был неоднократно награждён. Александровцы награждались дипломом «Grand Prix» Международной выставки техники и искусства в Париже в 1937г, дипломом «Grand Prix» Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Будапеште в 1949г, призом «Золотой диск» французской фирмы грамзаписи «Le chant du monde» («Песня мира»), дипломом ЦК ВЛКСМ и званием лауреата Всесоюзного фестиваля советской молодёжи , иностранными государственными наградами, в том числе чехословацким орденом «Красная Звезда» за заслуги в укреплении дружбы между народами двух стран в 1964г. и монгольским орденом «Боевые заслуги» за вклад в укреплении дружбы между народами двух стран [6].
3. Восстановление после аварии.
Одна из традиций ансамбля Александрова — давать новогодние концерты в отдаленных гарнизонах страны и горячих точках. В каждом гастрольном городе артисты навещают ветеранов и дают небольшие импровизированные концерты прямо дома для тех, кто не имеет возможность прийти на концерт [7].
25 декабря 2016 года случилось катастрофа самолета Ту-154, во время которого погибло 68 артистов ансамбля, которые направлялись в охваченную войной Сирию, чтобы выступить в Алеппо перед отечественными военнослужащими с рождественской программой. Среди погибших был и дирижер РФ, художественный руководитель ансамбля им. Александрова генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов, возглавивший коллектив лишь в мае 2016-го. Валерий Михайлович еще считался основателем и управляющим интернациональных военно-музыкальных фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны», «Марш столетия» и Интернационального военно-музыкального фестиваля в Южно-Сахалинске. В аварии погиб практически весь хор ансамбля – наилучшие голоса страны…
В день катастрофы все средства массовой информации облетела эта ужасная новость, услышав которую, миллионы людей не сумели сдержать слез. Еще на борту разбившегося Ту-154 были корреспонденты русских каналов «Первый канал», НТВ, «Звезда» и активистка Татьяна Глинка (знаменитая «Доктор Лиза). Сослуживцы Глинки позднее заявили, что она летела в Сирию, чтобы отвезти лекарства в институтские больницы Тишрин в Латакии. За 2 недели до катастрофы на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным она заявляла о значимости и угрозе гуманитарных операций в зоне военных действий. В это время Глинка получала из рук В. В. Путина премию РФ за выдающиеся заслуги в области правозащитной работы. В ответной речи доктор Лиза произнесла пророческие слова: «Мы никогда не уверены, что вернемся назад живыми, потому что война – это ад на земле. И я знаю, о чем говорю…»
В авиакатастрофе над Черным морем погибла третья часть известнейшего коллектива и практически целый состав знаменитого
хора: и состоявшиеся именитые артисты, и те, кого ещё лишь только ждала эстрадная карьера. Были убиты молоденькие, одаренные выпускники Московской, Санкт-Петербургской консерваторий, Хоровой академии имени Свешникова… Наш известный дирижер Владимир Федосеев сказал тогда: «Невероятная катастрофа для нашей культуры. Прервалось что-то довольно весомое, величавое, непременное. Когда и как оно может быть восстановлено – непонятно. Но хор обязан возродиться!».
Печаль по погибшим не исчезнет никогда. И не забудет их никто. Но ансамбль все же возродится и станет существовать, как предсказывал В. Федосеев и иные деятели культуры. Потому что ансамбль Российской армии – это не только один из самых известных российских брендов, но и то, с чего начинается Родина … «У каждого человека чувство родины очень личное, которое, быть может, наилучшим образом выражается в наших любимых песнях», – удивительно точно написала журналистка М. Бабалова. Как указывалось, «легендарная летопись ансамбля неотделима от истории России, ее Вооруженных сил. А коль существует Россия и наша армия – должен существовать и армейский ансамбль Александрова. Такова простая логика. И в этой простоте – истина» [4, с 21],
Министр обороны РФ Сергей Шойгу сказал о необходимости восстановления коллектива. Менее чем за 2 месяца было создано, казалось бы, невообразимое: академический ансамбль восполнил недостающий состав. На замену погибшим пришло пополнение — наилучшие актеры со всей России. Не все из их пока назначены на должности, но, практически, весь штатный состав коллектива — 285 человек — восстановлен.
