I Республиканский тур
Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В.И.Вернадского»
Тема: Баргузинские буряты:
особенности традиционной одежды
I Республиканский тур
Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В.И.Вернадского»
Тема: Баргузинские буряты:
особенности традиционной одежды
Авторы: Надмитов Жамбал, ученик 7 класса
Дамбаева Алтана, ученица 6 класса
Научные руководители: Буралова Зинаида Гунзеновна,
Цыбикова Эльвира Игоревна
Место выполнения работы: МБОУ «Курумканская СОШ № 1»,
Республика Бурятия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. У каждого народа есть свой национальный костюм, который является важнейшим компонентом культуры и средством самовыражения личности, рода, нации. Он указывает на нашу родовую, племенную, этническую принадлежность. Мы задумались над вопросом, почему буряты, живущие в Баргузинской долине, не носят свой традиционный костюм? Есть ли он вообще? Традиционный костюм, который мы носим по праздникам, - это одежда хори бурят: халаты с широким разноцветным энгэр и островерхие шапки с навершием-дэнзэ. Оказалось, что мы ничего не знаем о традиционной одежде своих предков – баргузинских бурят. Так возникла проблема. Для ее разрешения мы поставили цель – восстановить традиционный костюм баргузинских бурят и выявить его особенности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить литературу по краеведению и этнографии;
2) побеседовать со старожилами об одежде бурят нашей местности;
3) посетить этнографическую экспозицию «Одежда моих предков» в краеведческом музее им.Г.-Д.Э.Дамбаева в с.Барагхан;
4) найти и проанализировать покрой костюмных комплектов, составить их характеристики и нарисовать эскизы;
5) сшить традиционные костюмы баргузинских бурят;
6) презентовать свою работу на НПК.
Гипотеза: Если мы будем знать и носить традиционный костюм своих предков, то можем способствовать развитию традиций и обычаев своего народа, сохранению материнского диалекта, родного языка, истории своей «малой» родины.
Объектом данной исследовательской работы является материальная культура бурят, предметом – традиционный костюмный комплект жителей нашей местности.
Степень изученности темы
В научной литературе и в практическом использовании на сегодня отсутствуют утвержденные виды баргузинского традиционного костюма, покрои и эскизы, что порождает различные толкования и несоответствия.
При написании работы были использованы такие методы исследования как работа с документами музейного и семейного архивов- фотографиями, изучение литературных источников, методы интервьюирования и анкетирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы на уроках «Литература Бурятии», факультативах и классных часах.
Глава I. Теоретическая часть. Происхождение баргузинских бурят
Проводя исследования по данной теме, мы изучили большой теоретический материал о происхождении баргузинских бурят.
В «Летописях баргузинских бурят» (1887 г.) Ц.Б. Цыдендамбаева говорится: «Баргузинские буряты перешли в Баргузин из Иркутской губернии Верхоленского округа с урочища Анги в 1740-х годах». В «Летописи баргузинских бурят», написанной тайшой баргузинских бурят Цыдыбжабом Сахаровым в 1887г., говорится о том, что в начале XVIII века, в 1700-ые годы, предки родов эхирит, булгат, галзут, сэгэнут и эмэхэнууд под предводительством Андрея Шепшеева начали перекочевывать в Баргузин и стали осваивать Баргузинскую долину[8,10]. Первые прибывшие сюда 100 семей стали родоначальниками баргузинских бурят. Места расселения баргузинских бурят ранее принадлежали тунгусам. Согласно баргузинским летописям Ц.Цыренова, в Баргузинской долине насчитывается 8 родов: «это Абзай, Шоно, Баяндай, Сэнгэлдуур, Эмэхэнут, Булгат, Галзут, Цэгэнут» [11]. Эти данные подтверждаются словами знатока истории родного края, доктора филологических наук, профессора Ж.С.Сажинова [9].
Таким образом, традиционный костюм баргузинских бурят складывался на протяжении трехсот лет. В связи с тем, что баргузинские буряты имеют общие этнокультурные корни с верхоленскими бурятами родов эхирит и булагад, мы приходим к выводу: весь комплекс традиционного костюма баргузинских бурят должен иметь сходство с предбайкальскими бурятами и отличаться от традиционной одежды хоринских бурят.
Глава II. Практическая часть. Анализ материала, собранного у информантов – старожилов Курумканского района.
Нами собран большой материал по одежде наших предков: воспоминания, беседы со старожилами, живущими в Курумканском районе - Сонголовой Е.Г., Дондуповой Е.М., Батуевых С.Ж. и С.Ж., Жигжитова Б.Д., Хурхесовой Д.Ш.; эскизы искусных швей и художников; фотоматериалы семейных архивов и архивов краеведческого музея им.Г.-Д.Э.Дамбаева в с.Барагхан.
Ветеран педагогического труда Сонголова Екатерина Галсановна (1954 года рождения, с. Улюнхан) поделилась с нами знаниями о выкройке и шитье традиционной баргузинской одежды, дала нам эскизы различных мужских и женских комплектов одежды (см.Приложение 1).
Ветеран труда Евдокия Музиевна Дондупова (1938 года рождения, с.Улюнхан) рассказала нам о шитье традиционной обуви баргузинских бурят (см.Приложение 2).
Рассказы Жигжитова Бошигто Дымбреновича (1947 года рождения, с.Курумкан) о бурятском дэгэле, также воспоминания ветерана педагогического труда Хурхесовой Дышигмы Шойнхоровны (1952 года рождения, с.Арзгун ) о традиционной бурятской шапке оказали ощутимую помощь в восстановлении традиционной женской одежды баргузинских бурят(см.Приложение 3).
Бесценной находкой являются убэлэй дэгэл и хабар-намарай дэгэл, принадлежащие Чойбоновой Сойжид Нясуевне (1891-1973гг.) и сшитые ее руками в 50-х годах XX века. Дэгэлы сегодня бережно хранятся у ее внучек Батуевой Софьи Жамсарановны и Светланы Жамсарановны (с.Курумкан, 1946 и 1948 годов рождения ) (см.Приложение 4).
Дэгэл сшит на основе выделанной овчины с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. Дэгэл прямого фасона, талия не выделяется, лиф прямой, подол чуть расклешенный. Рукава цельнокроеные, неотрезные, сужающиеся книзу. Покрой рукавов отличается цельностью, проймы и окаты рукавов узкие. Концы рукавов и лиф (энгэр) акцентированы полоской-нашивкой в 6-7 см оттеночного зеленого цвета даалимба. Украшением зимнего дэгэла является отложной воротник из выдры – халюун заха (см.Прил. Фотография 1).
Так, по словам информаторов, мужские и женские дэгэлы имеют две полы - верхнюю (урда хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой [1,2,]. Одежду из тканей шили способом хyшэжэ - «иглой вперед». Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась. Как у мужского, так и у женского халата расположение застежки было одинаковым: у левого борта и лифа на правом плече [2,4]. Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.
2.1 Особенности традиционного костюма у баргузинских бурят
Анализ собранного материала, рассказов старожилов, изучение фотографий и музейных экспонатов показали, что традиционная мужская и женская одежда мало отличалась. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов. Но в верхней одежде у баргузинских бурят появляются свои особенности, связанные с влиянием костюмов забайкальских бурят, заимствований из русской и эвенкийской культур.
Верхняя одежда делится на четыре разновидности:
Необходимо отметить следующие особенности в традиционном костюме у баргузинских бурят:
Рукава неотрезные, сужающиеся книзу. Подол, борта, концы рукавов, ворот, лиф (энгэр) акцентировались полосками шелка, бархата и меха, который характерен только для верхоленских бурят. В отличие от забайкальских бурят обшлаги и буфы встречаются редко. Мужской тэрлиг подпоясывается широким трехцветным кушаком с кистями.
К женской одежде обязательным дополнением является безрукавка. По некоторым данным, она была короткой для домашней работы- хантааза, длиннополой –дэглээ, дэглэй дабхаса - для праздников. Иногда к короткой безрукавке пришивали собранную на талии длинную юбку с разрезом сзади [1,2].
Шубу шили из овчины, длинношерстной мерлушки, покрывая далембой, китайским шелком, бархатом (см. Приложение 1. Фотография тайши Р.Сотиева). Мужчины опоясывались трехцветным кушаком.
Женские шубы были преимущественно из синего и красного (все оттенки) цветов, а мужские темного (темно-синего, темно-зеленого, коричневого, серого, черного) цвета.
Исходя из того, что баргузинские буряты имеют общие этнокультурные корни с верхоленскими бурятами родов эхирит и булагад, мы приходим к выводу: традиционный костюм баргузинских бурят имеет сходство с костюмом верхоленских бурят и отличается от традиционной одежды хоринских бурят (см. Таблица 1).
Мужской халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым.
Изучив исторические документы, архивные материалы, фотографии, мы приходим к выводу о том, что мужской традиционный костюм баргузинского бурята был 2 видов:
-1 вид по выкройке похож на костюм верхоленских эхирит-бурят: верхняя длиннополая одежда с прямым разрезом спереди и воротником шалью. Носили ее с кушаком. Прямоспинная верхняя одежда с прямым вырезом впереди с прямым разрезом впереди, с расширяющимися книзу полами. Воротник длинный, шалеобразный, рукава выкраивались отдельно и пришивались к прямосрезанному стану. Конец рукавов и ворот обшивали бархатом, мехом из выдры, соболя. Данный вид традиционного костюма мы видим на фотографии баргузинских бурят, запечатленной на коронации Николая II в 1895 году. В этом костюме запечатлены Соодой-лама и Жигмит Цыденов (Аранзаев) (см.Прил. Фотография 2. Делегация баргузинских бурят+ Эскизы Сонголовой Е.Г.).
2 вид мужской традиционный костюм баргузинского бурята похож на найденный нами экземпляр верхней одежды пожилой баргузинской женщины.
Дэгэл с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. Он прямого фасона, лиф прямой, подол чуть расклешенный. Рукава неотрезные, реглан, сужающиеся книзу. Покрой рукавов отличается цельностью, проймы и окаты рукавов узкие. Концы рукавов и лиф (энгэр) акцентированы полоской-нашивкой из ткани даалимба, сукна, шелка или из меха в 1-1,5 см. Украшением зимнего дэгэла является отложной воротник из бархата, сукна, далимба или меха (булган, халюун заха). Воротник дэгэла широкий (из меха) и его длина примерно на одну треть была короче обхвата шеи, т.е. концы воротника не сходились у яремной впадинки.
Этот вид мы видим на фотографиях тайши Баргузинской степной думы Ринчина Сотиева и на фотографии, найденной в книге Сахара Хамнаева, где запечатлена семья баргузинского бурята (см.Прил. Фотография 3. Тайша Р.Сотиев+ Эскизы Сонголовой Е.Г.).
Традиционный женский костюм баргузинских бурят
В комплексе верхней женской одежды можно выделить два вида: традиционная одежда (тэрлиг, дэгэл) и платье, появившееся под влиянием русских, причем оба вида носятся с безрукавкой. Комплекс состоял из рубахи глухого типа (армаахи, урбаахи), штанов с широким шагом (yмдэн).
Верхняя женская одежда зимняя (hамган дэгэл)
Верхняя одежда девушек и пожилых женщин разительно отличалась от верхней традиционной одежды замужних женщин, она повторяла покрой мужской одежды и была неотрезной по линии талии, с цельнокроеными рукавами.
Во время полевых работ нами найден экземпляр верхней одежды пожилой баргузинской женщины. Зимний дэгэл темно-серого цвета, сшитый в 50-х годах Чойбоновой Сойжид Нясуевной с 1891 года рождения. Дэгэл сшит на основе выделанной овчины с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. Дэгэл прямого фасона, талия не выделяется, лиф прямой, подол чуть расклешенный. Рукава неотрезные, сужающиеся книзу. Покрой рукавов отличается цельностью, проймы и окаты рукавов узкие. Концы рукавов и лиф (энгэр) акцентированы полоской-нашивкой в 6-7 см оттеночного зеленого цвета даалимба. Украшением зимнего дэгэла является отложной воротник из выдры – халюун заха (см.Прил. Фотография 1).
Данный экспонат является прямым подтверждением этногенетических корней баргузинских и верхоленских бурят. По мнению исследователя Бадмаевой Р.Д., у верхоленских же буряток воротник дэгэла был в два раза шире (из меха) и его длина примерно на одну треть была короче обхвата шеи, т.е. концы воротника не сходились у яремной впадинки, тогда как у забайкальских бурят обрабатывался декоративной тесьмой и его длина равнялась обхвату шеи.
Также отличаются крой и оформление рукавов (хамсы) в верхней одежде замужних, проявлялись различия и в длине рукавов и оформлении их концов: рукава одежды у верхоленских женщин, которые носили рукавицы, рукава часто оформлялись как просто отвороты и концы рукавов отделывались аналогично подолу, срезам борта и энгэру (полосами парчи, шелка, бархата и меха). Длина верхней одежды также имела отличия: она доходила примерно до середины икры, соответственно и длина безрукавок была до уровня колена. Запах верхней одежды женщин эхиритских бурят был не таким глубоким, как у забайкальских.
По словам нашего информатора Сонголовой Екатерины Галсановны, «эхэнэр хубсаhа шадаха соогоо гоёохо ёhотой». Поэтому богатые женщины вырез грудной части украшали широкой, занимавшей почти всю грудь нашивкой из пластины меха выдры (ширина 18-20 см), полосками тонкого сукна и шелка, бархата и меха, который характерен только для верхоленских бурят. Такая же декоративная нашивка проходила по низу и бокам подола. Подол собирался в сборку («хормойнь хуняадаhатай байгаа»).
Верхняя одежда девочек
Детская одежда и для девочек, и для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т.е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные - регланом. До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные из шелка в полоску. По словам Сонголовой Е.Г., «басаган дэгэл 10-тай болотороо хубуунэй шэнги байгаа».
Заключение
Таким образом,
Использованная литература:
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Калитка в сад
Сказка на ночь про Снеговика
Астрономический календарь. Март, 2019
Что общего у травы и собаки?