И вот 16 февраля 2017 года в Театре Российской армии в первый раз вышел на сцену Ансамбль имени Александрова в новом составе. Пресс-секретарь – зам. министра обороны РФ Николай Панков заявил, что новыми певцами ансамбля стали наилучшие из наилучших, и что восстановление знаменитого коллектива в сжатые сроки стало для Министерства обороны важной серьезной задачей. 23 февраля Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова в обновлённом составе выступил и в Кремлевском зале. На торжественном выступлении, посвященном Дню защитников Отечества, присутствовал и президент РФ Владимир Владимирович Путин. На сцене Кремлевского зала между иных приглашенных артистов выступали воспитанники Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В. М. Халилова и воспитанники детской школы-студии «Юные Александровцы». Александровцы предложили программу «Россия – это праздник!», исполнив любимые почти всеми поколениями «Калинку» и «Катюшу».
Как и их предшественники, ансамбль в новом составе по-прежнему организовывает выступления по всей стране и продолжает победно шествовать по Европе; «российская армия шествует по Европе не с танками и пушками, а с трубами и песнями», – так определит заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств России, полковник Леонид Иванович Малев. «Они станут распевать российские песни и песни тех государств, где будут выступать. Станут возлагать венки к братским могилам русских солдат и офицеров, убитых за освобождение Европы. Своими заливистыми голосами они – блистательные актеры с солдатской выправкой, одетые в военную форму, – продемонстрируют миру, что мир возможен, только когда звучит песня. Потому как спето ими уже не раз, не раз и повторится: «Когда поют солдаты — спокойно дети спят». » [4 с 25]
В современной России ансамбль известен под именем «Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова». Это его полное название, в котором упомянуты советские государственные награды, которых удостоен коллектив - разработчик и хранитель высокого исполнительского образца – русской песни, русского танца, русской музыкальной классики. Легендарная на целую вселенную «Калинка», «Эй, ухнем», «Ах ты степь широкая», «Во поле березонька стояла» — как это поет мужской хор ансамбля, нет равного по широте, духовному размаху, по подлинности. Основополагающую роль сыграл ансамбль и в становлении жанра армейской песни — именно здесь наша армия на все времена обрела свой песенный голос. «Мы армия народа», «Когда поют солдаты», «Соловьи» - неужели возможно нынче предположить дух российской армии по другому, чем он отражен в данных шедеврах? Причём дух не только Красной Армии, Российской Армии, — тут мы находим суть, характер, душу русского воинства вообще, начиная с былин. Не надо тратить слова, чтобы определить, что такое русский солдат, довольно вслушаться в ставшие традиционными песни ансамбля.
И нынешние бойцы России узнают себя в данных песнях, как узнали бы, без сомнения, бойцы Бородинской битвы или битвы на Куликовом поле (кстати, художественный руководитель ансамбля Виктор Алексеевич Федоров написал великолепную песню, которая и именуется — «Солдаты России»). Это и есть приятное выражение преемственности, о которой уже рассказывалось. И Краснознаменный ансамбль как раз этим и запомнится всем, кто хоть однажды их слышал. Слова о народности — не просто девиз. Ансамбль имени Александрова сумел раскрыть душу российского бойца, питая свое творчество соками русских корней. Истинная же народность подразумевает, как писал Достоевский, всемирную отзывчивость русского человека. И вследствие этого ансамбль способен наполнить — и исполняет — песни различных государств и народов с той же глубиной и проникновенностью, как и свои, родные и близкие.
Подводя итог своей исследовательской работы, можно сделать вывод, что роль ансамбля песни и пляски имени Александрова в мировой культуре огромна, что деятельность ансамбля песни и пляски имени Александрова способствует пропаганде музыкального искусства России, приобщает молодое поколение к замечательному музыкальному наследию, прививает уважение к культурным традициям нашей страны и других стран мира. Следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно расширить круг своих музыкальных пристрастий. Ведь мы достаточно подробно раскрыли деятельность ансамбля песни и пляски Александрова в разные временные промежутки. А это значит, что цель нашей работы достигнута. Но ещё хочется добавить, опираясь уже на моё собственное восприятие творчества ансамбля, призвав молодёжь: «Слушайте песни, смотрите танцы в исполнении ансамбля имени Александрова, у них и нам есть чему поучиться». И тогда абсолютно не важно будет, сколько вам лет, какие у вас политические взгляды и предпочитаете ли вы русские песни или эстраду, но хор ансамбля имени Александрова вы буквально будете слушать не дыша. А вот отчего так — никто не может отгадать уже практически 100 лет. Но возможно всё дело в том, что основатель ансамбля Александр Васильевич Александров сам пел в церковном хоре и был последним регентом храма (руководителем церковного хора) Христа Спасателя. И созданный им мужской хор поёт свои песни так, будто молится за нас, поёт душой и сердцем.
Список литературы
Приложение
Ночная стрельба
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Именинный пирог
10 осенних мастер-классов для детей
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен